Период грудного возраста длится. Грудной возраст. Ох, уж эти зубки

Грудной возраст (с 4 х недель до 1 года) характеризуется: интенсивным обменов веществ, более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и нервно психического развития. В первые 3 4 месяца жизни у ребенка сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха.

Вместе с тем дети 1 го года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, нарушениями пищеварения в связи с: легко возникающими нарушениями обмена веществ, относительной незрелостью функций желудочно кишечного тракта, высокой чувствительностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.

Нервная система интенсивно развивается, характер но активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (бо лезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться. За период младенчества ребенок делает огромный ска чок в нервно психическом развитии.

Нервно психическое развитие детей 1 го года жизни 1. Основные критерии (линии) развития. Аз - анализатор зрительный. Ас - анализатор слуховой. Э - эмоции. До - движения общие. Др - движения руки. Ра - речь активная. Н - навыки. Рп - речевые понимания. Ср - сенсорика. И - игра и действия с предметом. Д - движения. НПР - нервно психическое развитие.

2. Формулы НПР детей 1 -го года жизни. 1 мес. Аз Ас До Э Ра. 2 мес. Ас Аз До Э Ра. 3 мес. Аз До Э Др. 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н. 5 мес. Аз Ас Др Ра Н Э До. 6 мес. Ас Др До Ра Н. 7 мес. Др До Рп Ра Н. 8 мес. Э Др До Р Рп Ра Н. 9 мес. Э Ас Др До Рп Ра Н. 10 мес. Э Др До Рп Ра Н. . 11 мес. Э Др До Рп Ра Н. 12 мес. В Аз Др До Рп Ра Н.

Физическое развитие. Показатели, характеризующие физическое развитие детей, претерпевают значительную динамику в процессе жизни ребенка. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет 50 см. В дальнейшем нарастание длины тела подвержено индивидуальным колебаниям и не равномерно в различные периоды жизни. Длина тела до 2 х лет измеряется горизонтальным ростомером.

Прибавка длины тела на первом году жизни: 1 3 мес - по 3, 0 см (9, 0 см); 4 6 мес. по 2, 5 см (7, 5 см); 7 9 мес. по 2, 0 см (6, 0 см); 10 12 мес. по 1, 0 см (3, 0 см). За первый год ребёнок вырастает на 25 см и рост его в год 75 см. Для оценки показателей роста после года исполь зуют центильные таблицы.

Масса тела при рождении колеблется в значитель ных пределах. Средние показатели 3200 3400 г. На первом году жизни прибавка массы происходит сле дующем образом: 1 мес. 600 г; 2 мес. 800 г; 3 мес. 800 г; 4 мес. 750 г и далее в каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем в предыдущий. Средняя ежемесячная прибавка массы в 1 м полугодия 700 г, во II м полугодии 500 г. Считают, что к 4 5 мес. жизни масса тела удваивается, а к году утраивается. Ориентировочная масса ребёнка в 1 год 10 килограммов. Оценку показателей массы тела после года проводят с помощью центильных таблиц.

Окружность грудной клетки Окружность грудной клетки у доношенного ребен ка при рождении составляет 32 34 см. На первом году жизни окружность грудной клетки увеличивается еже месячно в среднем на 1, 2 см. Окружность грудной клетки в год в среднем 48 см. Окружность головы у доношенного новорожденного 34 36 см, увеличение окружности на первом году 1 см ежемесячно.

Окружность головы Окружность грудной клетки у доношенного ребен ка при рождении составляет 32 34 см. В возрасте 2 3 мес. происходит выравнивание этих размеров, в возрасте 1 года окружность голова на 2 см меньше окружности груди. Окружность головы в год в среднем 46 см. Увеличение объема головы можно наблюдать при гидроцефалии. Уменьшение объема головы может быть связано с ранним закрытием родничка, как про явление рахита или врожденного порока развития

Факторы, оказывающие влияние на рост и развитие ребенка младенческого возраста и состояние его здоровья Наследственность - наследственные заболевания или склонность к какому либо заболеванию, унаследо ванная от родителей или близких родственников (в том числе особенности иммунной системы). Организация ухода - наличие определенного режима дня, достаточное пребывание на воздухе, проведе ние гигиенических мероприятий, организация бодрство вания. Вскармливание. Безопасность окружающей среды. Организация физического воспитания и закаливания.

Физическое воспитание и организация закаливания на 1 -м году жизни Это один из важнейших факторов, влияющих на раз витие ребенка и его здоровье, и в то же время это способ удовлетворения потребностей: «двигаться» ; «быть здоровым; «общаться» .

Физическое воспитание Физическое воспитание- это комплекс мер, направ ленных на укрепление здоровья ребенка, профилактику заболеваний и гармоничное физическое и умственное его развитие. Физическое воспитание ре шает 2 взаимосвязанные и взаимозависимые задачи: охрана и укрепление здоровья; полноценное развитие личности. Решение этих задач осуществляется с помощью следу ющих мер: соблюдение режима дня; соблюдение гигиенических норм и правил; проведение общих и специальных закаливающих процедур; выполнение массажа и адекватных возрасту комп лексов гимнастики.

Режим дня Основой любого режима дня являются: деятельность; сон; питание; пребывание на свежем воздухе. Правильно организованный режим дня предоставляет организму необходимые паузы, которые обеспечивают периоды меньшей активности, т. е. отдых в физическом и психоэмоциональном смыслах. Это позволяет обеспечивать бодрое настроение в течение дня и гармоничное развитие личности.

Режим дня строится с учетом: состояния здоровья; возраста; индивидуальных особенностей ребенка. При построении режима дня исходят из следующих положений: Обеспечить ребенку глубокий, достаточный по про должительности сон. Обеспечить регулярность приема пищи. Своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Сон является необходимым для отдыха и восстановле ния сил ребенка. Длительность сна: . а) у детей до 1 года составляет 22 - 1/2 m , где m - число месяцев; б) у детей старше года составляет 16 - 1/2 п, где п - число лет (по И. Н. Усову, 1969, 1992). Кратность дневного сна: от1 месяца до 5 м 4, от 5 м до 9 м 3, от 9 м до 1, 5 лет 2, от 1, 5 лет 1 раз; от 1 года до 3 лет - 1 раз; с 3 лет - по желанию ребенка; с 10 лет - по медицинским показаниям.

Прием пищи должен соответствовать возрасту и индивидуальным потребностям ребенка: до 1 года: от 1 месяца до 3 х 7 раз в сутки (ночной перерыв к 6 часов) от 3 до 5 мес. - 6 раз в сутки; с 5 до 12 мес. - 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 часов); от 1 года до 3 лет - 4 раза в день; с 3 лет и старше - 3- 4 раза в день.

Деятельность необходимо организовывать с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Длительность бодрствования составляет: до 1 мес. - 1 час; от 1 до 3 х мес. - 1, 5 часа; от 4 до 12 мес. - 3 часа; старше года - 5, 5- 6 часов. Необходимо соблюдать последовательность компонен тов режима: до 1 года: пробуждение, кормление, бодрствование, сон; старше 1 года: пробуждение, бодрствование, корм ление, сон.

Соблюдение гигиенических норм и правил. Температура в комнате- необходима и для закали вания кожных рецепторов, правильного дыхания и креп кого сна: в 1 м полугодии - 20- 22°С; во 2 м полугодии - 19- 20°С. Снижение температуры в помещении осуществляют: проветриванием (сквозным); кондиционированием. Цели проветривания: снизить температуру воздуха; увеличить концентрацию кислорода; снизить концентрацию микробов.

Кратность и длительность, проветривания: зимой: 4- 5 раз в сутки по 10- 15 мин. ; летом: круглосуточно (несквозным, а если сквоз ным - то каждый час). Личная гигиена: ежедневная гигиеническая ванна, под мывание, а на 2 м году жизни пользование мылом, зубной щеткой, полотенцем. Своевременная смена нательного и постельного белья.

Прогулки: летом 2- 3 раза в день по 2- 2, 5 часа; зимой 2 раза в день по 1- 1, 5 часа (если безветрие до - 10°С, если ветрено - до 5°С). Одежда: должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральных тканей. Обувь: должна быть кожаной, с твердой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 см.

Организация безопасной окружающей среды Организация безопасной окружающей среды имеет огромное значение для здоровья ребенка. По мере развития моторных навыков малыш пользуется все большей свободой. Но ребенок не имеет предшествующе го опыта и, значит, не знает, что опасно, а что нет. Это сочетание факторов создает условия для повышенного травматизма детей, особенно от 6 до 12 мес. Предотвра тить еду может только постоянный б контроль за малы шом (с него нельзя «спускать глаз») и выполнение ряда правил безопасности.

Убрать из комнаты ребенка ковры, из за которых он может упасть. Убрать салфетки с секретеров, шкафов, тумбочек и стоящие на них тяжелые предметы (вазы, статуэтки и т. д.). Все розетки закрыть специальными пластмассовы ми заглушками, а электроприборы убрать за пределы досягаемости ребенка. Исключить из игр ребенка и постоянного обихода мелкие предметы (шарики, гвоздики, болты и т. д.).

Спрятать под ключ все острые, режущие и колю щие предметы (иглы, ножницы, спицы, ножи и т. д.). Поместить в одно место под замок все лекарствен ные препараты (например, в шкатулку). Спрятать предметы бытовой химии под замок (мо ющие средства, дезодоранты, инсектициды и т. д.). Огородить выходы на лестницы (если в доме более одного этажа).

Окна в комнате ребенка должны быть закрыты, а если их открывают при проветривании, ребенка на это время выносят в другое помещение. Сделать невозможным доступ ребенка на кухню в санитарные комнаты. Поместить в закрывающийся на ключ бар все ал когольные напитки, упаковки с сигаретами и спичками. Помните! 90% травм детей до 3 лет происходит из-за халатности и беспечности взрослых! Перечисленные правила помогут удовлетворить потреб ность ребенка «избегать опасности» .

Закаливание. I Закаливание - это тренировка организма, с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздей ствиям внешней среды. Оно необходимо для профилакти ки заболеваний у ребенка. С целью закаливания исполь зуют естественные природные факторы: I - вода; II - солнце; III - воздух.

Правила закаливания по Г. Н. Сперанскому. 1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка. 2. Необходимо постепенное наращивание интенсивности закаливающих процедур. 3. Закаливание должно осуществляться систематически. 4. Закаливание необходимо проводить с учетом инди видуальных особенностей и возраста ребенка. 5. Начинать процедуры закаливания можно в любое время года, но лучше - в теплое. 6. Закаливание должно осуществляться только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. 7. Если закаливание прерывается по причине болезни, то начинать его снова надо с первоначальных уровней интенсивности, но скорость наращивания закалива ющих процедур должна быть большей, чем до перерыва.

Перед началом закаливания необходимо уточнить группу здоровья ребенка. Для I группы - режим включает все виды закаливания и физического воспитания. Для II группы - применяются только щадящие в проце дуры: температура воды и воздуха на 2 С выше, чем для 1 группы; снижение ее должно быть более медленным: t- при местных воздействиях - на 1°С каждые 3- 4 дня; t - при общих воздействиях - на 1°С каждые 5- 6 дней. Физическая нагрузка ограничена.

Для III группы - назначаются специальные процедуры (местные водные и воздушные воздействия умеренного уровня). Конечная температура воздуха и воды на 4 -С выше, чем для детей I группы; время действия зака ливающего фактора уменьшается, и температура его сни жается очень медленно.

I. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. II. Закаливание водой также начинают проводить с раннего возраста. Различают: 1)местные водные процедуры: - умывание; - местное обтирание; обливание ног; 2) общие водные процедуры: полное обтирание; полное обливание; ванна; Душ; купание в открытом водоеме.

Различают 3 фазы действия холодной воды на орга низм: I фаза - резкий спазм кожных сосудов (озноб, общее напряжение, кожа бледная и холодная); II фаза - расширение кожных сосудов или стадия адаптации (снижение напряжения, частоты дыхания и пульса, покраснение кожи, ощущение тепла); III фаза - парез сосудов с застоем крови (бледность кожи с цианозом, озноб): NB! При правильном; проведении закаливания III фаза отсутствует.

Постепенное увеличение силы воздействия воды дос тигается за счет: а) равномерного снижения ее температуры; б) увеличения площади смачиваемых кожных покро вов замена местных процедур на общие в (порядке возра стания интенсивности); в)увеличения длительности воздействия. Любая водная процедура заканчивается выти ранием насухо с егким массажем или л растиранием до покраснения. Закаливание водой проводится после сна и до еды.

Умывание - проводится ежедневно, со снижением температуры на 1°С каждые 2- 3 дня до 15- 16°С. Умы вают е только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, и н подмышечные впадины. 2. Обтирания (местные и общее) начинаются с 6 месяцев с t = 32- 33 С. К концу года их снижают до t = 28°С, к 3 годам - 25°С; дошкольникам - 22°С; школь никам 18- 20°С). - Техника: смоченной и слегка отжатой рукавичкой об тирают руки (от пальчиков до плеча, через 3 дня - грудь, затем спину, живот, ноги и все тело). Длитель ность 6- 8 мин.

3) Обливание местное (ног - ступней и голеней) про водят после 1 года. Начальная t = 28°С, со снижением до 20- 22°С (на 1°С каждые 2- 3 дня). Длительность со ставляет - 20- 30 с. С 1, 5 лет - контрастные обливания с t°C: в I группе 38°С снижение до 18 С; во II группе 38°С до 18°С – 38 С. Длительность: холодная вода - 3- 4 мин. ; теплая - 6- 8 мин.

Обливание общее и душ - с 1, 5- 2 лет; температу ра оды На 1°С выше, чем при обтирании. в Длительность составляет 20- 40 с (не поливать голову ребенка!). Купание в ванне - рекомендуется с 14- 15 дней жизни с t = 37°C с постепенным небольшим снижением. Купание в открытых водоемах - начинают с 3- 4 лет, t воды должна быть 20°С и выше, a t воздуха +24- 26°С. Длительность купания 1- 2 мин. с увеличе нием до 5 мин. В воде ребенок должен двигаться и пла вать.

III. Закаливание солнечными лучами - рекоменду ется после 1 го года жизни, очень осторожно, после пред шествующей воздушной ванны в течение 10- 20 мин. Вре мя солнечных ванн 9 11 ч утра через 1- 1, 5 часа после легкого завтрака. Длительность: начиная с 1 мин. и уве личивая до 10 мин. на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуется обливание или душ с t = 36°G, со снижением до 28°С. Все процедуры по закаливанию проводятся под конт ролем врача!

Массаж - назначается детям с 1- 1, 5 месяцев до 1- 1, 5 лет параллельно с гимнастикой. В дальнейшем ис пользуют игры, а затем - утреннюю гимнастику и спорт (с 7- 8 лет). Результат массажа: расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается элас тичность и подвижность связочного аппарата. Массаж оказывает тонизирующее влияние на нервную систему.

Массаж проводят при температуре воздуха в помеще ний 0- 21°С, не ранее, чем через 40- 45 минут 2 после кор мления; при положительных эмоциональных реакциях ребенка; чистыми, сухими, теплыми руками. Основные приемы массажа: поглаживание; " растирание; разминание; вибрация; поколачивание.

Последовательность массажа: I. Передняя поверхность: ноги; руки; живот; грудь. II. Задняя поверхность: спина; ягодицы; руки; ноги.

Результат гимнастики: усиление кровотока, улуч шение бмена веществ, о усиление иммунологической ак тивности крови и тканей, повышение эмоционального тонуса ребенка. Гимнастические комплексы усложняются примерно с каждым кварталом.

Для равновесия необходимо периодически уменьшать степень двигательной активности, когда ребенок сам от нее устает. Для этого можно пользоваться следующими приемами: выкладывание на живот; придание ребенку вертикального положения; дача ребенку соски пустышки; нетугое пеленание на ночь (а при необходимости - и перед дневным сном).

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно -профилактических мероприятий.

Комплексная оценка состояния здоровья. Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка используются 6 критериев: 1 группа (критерии, определяющие здоровье) особенности онтогенеза, определяющиеся по данным генеалогического, биологического, социального анамнеза. 2 я группа (критерии, характеризующие здоровье) уровень физического развития и его гармоничность уровень нервно психического развития уровень резистентности организма уровень функционального состояния организма наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

Первая группа здоровья Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций: дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа здоровья(группа риска) Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям: дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей.

Третья группа здоровья Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма

Четвёртая группа здоровья лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа здоровья дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка груд ного возраста Комплексная оценка состояния здоровья ребенка груд ного возраста включает следующие этапы: Проведение антропометрии. Оценка физического развития по формулам. Оценка физического развития по центильным таб лицам. Сбор информации визуально и со слов матери о нервно психическом развитии (НПР) ребенка. Составление формулы НПР. Оценка НПР, определение группы и степени разви тия. Оценка состояния здоровья ребенка за прошедший период. Определение группы здоровья. Составление плана мероприятий в соответствии с группой здоровья.

Контрольные вопросы. Перечислите анатомо физиологические особенности органов и систем грудного ребенка. Назовите закономерности физического развития де тей 1 го года ИЗНИ, способы его оценки. Ж Дайте характеристику нервно психического разви тия ребенка младенческого возраста по месяцам и прави ла его оценки. Укажите основные потребности детей грудного воз раста и способы их удовлетворения в зависимости от воз раста. Дайте характеристику методам физического воспи тания и закаливания на 1 м году жизни.

Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень, интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период вместе с тем возникает и целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка. Это, прежде всего, проблема рационального вскармливания , так как кормление ребенка старше 5 месяцев только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить корригирующие продукты или компоненты. Грудной ребенок после 2 - 3 месяцев теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой. На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются поражения органов дыхательной системы, течение которых отличается особой тяжестью. Для предупреждения заболеваемости разностороннее использование средств и методов закаливания . Сюда относятся массаж, гимнастика и водные процедуры, проводимые по специально разработанным схемам.

На период грудного возраста приходится интенсивная профилактическая вакцинация , направленная на формирование невосприимчивости к различным заболеваниям. (Приложение 2)

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану, в котором под воздействием неблагоприятных факторов (факторы внешней среды, т. е. условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) возможны не только нарушения последовательности развития ребенка, но и подчас необратимые изменения. И потому знание особенностей роста и развития ребенка грудного возраста имеет важное значение для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д.

Физическое развитие детей грудного возраста

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие - это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни - формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

Длина тела ребенка первого года жизни может быть рассчитана исходя из ежемесячных и ежеквартальных изменений роста. В первые 3 мес жизни рост увеличивается примерно на 3 см ежемесячно или на 9 см за квартал, во II квартале - по 2,5 см, т. е. на 7,5 см за квартал, в III квартале - на 1,5 - 2,0 см, в IV квартале - на 1 см в месяц, т. е. на 3 см. Общая прибавка длины тела за первый год 25см. Можно пользоваться также следующей формулой: ребенок 6 мес имеет длину тела 66 см, на каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см, на каждый месяц после 6 прибавляется по 1 . 5 см.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин - как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела при рождений + 800 х n , где n - число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п - возраст в месяцах, а 400 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 - 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 - 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

Индекс Эрисмана - разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой ) представляет собой следующее соотношение: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 - 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

По окончании периода новорожденности ребенок вступает в следующий этап жизни — период грудного возраста, который характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

Рост доношенного ребенка равен 49 — 51 см. Мальчики обычно крупнее девочек. Наиболее энергично ребенок растет в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются: к 3 мес жизни ребенок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, к 6 мес — 2 — 2,5 см, к 9 мес — 2 см и к концу 1го года жизни — по 1,5 см в месяц. Таким образом, за первое полугодие жизни ребенок вырастает на 15 — 16 см, а за весь первый год жизни — на 25 — 27 см.

Законы нарастания массы тела такие же, как и роста, — чем моложе ребенок, тем интенсивнее идет прибавка массы: на 1-м месяце жизни ребенок в среднем прибавляет 600 г (с учетом компенсации физиологической потери массы тела), в течение 2-го и 3-го месяцев жизни по 800 — 900 г, а затем в течение каждого последующего месяца жизни ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в предыдущем месяце.

Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребенок на первом году жизни, надо к этим показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения массы тела и роста за прожитый год.

При этом удобно пользоваться таблицей.

Средние показатели увеличения роста и массы тела у детей 1-го года жизни

Возраст ребен ка, мес Увеличение роста, см Увеличение массытела, г
за месяц за весь период за месяц за весь период
1 3 3 600 600
2 3 6 800 1400
3 2,5 8,5 800 2200
4 2,5 11 750 2950
5 2 13 700 3650
6 2 15 650 4300
7 2 17 600 4900
8 2 19 550 5450
9 1,5 20,5 500 5950
10 1,5 22 450 6400
11 1,5 23,5 400 6800
12 1,5 25 350 7150

Первый год жизни ребенка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы — формированием активных движений, различных навыков и умений.

В возрасте 1 мес ребенок уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. К 3-му месяцу объем движений увеличивается: ребенок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, четко определяет направление звуков, узнает близких. В 6 мес ребенок хорошо переворачивается, начинает ползать, произносит отдельные слоги. К 9-му месяцу самостоятельно садится, передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте 1 года ребенок обычно начинает ходить, произносит 10 — 12 слов, умеет хорошо пить из чашки, пытается самостоятельно есть.

В течение первого года жизни в организме ребенка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечнососудистой систем.

После 6 мес жизни у ребенка , к году ребенок обычно имеет 8 зубов.

Продолжается развитие желудочно-кишечного тракта. Начиная с первых месяцев жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к 3 месяцам 150 — 180 мл, а к 1 году 250 мл. В связи с введением в рацион ребенка различных новых видов пищи увеличивается отделение пищеварительных соков с нарастанием их активности. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ.

Практически к концу 1-го года жизни ребенок может получать все основные продукты питания. Частота стула по сравнению с новорожденными уменьшается до 2 — 3, а к концу года до 1 — 2 раз в сутки. У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребенка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц

Ранний возраст — период жизни ребенка, который охватывает возраст от 1 года до 3 лет. В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма детей. Однако ребенок раннего возраста остается еще в высокой степени ранимым, восприимчивым к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям со стороны пищеварительных органов; ребенок этого возраста легко подвержен любым…

Школьный возраст (7 — 15 лет) характеризуется дальнейшим развитием организма ребенка. У детей школьного возраста усиленно развивается мышечная система, увеличивается рост, изменяются пропорции тела, формируются вторичные половые признаки. Развитие, детей школьного возраста отличается еще большими неравномерностями. В младшем школьном возрасте преобладают количественные изменения (дальнейшее увеличение роста и массы тела, совершенствование структуры органов, тканей, систем). При…

Очень важно, чтобы в суточном рационе ребенка было правильным соотношение белков животного и растительного происхождения. Для детей первых месяцев животные белки составляют около 100% от общего количества белка, содержащегося в рациона ребенка. Для детей от 1 года до 3 лет — 70 — 75%, для детей дошкольного возраста — 60 — 65%, для детей школьного…

Грудной период продолжается от 29-30-го дня до конца 1-го года жизни. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, начинается бурное физическое, моторное и психическое развитие. При этом интенсив­ность обменных процессов очень высока при сохраняющейся незрелости анатомических структур, функциональной ограниченности дыхательного аппарата и ЖКТ. Пассивный иммунитет ко многим детским инфекционным заболеваниям (кори, краснухе, дифтерии и др.), приобретённый внутриутроб­но через плаценту и поддерживаемый внеутробно молоком матери, сохраня­ется в течение 3- 4 мес.

Физическое развитие наиболее интенсивно в первой половине года. Ребенок к 5 месяцам удваивает массу тела при рождении, в 12 месяцев – утраивает. В 1 год масса доношенного ребенка составляет примерно 10 кг.

Длина тела увеличивается к 5 месяцам на 15-16 см, к 1 году на 25 см, составляя примерно 75 см. Окружность головки увеличивается на 1 см в месяц достигая 46-48см в1 год, окружность груди увеличивается более интенсивно, превышает окружность головки на 2 см.

Зубы появляются с 6-8 месяцев, к 1 году должно быть 8 зубов. Процесс прорезывания зубов иногда сопровождается повышением температуры тела, беспокойством, ухудшением аппетита, диспепсическими расстройствами. Подробнее в данных процессах Вам поможет разобраться стоматология в Приморском районе .

Нервно-психическое развитие

К 2 месяцам жизни заканчивается миелинизация зрительного и слухового нервов, ребенок фиксирует взгляд, следит за предметом, прислушивается к звукам, тянет ручки к ярким предметам. Появляются положительные эмоции- улыбка в ответ на улыбку, комплекс оживления при обращении к нему, смех. Ребенок начинает «гулить» произносить отдельные протяжные звуки». Рефлексы «атавизма» исчезают

К 3 месяцам созревает стриарное тело, становится возможным удерживать головку, приподнимать ее из положения лежа на животе. В 5-6 месяцев созревает мозжечок, ребенок пытается приподняться, а затем начинает сидеть, удерживая равновесие. Каждое новое умение связано с созреванием регулирующих центров, до созревания обучить невозможно. Утрата навыка свидетельствует о болезни.

В 6 месяцев появляется объемное видение, это стимулирует ползанье, вначале по «пластунски», к 7 месяцам ребенок ощущает животом трение об пол, начинает приподнимать туловище и ползать опираясь на локти и колени. В 7 –8 месяцев ребенок встает на ножки и передвигается с поддержкой, с 10-12 месяцев -ходит самостоятельно.

Преобладают эмоции положительные. Совершенствуется речь. В 3 месяца- лепет, артикуляция носит национальный характер (подражает родителям), в 6 месяцев- произносит слоги, к 12 месяцам формируется осознанная реакция на слово, произносит отдельные слова (6-10) – дай, му-му, мама и др.

Ребенок радуется приходу детей, повторяет приказ, одевает кольцо на пирамидку, водит куклу, пьет из чашки, держит ложку, проявляет интерес к книгам с картинками.

С 10 месяцев начинается психологический кризис «кризис базального доверия». Младенец выбирает «эмоционально значимое лицо», человека которому доверяет, в тоже время настороженно относится к незнакомым людям, испытывает чувство страха. Проявляется индивидуальный стиль поведения, темперамент.

Темперамент генетически детерминирован, но подвержен влиянию социума, особенностям микроокружения семьи. Выявляется легкий и трудный темперамент. Для его оценки используют 9 признаков : активность, регулярность сна- бодрости, адаптивность, приятие, интенсивность эмоций, настроение, настойчивость, отвлекаемость, порог минимальной силы воздействия. Трудный темперамент- аритмичность, низкое приятие и адаптивность, негативизм .

Грудной период детства характеризуется большими изменениями в организме: происходит перемоделирование скелета, формируется собственный иммунитет, снижается пассивный иммунитет уменьшается уровень «материнских антител», гемоглобин и эритроциты «физиологическая анемия», совершенствуется терморегуляция. На основе физиологических преобразований возникает риск заболеваний – рахит, анемия, инфекционные болезни органов дыхания и пищеварения, повышается риск травматизма, что требует проведения профилактики.

Ребенок нуждается в правильном питании, соблюдении режима, воспитании опрятности, пользовании горшком.

Игрушки стимулируют развитие ребенка — в 2 месяца — погремушка, с 6 месяцев мяч, зверюшки, пирамидка, 11-12 месяцев книги с крупными картинками.

Интенсивный рост, дифференцировка органов и большая напряжённость об­менных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются (особен­но при недостаточном, одностороннем, избыточном питании и погрешнос­тях ухода) такие заболевания, как гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, атопический дерматит, рецидивирующий обструктивный синдром. Развитие острых респираторных вирусных инфек­ций (ОРВИ) может осложниться пневмонией. Пассивный иммунитет, обус­ловленный полученными от матери AT, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут болеть корью, ветряной оспой и дру­гими детскими инфекционными заболеваниями.

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ .В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 месяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудного вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происходит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппарат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраивается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13–15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, развиваются статические функции: ребенок начинает держать голову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году – ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, говорит первые осмысленные слова.

Грудной период. Длительность этого периода условно определяется необходимым сроком кормления ребенка грудным молоком; у большинства детей он заканчивается к концу первого года жизни. Характерной особенностью этого периода является интенсивный рост тела ребенка. Это вызывает у детей первого года жизни повышенную потребность в пище. Но так как органы пищеварения у них в функциональном отношении еще недостаточно развиты, то малейшие погрешности в диете ведут к острым и хроническим расстройствам пищеварения и питания. Выраженная нестойкость процессов обмена веществ при интенсивном росте скелета делает грудных детей предрасположенными к заболеванию рахитом; у некоторых детей выявляются так называемые аномалии конституции экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Кроме того, у детей грудного возраста имеется склонность к диффузным реакциям, и поэтому при различных заболеваниях (пневмония, грипп, острые катары, отиты, диспепсия, дизентерия и пр.) легко возникают судороги, явления менингизма или менинго-энцефалита и токсикозы.

Новорожденный ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека, он имеет огромное количество анатомо-физиологических особенностей, отличающих его от грудничковых детей и особенно детей старших возрастных групп: это и более высокие темпы обмена веществ, и особенности развития всех органов и систем.



Только в раннем детском возрасте выявляются определенные состояния, не встречающиеся в других возрастных группах и у взрослых. Малышу нужно определенное время после рождения для того, чтобы приспособиться к новой жизни, жизни вне материнского организма.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, ориентируются на антропометрические данные, психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, развитие навыков и умений, мыслительное развитие.

Надо отметить, что развитие мальчиков и девочек далеко неодинаково. Например, уже в момент рождения девочка на 20-25% ближе к окончательным пропорциям, чем мальчик. Связано это с более быстрыми темпами развития женского организма, в том числе и внутриутробного.

Питание детей вообще и особенно маленьких - очень сложное и ответственное дело. Пища - источник энергии и пластический материал, из которого строится и быстро растет детский организм. От характера пищи зависят структура органов и систем ребенка и их функции. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Поэтому правильное питание ребенка является одним из важнейших условий охраны здоровья и жизни ребенка.

В чем заключаются трудности при организации кормления новорожденных и грудных детей? Объяснение следует искать в анатомических и физиологических особенностях организма ребенка в этом возрасте. Выше уже говорилось о том, что на первом году жизни ребенок очень интенсивно растет и к 4-му месяцу жизни масса тела его удваивается, а к году - утраивается.



Такой стремительный рост и развитие органов и систем возможны только при достаточном поступлении питательного материала (белков, жиров, углеводов, солей и витаминов).

Ребенку на 1-м году жизни необходимо на 1 кг массы тела калорий в 2 раза с лишним больше, чем взрослому человеку.

Система органов пищеварения у грудных детей, особенно первых месяцев жизни, имеет ряд особенностей. Так, слюнные железы вначале (до 4-месячного возраста) вырабатывают мало слюны, с небольшим содержанием в ней фермента. Мышечный слой стенки желудка недоразвит. Деятельность желез стенки желудка снижена. Уже вырабатываются такие ферменты, как пепсин и липаза, но в незначительном количестве. Особенно мало липазы - фермента, расщепляющего жиры.

У новорожденных имеются все пищеварительные ферменты кишечника, но их активность довольно низкая и нарастает только с возрастом. Желчь относительно бедна желчными кислотами и холестерином, что уменьшает ее пищеварительные возможности. Из-за незаконченности формирования и недостаточности нервной регуляции механизм передвижения пищи по кишечнику чрезвычайно неустойчив. Эти особенности строения и функции желудочно-кишечного тракта затрудняют переваривание и усвоение пищи организмом ребенка.

Таким образом, у детей на 1-м году жизни потребность в пище велика, а возможности ее переваривания резко ограничены. Создается почти «непримиримое несоответствие», которое и составляет основную трудность питания детей этого возраста.

Как же обеспечить повышенную потребность ребенка в питательных веществах при такой незавершенности системы его пищеварения? Какое питание для него наиболее целесообразно?

Давно уже известно, что в этом отношении наилучшим является грудное вскармливание, т. е. кормление молоком матери. Молоку матери нет ни естественных, ни искусственных аналогов,- Оно отвечает потребностям ребенка и содержит все необходимое для его успешного развития.