Правильный режим дня первоклассника. Первоклассник. Советы врачей – коротко о главном Для чего нужен дневной сон первоклассников

Первый класс - сложный этап в жизни ребенка. Меняется уклад жизни малыша, у него возникает необходимость приспособиться к новому коллективу, новым требования и правилам. Для того, чтобы организм первоклассника справился с нагрузкой, родители должны до мельчайших деталей продумать быт юного школьника. Каким должен быть режим дня первоклассника и почему ребенку важно его соблюдать, сколько часов необходимо спать школьнику и зачем ему нужен дневной сон, в какое время лучше делать уроки и как организовать питание?

Почему необходимо соблюдать режим

Для первоклассника правильный распорядок дня - залог крепкого здоровья, хорошей успеваемости и отличного настроения. Если ежедневно в одно и то же время просыпаться и засыпать, заниматься физической и умственной активностью, то в центральной нервной системе образуются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с минимальной затратой энергии. Иными словами, благодаря четкому распорядку у ребенка вырабатываются привычки, которые настраивает его на учебу или отдых, помогают ему быть активным на занятиях в школе и в повседневной жизни.Кроме того, соблюдение режима дня воспитывает у детей чувство времени, они становятся более организованными, дисциплинированными и самостоятельными.

Надо знать

Первоклассник должен спать около 10-12 часов в сутки

Подъем работоспособности у детей наблюдается с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Это оптимальное время для занятий

В предобеденное и послеобеденное время (11:30-14:00), а также после 19:00 работоспособность у детей резко снижается

Примерный режим дня первоклассника

07:00 Пробуждение, умывание, зарядка

  • Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
  • Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.

07:20–07:40 Завтрак

  • Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
  • Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим - каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).

Вам будет интересно


08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)

Согласно приказу Минобрнауки и нормам СанПин , уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.

Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.

Вам будет интересно

Вам будет интересно

13:00 Обед

  • Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
  • Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед - суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.

Вам будет интересно

14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры

  • Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка. Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
  • Для учеников младших классов лучший отдых - часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50-70%).

16:00 Полдник

  • На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
  • Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.

16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций

  • При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом - устные.
  • Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.

Вам будет интересно

17:30–19:00Прогулка, активные игры

  • Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
  • Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.

19:00 Ужин

  • Оптимальное время для ужина - за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
  • Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки - какао, крепкий чай.

Вам будет интересно

19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну

  • Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
  • Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.

21:00–07:00 Сон

  • Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
  • Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
  • При организации занятий следует учитывать, что работоспособность на протяжении недели разная. В понедельник дети начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели детский организм приходит в наиболее оптимальное состояние. К пятнице значительно накапливается утомление, работоспособность резко падает.
  • В выходные дни и каникулы от режима дня желательно не отступать. Если ребенок за одну-две недели отдыха будет сильно нарушать сложившийся график, например, просыпаться в 10 утра и ложиться спать за полночь, то первая учебная неделя будет для него очень сложной.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обязательно распечатайте режим на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
  • Приучайте первоклассника собирать вещи (учебники, письменные принадлежности, форму) с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
  • Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой. Если ребенок торопится, боясь опоздать к началу урока, то, заняв место за партой, он расслабляется и не сможет сразу включиться в учебный процесс.
  • Лучше всего организуют свою учебную деятельность дети, которые посещают спортивные секции, музыкальную школу и т.д. У них меньше свободного времени, они привыкают к четкому расписанию и соблюдают режим.

Страничка школьного психолога

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).

Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?

Нормально.

А что сегодня делали?

А ничего.


Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

Более полувека назад известный педагог Я.Корчак писал: "Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен".

Про сон школьников

Школа - это всегда стресс и нагрузки, которые серьезно выматывают ребенка. Каждому школьнику, не важно, в каком он классе, для полноценного отдыха нужен хороший сон. Сегодня мы поговорим о сне учащихся младших классов.

Младшему школьнику (7-10 лет) желательно спать 10-11 часов в сутки. Распределять это время можно по-разному: одному ребёнку подойдёт режим с более продолжительным ночным сном, а вот уложить его спать днём будет сложно, да и незачем. Другой будет чувствовать себя лучше, если ему разрешат вечером лечь спать попозже, одновременно со взрослыми, зато днём, когда он вернётся из школы, ребёнок охотно согласится вздремнуть часок-другой.

В этом возрасте - от 7 до 10 лет - ребёнок ещё не способен самостоятельно обнаруживать связь между недостатком сна и снижением внимания, ухудшением памяти. Проследить, достаточно ли времени школьник спит, высыпается ли он, не сказывается ли недостаток сна на его самочувствии -забота родителей.

Признаки того, что ребёнок не высыпается:

  • Не пробуждается сам, может проснуться только по будильнику, и то с трудом.
  • Капризничает по утрам, маленькое замечание или неудача могут вызвать несоразмерную бурю гнева или слёзы.
  • Ребёнок вялый, у него нарушена координация. Про таких шутят: «Поднять - подняли, а разбудить - забыли».
  • На уроках с трудом воспринимает и запоминает новый материал, постоянно отвлекается.
Если у ребенка проявляются некоторые из этих признаков, значит пора начинать бороться с недосыпом. В первую очередь нужно наладить режим. Важно, чтобы ребенок засыпал и просыпался каждый день в одно и то же время. Незадолго до вечернего сна желательно начинать к нему подготовку: отказаться от шумных игр, пользования гаджетами, всех энергичных, возбуждающих занятий. В качестве «колыбельной», настраивающей на сон, можно использовать аудиокнигу или спокойную, монотонную игру.

Очень важно выделить время для общения с ребёнком, такое, когда можно будет во всех подробностях обсудить, как прошёл день, расспросить не только мимоходом о делах, но душевно о чувствах и переживаниях.

Тёплая беседа с родителями - очень хороший вариант для того, чтобы закончить дела и готовиться ко сну. И телесный контакт - что может быть приятнее «обнимашек» на ночь?

Если ребенок все ваши действия по налаживанию режима бойкотирует, можно попробовать дать ему самому расхлебать последствия своих поступков (в конце концов, не будет же мама следить за его режимом всю жизнь). Играл до поздней ночи? Твоё право, но утром придётся вставать и одеваться вне зависимости от того, успел ты за оставшееся время выспаться или нет.

Но все же, с младшим школьником, который, не умеет пока ещё связывать своё вялое состояние сегодня и поздний «отбой» вчера, такой метод может оказаться слишком жёстким. Делегировать ребёнку ответственность за свой сон желательно постепенно, опираясь на уже имеющийся у него опыт. «Помнишь, как тяжело тебе было вставать вчера, как трудно было дойти до школы, а уж тем более - выполнять на уроке какие-то задания, читать, писать, слушать? Похоже, это потому, что позавчера ты допоздна играл. Может, сегодня ляжем пораньше?».

В каникулы, особенно летние, режим часто сбивается. Чтобы легко вернуться в прежнее русло, переход к более раннему времени засыпания лучше сделать плавным. Сегодня ложимся на 15 минут раньше, чем вчера. Завтра - ещё на 15 минут раньше и т.д.

Важно! Если бессонница у продолжается больше недели, то это уже повод не для родительских нотаций, а для обращения к детскому неврологу. Если ребёнок уже лёжа в кровати долго, иногда больше часа, не может уснуть, много раз за ночь просыпается, - для этого могут быть и чисто медицинские объяснения, не связанные с капризами.

Еще один вопрос, который мы бы хотели осветить - дневной сон.

Здесь важно учитывать мнение ребенка: он должен сам согласиться в ответ на вашу просьбу подремать днем.

На самом деле, дневной сон важнее, чем многие думают, особенно для первоклассников. Еще бы! Ведь всего год назад после обеда они отправлялись , а тут - поел и снова за парту. Конечно, дневной сон может потребоваться не любому ребенку, кто-то перестраивается на новый режим лучше, а кто-то хуже. Присмотритесь к ребенку - что он делает, когда приходит из школы домой? Сразу садится за уроки? Гуляет? Играет? Как ребёнок выглядит? Он бодр и весел или выглядит измученным и усталым? А, может быть, ребёнок перевозбуждён?

Если по всем признакам ребенок устает, постарайтесь не допустить отдыха в виде просмотра телевизора или игры в компьютер. В этом случае плохо то, что тело отдыхает, а мозг - нет. Предложите ему прилечь и, например, послушать книжку - уставший ребенок скорее всего заснет сам, неожиданно для себя. Здесь, кстати, очень будет кстати - погрузиться в недолгий дневной на час-два под ним получится гораздо бвстрее, да и сам сон под ним получится более продуктивным в плане восполнения сил. А как ребенок проснется, он сможет уже с новыми силами садиться за уроки.

Дневной сон также может помочь, как это не покажется странным, в обратной ситуации, когда ребенок приходит со школы домой "заведенный" и кажется полным сил, но при этом сосредоточиться на уроках не может. Такие дети обычно к вечеру быстро становятся вялыми и капризными. Поэтому здесь тоже стоит предложить ребенку "перезарядить батарейки" небольшой порцией дневного сна.

Каждому ли первокласснику нужен тихий час? Нет, не каждому. Если ребёнок хорошо себя чувствует, не капризничает, к вечеру не выглядит усталым, нормально засыпает вечером и встает утром, то тихий час ему, скорее всего, не нужен. Вы можете легко проверить, нужен ли отдых вашему ребёнку. Сделайте так, как мы советовали чуть выше. Предложите ребёнку лечь в кровать и почитайте ему книгу. Усталый ребёнок скорее всего уснет. И такому ребёнку дневной сон будет полезен.

Конечно, первоклассники, которые спят днём, обычно не успевают ходить ни на какие дополнительные занятия. Важно помнить, что дополнительные занятия - не самое главное. Гораздо важнее, чтобы ребёнок не переутомлялся. После того, как период адаптации завершится, и ребенок начнет справляться без проблем со школьной программой, можно будет начать ходить и на дополнительные занятия.

"Добрый день
Пишу отзыв про после почти месяца эксплуатации (одеяло подростковое с ).
Покупали для ребёнка 6-ти лет с целью снятия чрезмерного напряжения, усилившегося после начала учебы в нулевом классе школы.
Благодаря практически ежедневному укладыванию ребёнка под днём на время от 10 минут до 1,5 часов, напряжение ребёнка значительно снизилось, а именно практически полностью прошли проявления "тика", ребёнок может под одеялом совы так расслабиться, что даже засыпает днём (ранее этого не происходило уже долгое время). Ну в общем работает идея изобретателя, напряжение уходит. Спасибо)"

Адаптация к школе - процесс сложный, а главное - длительный. У первоклассников он продолжается 6-8 недель. Соблюдение режима дня - золотое правило для семьи, в которой появился школьник.

Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра. Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день. Обедаем в 13.30-14.00. После обеда - обязательный отдых. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может упасть и заснуть. Конечно, надо дать ему такую возможность отдохнуть.

После обеда и отдыха садимся за уроки. В первом классе на них не должно уходить больше получаса. Оптимальное время для их приготовления - в промежутке от 15 до 17 часов. Затем ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в кружок, секцию, студию. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой. Делать или доделывать уроки вечером нельзя ни в коем случае. Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Не думайте, что он не устал и не хочет спать, - на самом деле это просто перевозбуждение.

Чтобы снять напряжение, которое накопилось за день, полезно погулять перед сном. Если мы исходим из того, что лечь спать надо в 21.00, то лучшим временем для прогулки будет 19.30, сразу после ужина. Дома принимаем теплый душ, выпиваем стакан молока с ложечкой меда (если нет аллергии) - и ложимся спать. Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, особенно - без напоминаний о неудачах и досадных ошибках.

Одна из важнейших составляющих распорядка дня - режим питания. Питание младшего школьника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин. Горячий завтрак дома обязателен. В идеале это - горячая каша, но можно предложить и сухие хлопья, залитые теплым молоком. Конечно, вариантов множество - это могут быть и омлет, и творог, и сырники или оладушки. Ни в коем случае нельзя завтракать в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!» Лучше разбудить ребенка на полчаса раньше, чем подгонять его. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

Если ребенок не на продленке, то обедает он обычно дома. На первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, следует помнить, что не только малышам, но и младшим школьникам не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп. Фрукты и овощи обязательны в ежедневном меню. В обед хорошо давать овощной салат. Полдник - это время есть булочки, оладушки, блинчики. Хороши на полдник и свежие фрукты. Ужин должен быть сытным, но легким. Если вы рассчитываете, что ребенок должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна. Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Ему важно, как еда лежит на тарелке, чем она украшена. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

Физиологи не рекомендуют сочетать начало школьного обучения и начало обучения в музыкальной школе, художественной студии, дополнительные занятия иностранным языком. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы или же со второго класса. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, но в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что на все времени не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны ему нравиться и эмоционально подпитывать. С точки зрения физиологов, если надо выбирать между английским и плаванием, то ответ однозначен: плавание. А, например, с танцами не все так просто: танцы - такое тонко координированное и сложное действие, что для большинства детей оказываются тяжелой работой. Но и тут стоит положиться на выбор ребенка.

К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего чада по минутам. И получается, что у детей нет возможности побыть наедине с собой, а им этого очень не хватает. Ученик приходит из школы - «Садись обедать». Пообедал - «Садись за уроки». Необходимо дать ему побыть одному, оставить одного в комнате. Может быть, он возьмет свою любимую игрушку - многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться. В этом возрасте у ребенка еще велика потребность в игре. Если в школу многие учителя не разрешают приносить игрушки, то дома можно позволить ребенку и делать вместе с ней уроки, и укладывать с собой спать. Ребенку в это время очень трудно, и пользу принесет все, что помогает ему легче пережить период адаптации.

Но самое главное - детям в этот период очень нужна наша поддержка. Не стоит слишком сильно фиксировать внимание на школьных трудностях, требовать отличных результатов, ругать за оценки или неаккуратные тетради. Здоровье ребенка и хорошие отношения с ним дороже. Он должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, что родители на его стороне.

Первый период адаптации к школе - «физиологическая буря» - длится 2-3 недели. Все системы организма в это время работают с большим напряжением. Очень важно понимать, что ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому в первые 2-3 недели он может плохо спать, быть раздражительным, начинать плакать, казалось бы, без повода. Родителям ничего не остается, как отнестись ко всему этому как можно спокойнее, с пониманием, быть терпеливыми.