Способ осознанного запоминания. Лучшие приемы запоминания в Вашем арсенале! Секрет эффективного использования мнемотехники

Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.


Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.


Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на .

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

« Психология »

По теме:

«Основные методы успешного запоминания »

Исполнитель:

Рябова Татьяна Николаевна

Москва 2018 год

Введение

XXI век называют веком «информационного цунами». Сегодня современный человек за месяц получает столько информации сколько житель XVII века за всю жизнь. Неудивительно, что люди не справляются со шквалом информации, который обрушивается на них каждый новый день. Теперь им нужно решение этой проблемы. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач в современном обществе.

Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни забывание, которое является защитным разгрузочным механизмом. Именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить методы быстрого запоминания.

В данной работе мы рассмотрим, что такое память и запоминание, выясним условия успешного запоминания, выделим самые успешные методы запоминания информации.

Итак, целью данного реферата является рассмотрение основных методов запоминания и выделение из них наиболее успешных, которые значительно могут облегчить работу с информацией и помогут запомнить её надолго.

1. Память и запоминание

Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни одно «но». И это «но» - процесс утраты доступа к полученным знаниям. Другими словами – забывание.

Забывание является защитным разгрузочным механизмом. Но именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить технику быстрого запоминания.

Память – это способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. За этот процесс ответственны связи между нервными клетками головного мозга – нейронами. Количество и качество этих связей прямо пропорционально количеству накопленных знаний и объему жизненного опыта индивидуума.

Вспоминание - процесс активизации из памяти связей, созданных ранее.

Запоминание - создание связей между элементами воспринимаемой информации. На физиологическом уровне воспринимаемая информация вызывает раздражение группы нейронов. Под воздействием таких информационных импульсов образуются нейронные связи. Каждое повторение одного и того же материала будет активизировать соответствующую группу нейронов, а связи между ними с каждым разом будут укрепляться. Соответственно, и само воспоминание на уровне сознания будет становиться более устойчивым и долговременным.

По степени активности протекания этого процесса принято выделять

два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

    сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

    то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

    раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);

    раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

    то, что более всего связано с потребностями данного человека;

    то, что является объектом активной деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель

действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

    осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

    выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

    выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

    эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

    возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

    установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

    материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

По другому признаку - по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,- запоминание делится на механиче­ское и осмысленное .

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти.

В своих исследованиях А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия .

Пирамида запоминания по Ч . Бонвелу (см. приложение 1) показывает, что эффективное запоминание учебного материала происходит только тогда, когда ученик включен в активную работу – мыслительные операции, объяснение и проговаривание, разрешение ситуаций и задач.

Немецкий учёный Г. Эббингауз ещё в прошлом веке вывел закономерности запоминания. Вот некоторые из них:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго.

2. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

3. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

2. Методы запоминания

Методы запоминания - приемы, которые помогают запоминать те или иные новые сведения.

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации :

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов . Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории . И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

3. Методы успешного запоминания

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. В основе любого эффективного запоминания лежит:

1 ) Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.

2) Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

3) Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.

4) Яркие впечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

5) Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему внимани

Поэтому надо, во-первых, выработать в себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремя включать.

Существуют действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим.

Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника . Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей.

Мнемотехника работает следующим образом:

    берутся абстрактные данные;

    между ними создаются связи – происходит кодирование;

    запоминание, повторение в удобной форме;

    декодирование, расшифровка;

    воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге "Приёмы запоминания информации" . Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма - один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала (см. приложение 1). Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка".

4) Метод расположения предметов (Метод Сократа и Цицерона) - запоминание информации с использованием пространственного мышления. Способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом, о котором упоминалось ранее. Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами (метод связки ) . Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает "перевести" числа в слова. К примеру: 2 - л (лебедь), 4 - ч, 6 - б, 7 - к (коса), 8 - в, 9 - д, 0 - о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 - бук, 90 - дом и т.д.

7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек (метод зацепок ) . При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что «непосредственное наше запоминание становится опосредственным».

Существуют и другие методы успешного запоминания:

1) Метод пиктограмм . Этот метод особенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют или, скажем, рюмку (кому что). Для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, Она должна просто Вам моментально напомнить слово или выражение, которое Вы выразили пиктограммой.

2) метод кроссворда – метод смысловых ассоциаций. Идея метода: найти слово, которое, во-первых, будет подходить по смыслу, а во-вторых, будет помогать запомнить правильное написание (см. пример приложение 3).

3) метод прорисовки - это метод зрительного соединения символа с реальным изображением или предметом, видимым в данный момент. Впервые этот метод предложил И.Ю.Матюгин в книге «Как развить хорошую память».
4) метод этикеток (лейблов) - развешивание стикеров, надписей.

5) метод карточек (flash cards ). Яркий зрительный образ облегчает и ускоряет запоминание больших объемов информации.
6) метод звуковых ассоциаций

7) метод запоминания Симона (метод крючков). Его суть: есть перечень образов связанных жесткой ингрессией с числовым рядом. Образы этого ряда называют крючки. Для того чтобы запомнить нумерованный список переводят элементы списка в образы и ассоциируют с крючками.

8) метод истории

9) метод поз и жестов

10) метод Айвазовского

11) метод перетекания. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой.

12) метод Аткинсона

13) mind maps - «Ментальные карты», «Интеллект-карты», «Карты памяти», «Умные карты» (см. приложение 2). Mind map – это мощный метод визуализации информации, который раскрывает потенциал интеллекта каждого человека. Mind maps рисуют, когда нужно запомнить целую книгу, провести масштабный проект в бизнесе, генерировать идеи в процессе мозгового штурма или даже набросать план переезда в другой город. Интеллект-карты называют одним из величайших изобретений XX века. Родоначальник Mind maps Тони Бьюзен получил всемирную известность.

Вот какие преимущества Mind Maps приводит их создатель Т.Бьюзен:

1. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.

2. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии.

3. Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и соединительным линиям.

4. В результате всего вышесказанного информация будет воспроизводиться лучше и быстрее.

5. Структурный характер такой карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией без всяких вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.

6. Каждая карта памяти отличается внешне и по содержанию от всех остальных. Это способствует лучшему воспроизведению из памяти.

7. При выполнении творческих работ, таких, как составление эссе и т.п., неограниченный характер карты (отсутствие у нее краев) позволит головному мозгу легче усваивать новые связи и подсоединять новые элементы.
Комплексное применение вышеизложенных методов позволит ощутимо сократить затраты времени на запоминание. А в качестве бонуса скучная зубрежка трансформируется в увлекательную практику познания.

Заключение

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.

Существуют определенные приемы и методы, которые позволяют лучше запоминать информацию, ими, несомненно, нужно уметь пользоваться, так как их действенность доказана на практике.

Результаты многочисленных исследований говорят о том, что человеческая память обладает колоссальной вместимостью. Конечно, возраст влияет на память, скорость запоминания и уровень концентрации внимания. Более того, если начиная со среднего возраста вы не будете заставлять свой мозг напрягаться, возрастет вероятность снижения умственной деятельности. Чтобы избежать возрастных изменений, надо постоянно держать мозг в форме. А если вы сможете устранить все вредоносные факторы и пользоваться техниками эффективного запоминания, не исключено, что ваша память с годами будет только крепнуть. Вот почему развитие памяти и занятия мнемотехникой очень важны в любом возрасте.

Можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2. Разбить запоминаемый материал на части, составить его план.

3. Повторять материал, пока он еще не забыт.

4. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

5. Использовать мнемотехнику и любые другие эффективные методы быстрого и прочного запоминания.

6. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти.

7. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, "на свежую память".

Список литературы

    Гарри Лорейн: Как тренировать память. Идеальная память – это возможно. – М.: Попурри, 2013. – 368 с.

    Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

    Денис Букин. Развитие памяти по методикам спецслужб. – М.: Альпина Паблишер, 2017.- 456 с.

    Додонова Е.С. 100 % память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок. – М.: Эксмо, 2017. – 192 с.

    И. Матюгин Эффективная память. Как быстро запомнить цифры и английские слова. – М.: Рипол Классик, 2005. – 544 с.

    Иванов М.М. Техника эффективного запоминания. – М.: МЕНАТЕП-ИНФОРМ , 1996. – 224 с.

    Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.

    Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - htm

    Матвеев Станислав. Феноменальная память. Методы запоминания информации. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 153 с. - (4-е изд.).

    Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

    Рыбникова И.К., Матюгин И.Ю. Запоминание цифр: книги для развития образной памяти у детей. – М.: Эйдос, 2004. – 80 с.

    Два – Венера,

    Три – Земля,

    Четыре – Марс.

    Пять – Юпитер,

    Шесть – Сатурн,

    Семь – Уран,

    За ним – Нептун.

    Он восьмым идёт по счёту.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон.


    Приложение 2

    Mind maps возможности и ограничения:

    Приложение 3

    Метод кроссворда


Наш век предполагает, что мы должны держать в голове огромное количество различных данных. Как же запоминать большие объемы информации? Когда нужно что-то быстро заучить, первое, к чему обращается человек - это зубрежка. Но такой способ запоминания информации утомителен и неэффективен. Усвоение необходимого материала может быть довольно увлекательной игрой, если использовать мнемонические приемы запоминания.

Что такое мнемотехника и мнемоника?

В чем заключается суть этих двух понятий? Под мнемотехникой следует понимать методы и приемы быстрого запоминания. Сочетаясь, они позволяют зафиксировать в голове большое количество информации. Искусство овладения этими приемами есть мнемоника.

Развить в себе способность запоминать сложные даты, числа, тексты и другое под силу каждому. Методы и приемы взрослых и для детей в равной степени посильны. Тренировать свою память можно и нужно в любом возрасте. Конечно, для этого должно быть огромное желание.

Как работает мнемотехника?

Работа с информацией происходит следующим образом:

  1. Берутся некие абстрактные данные.
  2. Далее информация кодируется. То есть между данными создаются определенные связи (ассоциативные, образные и так далее).
  3. Следующим шагом идет запоминание и повторение материала в удобной форме.
  4. Далее информация декодируется, то есть расшифровывается.
  5. И последнее: материалы, которые требовалось запомнить, воспроизводятся.

Таков алгоритм методики запоминания информации. Этот процесс выглядит несколько сложным для начинающих. Однако не стоит этого пугаться. Начав применять приемы запоминания материалов на практике, вы измените свое мнение.

Критерии методов мнемотехники

Существует огромное количество мнемонических приемов запоминания, но все они объединяются на основе некоторые критериев. Общим является для них следующее:

  • Эффект нового. Здесь не так важно, на каком задании вы сосредоточены и какова степень его сложности. Если упражнение для вас ново, то пользу от него вы ощутите большую. Главная цель мнемонического приема состоит в том, чтобы выйти за рамки привычной и обыденной обстановки.
  • Уровень сложности. Только то задание даст наибольшую эффективность, которое требует умственных усилий. Напрягая свой ум, вы получаете взамен знания.
  • Заинтересованность. Если вы не испытываете удовольствия от своих действий, то эффективность развивающих игр для памяти будет равна нулю. Остановитесь на том варианте, который приносит удовольствие. Только в этом случае шансы не бросить тренировки высоки. Сами задания подбирайте в соответствии с уровнем сложности, с которым вам под силу справиться. Постепенно можете усложнять занятия.

Мнемонические приемы запоминания

Они представляют довольно легкие способы освоения необходимых данных. Приемы запоминания понятны любому человеку. Используя их, вы сможете усвоить и закрепить в памяти большой объем информации.

Есть общее правило применения мнемонических приемов. Оно звучит следующим образом: используйте те образы и ассоциации, которые первыми пришли в голову. Если вы создадите несколько вариантов, то просто не сможете впоследствии выбрать нужный.

Базой мнемонических приемов являются создаваемые ассоциации, основанные на логических, образных или эмоциональных взаимосвязях. Так информация легче запоминается и воспроизводится. Создание цепочек ассоциаций должно опираться на уже известное, добавляя при этом новое, а именно то, что необходимо усвоить.

Способы запоминания в мнемонике

Наиболее распространенным методом является создание ассоциативных и образных рядов. Наряду с этим выделяют и другие способы: рифмизация, мнемофразы и другие. Рассмотрим основные мнемонические приемы запоминания.

Создание образных рядов

Основной упор в этом случае делается на визуализацию запоминаемой информации. Здесь используется несколько приемов, которые основаны на зрительной манипуляции с образами. Рассмотрим их подробнее.

Наложение образов

Суть данного метода запоминания информации заключается в создании связок. Они позволяют наложить один образ на другой за счет использования связей между стимулом и запоминаемым материалом. Такая мнемотехника - метод и прием для начинающих взрослых и детей. Он подходит при изучении иностранного языка. При помощи наложения визуального и акустического образов создается прочная связь.

Например, при изучении английского языка вам необходимо запомнить слово trolley bus (троллейбус). Представьте себе тролля в автобусе. Это и есть наложение одного образа на другой. В сознании образуется связка между визуальными образами, которые являются стимулами к запоминанию (троллем и автобусом) и акустическим. При изучении языков вы можете придумывать самые различные наложения.

Увеличение и уменьшение образов

Еще один метод, ориентированный на визуализацию запоминаемой информации. Смысл приема заключается в замещении сложного образа более простым. Например, вам нужно запомнить номер телефона. Каким же образом использовать этот прием? Представьте себе телефон в мельчайших деталях: цифры, трубку и т. д. Теперь представьте обратное. Постепенно увеличивайте размеры телефона. Сосредоточьте на кнопках. Так вы сможете, увеличив мысленно телефон до размера отдельных цифр на его кнопочках, запомнить нужный вам номер.

Мнемофразы

Мнемоническая фраза представляет короткое, зачастую рифмованное предложение. Строятся мнемофразы на основе искусственных ассоциаций. Используется, если необходимо запомнить не слишком увлекательные факты.

Часто этот прием применяется в школьной практике. Например, на уроках русского языка при изучении правописания наречий: уж замуж невтерпеж; при разграничении схожих глаголов: надеть одежду, одеть Надежду. Примером рифмованной мнемофразы может послужить известное из уроков геометрии шуточное определение биссектрисы: это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Акростих

Эта методика запоминания информации построена следующим образом: необходимо сочинить предложение (иногда это бывает и стихотворение), в котором первые буквы каждого слова являются началом материала для усвоения. С одним из акростихов все знакомы с детства. Так, для того, чтобы ребенок запомнил цвета радуги, ему говорили следующее предложение: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Вспомнив эту фразу, он мог безошибочно назвать все семь наименований.

Метод локации

Данный прием считается наиболее сложным, но тем не менее с ним процесс запоминания точно не будет скучным. Следуйте предложенным пунктам:

  • Вспомните привычную вам обстановку. Это может быть ваш собственный дом или квартира либо каждодневный маршрут на работу или учебу.
  • После того как вы представите ваш дом, мысленно обозначьте каждое место в нем какой-либо цифрой. Например, дверь будет номером 1, диван - 2, ковер - 3, зеркало - 4, а книжная полка - 5.
  • А теперь, проявив фантазию, сочините небольшую историю. К примеру, о том, что на дверь повесили ананас, на диване расположился вентилятор, под ковром очутился крокодил, на зеркало прицепили барабан, а между книгами на полке спрятали кирпич.
  • Так вы сможете запомнить нужные слова благодаря необычным ассоциациям.

Прием "Цепочка"

Этот метод мнемотехники поможет запомнить слова, которые не связаны друг с другом. Выстраивая в голове необычную цепочку образов, можно, например, составлять списки покупок.

Собираясь в магазин, вам необходимо купить следующее:

  • молоко;
  • ананас;
  • зубную пасту;
  • гречку;
  • сметану.

Теперь, чтобы ничего не забыть, придумайте смешной рассказ. Чем необычнее и абсурднее он будет, тем лучше. Так вы быстрее запомните информацию. Например: "Молоко играло на ананасе, гречке это не понравилось, она побежала к ананасу, но сметана остановила ее, и гречка смешалась со сметаной".

Таким способом можно запомнить от пяти до ста незнакомых слов.

Приемы запоминания числовой информации

Рассмотрим, как можно запомнить цифры. Самым сложным является именно усвоение чисел. Здесь поможет метод ассоциаций.

  • Образный ряд. Заранее подготовьте матрицу образов, каждый из которых соответствует определенной цифре. Например: один - карта, два - стакан, три - птица и так далее.
  • Метод создания образного ряда. Наиболее эффективным будет использование для цифрового обозначения их графических образов и схожести с другими предметами. Например: цифра 0 похожа на часы, глобус, так как эти предметы и нуль имеют округлый контур. Цифра 1 вызывает ассоциации с карандашом, свечой, гвоздем. Двойка напоминает коня из шахмат, лебедя. В таком порядке дополните остальные цифры своим ассоциативным рядом.

Если вы хотите, чтобы в памяти отложились числа, или задаетесь вопросом, как запомнить даты по истории, то данная методика позволит вам эффективно на основе созданных образов усвоить цифровую информацию.

Приемы запоминания текстовой информации

Многих школьников и студентов, да и взрослых, связанных с бумажной работой, интересует вопрос, как запомнить текст. На самом деле, потренировавшись, сделать это несложно. На нескольких таких методах остановимся подробнее.

Метод ОВОД

Название этого упражнения для мозга и памяти складывается из первых букв в обозначении основных стадий запоминания текста: основная мысль, внимательное чтение, обзор, доводка. Рассмотрим, в чем заключается суть каждого этапа подробнее.

  1. Основная мысль. Необходимо осмысленно прочитать текст. Здесь нужно воспринять текстовую информацию и выделить основные мысли, заключенные в ней. Для этого подчеркните необходимое. Как вариант, на отдельный листок выпишите необходимый материал. Например, вам необходимо запомнить правило написания сложных имен прилагательных. Читая параграф учебника, подчеркните основные случаи, связанные с данным правописанием.
  2. Внимательное чтение. Этот этап представляет повторное прочтение. Знакомясь с текстом во второй раз, обращайте внимание на детали и подробности. Для этого прочтение должно быть неторопливым, а также отличаться внимательностью и вдумчивостью. Главной целью такого метода является мысленная привязка обнаруженных подробностей и мельчайших деталей к основным мыслям текста. Так, читая повторно материл, обратите внимание на конкретные примеры, которые описывают основные случаи написания сложных прилагательных.
  3. Обзор. Название этапа говорит само за себя. Здесь текст просматривается бегло. Причем просмотр начинается не с начала, а с конца. Задача этапа - составить примерный план текста и запомнить его как последовательность реализации основных мыслей. Для этого при прочтении задавайте вопросы по выделенным пунктам. Например, при правописании сложных прилагательных выделяем два случая: через дефис и слитно. Каждый из них включает подпункты с примерами.
  4. Доводка. Теперь пытаемся повторить текст по памяти. Осуществляется это следующим образом: сначала необходимо вспомнить основные моменты и уже после этого переходить к подробностям. При этом постарайтесь никуда не подсматривать. Затем прочитайте еще раз составленный план, отмечая опасные места: то, что забылось или было упущено, но при этом является важным.

Этот пример мнемонического приема запоминания лучше всего подойдет для усвоения текстовой информации небольшого объема. Данная методика имеет накопительный эффект. Освоив новую информацию, повторите ее чуть позже. Это связано с тем, что она может быть быстро забыта. При использовании этого приема со временем эффект запоминания будет улучшаться.

Метод Цицерона

Названный в честь римского оратора и государственного деятеля, этот прием эффективен, если требуется запомнить текст большого объема. Данный метод вы можете встретить и под другими наименованиями - система комнаты или метод мест.

Цицерон, выступая на публике, никогда не опирался на написанный текст. При этом всегда его речи пользовались огромным успехом. Как запомнить текст, используя метод Цицерона?

Применение этого мнемонического способа сводится к мысленной расстановке важных фактов в определенном порядке в хорошо знакомой обстановке. Главным является определение последовательности прогулки по комнатам в соответствии с расположением материала. Каждый блок информации должен ассоциироваться с определенными комнатами. Начиная с больших пространств, со временем вы можете перейти к более мелким деталям.

Используя прием впервые, лучше действительно пройтись по дому, "расставляя" материал по нужным местам. Впоследствии эта потребность отпадет. Достаточно будет мысленно повторить запомнившийся маршрут.

Например, вам требуется запомнить целую главу по экономике "Модели рынка". Начните со своей комнаты. Постепенно двигаясь по дому, читайте материал. Каждая модель рыночной экономики - определенная комната. После еще раз пройдитесь по комнатам, при этом старайтесь не пользоваться учебником.

С возрастом хранить в голове большие объёмы информации становится сложнее, поэтому важно тренировать свою память и приучать её хранить информацию, которую мозг будет быстро воспроизводить по запросу. Эти проверенные мнемонические техники позволят без труда запоминать всё необходимое для работы и жизни.

1. Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой .

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

Нам нужно запомнить номер телефона 151-46-63. Последняя цифра три, поэтому надо подобрать ей рифму, например, «говори». Получится такая рифмовка:

«Один, пять, один, четыре, шесть, шесть, три.
Никому не говори».

2. Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько , которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

3. Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной - так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

Вы никак не можете запомнить, как зовут нового соседа по даче. Внешне он напоминает вам вашего двоюродного брата и носит то же имя. Придумайте и запомните такую ассоциацию: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг сам подкинет вам нужное имя путём ассоциации - достаточно будет только при встрече с соседом в очередной раз подумать о вашем брате.

4. Используйте метод Цицерона

Этот метод продолжает технику создания ассоциаций и подойдёт, когда нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков - какую-либо последовательность.

Римский оратор Цицерон, который известен своими речами, не использовал записи, когда выступал перед публикой. Он воспроизводил исторические даты, имена и цитаты по памяти. В этом ему помогал следующий метод: оратор мысленно расставлял те единицы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомой комнате в определённом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе помещение и без труда вспоминал нужные имена и даты.

Метод также называют методом мест или методом римской комнаты.

Пример:

Вам нужно запомнить последовательность слов: щенок, сыр, линейка, пластилин, лужа. Мысленно вы представляете себе свою комнату, в которой знаете каждую деталь, и проходитесь по ней, один за другим перебирая предметы:

«Перед входом в комнату сидит щенок . Я захожу внутрь и слева от двери вижу комод, на котором лежит с сыром . Прохожу мимо комода и вижу письменный стол, а на нём - жёлтую линейку, она сразу бросается в глаза. Я иду дальше, приближаюсь к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина . Повертев её в руках, направляюсь к выходу из комнаты и прохожу мимо дивана, деревянные ножки которого разбухли от воды, так как он стоит в луже ».

5. Используйте метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

6. Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Отто Эренберг

Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах. Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них.

К примеру, вас, возможно, учили следующему мнемоническому упражнению для запоминания слов, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы»: «Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит». В этом простом предложении, которое сразу врезается в память, содержатся четыре слова, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы». Однако мнемонические упражнения, как правило, не пользуются популярностью у учителей, потому что они считают, что запоминание материала должно базироваться на его понимании.

Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

Рифма и ритм

Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.

Один — господин.

Два — трава.

Три — богатыри.

Четыре — дверь.

Пять — кровать.

Шесть — жесть.

Семь — ремень.

Восемь — лось.

Девять — лебедь.

Десять — лестница.

Итак, вы можете запомнить либо этот список, либо другой, написанный вами подобно этому. В любом случае вы должны запомнить его наизусть, так, чтобы он у вас «отскакивал от зубов». Надеемся, что это задание будет для вас не слишком сложным.

Теперь вам надо запомнить список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, майонез, яйца. Для этого свяжите каждый элемент списка покупок со списком слов, способствующих запоминанию Делать это следует в порядке очередности, то есть если туалетная бумага стоит в списке покупок первой, то она должна ассоциироваться с господином, и вам следует представить какого-нибудь господина, обмотанного туалетной бумагой. Следующим в списке идет моющее средство, ему соответствует трава, так что попробуйте представить траву, облитую моющим средством. Далее идет консервированный тунец. Его вы должны связать с богатырями, поэтому вы можете представить себе богатырей, уплетающих консервированного тунца. Затем настала очередь майонеза. Его порядковый номер соответствует двери, и в вашем воображении должна возникнуть обмазанная майонезом дверь. И наконец, последними в списке идут яйца, которые нужно связать с кроватью, что наверняка вызовет у вас ассоциацию заваленной яйцами кровати.

5 = п (начальная буква названия цифры)

6 = б (начертание буквы похоже на начертание цифры)

7 = с (начальная буква названия цифры)

8 = в (начальная буква названия цифры)

9 = д (начальная буква названия цифры)

О= о (начертание буквы похоже на начертание цифры)

Рубрики Навигация записи