Презентация нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Презентация на тему: Патриотическое воспитание в ДОУ

Проект « Патриотическое воспитание в ДОУ» Воспитатель: Петрик Елена Ивановна МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка» г.Полесск

Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий. Участники проекта: Дети, родители, воспитатели группы. Актуальность темы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Задачи - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; - развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей; - расширение представлений о родной стране, ее столице, городах; - знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном; - ознакомление с историческим прошлым России; - развитие элементарных знаний о правах человека; - развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; - формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; - воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ; - воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

мероприятия в рамках реализации проекта: конкурс патриотических уголков

Создание мини-музея «Наш Полесск»

Экскурсия в музей в Ильичевке

Экскурсия в музей в Ильичевке

Экскурсия в музей в Ильичевке

Экскурсии в музей Лабиау, Инс-театр, музей кукол

Экскурсия в музей мирового океана

Создание картинной галереи

Создание картинной галереи

Создание картинной галереи

Создание семейного герба

Берегите планету!

Работа над проектом продолжается. Спасибо за внимание!

«Россия…как из песни слово, Берёзок юная листва, Кругом леса, поля и реки Раздолье, русская душа. Люблю тебя моя Россия! За ясный свет твоих очей! За ум за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей, Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть! Люблю всё то, что называют Одним широким словом Русь!» С.Васильев Основная цель воспитателя – помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом).


Задачи патриотического воспитания воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.


С чего начинается Родина? Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Для детей дошкольного возраста, Родина является абстрактным понятием, которое невозможно потрогать, увидеть.


Первое с чего начинается познание мира ребенком, - это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Я считаю, что невозможно воспитать в ребенке патриотические чувства к Родине без таких понятий как: «любовь к матери», к дому, к детскому саду, к своему району…


Наше наследие У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.








Когда дети начали понимать и самостоятельно разбираться в этом понятии, передо мной теперь стояла задача научить их любить все, что их окружает. Это и есть Родина. В возрасте 4-5 лет дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, - это уже Родина и её надо любить и беречь.


Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.


Путешествие в историю В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", «ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.





На занятиях передо мной стояла задача научить детей жить и трудиться, так чтобы Родина гордилась ими. Миллионы сыновей нашей Родины пали за то, чтобы мир не был, ввергнут в фашистское рабство. Наш народ пережил самую страшную войну, об этой войне ребята узнают больше, когда подрастут и пойдут в школу.


Страна, где мы живём Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.


Я – РОССИЯНИН, Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ СТРАНОЙ Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет нам родная природа, именно она воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.




Принципы патриотического воспитания «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.


Тематическое планирование Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой район и город, в котором я живу», Наша Родина – Россия», «Наши защитники» и т.д. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники.


Взаимосвязь с родителями Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.


Выступление на педсовете Педагогические работники имеют необходимую профессиональную квалификацию. С педагогами было проведено анкетирование по работе с родителями и экспресс - опрос по проблеме патриотического воспитания детей в детском саду. С целью повышения результативности педагогической работы проводились педсоветы, консультации, мероприятия с родителями. Продолжалась работа по самообразованию педагогов. Педагоги получили новые сведения о программах, нетрадиционных методах и приемах. На достаточно высоком уровне прошли открытые занятия: «Улицы города Москвы»; «Улицы города Москвы»; «Наш район Медведково»; «Наш район Медведково»; «Московский Кремль»; «Московский Кремль»; «Московская природа»; «Московская природа»; «День Победы». «День Победы».

В своей группе на основе анализа, мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, своем районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному городу, краю, стране.


В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.




Наладить взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств; Содействовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.




В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста будет эффективней, если будут использованы игровые, словесные, наглядные, экскурсионные и инновационные методы воспитательной работы.


При отборе методов реализация поставленных целей и задач я изучила следующую методическую научную литературу: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Н. Г. Комратова, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская, «Моя страна» В. И. Натарова, «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Н. Д. Маханева


Методическое обеспечение отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, Алтайского края, города Барнаула.




Ведущей педагогической идеей является сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины (родного города).




Моя семья. Члены моей семьи. Наши имена и фамилии. Родительский дом. Мой папа – защитник Отечества. Моя мама. Профессии родителей. Мы - помощники Наш детский сад. Наша группа. Родной город. Мой край родной. Природа края. Культурное наследие. Исторические памятники. Россия – Родина моя. Москва –столица России. Герб, флаг, гимн. Жить – Родине служить. Наши деды одевают ордена.


Чувство любви к родине обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса: Принцип активности и самостоятельности Принцип дифференциации Принцип историзма Принцип наглядности Принцип гуманизации Принцип индивидуально- личностной ориентации Принцип интегративности Принцип этапности Принцип коммуникативности Принцип успешности Принцип познавательной выразительности Позитивный центризм


Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и обучения, требуют качественно новых подходов, использования новых технологий в воспитательно – образовательном процессе. В своей работе по теме наряду с традиционными я использую инновационные формы работы:






Создание предметно-развивающей среды группы; -Разработка методической копилки; -Разработка и внедрение перспективного планирования работы с детьми; -Разработка и реализация плана преемственных связей с социальными институтами (Детская библиотека 22, МБОУ КШ «Барнаульский кадетский корпус» 90, Кукольный театр «Сказка», Русский камерный оркестр города Барнаула и т.д.)


Проведение экскурсий с участие родителей и детей; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей и детей к проектной деятельности по теме; -Участие детей и родителей в конкурсной деятельности на различном уровне; -Проведение праздников и совместных досугов.


Использование ИКТ технологий; -Проведение экскурсий; -Посещение социальных институтов рамках преемственных связей; -Организация выставок, концертов, конкурсов, досугов. -Реализация непосредственно-образовательной деятельности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.




Проведение экскурсий с участие родителей; -Беседы – консультации; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей к проектной деятельности по теме; -Участие родителей в конкурсной деятельности в ДОУ; -Проведение праздников и совместных досугов; -Анкетирование -Наглядно – информационный материал.



Распространяю опыт работы внутри ДОУ, на городском, межрегиональном и всероссийском уровне: -Педсоветы; -Консультации; -Открытые показательные мероприятия для молодых педагогов; -Показательные мероприятия для студентов БГПК 1; -Участие в конкурсной деятельности -разного уровня.


Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Алтайского края и России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно- образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.


Данный опыт работы может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение: -Перспективное планирование работы с детьми; -Методическая копилка: конспекты, наглядно- иллюстрационный материал, картотеки, дидактические игры, методические пособия, мультимедийные презентации, литература.


Затруднения в реализации работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста возникают со стороны родителей, так как в связи с современной загруженностью они не всегда имеют возможность принять участие в мероприятиях проводимых мною на базе дошкольного учреждения. Как следствие родители не могут в полной мере применять свой опыт и знания в процессе нравственно-патриотического воспитания своих детей.


1. Патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Система Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.


7. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 2007.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв


Актуальность В настоящее время актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. К сожалению, некоторые меры, которые предпринимают политики, не всегда являются популярными. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования.


Объект и предмет исследования Объект исследования - процесс воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – педагогические условия патриотического воспитания дошкольников (знания, навыки, привычки, способы поведения, формирующиеся в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей) через ознакомление с историей и культурой родного поселка, родного края, страны.




Цели и задачи Цель: - воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: 1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. 2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. 3. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.


Своеобразие и новизна опыта Научная новизна: на основе концепции системного понимания воспитания рассмотрена проблема патриотического воспитания дошкольников, отвечающая актуальным потребностям общества на современном этапе. Своеобразие опыта: - комбинация элементов известных методик; - рационализация и усовершенствование отдельных сторон педагогического труда; - разработка средств и правил их применения; - постановка и решение педагогических задач.


Значимость опыта Теоритическая значимость: - уточнено содержание понятия «патриотическое воспитание детей»; - расширены представления об организации работы по патриотическому воспитанию детей в дошкольной образовательной организации Практическая значимость: - сформированы у детей интерес и потребность к изучению исторического прошлого и настоящего нашей Родины; - обогащены знания детей об истории, культуре и природе родного края; - применены современные подходы к организации работы по патриотическому воспитанию; - обогащена предметно-пространственной среда группы в соответствии с требованиями; - разработано перспективное планирование по патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп; - подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии развлечений, досугов, доклады, консультации для родителей и др.) - осуществлено взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу патриотического воспитания детей.


ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Принципы построения педагогического процесса - Принцип историзма; - Принцип гуманизации; - Принцип дифференциации; - Принцип интегративности; - Позитивный центризм; - Принцип активности и самостоятельности; - Принцип наглядности; - Принцип этапности; - Принцип индивидуально – личностной ориентации; - Принцип познавательной выразительности; - Принцип успешности; - Принцип коммуникативности.






Блочное тематическое планирование Тема блока Семья Детский сал Поселок Край Страна Армия Задачи Познакомить с понятием «семья», воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи, закреплять умения определять родственные отношения между близкими членами семьи Познакомить детей с детским садом, его сотрудниками, должностями сотрудников, воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада, Познакомить с родным поселком, историей его возникновения, его достопримечательностями, промышленностью, природой, воспитывать гордость за свою малую родину. Познакомить с природными богатствами, с историко-географическим расположением нашего края, его историческим прошлым, достопримечательностями Формировать целостное представление об окружающем мире, природе, познакомить с геральдическими символами страны, правами и обязанностями граждан Формирование патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми, трудовыми традициями нашей Армии