Консультация для воспитателей формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника. Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников Формирование безопасного поведения

  • 6. Государственная политика повышения качества жизни российских граждан.
  • 7. Деятельность мирового сообщества по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов.
  • 8. Дифференциация понятий поведение и поведенческая реакция в оценке ответственности (нормативно-правовой аспект).
  • 9. Законодательство рф о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
  • 10. Индивидуальная и популяционная норма как показатель социальной адаптации личности.
  • 12. Комплексная характеристика религиозного экстремизма; понятие особенности и методы деятельности
  • 14. Мотивационная и психическая регуляция поведения человека в чс сх.
  • Психологическая готовность
  • Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
  • 15. Нравственное воспитание человека как условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
  • 16. Объективная и субъективная природа чс социального характера.
  • 17. Опасная и чрезвычайная ситуация социального характера. Закономерности проявления.
  • 18. Понятие «защита населения». Объект защиты населения. Виды защиты населения.
  • 19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.
  • Категории тяжести преступлений
  • 20. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
  • 22. Понятие и проблема зависимости (игровая, табачная, алкогольная, наркотическая, психотропная) как социальной опасности.
  • 23. Прогнозирование чс социального характера. Характеристика последствий.
  • 24. Профилактика панических состояний, суицидального поведения.
  • 25. Психологические приёмы управления функциональным состоянием.
  • 26. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям.
  • 27. Психофизиологическая оценка чс социального характера.
  • 28. Психофизиологическая оценка поведения человека до, во время и после чс социального характера.
  • 29. Разнообразие национальных культур, формирование толерантности и самоуважения.
  • 30. Разработка типовых гипотетических сценариев возникновения и развития чс сх.
  • 31. Снижение риска возникновения, количества потерь и объемов ущерба. Ликвидация последствий.
  • 32. Современная семья: проблемы и их решение.
  • 33. Характеристика социально опасных заболеваний. Основные тенденции и закономерности их возникновения и распространения.
  • 34. Социально опасные явления в зависимости от возрастно-половых особенностей личности, профессиональной принадлежности.
  • 35. Социально-экономическое развитие рф.
  • 36. Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.
  • 37. Средства и способы защиты и самозащиты в чс социального характера.
  • 38. Статус безработного. Основные направления социально-психологической помощи безработным.
  • 39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.
  • 40. Транспортные аварии как вид происшествия социального характера.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.
  • 42. Функции государства по защите населения от чс социального характера.
  • 43. Характеристика и динамика чс социального характера в Челябинске, Челябинской области за последние пять лет.
  • 44. Характеристика и динамика чс социального характера в рф за последние пять лет.
  • 45.Характеристика крайних психических состояний: ступор, паника, психоз, страх, депрессия, суицидальное поведение.
  • 46. Характеристика оружия самообороны.
  • 47. Характеристика элементов системы «человек-социальная среда» и управление ими.
  • 48. Чс социального характера как объект исследования.
  • 49. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
  • 50. Уголовно-правовая оценка опасных ситуаций социального характера. Виды наказаний.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.

    Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности безопасного типа поведения, такие как: этапы формирования и компоненты личности (Л.А. Михайлов, М.В. Гордиенко и др.), методическое обеспечение процесса формирования, социальные аспекты (В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Л.В. Байбородова, Э.М. Ребко и др.). Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.

    Мотивация в психологии рассматривается с двух позиций: с одной стороны, как система факторов, определяющих поведение субъекта (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели), с другой – как активное состояние психики, побуждающее субъекта к действию. Мы будем придерживаться первой позиции, так как она согласуется с представлениями о социальной безопасности, которая в узком значении трактуется как защита личности, семьи, общества и государства и может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера. Именно защита личности, семьи, общества и государства являются поведенческими мотивами для личности безопасного типа.

    Вслед за Л.А. Михайловым, М.В. Гордиенко и другими исследователями под личностью безопасного типа поведения мы понимаем человека, безопасного для себя, окружающих, среды обитания, готового к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Среди основных черт такой личности выделяют:

    1) Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

    2) Бережное отношение к окружающему миру;

    3) Грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности;

    4) Наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и самого себя.

    Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Эти компоненты нашли свое отражение в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах.

    Формирование указанных компонентов в процессе обучения ОБЖ в школе происходит параллельно, однако, такие компоненты, как предвидение опасности и уклонение от опасности преимущественно формируются на завершающих этапах обучения. Это связано с тем, что возрасте до 10-11 лет учащийся не способен систематически выходить за пределы имеющейся информации с тем, чтобы описать то, что еще может произойти. Как отмечает М.В. Гордиенко, в плане формирования навыков безопасного поведения большинство детей испытывают трудности в правильном оценивании состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), а значит, в общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Деятельность учащихся этого возраста во многом имеет характерные черты игры: учет этой психологической особенности позволяет заметно повысить мотивацию учащихся к изучению ОБЖ, что подтверждается нашим педагогическим наблюдениям и анализом результатов обучения, осуществленными в ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербурга в течение 2013/14 учебного года.

    Например, учащиеся 5 класса в ходе изучения правил дорожного движения (эта тема включена в региональный компонент предмета и изучается в большем объеме, чем это предусмотрено учебными программами), при предоставлении выбора форм деятельности отдают предпочтение групповым формам творческой деятельности. Одной из таких форм является отражение различных ситуаций соблюдения и нарушения правил дорожного движения на плакатах. Факторами мотивации к рисованию плакатов у учащихся выступают интерес к автомобилям и технике, возможность использования знаний, полученных не только при изучении ОБЖ, но и из фильмов, мультфильмов, художественной литературы, а также возможность неформального общения в процессе работы над плакатами, наличие элементов игры при их обсуждении. Нами была отмечена активность учащихся, высокие результаты усвоения учебного материала, а также то, что полученные знания используются учащимися во внеурочное время в повседневной жизни, что соответствует чертам личности безопасного типа поведения.

    Учащиеся 6-9 классов по сравнению с младшими школьниками обладают достаточным субъектным опытом, что дает возможность использовать актуализирующие его методы и приемы обучения, например, дискуссии, решение учебных проблем интегративного характера. Этому способствует и учебный материал других предметов, изучаемых параллельно, где учащиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими объяснять возникновение чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. В числе учебных предметов отметим такие как физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления об информационных системах, источниках информации).

    Именно поэтому на данном этапе (6-9 классы) эффективными формами и методами формирования личности безопасного типа, наряду с изложением материала учителем, с просмотром и обсуждением фильмов и презентаций, работой с плакатами, рассказами учителя о действиях в различных чрезвычайных ситуация природного, техногенного и социального характера, самостоятельной работы с учебниками и информационными ресурсами, являются тренировки и различные внеклассные и внешкольные мероприятия. В ходе тренировок и мероприятий учащиеся приобретают навыки, проверяют и применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ, демонстрируют конкретные примеры безопасного поведения и могут оценить последствия примеров неправильного поведения в различных ситуациях. Именно эти формы и методы позволяют учесть психологические особенности учащихся данного возраста, а также дают учащимся возможность реализовать такие компоненты личности безопасного поведения, как предвидение опасности и уклонение от опасности. Немаловажно и то, что именно тренировки и различные мероприятия позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению теоретического материала основ безопасности жизнедеятельности.

    Наблюдение показывает, что тренировки (организованная эвакуация, надевание средств химической защиты, работа с картой) для учащихся менее интересны – в их процессе многократно повторяются одни и те же действия. Это обусловлено тем, что учащимся сложно длительное время удерживать внимание на каком-либо одном действии или приеме, что приводит к заметному снижению мотивации к обучению. Мероприятия и различные игры в этом плане выгодно отличаются от тренировок, особенно в том случае, если они включают разные по содержанию виды деятельности (как групповые, так и индивидуальные, учитывая характерную для этого возраста потребность в автономии, отмеченную выше).

    Примером хорошо зарекомендовавшего себя мероприятия может служить военно-патриотическая игра «Зарница». Игра проводится во многих районах города и весьма популярна среди школьников. Проводится один раз в год. Школьники организованно отправляются за город, где они в различных конкурсах и соревнованиях имеют возможность показать свои знания и умения, которые приобрели в ходе изучения ОБЖ.

    Практика показывает, что даже не имевшие соответствующих навыков учащиеся, пройдя все этапы игры (оказание первой медицинской помощи, пожарная полоса, полоса гражданской обороны, стрельба, соревнование на знание и соблюдение правил дорожного движения и др.), овладевают моделями поведения и действия в различных ситуациях природного и техногенного характера.

    Учет психолого-педагогических особенностей учащихся того или иного возраста, черт личности безопасного типа поведения открывает возможности для повышения мотивации школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности.

    В статье рассматриваются вопросы правильного формирования навыков безопасного поведения и приводятся примеры игр, которые можно использовать в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников. Материал предназначен для педагогов, и специалистов, работающих с дошкольниками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков безопасного поведения

    у детей дошкольного возраста посредством игровых тренингов.

    (для специалистов и педагогов ДОУ)

    Подготовила: Вавиловцева Валентина Владимировна

    Педагог-психолог

    муниципального бюджетного

    Дошкольного образовательного

    учреждения г. Мурманска № 7

    Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.

    Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.

    Такие особенности современного общества предопределяют основные риски детства:

    • рост конфликтов в отношениях между людьми, в том числе, в образовательных учреждениях;
    • деструктивные модели поведения взрослых;
    • снижение влияния традиционных социальных институтов, в частности, семьи как базовой референтной группы;
    • замещение семьи интернет-сообществом и детско-подростковыми субкультурами;
    • большой поток негативной информационной нагрузки из различных источников СМИ, интернета;
    • снижение показателей здоровья детей.

    Поскольку полностью избежать рассмотренных рисков невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества.

    Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

    Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особенно нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, так как только в условиях безопасности возможно полноценное формирование личности.

    Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

    Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которые нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

    Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предостережения и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволяет будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении небезопасных ситуаций.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних детей и удерживание от поспешных, но неверных действий – у других.

    Способы формирования безопасного поведения:

    • Информационно-коммуникативные технологии.
    • Игровые технологии:
    • валеологические сказки;
    • арт-технологии;
    • игры-драматизации;
    • игры-тренинги (игровые тренинги).

    Выбор формы тренинга неслучаен, а обусловлен несколькими причинами:

    • включение дошкольника в игру просто и естественно;
    • дети дошкольного возраста не играют, они проживают ситуацию в реальности;
    • практические занятия подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;
    • игровой тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т.е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуации).

    Игровые тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

    Выбор игр определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Это могут быть задачи, направленные на закрепление знаний об источниках опасности, о причинах возникновения травмоопасных ситуаций, на углубление знаний о возможной угрозе и способах действий в конкретной ситуации.

    1. «Незнакомец»

    Если данная игра проводится с детьми дошкольного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

    Что-то поднести до квартиры;

    Что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

    Что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

    Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило: «Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься». Или предложить детям правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это». «Твоя мама в курсе. Она разрешила». «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.

    1. «Подкуп»

    В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги». Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место. Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать» (В пример можно проиграть сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

    1. «Машина»

    В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара. Правило «Три больших шага»: когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги. После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе. Следующее правило: не садиться в машину. Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле. Например, взрослый может сказать:

    Что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;

    Что мама или папа попросили подвезти куда-либо;

    Что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

    В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину. Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

    1. «Большое и маленькое «Нет!»

    (по мотивам сказки Гизелы Браун)

    Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть «Нет!». После инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и говорят «Нет», если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез. Необходимо научить детей произносить «Нет» громко, четко и уверенно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение «Учимся говорить «Нет». Педагог говорит детям: «Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать «Нет». Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое «Нет» лучше звучит. При помощи какого «Нет» вы получите нужный вам результат»:

    1. Педагог говорит «Нет» тихо и сдержанно, глядя при этом в сторону и немного наклоняясь.

    2. Педагог выкрикивает «Нет» громко и четко, при этом выпрямляясь и подняв голову. Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае «Нет» более действенно. Группа делится на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать «Нет».

    5. «Знакомый, свой, чужой»

    Попросите детей встать на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.

    В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.

    6. «Похитители и находчивые ребята»

    Предложите детям разделиться на две команды: похитителей и находчивых ребят, чтобы в каждой команде было поровну (на одного злоумышленника один ребенок). Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом; драться и кусаться не разрешается. Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями

    7. «Поводырь»

    Цель:

    Развивать чувство ответственности за другого человека.

    Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

    Материалы: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

    Ход игры:

    В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

    Затем дети меняются ролями.

    8. «Головомяч»

    Цель:

    Развивать навыки сотрудничества.

    Ход игры:

    Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

    Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

    Список литературы:

    1. Башинова С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей/ С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э Ульянова // Детский сад от А до Я. Научно–методический журнал для педагогов и родителей. – 2016. – №4. – С.15–20.
    2. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатерин-бург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
    3. Фопель К. Как Научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.

    Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, профилактике зависимостей у учащихся

    Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Но как же сохранить своё здоровье? Как приобщиться к культуре здоровья? Как добиться успеха в жизни, не став жертвой алкоголя или наркотиков? Ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальная из проблем воспитательной работы в школе – проблема формирования навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения обучающихся.

    Я работаю классным руководителем 10 класса и считаю это направление очень актуальным, так как здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

    Работу в этом направлении начинаю с планирования. В воспитательный план моего классного коллектива включаю как традиционные общешкольные мероприятия, так и разнообразные классные. Традиционными в нашей школе являются:

      Дни здоровья (каждая вторая суббота месяца)

      Месячник по профилактике суицидального поведения (сентябрь)

      Тематические недели или декады к международным Дням отказа от курения, наркотиков, ко Дню профилактики СПИДа.

    Благодаря слаженной работе классных руководителей и учителей физической культуры и здоровья, Дни здоровья в нашей школе превращаются в настоящие спортивные праздники с соблюдением всех организационных моментов, начиная от прослушивания государственного гимна в начале и конце мероприятия, заканчивая музыкальными и развлекательными паузами.


    Фото 1. Во время соревнования Фото 2 . Танцевальная пауза

    Один раз в год у нас на Дне здоровья присутствуют наши друзья по спорту БФСО «Динамо», которые организуют межшкольную спортландию.


    Фото 3. Традиционный конкурс Фото 4. Кубок от БФСО «Динамо»

    «Перетягивание каната»

    Ребята с удовольствием участвуют в таких массовых мероприятих. Физкультурные праздники способствуют развитию чувства коллективизма, поддержки и ответственности друг за друга и за команду, совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

    Уже несколько лет подряд в школе проводится месячник по профилактике суицидального поведения среди учащихся. Это очень щепетильная и «скользкая» тема. Обсуждая её, моя задача, как педагога, не навредить, т.е. не вызвать интерес к этим действиям, а заострить внимание на ценности человеческой жизни. Поэтому во время часа общения на тему «Жизнь – бесценный дар» мы с ребятами обсуждаем, что такое жизнь, что они вкладывают в это понятие; ценности жизни, почему человек должен жить и не опускать руки ни при каких обстоятельствах. Я специально не меняю тему занятия уже на протяжении трёх лет, так как каждый раз начинаю его с упражнения «Закончи предложение», во время которого ребята письменно отвечают на вопросы об отношении к жизни, а я имею возможность проанализировать изменения в их ответах, следовательно, в их взглядах на жизнь. Безусловно, основное содержание занятие изменяется в соответствии с возрастом учащихся.


    Фото 5. Отчёт представителей групп Фото 6. Итог работы

    Во время общешкольных тематических недель и декад по профилактике вредных привычек и зависимостей я провожу интерактивные ток-шоу, с приглашением специалистов. Как итог таких мероприятий – выпуск настенных газет.


    Фото 7. Во время ток-шоу Фото 8. Итог работы ток-шоу

    Среди классных мероприятий по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я использую:

      часы общения отдельно с мальчиками и девочками по темам личной гигиены подростков “Между нами девочками (мальчиками)”;


    Фото 9. Знакомство с информационными Фото 10. Знакомство с информационными буклетами буклетами

      встречи со школьной медсестрой или фельдшером Дотишского ФАПа;

      выпуск “медицинских бюллетеней”: «О вирусе гриппа» , «О вреде курения» , «Сладкая жизнь» , «Пирсинг. Так ли он необходим?» , «Режим дня – друг школьника» и т.д.;

      видеолектории (просмотр и обсуждение видеороликов по данной теме);

      туристические походы (велопоходы).

    Перечисленные мероприятия дают возможность рассказать подросткам о важности физического и психического здоровья в жизни каждого человека. Здоровье – это то, что нам дала природа. Без него невозможно представить себе счастливую жизнь в будущем, успешную карьеру и семью. А сегодня существует множество возможностей быстро и бесповоротно его испортить. Поэтому школьники должны знат способы сохранения своего здоровья.

    Положительных результатов в воспитания физического и психического здоровья учащихся можно достичь только при сотрудничестве с семьей . Когда семья будет примером " здорового поведения ", то и ребенок , воспитанный в этой семье , будет придерживаться такого поведения .

    Для родителей моих учащихся я организую как индивидуальные консультации, так и общие классные встречи . Индивидуальные консультации провожу по итогам медосмотров , сообщаю родителям данные врачами рекомендации. В последующем веду учёт выполнения этих рекомендаций через «Индивидуальный план оздоровления» каждого учащегося. На классных собраниях и встречах предлагаю для обсуждения следующие темы: "Особенности подросткового возраста", "Ответственность и безответность подростка. Что за этим стоит?", "Особенности гендерного воспитания подростков" и др. Полезным считаю проведение совместных встреч родителей с учащимися, так как во время таких мероприятий участники могут услышать и проанализировать разные взгляды на проблемы и пути их решения.

    Фото 11. За круглым столом с родителями

    Традиционным в нашей школе является спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья". Он проводиться ко Дню семьи (15 мая). Я и родители моего класса являемся постоянными членами команд. Совместно проведенные мероприятия воспитывают любовь к спорту, развивают ловкость, позволяют присоединить к здоровому образу жизни не только учащихся, но и их родителей, которые в будущем становятся примером для своих детей.

    Фото 12 . Команда мам и дочек

    Считаю важным обсуждать с учащимися и родителями тему "Режим дня". И хотя все знают, что это такое, но, далеко не все, его придерживаются. Дети - не стремятся, а родители - не контролируют. А это есть проблема, так как современные школьники ведут пассивный образ жизни, очень много времени проводят сидя за телевизором и компьютером. А они должны знать о пользе утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, о пользе смены видов деятельности в течении дня.

    Важное влияние на получение положительного результата от мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и ответственного и безопасного поведения, оказывает подготовительная (или диагностическая) работа. Очень часто перед обсуждением которой-нибудь проблемы по данной теме, я провожу анкетирование, как среди родителей, так и среди учащихся. В этом мне помогают следующие методики и диагностики:

      т ест «Твое отношение к здоровью» ;

      м етодика «Что мне мешает вести здоровый образ жизни» ;

      диагностика здоровья по почерку;

      анкетирование «Отношение подростка к своему телесному «Я»» (методика Григорьева) и др.

    Итоги данных диагностик позволяют мне более эффективно и адресно проводить свою работу, добиваться качественных изменений в поведении учащихся.

    Благодаря системной работе по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я вижу положительные результаты у своих учеников: они редко болеют во время эпидемий гриппа, не курят, не пропускаю уроки физической культуры и здоровья, стараются придерживаться режима дня и т.д. Но это не даёт мне право останавливаться на достигнутом. Я планирую совершенствовать работу в данном направлении, а именно, использовать новые формы и методы работы. С недавнего времени я являюсь педагогом-консультантом равного обучения, поэтому буду чаще проводить тренинги по данной проблеме и привлекать своих учащихся к волонтёрской деятельности по принципу «равный обучает равного».

    Галина Терехова
    Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг.

    Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

    В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения безопасность . Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т. к. безопасность это не стиль жизни , а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

    Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения .

    Воспитание безопасности – непрерывный , систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного , школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится.

    В проекте комплексной программы «Развитие» , реализуемой в нашем дошкольном учреждении , достаточно полно освещён раздел «» .

    Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательную систему, включающую все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую).

    В рамках основного содержания наша работа интегрирована с такими видами деятельности, как игра, труд, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, ознакомление с окружающим. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства : игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

    Основная цель работы по формированию основ безопасности : знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

    Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи :

    1. Формирование представлений о ситуациях, опасных для человека и окружающего мира природы, и способах поведения в них .

    2. Приобщение к правилам поведения , безопасного для человека и окружающего мира природы.

    3. Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения , которые необходимо соблюдать как пешеходам, так и пассажирам транспортных средств.

    4. Формирование осторожного осмотрительного отношения к ситуациям, потенциально опасным для человека и окружающего мира природы.

    5. Развивать у детей самостоятельность и ответственность; учить детей регулировать свои поведенческие реакции ;

    6. Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

    Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в дошкольном учреждении , которая включает :

    Уголки безопасности в группах ;

    информационные уголки для родителей;

    Познавательно–агитационные материалы;

    Иллюстративные стенды для детей и взрослых.

    Для систематической работы с детьми в МБДОУ «Дружба» созданы «центры безопасности » , которые имеют следующее содержание :

    макеты : «Перекрёсток» «Улица, на которой я живу» серия игр по теме «Дорожные знаки» ;

    Серия игр по теме «Светофор» ;

    Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Дорога» , «Автобус» ;

    Дидактические материалы по обучению; основам безопасности ;

    Картинный материал с проблемными ситуациями на дороге;

    Комплекты дидактических игр «Куда едут машины» , «Эволюция транспорта» , «Я хороший» , «Путешествие по городу» ;

    Материалы для продуктивной деятельности

    Детская художественная и энциклопедическая литература по основам безопасности ;

    Альбомы, иллюстрации и фотографии по основам безопасности ;

    Материалы по пропаганде знаний для родителей;

    Для реализации поставленных задач использую следующие формы организации .

    Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы создания недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. Игровую образовательную деятельность в режимных моментах мы проводим во II половине дня в рамках совместной деятельности воспитателя с детьми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дети будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза » из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, мы каждое мероприятие заканчиваем позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру - дети должны относиться к данной деятельности серьезно. Основное содержание нашей системы строится направлениям «дорожная грамота» , «моё здоровье» , «безопасность в помещении » , «безопасность и природа » , «общение с незнакомыми людьми» . Например, такие ситуации как, "Школа светофорных наук", «Велосипедист и улица» , «Перекресток» , «Путешествие за город» , «Как пешеходы и водители поделили улицу» , «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге , развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.

    Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра» , светофор). Игровые ситуации поведения в природе : «В парке» , «Ядовитые растения» , «Собака - друг человека» , «Сбор грибов и ягод» , «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда) . Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

    Элементы тренинга (проводятся совместно с психологом) такие как, «Незнакомец звонит в дверь» , «Незнакомец в группе» , «Незнакомец звонит по телефону» , «Потерялся в городе» , «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации.

    Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях : громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих : «На помощь, помогите, чужой человек!» .

    Возможно использование сказок с животными : «Три поросёнка» , «Кот, петух и лиса» . Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

    Вместе с детьми мы проигрываем разнообразные ситуации : ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребёнок дома со взрослыми. В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то , что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

    Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога» , «Плохо воспитателю (бабушке, дедушке и. т. д.) - что делать?», «Мы – спасатели» , «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?»

    Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, "скорой помощи", милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации : в настоящем телефонном разговоре ребёнок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.

    Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены.

    Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Особенно мы уделяем внимание эмоциональному благополучию дошкольников . Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека» , «Красота и здоровье» , «Одежда и здоровье» , «Отношение к больному» , «Действия при кашле, чихании» , «Все ли у тебя хорошо» . Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения .

    Главное - не усвоение ребёнком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребёнком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

    Основные направления в работе педагогов, реализующих взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Воспитатель с помощью повседневных образовательных и игровых ситуаций продолжает инициировать проявление детьми умений и навыков безопасного поведения , раскрывает связь между необдуманными, неосторожными действиями и их негативными последствиями. Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения ; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников. Одно из важных правил, которое усваивают дети в этом возрасте – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома» ). Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя, отстоять право на своё мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения . Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

    Необходимо выделить такие правила поведения , которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопас-ность . Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения , принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста » разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования . Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников , сочли необходимым включить в неё новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребёнок и другие люди» ). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются при-меры возможных занятий и методических приёмов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

    Определяя основное содержание и направление развития детей, использование различных форм и методов организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения , предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм) .

    Для отбора конкретного содержания по рассматриваемому нами направлению образовательной области "Безопасность " можно воспользоваться следующей классификацией ситуаций, потенциально опасных для человека, требующих от него выполнения определенных правила поведения :

    Группа 1. Ситуации, связанные с движением транспорта, с работой машин и механизмов на улицах городов, на детских площадках, в сельском хозяйстве, с использованием домашней бытовой техники и т. д. Правила поведения , которые человеку необходимо выполнять в этих ситуациях.

    Группа 2. Ситуации, связанные с правилами поведения человека при встрече с экстремальными природными явлениями : землетрясение, гроза, штормовой ветер, наводнение, суховей, чрезвычайно жаркая погода, палящее солнце, чрезвычайно низкая температура воздуха, угроза снежных обвалов, падения сосулек и т. д. (в зависимости от климатических особенностей местности) .

    Группа 3. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в естественной природной среде (в лесу, в горах, на водоемах и т. д., в том числе с растениями (среди которых могут быть ядовитые цветы, ягоды, грибы и т. д., а также при контактах с дикими и домашними животными (следует рассмотреть как обыденные, так и неожиданные контакты) .

    Группа 4. Ситуации, связанные с правилами поведения человека в помещениях (опасность пожара, затопления, падения мебели, тяжелых предметов и т. д.).

    Группа 5. а) Ситуации, связанные с опасностью потеряться (в магазине, на улице, на празднике, в лесу и т. д.) .

    б) Ситуации, связанные с правилами поведения детей при встречах с незнакомыми людьми.

    Группа 6. Инфекционно-опасные ситуации, связанные с выполнением правил гигиены, а также правил обращения с лекарствами, незнакомыми веществами (в том числе, продуктами питания и т. д.) .

    Работа с родителями.

    Особенность организации данной работы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых . Поэтому рам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное вни-мание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения , если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома , могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

    Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приёмов позитивного регулирования поведения детей , можно раскрыть их на конкретных примерах.

    Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями :

    Организация собраний (общих и групповых) с целью информи -рования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

    Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

    Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

    Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей» ).

    Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно осваивают позицию : необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам - как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научаются распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают ему возможность избегать опасные ситуации или выходить из них с наименьшими потерями.