Закаливания детей на разных этапах раннего детства. Закаливание ребенка раннего возраста. Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

Закаливание – простейший и доступный способ профилактики и предупреждения заболеваний. Новорожденные дети после появления на свет обладают таким запасом жизненной энергии и сил, благодаря которому они способны адаптироваться к разным условиям жизни в той или иной среде. Первые годы жизни наиболее важны для формирования крепкого иммунитета и здоровья ребенка.

Что собой представляет закаливание

Закаливание – совокупность мероприятий и процедур, направленных на укрепление иммунитета и повышение защитных функций организма. Закаливание происходит путем воздействия на человеческий организм одного или нескольких факторов:

  • воздух;
  • вода;
  • солнце;
  • повышенная или пониженная температура – относительно нормальной температуры тела человека;
  • другие факторы.

Закаливание детей в раннем возрасте, т.е. от 1 и до 3 лет, предполагает выработку устойчивости организма к воздействию вышеуказанных факторов, повышение сопротивляемости к вирусам, инфекциям и простудным заболеваниям, а также помогает поддержать и развить способность организма к адаптации в изменяющихся условиях.

Как правило, дети после рождения изначально здоровы и в их организме уже заложены механизмы для приспособления к неблагоприятным условиям и для самозащиты от тех или иных факторов окружающей среды.

Чтобы запустить эти механизмы необходимо принимать воздушные, водные и солнечные ванны, загорать, протирать спину влажным полотенцем, шлепать босыми ножками по теплой земле и т.д.

Плюсы и минусы закаливания детей раннего возраста

Следуя правильной схеме закаливания малышей раннего возраста, можно значительно усилить сопротивляемость их иммунной системы к различным заболеваниям.

Оно имеет больше плюсов, чем минусов:

  • повышение иммунитета;
  • улучшение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям;
  • повышение способности организма к борьбе с сезонными заболеваниями и более благополучное течение вирусных болезней;
  • укрепление сосудов и всей кровеносной системы;
  • улучшенный метаболизм;
  • активизация процесса терморегуляции в организме;
  • качественный и крепкий сон;
  • благоприятная реакция организма на смену температуры и погодных условий;
  • хорошее самочувствие и позитивное настроение;
  • прилив бодрости, энергии и сил;
  • поддержание здоровья нервной системы.

Закаливание может негативно повлиять на здоровье маленького ребенка только в том случае, когда оно происходило не по правилам. Вина за это лежит только на родителях, подвергших ребенка кардинальным методам закаливания. Слишком резкие перепады температуры или процедуры во время болезни способны только навредить.

Врачи рекомендуют родителям проводить мероприятия по закаливанию детей с раннего возраста. Однако делать это нужно правильно, придерживаясь инструкций, составленных специалистами, чтобы не навредить ребенку. Во время прогулок рекомендуют носить комплекты одежды, которые регулируют температуру тела, не позволяя ему перегреться или переохладиться.

Как закалять ребенка до трех лет: основные виды и правила проведения процедур

Существует три главных фактора окружающей среды, имеющих наиболее сильное влияние на человеческий организм: солнце, воздух и вода.

Под солнцем мы гуляем и подвергаемся действиям ультрафиолета. Воздухом мы дышим и его температурные колебания не должны сказываться на здоровье ребенка, как и температура воды, которую мы пьем, в которой купаемся, или когда попадаем под ливень.

Поэтому существует три основных вида закаливания:

  1. Воздушные ванны или аэротерапия.
  2. Солнечные ванны или гелиотерапия.
  3. Водные процедуры и закаливание водой – имеет более мощное влияние на организм.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Витаминная смесь для укрепления иммунитета для детей: полезные свойства и рецепты приготовления

Дополнительной мерой закаливания можно выделить хождение босиком по различным поверхностям – пол, трава, песок, земля и т.д.

Базовые правила закаливания детей раннего возраста:

  1. Постепенность. Не нужно в первую же процедуру обтирать малыша ледяным полотенцем, обливать холодной водой или заставлять дышать морозным воздухом. Начинать закаливание лучше в теплое время года, т.е. летом, и в первую очередь с помощью солнечных и воздушных ванн.
  2. Регулярность. Закаливание не будет иметь никакого эффекта, если проводить его изредка и когда вспомнится. Заниматься им нужно каждый день.
  3. Наблюдение у врача. Перед закаливанием рекомендуется провести полное обследование и проконсультироваться со специалистами насчет корректности проведения процедур.
  4. Наблюдение. Следите за тем, как закаливание влияет на самочувствие и здоровье ребенка. Если воздействие будет пагубным, то обратитесь за помощью к специалисту и учтите свои ошибки. Например, контрастные ножные водяные ванны не подходят слишком маленьким детям.
  5. Разнообразие и многофакторность. Не стоит останавливаться на одной процедуре закаливания, например на обтирании полотенцем. Необходимо комплексно приучать организм к влиянию воздуха, солнца, воды, тепла и холода. Удовольствие. Не нужно проводить процедуры в плохом настроении, голодным или в вялом состоянии. Не заставляйте малыша чувствовать дискомфорт, чтобы не вызвать негативных ассоциаций с закаливанием.

Закаливание детей раннего возраста воздухом: аэротерапия

Аэротерапия – самый безопасный метод закаливания, который можно применять даже на новорожденных и грудных детях в возрасте до 1 года и старше. Воздух действует на маленький организм мягко и бережно, если будут исключены резкие перепады температуры. Существуют несколько простых и доступных способов закалки путем аэротерапии:

  • принимать воздушные ванны;
  • часто и много гулять на свежем воздухе;
  • регулярно проветривать дом или квартиру.

Прибегнув к этим методам закаливания, можно легко укрепить здоровье малыша.

Прогулки на свежем воздухе

Гулять с ребенком можно уже в первый день после выписки из роддома не зависимо от времени года. Исключить прогулки стоит только тогда, когда температура на улице будет ниже -10 градусов. Первая вылазка на улицу должна быть продолжительностью не менее 20-30 минут. Понемногу время увеличивают и доводят до рекомендованных 1-1,5 часа в день в холодное время, и 2-8 часов в теплое время года.

Дополнительными закаляющими факторами к прогулкам могут быть игры на свежем воздухе, гимнастика и спорт.

Воздушные ванны

Воздушные ванны это не просто прогулки по улице. Они подразумевают прямое и дозированное влияние воздушных масс на обнаженное тело.

Малыш не должен быть закутан в одеяла, пеленки и одежду 24 на 7.

Еще в роддоме медсестры во время смены пеленок на несколько минут оставляют детей лежать голенькими. Также рекомендуют поступать родителям после выписки.

Воздушные ванны помогают:

  • увеличить потребление организмом кислорода, который маленьким детям необходим в большем количестве, чем взрослым;
  • повысить аппетит;
  • улучшить сон;
  • усовершенствовать качество работы центральной нервной системы.

Воздушные ванны нужно принимать как можно чаще. Время проведения процедуры зависит от температуры в помещении и возраста ребенка.

Первые процедуры рекомендуется проводить при температуре в 20-23 градуса по 15-30 минут в день зимой. Летом временные рамки можно варьировать свободней и проводить время на воздухе гораздо больше. Стоит только обращать внимание на самочувствие малыша.

Проветривание

Свежий воздух нужен всегда. Проветривать детскую комнату, да и все помещение целиком рекомендуется регулярно. Зимой открывать окна нужно несколько раз в день на 10-15 минут, а летом оно должно быть открыто постоянно. Стоит только предусмотреть защиту от насекомых в виде сетки на оконную раму.

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

Оптимальный - стандартная методика;

Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Температурный режим помещения

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Температура помещения

Одежда

2ЗС и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие воздействия

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Воздушные ванны

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Закаливание и адаптация к водной среде

Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Методика проведения ножных ванн

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Методика проведения общих обливаний водой

Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



Возраст 1 - 3 года:

  1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
  2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
  4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
  6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
  7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

Дошкольный возраст:

  1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
  2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
  4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
  5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
  6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
  7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
  8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.

Закаливание — это комплекс оздоровительных процедур, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды путём тренировки терморегуляционных механизмов.

Что даёт закаливание

Закаливание укрепляет организм таким образом, что при возникновении переохлаждения, перегревания и контактов с инфекциями он «включает» резерв защиты и успешно противостоит развитию заболевания. Начинать закаливание детей первого года жизни можно уже с самого рождения. Здоровый ребёнок уже обладает врождённой способностью к адаптации к условиям среды. Родителям необходимо всего лишь не допустить отключения этих врождённых механизмов.

Обычно так и происходит, когда для новорождённого создаются неестественные «тепличные» условия жизни. В детском возрасте тренировка терморегуляции подготавливает базу для физического и психического развития ребёнка.

Необходимые условия

Закаливание стоит начинать при выполнении следующих условий:

  • ребёнок должен быть абсолютно здоров;
  • у него должно быть положительное эмоциональное отношение к процедурам;
  • начинать закаливание лучше в тёплое время года;
  • нельзя форсировать события — следует начинать тренировки со слабых или нейтральных воздействий;
  • закаливание следует проводить систематически.

Ошибочные мнения о закаливании

Считается, что закалённый ребёнок никогда не болеет простудными заболеваниями. Это не так — тренировка не защитит организм растущий от вирусных инфекций, но сделает течение болезни более лёгким и краткосрочным. Вероятность развития осложнений у закалённого малыша гораздо ниже.

Считается, что закаливание — это разовые процедуры по воспитанию у детей устойчивости к холодной воде или сквознякам. Это ещё одна ошибка — закаливание есть регулярный, каждодневный и постепенный процесс, в котором нет места экстремальности. Обливание холодной водой и открытые форточки — далеко не единственные и не самые научные методы закаливания.

Первые месяцы жизни

Закаливание грудных детей следует начинать с воздушных ванн. Их нужно проводить с первых дней новорождённого. Во время переодевания младенца его нужно несколько минут держать голым — при условии, конечно, что температура воздуха в помещении не ниже 23 градусов.

Организм младенца нуждается в большом количестве кислорода, поэтому в тёплое время года следует ежедневно прогуливаться с ребёнком на свежем воздухе. Продолжительность прогулок — 20-40 минут в первые месяцы жизни, затем можно увеличивать время пребывания на воздухе до нескольких часов. Зимой, при температуре не ниже -10, прогулки начинаются с 5-10 минут, в дальнейшем гулять можно по 1,5-2 часа.

При этом не забывайте о регулярном проветривании помещений. Проветривания с помощью форточек целесообразно проводить в присутствии младенца, сквозные — лучше делать без малыша.

Обращаете внимание на одежду младенца. Летом она должна быть защитой от перегрева, зимой — от переохлаждения. Лучший материал для детской одежды — хлопчатобумажная ткань, которая помогает коже младенца дышать. Не нужно укутывать новорождённого в несколько слоёв одежды для «надёжности». Помните, в большинстве случаев дети простужаются не от того, что переохлаждаются, а от того, что излишне потеют. При температуре воздуха 23 градуса и выше одежда должна быть однослойной.

Хорошо влияет на организм новорождённого сон на свежем воздухе. Это не только закаливает, но и укрепляюще действует на нервную систему. Летом младенцу полезно спать вне дома, необходимо лишь оградить его действия прямых ультрафиолетовых лучей и ветра.

Возраст до года

Продолжая практиковать воздушные ванны, следует увеличивать их продолжительность. В этом возрасте основным закаливающим механизмом выступают водные процедуры. Купание доставляет малышам положительные эмоции, и это обстоятельство идёт на пользу укреплению терморегуляционных навык организма. Продолжительность водных процедур -10-15 мин. в возрасте до полугода, и 20-25 мин. после этого возраста. Температура воды для купания должна быть 36-37 градусов, т.е. примерно соответствовать температуре тела. После купания применяют обливания ребёнка водой температурой на пару градусов ниже.

Купать детей до 1 года в открытых водоёмах не рекомендуется, но можно использовать надувные бассейны, где температуру и глубину воды можно регулировать.

Помните, что кожные покровы ребёнка содержат ещё недостаточное количества меланина, поэтому пребывание детей до 1 года под прямыми солнечными лучами следует строго ограничивать. Чтобы получить достаточное количество ультрафиолета, прекрасно подойдёт рассеянный свет в облачную и пасмурную погоду.

Возраст от года до 3 лет

Если тренировка терморегуляции ребёнка проводилось с самого рождения, то в этом возрасте можно переходить к более контрастным методам воздействия. Применяйте обтирания температурой 25-26 градусов и используйте душ, который помимо температурного обеспечивает ещё и массажное воздействие на кожу. С полутора лет можно разрешать ребёнку купание в открытых водоёмах. Начинать можно с пары минут, после которых лучше сделать перерыв на 15 мин., а затем снова пустить ребёнка в воду. Очень важно, чтобы малыш вошёл в водоём сам — не стоит заставлять его насильно.

В этом возрасте уже можно принимать солнечные ванны, начиная с 5-10 минут и постепенно увеличивая пребывание на солнце до 30-40. Лучше делать это до полудня. Не забывайте предохранять голову ребёнка от перегрева панамкой или кепкой из светлой ткани. Нужно постоянно следить за состоянием кожи загорающего — при её покраснении следует тут же прекратить процедуры и воздержаться от них на 1-2 дня.

Нетрадиционные методы

Любые процедуры, в основе которых лежит контакт тела со снегом, холодной водой или воздухом отрицательной температуры относят к нетрадиционным (контрастным) методам закаливания. Большинство врачей считает такие способы закаливания нецелесообразными в раннем возрасте. С осторожностью также следует проводить такие процедуры как контрастное обтирание и контрастные ванны для ног. Не рекомендуется водить ребёнка до трёх лет в сауну или русскую парную и купать в проруби.

О хождении босиком

Дети сами по себе любят бегать в помещениях босыми, и родителям не нужно препятствовать этому. С первых месяцев жизни хождение ребёнка босиком нужно поощрять. Дело в том, что ступни человека естественным образом приспособлены к терморегуляции. Если малыш чувствует холод, то кровеносные сосуды ног обеспечивают достаточный приток крови к ступням, не допуская переохлаждения. Природой предусмотрено хождение человека босым по холодной поверхности. Если вы проводите летние дни на даче или в чистых парках, позвольте ребёнку побыть свободными от обуви — пусть он бегает босиком по траве, сколько хочет. Однако, сидеть на холодном полу и земле голой попой детям нельзя. Это может привести к простуде почек и половых органов.

Локальное закаливание

Горло, подверженное частым простудам — больной вопрос для тысяч родителей. Параллельно с общим закаливанием организма не лишним будет проводить отдельные тренировки для ротовой полости и верхних дыхательных путей. Для этого здоровым детям можно три раза в день давать по ложке мороженного или кусочку замороженного сока. Перед тем, как проглотить мороженное, его следует подержать во рту. Холод, попадающий таким образом в рот — лучшее средство для профилактики инфекций верхних дыхательных путей. Это активизирует кровообращение и пробуждает к действию защитные механизмы горла.

Закаливание и посещение детских учреждений

Закаливание детей в раннем возрасте должно охватывать все стороны их жизни. Будет неверным, если дома ребёнок находится в одних условиях, а придя в детский сад, попадает в «тепличную» среду с подогретым полом, отсутствием прогулок при малейшей непогоде, осторожным отношением к проветриванию. Следует свести к минимуму все препятствующие закаливанию вашего ребёнка факторы. Не одевайте его в сад слишком тепло, попросите воспитателя не закутывать ребёнка в многослойные «доспехи» перед выходом на прогулку и не укрывать во время сна слишком тёплыми одеялами.

Известный факт: в детском саду ребенок встречается со многими штаммами вирусов. Адаптационный период индивидуален для каждого малыша. Не нужно пугаться, требуется время для выработки крепкого иммунитета.

Общие вопросы

Помните, что закаливание — это коррекция здорового образа жизни, и проводить его в отрыве от других аспектов физического воспитания нельзя. Помимо закаливания нужно учитывать и другие факторы, имеющие непосредственное влияние на здоровье, такие как

  • правильное питание (аппетит является показателем энергозатрат, и если ребёнок не хочет есть, значит у него достаточно энергии на активность и поддержание нормальной температуры тела);
  • постоянное движение (двигательная активность, которую лучше проявлять на свежем воздухе, тренирует механизмы терморегуляции не хуже обтираний и обливаний);
  • чистота и прохлада в детской комнате;
  • правильно подобранная одежда;
  • положительные эмоции.

Закаливание не потребует от родителей соблюдения каких-то строгих многоступенчатых процедур. В этом деле следует руководствоваться законами природы и здравым смыслом. Если об этом помнить, то ваш малыш всегда будет здоровым и весёлым.

Закаливание детей не подразумевает каких-то специальных методов – это правильный образ жизни, за которым нужно следить с самого раннего возраста.
Новорождённый ребёнок обладает огромным запасом энергии и возможностью адаптироваться к любой среде обитания. Поэтому климат не должен влиять на маленький организм, все зависит от того, как правильно вы будете следить за здоровьем своего малыша.

Чаще всего родители стараются оградить своего ребёнка от плохих погодных условий. Создают тёплый уголок и не ходят на прогулку в зимнее время года или ходят очень редко. Тем временем ребёнок , а родители с озабоченностью начинают кутать его еще больше и водить по врачам. Все это ошибочно! Если мы так будем оберегать ребёнка, он заболеет при первом же дуновение слабого ветерка и болеть будет часто. Мы своими же руками порой рушим иммунитет детей, а потом жалуемся на врачей, погоду, плохую генетику. А ведь всего этого можно легко избежать! Поэтому молодым родителям стоит задуматься над здоровьем ребёнка с самого рождения.

Для запуска природных механизмов, которые есть абсолютно у всех новорождённых, - необходимы перепады температуры, водные и воздушные ванны, солнечный загар, хождение босиком в тёплое время года, протирание спинки мокрым полотенцем и другое.

Давайте разберём каждый из этих методов и научимся правильно закаливать своих малышей!

Хождение босиком

Этот метод наиболее эффективен и является абсолютно безвредным. Не думайте, что если ваш ребёнок походит без носочков, то он тут же заболеет. Просто все нужно делать правильно! Если на улице холодно, ходить нужно дома. Достаточно 30–45 минут два раза в день хождения босиком. Уже через месяц будет неплохой результат! Если на улице тепло, нужно ходить по тёплой земле, асфальту, песку. Эта процедура улучшает кровообращение ног, предотвращая в будущем развития тромбозов, почти на 89% снижается риск развития плоскостопия, улучшается осанка, координация движения. - Ваш ребёнок станет более уверенным в себе, у него будет спокойный, лёгкий бег! Самое главное – происходит адаптация всего организма. Если при ходьбе босиком ножки становятся холодными, - не стоит бояться. Ведь это главный центр теплорегуляции! Начинать такой метод закаливания нужно с ровной поверхности, затем постепенно переходя на неровности. Когда ребёнок становится больше, можно перейти на ходьбу по мелким камешкам. Но не стоит переусердствовать!

Воздушные ванны

Как правильно принимать воздушную ванну и нужно ли? На этот вопрос можно ответить однозначно – нужно! Начинать такую процедуру закаливания детей лучше всего с раннего возраста, желательно с первых дней жизни. Закаливание ребёнка требует большого внимания. Каждый день в течение 1,5 часа ребёнок должен находиться на руках голеньким, если ему станет холодно, вы сразу это почувствуете и укроете малыша. За время нахождения без одежды дети получают большой запас энергии и тренируют свой организм. Дети часто могут спать без одежды и им при этом не будет холодно, все потому, что у них процессы обмена идут интенсивнее. Поэтому их нужно развивать, а не подавлять тёплыми одеялами!

Водные процедуры

Водные процедуры очень помогают для закаливания новорождённого. Сначала вода должна быть тёплой, затем чуть похолоднее. Главное правильно - рассчитать день. - Утором ребёнка нужно купать в прохладной воде, чтобы он проснулся и чувствовал себя бодро весь день. - Перед сном вода должна быть тёплой, ребёнка необходимо готовить ко сну. А в течение дня нужно протереть спинку, ручки, ножки, грудь полотенцем, смоченным в холодной воде. - Именно в холодной. - Это значительно укрепит здоровье малыша, и простудные заболевания сведутся к нулю.

Солнечные процедуры

Солнечные процедуры нужно принимать с осторожностью. У детей тонкая кожа, поэтому получить ожог можно в течение 10–15 минут. В первые годы жизни нужно одевать кружевные или полупрозрачные вещи. Солнечные лучи будут проникать не так интенсивно и быстро, но организм получит необходимую энергию. Этим методом мы снизим риск развития рахита, обеспечим необходимый запас витамина Д, а также натренируем кожу к ровному загару, что благоприятно скажется в юношеском возрасте.

Методы закаливания детей достаточно просты. Если все их соблюдать, ваш ребёнок будет благодарен за такое крепкое здоровье.

Важные условия по закаливанию

К закаливанию ещё относится двигательная активность. Маленькие дети всегда двигаются много и быстро, поэтому с этим проблем нет. Но также нужно соблюдать правила приёма пищи: кушать можно практически все, но не переедать; никогда не заставляйте ребёнка есть, если он не хочет. - Дети всегда кушают столько, сколько им нужно для насыщения. Тут срабатывает инстинкт самосохранения!

Правила закаливания ребёнка одинаковы для всех возрастов:

  1. Все нужно начинать постепенно. - Это правило применяется везде. - Если вы начинаете ходить босиком: сначала 10 минут - целую неделю; потом 15 минут - целую неделю и т.д. Организм ко всему привыкает постепенно.
  2. Систематичность. Нельзя бросать начатое, если вы закаливаете своего ребёнка с рождения, то потом нужно ему объяснить, что это важно и нужно делать всегда.
  3. Внимательно наблюдайте за своим малышом. Если метод закаливание пагубно влияет на здоровье, значит, что-то вы сделали не так. - Нужно обратиться к специалисту.
  4. Обязательное наблюдение у врача. Нужно проводить полное обследование, следить за здоровьем, слушать специалистов.

Закаливать часто болеющего ребёнка необходимо по рекомендациям врача. Если организм слабый, то и нагрузки должны быть значительно снижены. Для часто болеющих детей от полутора лет используйте щадящие , по которым не забудьте также проконсультироваться с врачем.

А вот если ваш ребёнок заболел, и находится в стадии разгара заболевание, то проводить процедуры закаливания бессмысленно. В это время организм малыша борется с болезнью, поэтому посторонние нагрузки могут только навредить. Когда ребёнок вылечится, будет необходима консультация врача. Возможно, придётся снизить темпы закаливания или на какое-то время прекратить, но потом обязательно возобновить.

Нельзя прекращать начатое дело. Поэтому закаливание детей в детском саду должно продолжаться с повышением нагрузки. Лучше всего присоединить плавание, бег, гимнастику. А вот закаливание ребёнка в школьном возрасте требует серьёзный подход. В это время дети сами начинают выбирать себе хобби, поэтому им нужно грамотно объяснить, почему так важно делать зарядку, принимать холодный душ, ходить босиком и прочее. Но, можно сказать точно, что в этом возрасте организм вашего ребёнка уже окреп и способен выдерживать серьёзные нагрузки. Главное - не прекращать.

Дети любого возраста требуют особого внимания и наблюдения. Поэтому родитель – это та же профессия, которая является самой важной и перспективной! Берегите своих малышей!

Специалист рассказывает как правильно проводить закаливания ребенка от рождения и старше:

1-3 месяца

    температура в помещении - 22 °С;

    обязательный сон на воздухе при температуре от -15° С до +30 °С;

    во время пеленания и массажа - воздушная ванна 5-6 минут;

    умывание, температура воды 28 °С;

    общая ванна при температуре воды 36-37 °С, продолжи­тельность - 5-6 минут.

3-6 месяцев

    температура в помещении - 20-22 °С;

    обязательный сон на воздухе при температуре от -15 °С до +30 °С;

    во время пеленания и массажа - воздушная ванна 6-8 минут;

    умывание, температура воды 25-26 °С;

    общая ванна при температуре воды 36-37 °С, продолжи­тельность - 5-6 минут, с последующим обливанием водой темпе­ратурой 34-35° С;

    летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-6 минут.

6-12 месяцев

    температура в помещении - 20-22° С;

    обязательный сон на воздухе при температуре от -15° С до +30°С;

    воздушные ванны во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования - 10-12 минут;

    умывание, температура воды 20-24 °С;

    общая ванна при температуре воды 36-37 °С, с последую­щим обливанием водой температурой 34-35 ° С;

    сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого по­краснения кожи в течение 7-10 дней, далее - влажные обтирания водой температурой 35° С с постепенным снижением ее до 30 °С;

    летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день до 10 минут.

1-3 года

    температура в помещении - 19-20° С;

    дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15° С до +30 °С;

    воздушная ванна при смене белья после дневного и ночно­го сна, детям старше 2-х лет - во время утренней и гигиенической гимнастики и умывания;

    умывание, температура воды в начале закаливания - 20 °С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 16-18 °С, детям старше 2-х лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

    общее обливание после прогулки. Начальная температура воды - 34-35° С, в дальнейшем ее постепенное снижают до 24-26 ° С;

    обливание перед дневным сном, начальная температура воды - 28° С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18° С;

    общая ванна при температуре воды 36° С продолжительнос­тью 5 минут, с последующим обливанием водой температурой 34° С перед ночным сном 2 раза в неделю;

    летом пребывание под лучами солнца, начиная с 5-6 минут, до 8-10 минут 2-3 раза в день.

1.3. Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей до 1 года II группы здоровья (с пограничными состояниями)

1.3.1. Группа риска по внутриутробному инфицированию:

    режим дня возрастной. Особый контроль за санитарно-гиги­еническим режимом: температура воздуха в помещении - +20-22°С, регулярные проветривания, влажная уборка помещения - 1-2 раза в день, предупреждения переохлаждения и перегревания ребенка, одежда только из х/б тканей, ежедневная гигиеническая ванна, мы­тье рук перед тем, как подойти к ребенку и т.д.;

    обязательная обработка пупочной ранки медсестрой и обу­чение этому матери;

    рациональное питание грудным молоком, при его отсутствии -свежим донорским. Введение тренирующего прикорма с 4-5 месяцев -соков, фруктового пюре;

    физическое воспитание и закаливание по возрасту;

    воспитательные воздействия - возрастные;

    профилактические прививки - по индивидуальному при­вивочному календарю в зависимости от степени риска;

    педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни - 4 раза, затем до 3-х месяцев - 2 раза в месяц. Число патронажей мед­сестры определяет участковый врач. Если в течение 3-х месяцев риск не реализовался, ребенка перевести в 1-ю группу здоровья;

    лабораторные исследования: регулярная термометрия, ана­лиз крови в 1 и 3 месяца.