Семинар для воспитателей доу на тему экология. Семинар-практикум для воспитателей. «Экологическое воспитание - экологическая тропинка в детском саду. Игра «Сидячий круг среды обитания»

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание - экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи: Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада; Разработать план работы педагогов в данном направлении; Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ. Участники семинара: педагоги МДОУ, родители. Ход семинара - практикума: Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя... «Творческая мастерская» Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). (Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

2 Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану: 1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.). 2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами способы реализации и достижения результата. 3. Возраст детей, для которых он предназначен. 4. Где расположен и как оформлен. 5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов указать названия животных, растений). 6. Зонирование помещения (если это требуется). 7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.) Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов. Ведущая: Подведя итог-выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МБДОУ, так и внутри ее. Педагогическая змейка: Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

3 (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами). Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании * используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);» в) в здании детского сада. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав),

4 мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране» дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада). «Конструкторы». Ведущая: Каждая команда получает два общих задания: Разработать схему экологической тропинки на территории МБДОУ;

5 Разработать схему экологической тропинки в учреждении. На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы. По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы на территории МДОУ. Этапы создания и оформления тропинки Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей: > детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

6 Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада). Основные мероприятия, направленные на создание экологической тропы в МДОУ. 1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки. 2. Старшим воспитателем и творческой группой разрабатывается дизайн остановок будущей экологической тропы. * 3. Воспитателями средней группы разрабатывается дизайн экологической сферы внутри дошкольного учреждения. 4. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории детского сада.


МБДОУДС 4 «Семицветик» г. Сасово. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» Провела: воспитатель Гуськова И.А. Дата проведения: 16 апреля

Экологическая тропа в детском саду Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенкадошкольника, воспитание начал экологической культуры Задачи: Развитие познавательного интереса

Презентация проекта «Экологическая тропа в детском саду» Выполнила: воспитатель Карпова Л.В. 2018г. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

МКДОУ д/с 5 «Ласточка» Проект «Растения детского сада» (2-ая младшая группа) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Черноусова В.Н. Г.Лермонтов 2014 Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Веснина Елена Александровна воспитатель МКДОУ 7 «Чебурашка» г. Мирный, Архангельская область ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ДЕТСКОМ САДУ Аннотация: в статье описывается опыт приобщения детей

2013г. ВВЕДЕНИЕ Путеводитель по тропе «Тропа удивительных открытий» составлен так, чтобы его материалы могли использовать воспитатели ДОУ при проведении экскурсий с детьми дошкольного возраста. Основное

Проект «Путешествие по экологической тропе» ГБОУ СОШ с. Пестравка структурное подразделение детский сад «Колосок» Авторы презентации: Лахула Татьяна Николаевна Гофман Тамара Николаевна Паспорт проекта.

Выполнили воспитатели старшей группы «Солнышко»: Чичаева Н.А Каширина Е.А Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 12 «Орлёнок» г.лобня В.С.Тихомирова Приказ от «Добро пожаловать в страну «Экология» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРЕДНЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Использование проектного метода в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Полуэктова М.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 8 «Черемушка»» г. Тотьма

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА специально оборудованный учебный маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ Из опыта работы инструкторов по физическому воспитанию Колесниченко С.Г. и Панченко Н.Г. МБДОУ «Центр развития ребенка 2» ТУРИСТИЧЕСКИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 18 «ЖУРАВЛИК» «Реализация проекта по созданию природного развивающего комплекса «По Югорским тропинкам» на

Энциклопедия безопасного поведения Раздел: Ребенок и природа «Береги свою планету ведь другой на свете нет» Старшая группа «Теремок» Воспитатель: Юстенюк Т.В. Цель - развитие основ экологической культуры

Экологическая тропа Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность

Экологическая развивающая среда в ДОУ как одно из важных условий реализации системы экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание «это формирование у детей экологического сознания

Пермский край, Краснокамский муниципальный район МБДОУ «Детский сад». 15 «В гостях у осени» педагогический проект для детей старшей группы с ЗПР Разработали. Воспитатели: М.Е Улитина Т.М.Гребенникова Учитель-логопед:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 36 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭКОЛОГИЮ Антропова Светлана Александровна Цель: -дать практическую направленность экологическим знаниям

Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребительское

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

План мероприятий в рамках Года экологии (2017) в МБДОУ детском саду «Ладушка» п/п Дата Мероприятия проведения 1. Работа с педагогами Ответственные 1.1 Оформление выставки методической литературы и пособий

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ «Соболенок»: Морокова Т.К. Актуальность Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Разработали: творческая группа педагогов МБДОУ детский сад 15 «Теремок» г. Котовск 2012г. Цель проекта: создание единого эколого-развивающего пространства посредством взаимодействия с образовательными

Утверждаю: Заведующий МКДОУ Савкинский детский сад Приказ 28 от 27.05.2015 /Н.И.Погорелова/ Перспективное планирование на летне оздоровительный период на 2015г Цель работы: Сохранение и укрепление физического

МДОУ Детский сад 101 «Проект - Экологическая тропа в ДОУ» Подготовил: Корнилова В.М. воспитатель высшей категории Тверь, 2016 Тайны живой природы Цель проекта: создание условий в ДОУ для формирования у

Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье Автор проекта: Чемакина В.С., МБДОУ «Детский сад 12» г. Торжок, Тверская область Аннотация Потребительское

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ по формированию экологической культуры дошкольника МАДОУ ЦРР д/с 20 «Дюймовочка» Учитель экологии Гоголинская Наталья Александровна «Маленький ребёнок познаёт мир с открытой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Приложение 1 «Утверждаю» Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ Л.Н. Батурина Рабочая программа ознакомительного

В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 96 «Ботанический» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по РППС ДОУ по экологическому воспитанию

Центры познавательноисследовательской деятельности на территории ДОУ Мельникова Елена Борисовна Старший воспитатель МБДОУ ЦРР «детский сад 217» г. Барнаула Одним из способов создания единого образовательного

МЕСЯЦ МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЬ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СЕНТЯБРЬ Изготовление с детьми книжки малышки «Путешествие осеннего ли сточка» Закрепление представлений детей о характерных признаках

Экологический проект по созданию условий для экологического воспитания детей на прогулочной площадке Воспитатель МКДОУ «Детский сад 5 «Орешек» Коркмазова Мира Аскербиевна г. Черкесск 2016 Экологический

Администрация Дмитровского муниципального района Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ИДА 2 «ЖЕМЧУЖИНКА» 141800, г. Дмитров, мкр. Аверьянова,

План мероприятий в рамках проведения «Года экологии» на 2017г. Мероприятия Срок проведе ния Работа с педагогами 1 Разработка Плана мероприятий и рекомендаций для воспитателей по проведению в 2017 году

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 5 «Золушка» Доклад на тему: Развитие нравственных представлений у дошкольников в процессе общения с природой родного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО КРАСНОЕ!» ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:

Работа с кадрами 1 Знакомство педагогов с Указом Президента РФ и Указом Президента РБ об объявлении 2017 Годом экологии январь Заведующий 2 Составление плана работы по Заведующий январь «Году экологии

«Современные педагогические технологии в практике работы педагога дошкольном образовательном учреждении по этнокультурному направлению» Ефремова Л. А. воспитатель МДОУ «Детский сад 32 комбинированного

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Материалы подготовила воспитатель 1 кв. категории Губренко С.Г. Санкт Петербург, Колпино 2018 Цель: объединить

План мероприятий в рамках Года экологии, организуемых в МБДОУ ЦРР 5 в году в рамках экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем» п/п Мероприятия 1 Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Проект «Книга - лучший друг ребят» Подготовила: Фендрикова Елена Лаврентьевна Воспитатель МБДОУ 1 «Солнышко» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

Ландшафтный дизайн участка МДОУ детского сада 5 Наш детский сад 5 расположен в зелёной зоне города Хвалынска. Благоприятная экологическая обстановка и выгодное месторасположение дошкольного учреждения

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 3» Адрес: г. Биробиджан, ул. Пионерская, на карте) д. 88/а (см. Телефон: 33-7-33, 33-7-67 Сайт: http://raduga03.ucoz.ru/ ФИО руководителя

Проект «Мир цветов». Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители. Тип проекта: познавательно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Г.ГУЛЬКЕВИЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН Проект «Путешествие по страницам сказок писателя В.В.Бианки» Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Условия реализации экологического воспитания в МБДОУ 357 г. о. Самара Выполнила: Берняева В. Е. воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад 9 «Малышок» города Вольска Саратовской области ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Тропою познания и открытий» (срок реализации

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

Этот семинар-практикум поможет развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  1. Представление названия команды.
  2. Разминка.
  3. Блиц – конкурс
  4. Решение педагогических ситуаций
  5. Кроссворд “С днем рождения, земля!”
  6. Творческий конкурс.
  7. Музыкальный конкурс.
  1. Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

  1. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

  1. Разминка.
  1. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это:
    уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование .)
  7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
  10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
  12. - Лягушки квакают – (к дождю).
  13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

1.4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1.5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

1.6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.7.Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами - это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Предварительный просмотр:

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

ЗАДАЧИ: 1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности; 3. Развивать познавательный интерес у педагогов; 4. Воспитывать любовь к природе.

Что такое экология? Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Блиц – конкурс “ Как растения и животные предсказывают погоду ”

Решение педагогических ситуаций ”

Отгадать кроссворд на тему: « C днем рождения, земля!»

Творческий конкурс (нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла бы ее “ отгадать ”)

« МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС » КОМАНДАМ ПООЧЕРЕДНО ИСПОЛНИТЬ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСЕН О ПРИРОДЕ.

Спасибо за внимание!


СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Цель семинара-практикума:

развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
  2. Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.
  3. Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.

Подготовка к семинару:

Самостоятельное изучение ФГОС ДО, методической литературы по теме, подготовка презентации, информационного буклета.

ИКТ и ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран.

Форма проведения: педагогическая студия.

План семинара-практикума:

  1. Открытие педагогической студии. Вступительное слово. Разминка.
  2. Игра «Вопрос - ответ» (экологической направленности).
  3. Доклад - презентация по теме мероприятия.
  4. Составление синквейна «Экологическая игра».
  5. Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология).
  6. Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
  7. Игра «Сороконожка» (динамическая пауза).
  8. Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций).
  9. «Ярмарка педагогических идей» (дидактические игры экологической направленности).
  1. Творческое задание.
  2. Музыкальный конкурс.
  3. Заключительное слово старшего воспитателя. Подведение итогов. Рекомендации педагогам по теме мероприятия.
  4. Упражнение - рефлексия «Оживи росток».

Ход семинара-практикума:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, уточнить и расширить ваши знания о дидактических играх экологической направленности, их значении в развитии ребенка-дошкольника. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Предлагаю вначале погрузиться в приятные воспоминания о природе. А для более реальных ощущений у нас есть волшебный цветок.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний о природе; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Разминка

И так что же такое экология? (Ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Какая должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли ежедневно и доступно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Игра «Вопрос - ответ»

Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).

Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)

Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование .)

Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)

Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте); дидактические игры экологической направленности.))

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Настольные печатные игры;

Словесные игры.

Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Игры-занятия используются в младших и средних группах, в старших группах - как часть занятия.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Составление синквейна «Экологическая игра»

Синквейн классический (строгий)

первая строка - тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение

вторая строка - два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы

третья строка - три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы

четвертая строка - предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме

пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме

Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология)

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных.

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.).

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых).

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  • Уж на дороге греется - (перед дождем).
  • Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  • Мыши выходят из-под подстилки на снег - (за сутки до оттепели).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  • Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
  • Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  • С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день -

(к хорошей погоде).

  • Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
  • Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  • Ворона кричит зимой - (к метели).
  • Лягушки квакают - (к дождю).
  • Воробьи в пыли купаются - (к дождю).
  • Около луны звезда народилась - (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Игра «Сороконожка» (динамическая пауза)

Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций)

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Кроссворд «С Днем рождения, Земля!»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг. (Солнце)

  1. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед)
  2. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (Луна)
  3. Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка)
  4. Пол - лепешки над домами, не достать его руками. (Месяц)
  5. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем: ищем, ищем - не найдем. (Роса)
  6. На зов ответит зовом, на слово - тем же словом. На смех - ответит смехом, оно зовется…? (Эхо)
  7. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга - летний… (Дождь)
  8. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит - он лапой умывается. (Вода)
  9. Сколько по ней не иди - все будет бежать впереди. (Тень)

11. Каждый, кто проходит - подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник)

  1. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок)
  2. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь)
  3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима)
  4. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (Осень)

16. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман)

  1. Колос золотится, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето)
  2. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

«Ярмарка педагогических идей»

(дидактические игры экологической направленности)

Творческое задание

Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

  1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
  2. Увидел грача - весну встречай.
  3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  5. Любишь кататься - люби и саночки возить.
  6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  7. Яблоко от яблони недалеко падает.

Музыкальный конкурс

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите: о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание.)

На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании, расширили свои знания об дидактических играх экологической направленности. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

Упражнение - рефлексия «Оживи росток»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

v Развивать познавательный интерес у педагогов;

v Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

1. Актуальность проблемы.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

3. Задание «Рассуждай-ка».

5. Консультация для воспитателей: «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность »

6. Это интересно знать.

Ход семинара

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников, и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.,– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),

– опыты, поисковая деятельность,

– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

– экологические тропы,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.

2. Задание «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т. д.

«Что должно быть в природном уголке?»

Игрушки (аналоги животных)

Ведро детское (1-2 л)

Лейка детская (1-2 л)

Лопатки-рыхлители, палочки

Опрыскиватель

Щеточки, широкие кисточки

Фартуки клеенчатые/ тканевые

Уголь древесный

Совки для мусора

Календарь наблюдений за неживой природой

Набор картинок: животные, птицы, насекомые, цветы(растения), овощи, фрукты, времена года

Оборудование для игр с водой

Детские работы соответствующей тематики

Детская литература

Секаторы или ножницы

Гербарий

1-я младшая группа

Аквариум (золотая рыбка, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин , фикус, хлорофитум, кливия, бегония.

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко)

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал (домашние животные, книги с иллюстрациями животных)

Материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки)

Лейки, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

2-я младшая группа

Аквариум (1-2 золотые рыбки, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, примула, герань, колеус, бегония.

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал с изображением диких и домашних животных, птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь), книги с иллюстрациями животных и птиц.

Альбомы «Времена года»

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда)

Материал для развития трудовых навыков: шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки

Инвентарь: лейка, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

Средняя группа

Аквариум (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась)

Комнатные растения 5-6 видов: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко)

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календари погоды и природы

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы» и др.

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, глина, песок)

Материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал (флакончики, крышки, коробочки)

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Старшая группа

Аквариум (вуалехвост, телескоп, монетка, гуппи, меченосец, скалярия)

Комнатные растения 7-8 видов по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, кливия, герань, бегония, примула, традесканция, драцена, колеус, плющ, комнатный виноград

Овощи и фрукты (огурец, помидор, лук, картофель, свекла, морковь, капуста, репа, болгарский перец; яблоко, груша, слива).

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения», «Животные жарких стран» и др, альбомы, рисунки и поделки детей)

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, лупа, глина, песок, земля).

Материал для развития трудовых навыков: природный: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений) и бросовый (флакончики, крышки, баночки, коробочки).

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ножницы для обрезки растений ящики и стаканчики для посадки рассады

Это интересно знать. Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы . Они звучат так:

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта , когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»

Воспитатель первой квалификационной категории Буслаева Т.Ю.



Цель : Повысить компетенцию педагогов в сфере экологического воспитания детей

  • Задачи:
  • 1. Выявить уровень подготовленности педагогов по вопросам охраны природы;
  • 2. Развивать познавательный интерес и навыки коммуникации у педагогов;
  • 3. Воспитывать любовь к окружающей природе;
  • 4. Способствовать большему сплочению коллектива через игры-тренинги;
  • 5. Показать примеры для практической работы с родителями и детьми.

  • Экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию . Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей ребенка и его отношение к окружающему миру и самому себе . Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений, формирование человека нового типа с экологическим мышлением , способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают знания , если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.
  • В детском саду экологическое воспитание способствует:
  • - формированию начальных представлений о природоведении;
  • - формированию уважительного отношения и интереса к природе.
  • До тех пор, пока воспитатель не будет сам экологически грамотен , не в его силах будет сформировать сознательную личность. А подспорьем в этой области станут образованные родители, именно поэтому работа проводится в нескольких направлениях: педагоги, родители и, конечно же, дети.

  • - игры;
  • - занятия и беседы;
  • - проведение праздников природной тематики;
  • - проведение родительских собраний посвященных определенной теме;
  • - прогулки с наблюдением за окружающим миром;
  • - выставки совместного творчества детей и родителей;

  • Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов
  • Конкурс на самую лучшую кормушку
  • Привлечение родителей к рисованию стенгазет
  • Совместное озеленение территории детского сада,
  • Раздача красочных буклетов «Берегите природу»

Практическая часть

Визитная карточка

Уважаемые педагоги, предлагаю вам начать практическую часть нашего семинара . В течение 2 минут придумайте название команды и визитную карточку


Разминка

Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы

  • Что же такое экология ?
  • Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого юного возраста?
  • Какова роль педагогов и родителей в прививании основ экологического воспитания ?
  • Приведите примеры взаимодействия родителей и ребенка в процессе экологического воспитания
  • Назовите составляющие предметно - развивающей среды, используемые для экологического воспитания малышей в детском саду
  • Перечислите устные методы
  • Перечислите практические методы экологического воспитания малышей
  • Перечислите формы организационной работы с дошкольниками
  • Какие условия, необходимо создать в детском саду для организации правильного экологического воспитания детей ?
  • Что необходимо разместить в уголке живой природы?

  • Еще в древности люди научились взаимодействуя с природой, предсказывать погоду. Народные приметы в прогнозировании погоды позволяют обеспечить связь поколений и воспитать уважение к традициям. И так:
  • Паук плетет большую паутину
  • Греется уж на дороге
  • Птицы низко летают
  • Черемуха в цвету
  • Если утром трава сухая
  • Перед дождем цветы
  • Ворона кричит зимой
  • Лягушки квакают
  • Воробьи купаются в пыли
  • Звезда рядом с луной
  • Звезды сильно блестят
  • Сверчок стрекочет

  • А) Вашему взору предстает картина: на лавочке разговаривают две мамы, в это же время их детки топчут саженцы цветов неподалеку. Как вы думаете, почему это происходит? Как вы поведете себя в этой ситуации, пройдете мимо или остановитесь?
  • Б) Во время дневной прогулки, девочка играла в песочнице и не услышала, когда воспитатель позвала детей. Педагог построила малышей и повела их в группу. Девочка увидела, что все уходят и побежала догонять, споткнулась о ведерко и упала. Назовите ошибки воспитателя и его дальнейшие действия.

  • Без сомнения, профессия воспитателя подразумевает под собой неограниченную фантазию и море выдумок. Вашему вниманию представляется творческое задание. Каждая команда получает пословицу и рисует ее так, чтобы соперники смогли понять, какая именно пословица изображена на рисунке

  • 1) Весна красна цветами, а осень - снопами.
  • 2) Что летом родится- зимой сгодится.
  • 3) Яблоко от яблони недалеко падает.
  • 4) Береги нос в сильный мороз.

  • Каждая команда исполняет отрывок из песни о природе

  • 1. Один из степных грызунов.
  • 2. Очень крупный орёл, размах крыльев которого достигает двух метров.
  • 3. Бури в степи.
  • 4. Самый мелкий из журавлей, с пучками длинных белых перьев по бокам головы.
  • 5. Горячий сухой ветер в степи.
  • 6. Насекомое-опылитель.
  • 7. Красивый степной цветок, цветущий до наступления летней жары.


Заключение:

На этом разрешите закончить наш семинар-практикум , надеюсь, что каждый из вас освежил в памяти старые и почерпнул для себя новые знания

Желаю успехов в нелегкой, но такой увлекательной и интересной работе педагога-воспитателя!

Спасибо за внимание!