Как заинтересовать ребенка 6 лет к занятиям. Как заинтересовать и заставить ребенка учиться: практические советы для разного возраста. Используйте современные технологии


Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками


Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами


Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра


Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов


Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!

Многие родители часто задаются вопросом: «Как же вызвать у ребенка интерес к учебе?». Но правильнее было бы спросить себя: «Почему ребенок не хочет учиться?». Если родитель и задает себе такой вопрос, то в голову приходит довольно банальный ответ - из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь нежелание учиться, отсутствие интереса к урокам могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования, например, что он должен учиться на отлично по всем предметам.

Итак, что же делать?

Во-первых, присмотритесь к себе. Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям? Бессмысленно заставлять ребенка заниматься часами, если он еще младший школьник, и ведущей у него является игровая деятельность. Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка, вполне, может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка - два часа в день с двумя небольшими, десятиминутными перерывами на отдых.

Родители - пример ученикам. Фото: АиФ-Тула / Ольга СВИРЦОВА

Во-вторых, если вы требуете, чтобы ваш ребенок учился только на отлично, каждый раз критикуя его за более низкую оценку, то вполне естественно, что у ребенка выработается отрицательное отношение к учебе. Она будет связана для него со страхом наказания и негативного отношения с вашей стороны к нему. Но, помимо этого, у ребенка вырабатывается так же страх совершить ошибку, что непременно случается, так как он находится в постоянном напряжении, и, в конце концов, внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Это взращивает в нем комплексы, неуверенность в себе, а так как присутствует еще и страх неодобрения со стороны родителей, появляется ложь (ничего не задали, я уже все сделал и т.д.). Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания, а если уж и получил плохую оценку, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите, скажите, что он старался и что в следующий раз у него обязательно все получится.

Все дети разные, это надо помнить. Фото: АиФ-Тула / Ольга СВИРЦОВА

В-третьих, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, необходимо учитывать его темперамент . Под темпераментом мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Существует всего четыре типа темперамента - это флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Например, бесполезно, а то и вредно требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его. А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но вот закончить дело до конца и не отвлекаться - сложная задача. Поэтому такого ребенка желательно заинтересовать занятиями, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения, например, это конструкторы, паззлы, рукоделие. Так же необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий. У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии, идеальный вариант - занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания так же подойдут занятия рукоделием, лепка, рисование. Холерики всегда торопятся, объясните ребенку, что главное качество, а не количество. Особое внимание необходимо уделять ребенку с меланхолическим темпераментом. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает такого ребенка в уныние. Задача родителей - научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

Не нужно требовать с детей невозможного. Фото: АиФ / Сергей Ильницкий

В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка. Будет здорово, если вы расскажете ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлении на олимпиадах и конкурсах, о веселых мероприятиях и соревнованиях между классами. Вспомните свои любимые предметы, что особенно вам в них нравилось. Просмотрите вместе школьный альбом, расскажите об одноклассниках, с кем сидели за партой, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Так же устраивайте всей семьей интеллектуальные игры, которые расширяют кругозор и желание познавать что-то новое. Играйте с ребенком в «школу», придумывайте, как можно помочь ребенку сделать уроки в форме игры, выслушайте его предложения. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такому занимательному занятию в следующий раз.

Ребенок не должен уставать. Фото: АиФ / Елена Володина

В-пятых, помогайте ребенку, но не все делайте за него. Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, выработать в себе самостоятельность и ответственность. Ваша задача, как родителя, обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

Подводя итоги, упомянем еще одну важную деталь - это рабочее место для ребенка. Это должен быть удобный стол, расположенный в месте, где хорошее освещение, достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле так же можно проявить творческую смекалку и наклеить на полочки, на стену разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и награждения, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

Главное, о чем следует помнить родителям, - ребенку необходима ваша поддержка. Проявляйте искреннюю заинтересованность в его успехах, будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, помните одно мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя». Удачи вам, дорогие родители!

Как заинтересовать детей учебой? Если бы существовали точные методы, то тогда все родители и учителя уже давно были бы просто счастливы. Педагогическая наука предлагает рекомендации, советы, а ответа пока нет… Мои размышления на эту тему в связи с предстоящим педсоветом, тема которого «Мотивация учебной деятельности учащихся», читайте далее.

Проблема мотивации учебной деятельности очень сложная, потому что она касается в первую очередь таких наук, как философия и психология. Психология – наука о душе. Многие ли из нас могут назвать себя специалистами в этой области?

Над проблемой мотивации деятельности работали сотни выдающихся ученых-психологов из разных стран мира; не то что краткое ознакомление с их теориями, а даже простой перечень имен теоретиков и названий их трудов может занять весь наш педсовет. Оказывается, что еще в Древней Греции великие мыслители древности (Аристотель, Гераклит, Лукреций, Платон, Сократ) положили начало научному изучению мотивации активности человека, рассуждая о нужде (потребностях) как об учительнице жизни.

Научных концепций по проблеме мотивации в настоящее время существует много, поэтому в педагогике множество теорий и рекомендаций , а вопрос по-прежнему не решен. В одном ученые-психологи едины: они доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения .

Казалось бы, чего проще: хочешь добиться высоких результатов в обучении – проведи правильно мотивацию, и успех будет обеспечен. Но, увы, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»

На практике дело обстоит сложнее: учащиеся «правильно» мотивированы на учебную деятельность, но мотивация и реальная учебная деятельность зачастую существуют параллельно. Подтверждением сказанного может служить опрос, проведенный мною в девятом классе.

Учащимся предложено было объяснить мотивацию своего обучения в школе, проще говоря, ответить на вопрос: «Зачем вы учитесь?»

Вот некоторые из их ответов:

  • чтобы получить образование, правильную профессию, быть в жизни кем-то;
  • чтобы достичь многого в будущем;
  • так надо!
  • чтобы зарабатывать на себя и на семью в будущем;
  • чтобы в будущем поступить в институт;
  • получить как минимум среднее образование;
  • для светлого и полноценного будущего;
  • я учусь, чтобы получать удовольствие от учебы.

Мотивации есть, а практических результатов – мало.

Почему расходятся слова с делом?

Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании, воле человека. Как же учителю повлиять на разум, сознание и волю человека? Как учителю разгадать чужую душу и повлиять на нее? На практике ответ на этот вопрос «разгадке жизни равносилен».

Сложность мотивации заключается еще и в том, что она не может быть постоянной и все время меняется в зависимости от возраста ученика, его психического и физического развития, социальных условий, индивидуальных качеств личности.

Поясню все выше сказанное на примере. Герой комедии Фонвизина «Недоросль» недоучившийся семинарист Кутейкин сбежал из бурсы, «убоявшись бездны премудрости». Для сравнения: Ломоносов сбежал из дому, чтобы учиться. Почему один бежит от учебы, а другой – к учебе? Как узнать их мотивацию?

Главное чувство недоучившегося семинариста – СТРАХ , он боится, что не осилит учебы. Мотивация у Ломоносова – ИНТЕРЕС к наукам . Что же нужно было сделать педагогам, чтобы Кутейкин не сбежал из семинарии?

С точки зрения современной педагогической мотивации, семинаристу нужно было помочь преодолеть СТРАХ. Как? Для начала выяснить психологическую причину страха, понять мотивы тревожности. По сути дела, на этом этапе — непочатый край для работы психоаналитика.

Когда же причины будут определены, перед педагогом встанет новая задача: убедить Кутейкина, что в предстоящем учении нет ничего трудного; дать ему понять, что вы верите в его способности и что он справится, что у него имеются необходимые для этого качества: трудолюбие, усидчивость, терпение и т.д.

В дореволюционной России существовали другие методы. Например, в Тбилисской духовной семинарии, куда, кстати, поступил в 1894 году Сталин, абитуриентов принимали на основе собеседования. Непрошедших отправляли домой с выпиской: «К учению туп» . Откровенность и определенность суждений завидная.

Современная педагогика не допускает подобных суждений, а предлагает педагогу самостоятельно искать выход из ситуации. В частности, задаваться целым рядом вопросов: может быть, Кутейкин страдает заниженной самооценкой? Тогда нужно помочь ему «убить своих врагов»: неуверенность в себе, слабости, страхи, переживания, тревожность и др.

Задача педагога – помочь учащемуся обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву со своими врагами». Большинство учащихся (75%) ждут одобрения учителя, сочувствия, а не новых замечаний, дисциплинарных требований. Все это, вероятно, правильно. Только с кем учителю постигать «бездну премудрости»?

Как заинтересовать учащегося, чтобы он мог изведать радость познания?

Интерес – вечный двигатель прогресса, неугасающий огонь пытливой души: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Главный вопрос – как заинтересовать, как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

Педагогический коллектив нашей школы пользуется полным арсеналом имеющихся в педагогике методов и средств формирования познавательных интересов:

  • проектная деятельность учащихся на уроках;
  • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся;
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  • чередование форм и методов обучения;
  • проблемное обучение;
  • эвристическое обучение;
  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • применение мультимедиа-систем;
  • использование интерактивных компьютерных средств;
  • взаимообучение (в парах, микрогруппах);
  • показ достижений обучаемых;
  • создание ситуаций успеха;
  • соревнование (с коллегами);
  • создание положительного микроклимата в группе;
  • доверие к обучаемому;
  • педагогический такт и мастерство педагога;
  • положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым;
  • гуманизация межличностных отношений и др.

Ученые-психологи особо настоятельно рекомендуют СТИМУЛИРОВАНИЕ изучения для развития мотивационной деятельности учащихся.

Стимулус (от древнегреческого stimulus) – означает длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов. Стимулировать – подталкивать, побуждать человека к чему-либо (постоянные напоминания и понукания, собственные и внешние усилия, прямое принуждение и др.).

Американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным» .

Рекомендации родителям и педагогам для повышения мотивации к учебе

Поощряйте желание добиться признания.

Всем людям свойственно желание быть признанным. Многие учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегатъ этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает благоприятный эффект на учебный процесс.

Придумывайте «игрушки»!

«Игрушки управляют миром» – так утверждал Наполеон. На практике он задействовал две «игрушки»: щедро награждал своих солдат и офицеров знаками отличия и отмечал признание каждого служащего тем, что знал имя каждого своего солдата и обращался к нему соответственно. Солдаты воспринимали это с глубоким уважением и почтением: каждому приятно быть отмеченным. Эти «пустяки» давали огромный эффект!

Какие «игрушки» придумываю я? Во время проверки чтения стихов наизусть объявляю, что класс выберет лучших чтецов, которые в дальнейшем будут «консультантами», помогать учителю в проверке выразительного чтения наизусть. За лучший ответ на трудный вопрос даю поощрительный балл, который можно в дальнейшем использовать по собственному усмотрению: сохранить или отдать учителю для повышения оценки за какое-нибудь другое задание (это как «запасная свеча» в детской игре в «Выбивного»). При выполнении самостоятельной работы на «отлично» освобождаю ученика от письменного домашнего задания и т.д.

Одобряйте успехи.

Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим учащимся, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Разумная и одобрительная оценка педагога производит мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности . В нем находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека – потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой, в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему.

Сделайте работу привлекательной.

Педагог должен сделать трудную, малопривлекательную работу, учебную деятельность интересной и желанной для учащихся. Для этого используют стимулирование позволением выполнить малопривлекательную работу. Работа, полученная в награду, и воспринимается как награда. Ведь не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является. Сделать работу привлекательной помогут вам и ошибки учащихся, точнее ваше отношение к ним.

Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:

  • «Прекрасная ошибка!»;
  • «Неслучайная ошибка!»;
  • «Ошибка, которая ведет к истине!»;
  • «Спасибо, твое мнение не совсем правильное, но дает пищу для размышлений».

Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений учащихся. Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете учащихся, казалось им нетрудным.

Дайте обучаемому шанс. Д. Карнеги: писал «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, – и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».

У педагога есть много возможностей для стимулирования учащихся.

  1. Обращайтесь к самолюбию.
  2. Психологи утверждают, что нет людей, согласных всю жизнь ходить в неудачниках; нормальному человеку свойственно улучшать свое положение. Это стремление стоит поощрять и активизировать, взывая к самолюбию и подчеркивая возможность улучшения достижений. Любой учащийся понимает, что занимается недостаточно и он мог бы улучшить свою успеваемость. Что же ему не хватает? Одного суждения мало, нужен и толчок. Его-то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующее внутреннее стремление. Юмористы шутят по этому поводу: «Решительный шаг вперед – это результат хорошего пинка сзади» . В педагогической литературе описано немало конкретных приемов, побуждающих учащегося работать лучше. Большая часть применяемых стимулов носит ситуационный характер и опирается на личность учащегося. Но самолюбие, как правило, игнорируется. Включите и его, заставьте обучаемого произнести: «И я не хуже других!», «Я обязательно добьюсь успеха!».

  3. Показывайте достижения.
  4. Несомненно, стимулом к прилежной учебной работе служит предоставление обучаемому объективной информации о его индивидуальном процессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В.Шаталову. Педагоги, использующие эти приемы стимулирования, достигают более высоких темпов продвижения в учебе. Большинство людей любят слушать, когда о них говорят приятные вещи: на какое-то время доброе слово, «экран успеваемости», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой. Исследователи из Мичиганского университета (Д. Брофи) установили, что важна не столько похвала педагога, сколько наличие обратной связи и позитивной поддержки от него. Обратная связь (в любой форме) должна доходить до учащегося вовремя.

  5. Осторожно поддерживайте соперничество.
  6. Соперничество между учащимися необходимо поощрять и использовать как стимул для побуждения их к более активному труду. Методы соревнования позволяют не только предвосхищать будущие жизненные ситуации, но и формируют готовность встречать неудачи и радоваться успехам. Необходимо все хорошо взвесить. Проигравшие окажутся в невыгодном свете, их престиж снизится. У них может развиться чувство неуверенности, безысходности, собственной неполноценности и аварийное эмоциональное состояние (стресс). Уравнивайте группы так, чтобы у каждой из них была равная доля побед и поражений. При чрезмерном эмоциональном напряжении у кого-то необходимо его деликатно отстранить от участия в дальнейшем соперничестве, можно назначить его арбитром, разработчиком задании и др.

  7. Хвалите.
  8. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Для достижения успеха много терпения потребуется.

Много теорий, советов, предложений, а вопрос, повторюсь, пока не решен…

Лично для меня примером успешного решения проблемы мотивации учебной деятельности является культ образования в Японии.

– это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младенческих лет японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала – чтобы поступить в престижную школу, затем — чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после – чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию.

В Японии право человеку на возможность занять достойное место в обществе дает только хорошее образование, которое считается гарантией жизненного успеха .

Образовательная система Японии – одна из основных составляющих экономического процветания этой страны. Отношение японцев к образованию – это результат государственной политики.

Главная цель и смысл жизни японской женщины – материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т. д.). Многие из японок говорят о том, что воспитание детей - это все, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была “икигаи” - имеющая смысл. Японка рассматривает эмоциональный контакт с ребенком как свое основное средство контроля, а получение им образования – как результат своей жизни.

«Полученное образование - результат своей жизни…» - вот вам лучшая мотивация.

Привлекать внимание детей легко, когда знаешь как. Это может быть сложно в первый раз (поверьте, я знаю!), но следуйте советам ниже и вы скоро обнаружите, что увлекать детей и удерживать их внимание совершенно несложно.

Если у вас нет много опыта с детьми, попытаться заставить их заниматься той или иной деятельностью может казаться вам невыполнимой задачей. Но на самом деле вы вполне можете удерживать их внимание в течение более пяти секунд, так что вы можете научить их чему-то. Это нормальные страхи, но лучшее, что вы можете сделать – это расслабиться – если вы испытываете удовольствие – дети развлекаются!

Вот мой первый совет – расслабиться и быть самим собой если вы хотите привлечь внимание детей. И есть еще много советов для привлечения детей…

Работая снова и снова с детьми, можно обнаружить, как важно удерживать их интерес. Не важно, к какой культуре или возрастной группе относятся дети – все принципы по удержанию внимания практически одинаковы. Подключив к своей деятельности то, чем дети любят заниматься, вы легко сможете направить их развитие в нужное русло и научиться удерживать внимание детей.

Разрабатывая принципы удержания детского внимания, важно так же знать, чего ребенок не любит. Можно даже составить такой список и стараться ничего из него не применять. Ниже для вас, дорогие родители, предоставлены советы увлечения детей младшего возраста и наведен примерный список тех самых «нельзя» для родителей. Читайте и учитесь удерживать детское внимание!

Дети просто хотят веселиться!

Это может показаться очевидным – но именно веселье делает любую работу, любое занятие увлекательным и интересным для всей семьи.

Вот как сделать занятие увлекательным и интересным для детей младшего возраста:

1.Поделитесь своим энтузиазмом . Мы, взрослые, живем в циничном мире, где мы забыли, как играть, а дети пребывают в состоянии вечного удивления. Так что не бойтесь показаться дураком или клоуном. Ведите игру: вытяните лицо, показывайте разные движения и гримасы. Пускай дети копируют ваши действия. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самому интересно.

2. Создайте игру сами. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Игра просто означает, что вы пытаетесь увидеть, насколько хорошо вы можете сделать что-то, или вы ставите перед собой задачу достичь поставленной цели, или вы показываете, что вы уже умеете, – и затем, видите, что вы можете сделать что-то еще сложнее. Дружеское соревнование без реальных неудачников быстро вовлекает детей. Простая фраза вроде: “давай посмотрим, как быстро мы можем это сделать …” скоро дает всестороннее внимание детей.

3. Дайте детям активную роль . Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Лучший способ узнать это на собственном опыте. Но зато дети очень хорошо умеют использовать возможность узнать что-то новое и интересное. Используйте это! Даже если вы рассказываете историю, вы можете вовлечь их, заставляя их действовать в некоторых частях, или дать возможность предсказать события.

4. Дайте возможность обрести реальный опыт . Ваше взаимодействие с детьми – это шанс вытащить их от виртуального мира компьютеров к реальной жизни чувственного опыта. Дети любят то, к чему могут коснуться, и ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Не говоря уже о приготовлении еды и смаковании блюда в конце!

5. Используйте цвета . Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Вспомните историю книги, которую вы любили, когда вы были ребенком – бьюсь об заклад, в ней были красивые красочные картинки, поэтому рассказ дал вам замечательный красочный образ в вашем уме. Клоуны знают, что они делают со своими костюмами – внимание детей обращается на цвет. Поэтому используйте красочные плакаты, книжки или карточки, чтобы привлечь детей и держать их внимание.

6. Рассказы всегда интересны . Все любят сказки, и дети больше всего. Хорошо сказанная история всегда будет привлекать внимание детей. Лучшими преподавателями являются те, которые узнали, как сделать из какой-либо информации сказку. Новейшие нейро-маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории – лучший способ научить чему угодно!

7. Будьте понятным и последовательным . Дети могут расслабиться и заниматься лучше, если будут знать, чего ожидать от вас. Они должны знать заранее правила, чтобы их придерживаться. Последовательность является ключевым фактором. Дети ненавидят “несправедливость”. Правила есть правила – и это может даже быть весело, когда вы настраиваете систему вознаграждений за каждое достижение. Дети на самом деле очень хотят заниматься рутиной, где они знают, что когда будет, например, суббота – это день мороженого или в пятницу после обеда – свободное время. Структурированная рутина дает им безопасное пространство, в котором легко играть и развиваться.

Список «НЕ» для удержания детского внимания

  • Не повышать голос, не кричать никогда. Потеря самообладания с детьми заставит их быстро отдалиться от вас и может повредить вашим отношениям с ними.
  • Веселитесь вместе , но не забывайте, что вы отвечаете за все.
  • Используйте игры и структурированную информацию , чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, не просто стойте и читайте детям лекции с потока слов.
  • И зменить высоту и тембр вашего голоса, когда вы говорите, подчеркивая важные слова в предложении. Не говорить бессмысленно и монотонно!
  • Делайте вызов детям в играх и для решения повседневных ситуаций, но не устанавливайте им задачи, выходящие за рамки способностей.
  • Не используйте в играх оскорбления для «лузеров». Это вызывает у детей низкую . Лучшая конкуренция не друг против друга, а кто быстрее, шустрее и т.д.

Что еще добавить к этому списку, решайте сами, но не забывайте – внимание детей в ваших руках. Вы для них главный авторитет!

Для вас у нас есть книга о том, как выявить и воспитать сильные стороны ребенка “8 качеств гения”

Получить консультацию >>
  • Правило №1. Не кричите!
  • Правило №2. Чем младше, тем короче
  • Правило №3. Без обиняков
  • Правило №4. Время на осмысление
  • Правило №5. «Свободу попугаям»!
  • Правило №7. Чтобы вас слушали, нужно, чтобы вы слышали!

Если ваш ребенок уже вышел из возраста ползунков и подгузников, вы наверняка по нескольку раз на дню сталкиваетесь с тем, что вас игнорируют. Сегодня мы расскажем, как сделать так, чтобы малыш выполнял ваши просьбы с первого раза!

Правило №1. Не кричите!

Правило первое и самое главное: не повышайте голос! И не потому, что кричать на ребенка непедагогично, это просто-напросто неэффективно. Любой крик для ребенка (если, разумеется, вы не говорите так постоянно) - это стоп-сигнал, указание немедленно все прекратить, замереть, не двигаться. И неважно, что именно вы кричите, смысл слов доходит до ребенка с трудом, как указание к началу действия он не воспринимает их совсем.

” Оставьте крик до по-настоящему крик -тических ситуаций. «Стой!» - если ребенок бежит к дороге с машинами, «брось!» - если тянет в рот что-то откровенно ядовитое. Крик «ешь кашу!» окажет действие, прямо противоположное желаемому.

Правило №2. Чем младше, тем короче

Чем младше ребенок, тем сложнее ему осознать сложную фразу. Забудьте о метафорах и аллегориях: обращение к ребенку должно быть максимально простым - подлежащее и сказуемое! Например, «пойдем, помоем руки!» или «давай сложим игрушки на место!» Казалось бы, все очевидно, но сколько раз вчера вы использовали сложносочиненные предложения: «Мы пойдем есть мороженое сразу после того, как сложим книги на полку и помоем руки»?

Если ваш трехлетний малыш в состоянии вычленить последовательность трех действий из одного предложения, определить, что из них - условие, а что - следствие, поздравляем! Вы растите вундеркинда!

Правило №3. Без обиняков

Возможно, вам кажется, что такой командный стиль общений - не лучшая идея, и вам хочется разговаривать шутливо, игриво. Это замечательно, но не в тот момент, когда нужно добиться от ребенка какого-то действия. Малыш собрался домой, оставив в песочнице любимые игрушки? Бесполезно взывать к нему «А кто у нас Маша-растеряша?». Действительно, кто? - подумает ребенок и подключится к новой незнакомой игре. Может ежик? Может, медвежонок? Ах, я Маша! Но я не Маша, я Федя! Море веселья, а игрушки остались в песочнице.

Так же действуют длинные фразы с придаточными предложениями. Если вы, попутно с просьбой собрать игрушки, напомните, что вчера таким образом уже была утрачена любимая машинка, и новую вы сможете купить только через две недели, - все, воспитательный эффект утерян. Не усилен, а именно утерян:

... несмотря на всю назидательность вашего сообщения, ребенок запутается в потоке информации и временных ориентирах. Смысловую часть сообщения - «собери игрушки» - он так и не вычленит.

Правило №4. Время на осмысление

Дрессированная собака готова бросить даже вкусную косточку, чтобы лежать, стоять и подавать голос. Но ваш ребенок - не собака, впрочем, как и вы. Сколько раз на просьбы домашних оторваться от компьютера (книги, вышивания, чистки картошки) вы отвечали «сейчас, минуточку, только закончу»? Когда мы заняты интересным или важным делом, мы непременно хотим довести его до логического завершения. Для ребенка игра - это его интересное и важное дело. Дайте ему время на завершение игры, четко и понятно обозначив предельный временной интервал.

Помните, что у дошкольников особое отношение со временем: пять минут и, тем более, полчаса или час - абстрактные понятия. Лучше всего дублировать ваш уговор в событийных терминах: «еще три раза раскачиваю тебя на качелях, и мы останавливаемся и идем домой», или «еще один раз напоишь куклу чаем, и мы идем обедать».

Конечно, у этого метода есть недостатки, кукольное чаепитие ребенок может растянуть надолго… но не бесконечно! Вы, возможно, немного задержитесь, но это сущие пустяки по сравнению с тем, насколько легко и безболезненно пройдет процесс смены деятельности в целом!

Правило №5. «Свободу попугаям»!

Допустим, вы воспользовались предыдущими советами, и научились легко и эффективно взаимодействовать с малышом. Возникает серьезный соблазн злоупотребить новым навыком, не правда ли? Действительно, раз вы теперь умеете договариваться, почему бы не убрать разом из вашей жизни все неудобные моменты? И родители начинают строго регламентировать жизнь ребенка: «туда не ходи, убери, закрой, прекрати, рисуй, чисти зубы, ешь кашу, спи…»

В условиях такой тотального диктатуры ребенок очень быстро начинает воспринимать слова родителей как «белый шум». И не потому, что он сознательно бунтует против родительского авторитета, а потому что это противоречит сущности ребенка и вообще - человека. Задавайте ребенку рамки, но в их пределах позволяйте исследовать и экспериментировать!

Если ребенок все-таки воспринимает ваши просьбы так же безразлично, как шум машин за окном и прочие звуки живой и неживой природы, учтите, что для большей эффективности нужно задействовать все органы чувств. Присядьте, чтобы ваше лицо оказалась на одном уровне с лицом ребенка или, по крайней мере, убедитесь, что установили с ребенком зрительный контакт. Прикоснитесь к нему, погладьте, возьмите за руку.

Все действительно важные просьбы сопровождайте тройным привлечением внимания: прикосновение, зрительный контакт, слова.

Правило №7. Чтобы вас слушали, нужно, чтобы вы слышали!

Помните, что ребенок уже в три-четыре года копирует вашу модель поведения. Если он пытается привлечь ваше внимание, а вы откровенно игнорируете его, он подсознательно будет действовать так же.

Вам кажется, что вы никогда не игнорируете малыша? А если вы увлечены беседой с другими взрослыми? Часто мы расставляем приоритеты, даже не осознавая этого. «Иди, поиграй сам, не видишь, я говорю с тетей Машей»! А если в этот момент подойдет еще одна ваша подруга, вы тоже предложите ей подождать своей очереди?

Найти баланс между баловством и дискриминацией ребенка очень просто: каждый раз малышу должно быть уделено внимание - минимальное, но уделено. Итак, действуем по правилам!

6. Прикоснитесь к ребенку, установите зрительный контакт.

5. Установите рамки. Объясните, что сейчас беседуете с подругой, но потом сразу побеседуете с ребенком.

4. Обозначьте время. Пусть он слепит пока пять куличиков, к примеру, а потом позовет вас смотреть на его «гоночную трассу» в песочнице.

3. Не объясняйте, что прерывать взрослых невоспитанно, а дергать вас за юбку - некультурно. Просто не объясняйте!

2. Говорите простыми фразами, делая паузы между предложениями.

1. Говорите спокойным, уверенным дружелюбным тоном.

Мы верим, у вас все получилось! Пусть не с первого раза (хотя… почему бы и не с первого?), но эти семь правил позволят вам наладить эффективный контакт с ребенком!