Взять на заметку: как ассоциации помогают запоминать больше и лучше. Запоминание списков Мотивация к запоминанию

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует:

Как запомнить список покупок

Если вам нужно посетить несколько магазинов, вы можете использовать способ для запоминания распорядка дня.

Если же речь идет только о списке для покупок в одном магазине, используйте способ воображаемых ассоциаций. Вам достаточно запомнить одну - две покупки, остальные запечалятся в вашем мозгу автоматически.

С этого дня откажитесь от составления списка покупок. Запоминайте их. Это очень легко сделать благодаря описанным способам. Кроме того, вы будете быстро прогрессировать. После нескольких дней упражнений вы гораздо быстрее сможете делать ассоциации. К тому же, это дополнительная работа для вашего механизма памяти; знайте, чем больше вы потребуете у памяти, тем больше она вам даст.

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Продумывание покупок Формируя свой гардероб, откажитесь от спонтанных, импульсивных покупок. Они могут привести вас впоследствии к разочарованиям. Чтобы этого не произошло, каждая покупка должна быть тщательно продумана заранее.Я хочу рассказать вам об одном приеме,

Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий Кимович

Правило совершения удачных покупок Если вы стремитесь к облику современной и изысканной женщины, то советую вам выработать у себя еще одну полезную привычку, которая поможет вам воплотить это желание в жизнь. Что это за привычка? Предположим, вы хотите купить какую-либо

Из книги Мне опять нечего надеть. Как улучшить свой гардероб и изменить жизнь автора Баумгартнер Дженифер

Как мгновенно запомнить список В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.Посмотрите на рисунки - и

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Как запомнить место, вы положили какую - то вещь Создавать ассоциации необходимо в момент, когда вы кладете /прячете/ вещь. Например, вы кладете отпускные фотографии в ящик рабочего стола. Они будут находиться между вашим паспортом и складным метром. Вообразите паспорт,

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Как вырваться из замкнутого круга покупок Кажется, что вырваться из замкнутого круга невозможно. Независимо от того, требует ли ваша страсть к шопингу врачебного вмешательства или вы находитесь в «пределах нормального». Желание купить может быть очень сильным, а

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Мудра для выгодных покупок 1. Поставьте руки перед собой на уровне груди, ладонями вверх. Пальцы, почти соприкасаясь кончиками, сходятся под прямым углом, направленным вперед, от вас.2. Соедините в щепотку большой, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки,

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Глава 9 Как запомнить имена и лица? Нравится вам или нет, но в скором времени вы закончите учебу и вступите в новый этап своей жизни: начнете строить свою профессиональную карьеру, а также создавать сеть нужных знакомств, которые помогут вам в этом.Вы будете посещать

Из книги Коучинг. Как превратить сознательное в бессознательное в работе коуча автора Илиф-Вуд Мария

Из книги Китайское исследование на практике [Простой переход к здоровому образу жизни] автора Кэмпбелл Томас

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

Глава 15 Меню и список покупок к плану Кэмпбелла Человек, который готовит дома, как правило, ест всего несколько блюд. Время от времени какие-то из них наскучивают, их отвергают и находят другие. Важнее всего удобство и легкость приготовления. У большинства из нас особого

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Список покупок к плану Кэмпбелла Приведенный ниже список выглядит громоздко, но я хотел добавить всё без исключения, чтобы вы могли приготовить блюда на первые три дня. Некоторые продукты базовые и нужны для многих рецептов из этой книги, поэтому заменять их надо будет

Из книги Тайна денег. Книга самой богатой ученицы Кийосаки автора Закхайм Наташа

Как запомнить, чтобы вспомнить Как мы уже убедились, между физической и умственной активностью существует тесная связь, поэтому движения тела способны оказывать влияние на образ мыслей. И что бы вы ни делали: двигали глазами, свободно прогуливались или принимали

Из книги автора

Не читайте с целью запомнить Проблема многих студентов, впервые изучающих эти методы, заключается в том, чтобы научиться читать материал с целью его понять. Никогда, ни в коем случае не читайте текст с целью его запомнить! Если вы это делаете, происходит странная вещь: вы

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

Купить газету;

Отправить письмо по почте;

Забрать фотографии у фотографа;

Отнести врачу рентгеновский снимок;

Купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

Позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара "очки - почта" (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.



Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию" луна-фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук -врач - рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

Буква А (первое дело - первая буква алфавита). А - это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю "газета";

Буква В (второе дело).В-это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово "горчица" вы ассоциируете с циркулем, затем серп- с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30-20 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.


Представьте себе такую картину: по рынку, или магазину бродит человек и без конца заглядывает в какую-то бумажку, то и дело вынимая ее из кармана. Что он делает? Конечно же сверяется со списком покупок. Картина эта знакома многим. Ну, подтвердите же!
Как помочь человеку в насыщенном информационном мире запомнить еще и такие пустяки, какими нам представляются бытовые проблемы и наказы о покупках?

Метод первый

Один из методов, предлагаемых психологами, основан на закреплении перечня покупок (или дел) с цифрами, вернее, на ассоциациях с начертанием цифр десятичной системы счисления.
Возьмём ряд чисел от 1 до 10 (чаще всего их вполне хватает). На что похожа цифра 1 своей формой? Например, на копье, гарпун, жезл инспектора ГИБДД. Двойка – на коня (или пару запряженных коней). Тройка – волны. Четверка – стул, лодка с парусом. Пятерка – растопыренная пятерня. Шестерка – навесной замок. Семерка – бумеранг. Восьмерка – женская фигура. Девятка – воздушный шар на веревочке. Десять – копье и мишень или Дартс. Ваши ассоциации могу быть иными, МирСоветов подчеркивает: важно, чтобы предметы были действенными, ярким пятном в вашем воображении. Копье можно метать, бумеранг бросать, пальцы руки сжимать и так далее.
Итак, Вам нужно купить , хлеб, молоко, огурцы, помидоры, сыр, сливочное масло, подсолнечное масло и копченую грудинку. Список покупок намеренно приведен продуктовый, поскольку, как показывает практика, его труднее всего запомнить. Теперь представим себе этот же список вместе с нашими ассоциациями цифр.

Мясо – 1 – Гарпун. Вы метнули гарпун и попали в жирный кусок мяса. Или в кабана, если нужна, к примеру, свинина.
Хлеб – 2 – Пара коней. Вы угощаете коней корочкой подсоленного хлеба. Они это любят.
Молоко – 3 – Волны. Молочная река волнуется. А еще, если хотите, тройка может напомнить женскую грудь, и тогда – вот оно – молоко. А если эту цифру перевернуть вниз выпуклостями, то и вообще получим то, о чем вслух и не скажешь. Зато – сколько незабываемых ассоциаций!
Помидоры – 4 – Стул. (Вы сели на стул, не заметив, что там лежали помидоры. Вы вскакиваете, оборачиваетесь, с ужасом смотрите на свои испорченные брюки. А ведь Вы – в гостях! Представили ситуацию? Чем она нелепее, острее, ужаснее, страшнее, смешнее, - тем лучше запомнится. Вместе с продуктом, который нужно купить.
Огурцы – 5 – Пятерня. (Вместо пальцев – огурцы). Или Вы сжали так, что из него потек сок.
Подсолнечное масло – 6 – Замок. (Замок заржавел, надо смазать его подсолнечным маслом. Как нельзя к месту).
Сыр – 7 – Бумеранг. (Вы метнули бумеранг и сбили кусок сыра, который сами же предварительно положили на столб … Неудачно? Не ярко? Согласен. Придумайте сами, ладно?) Пусть семерка будет кочергой, а Вы решили поджарить на углях кусок сыра (хотя, вряд ли он жарится, скорее – плавится). Но зато кочерга и угли рядом.
Сливочное масло – 8 – Женская фигура. (Отдаю всё в руки вашей фантазии Вашим ассоциациям. Если они будут эротичными, – Вы ни за что не забудете купить этот продукт! «Девять с половиной недель пусть отдохнут», а?).
Чай – 9 – Воздушный шар. (Высоко в небе – воздушный шар с полной гондолой чаю. Он летит к Вам прямо … С Мадагаскара, Цейлона. Подарок для Вас!)
Копченая грудинка – 10 – Дартс. (Похоже на первую ассоциацию. Вы мечете дротики в грудинку: свиную, баранью – не важно).

Порядок в списке можно менять, если не удается придумать удачную ассоциативную картинку. Метать дротики в молоко как-то… не зрелищно. В мясо, сыр, огурцы, помидоры – уже лучше. Меняйте на ходу, как Вам удобнее запомнить, но в то же время учитывайте, что лучше запоминаются самые нелепые картинки. Да, метать копье в кабана – нормально, замок смазать подсолнечным маслом – это логично, сливочным – тоже ничего, а вот если налить в замок огуречного сока, что будет? Про огурец и восьмерку вообще промолчу.
В этом методе есть свой нюанс. При постоянном использовании надо уметь выбрасывать из памяти предыдущий ряд ассоциаций, чтобы не возникло путаницы. Как это сделать? Ну, например, так.
Набор ассоциаций у вас уже имеется (1 – гарпун, 2 – кони и т.д.), теперь осталось прикрепить к ним какую-либо отличительную черту, ко всем одну и ту же, но каждый раз новую. Например, сегодня, отправляясь за покупками, все вещи у вас будут говорящими (говорящий гарпун приговорил кусок свинины к приготовлению на огне, говорящие кони выпрашивали у вас хлеб, говорящие волны угрожали молочным штормом и т.д. и т.п.). В следующий раз, когда пойдете в магазин с новым списком покупок (к примеру, это может быть изюм, дрожжи, десяток яиц и т.д.) – пусть вещи-ассоциации будут пластмассовыми (пластмассовым гарпуном пытаетесь наколоть изюм, а пластмассовые кони раздуваются от дрожжей, в пластмассовых волнах плескается десяток яиц). Представили? Согласны, что ваши ассоциации с говорящими волнами отличаются от ассоциаций с волнами пластмассовыми?
И еще один момент. Что делать, если нужно не просто купить какой-то продукт, а вполне определенное его количество. К примеру: 2 кг мяса, 3 батона, 1,5 л молока, 2 кг помидоров и др.? А представляйте себе как раз количество лошадей (можно ведь запрячь одну лошадь, пару, русскую тройку, четверку в колесницу), гарпун (одноствольный, двуствольный), воздушный шар (один, два, три, фестиваль воздушных шаров) и т. д. Уверяю Вас, нет проблем в количестве, просто тренируйте воображение! Что? Вы не можете себе представить 1,5 лошади? Я Вам помогу. Запрягайте в свою повозку рослую красивую лошадь (орловского рысака) и осла. Представьте, как они будут работать вместе. Ерунда какая-то, не правда ли? Лебедь, рак и щука. Нелепость! Если Вы будете полдня возмущаться по этому поводу, значит – не забудете покупку или решитесь все-таки исправить эту глупость и… купите не 1,5, а 2 кг продукта! На радость продавцу.
В целом, можно твердо сказать, что данная методика работает, проверено на себе!
Вы можете также использовать просто любые 10 предметов, которые носите с собой в карманах (характерно для мужчин) или в сумочке (а это – для женщин). Но плюс именно чисел и закрепления за ними ваших ассоциаций в том, что при необходимости вы можете запомнить порядок, в котором вы запланировали купить все продукты.

Метод второй

Есть и другой способ запоминания покупок, да и вообще любых предметов. Основан от также на ассоциациях. Весь список покупок можно запомнить, сочинив сказку-историю, в которой основными героями будут продукты. И тогда это будет уже не обременительной задачей для собственной памяти, а больше развлечением для вашего же воображения.
Возвращаясь к нашему списку покупок, выдумываем свою байку… жили-были Свиная Шейка и ее три сына – 3 Батона. Любили Батоны принимать душ из парного Молока. А после Молочного душа обязательно шли играть в боулинг, где вместо шаров были Помидоры, а вместо кегль – Огурцы…
Продолжение сказки сочиняйте, какое только вам взбредет в голову. В общем, сходите с ума по полной программе, и добьетесь успеха в тренировке своей памяти. А на всякий случай прокрутите мысленно свою свежеиспеченную небылицу несколько раз. И улыбнетесь, и запомните лучше.
Пробуйте и убедитесь!

В преддверии экзамена или при самостоятельном изучении сложного материала полезно вспомнить о мнемонических техниках. Мнемоника, или мнемотехника – это набор особых приемов запоминания через ассоциации.

Мнемотехника помогает не всегда: например, общепризнано, что нет смысла учить иностранные слова, ассоциируя их со словами родного языка - даже вызубрив весь словарь, на иностранном не заговоришь. Но если речь идет о запоминании связных текстов или перечней, которые как перечни и используются – мнемоника вполне может помочь. Перед вами рассказ об одной из техник: такие материалы в помощь учащимся будут публиковаться здесь и дальше.

Дворец памяти — в каждую квартиру!

Мнемоническая техника «Локи» (от латинского locātio, размещение) – способ запоминания, известный еще в древнем Риме. Он основан на создании ассоциаций между конкретным местом и перечнем слов, которые нужно запомнить, и может включать, кроме пространственных, еще и звуковые ассоциации.

Чтобы воспользоваться этой мнемонической техникой, нужно привязать запоминаемый перечень к образу некоего пространства или маршрута, который вы уже помните наизусть, и одновременно, хотя бы отчасти, – к звучанию названий предметов, встречающихся на вашем пути. Другая разновидность техники предлагает отталкивать только от общего ландшафта вашей локации, а образно-ассоциативные стимулы произвольно расставлять по дороге. Локацией, кстати, может быть не только настоящий дворец или любое другое помещение, но и письменный стол, кухонный шкаф и даже ваше собственное тело.

Запоминаем географические названия

Проще всего эту технику применить к географическим названиям (наверное, потому, что речь тоже о размещении).

Например, вам нужно запомнить названия крайних точек материков. В качестве «опорного маршрута» выбираете собственную квартиру. И воображаете себе путешествие по ней. Пусть в прихожей у вас находится Европа, в гостиной – Северная Америка, в спальне – Южная Америка, кухне располагается Африка, а на балконе – Австралия. Итак, вы входите в прихожую и смотрите в зеркало, показывая себе свои же ЧЕЛЮСти (м.Челюскин). Снимаете ПИджак и достаете из кармана АЙфон (м. Пиай). Развязываете шнуРОК (м.Рока), а потом второй. И достаете из оДЕЖНого шкафа то, в чем ходите дома (м.Дежнева).

Теперь проследуем в гостиную. После вчерашней вечеринки здесь будто бы прошел сМЕРЧ, зато розовые шторы на окнах навевают СОН (м. Мерчисон). Из фотоальбома выпала карточка бабушки МАРЬи, ТОненькой старушки (м. Марьято). Остальные адреса есть на книжной полке: СЕНТиментальные романы ЧАРЛЬЗа Диккенса (м.Сент-Чарльз), «Маленький ПРИНЦ» и собрание сочинений Герберта УЭЛЬСа (м. принца Уэльского).

Думаю, принцип ясен. И чуть задумавшись, применить эту технику можно не только к географии, но и к запоминанию любого перечня.

Запоминаем правила пунктуации

Возьмем, например, русскую пунктуацию. Грамматические правила удобнее запоминать в форме примеров, а не формулировок – формулировку обычно можно из примера вывести. Обратимся к непростому правилу об обособлении приложений.

Итак, вы снова в вашей квартире и ищете в ней случаи обособления этой конструкции запятыми и дефисами, а также сходные случаи, где запятая не нужна. Отведем для основных правил основные помещения, а для уточнений – служебные.

Прямо напротив двери стоит стеной шкаф, массивное сооружение, куда вы вешаете куртку (распространенное обособленное приложение, относящееся к обособленному существительному). Затем вы следуете на кухню чтобы съесть бутерброд с колбасой, сандвич (нераспространенное приложение, относящееся к другому существительному, имеющему зависимые слова). Дома прохладно, так что вы включаете духовку-печку (обособление одиночного приложения, нарицательного существительного, при помощи дефиса). И подмигиваете висящей на стене фотографии Танюхи-сестренки (Дружка-любимца ). Нет ни Дружка, ни Танюхи? Поселите их в своем воображении, чтобы запомнить случай обособления приложения к имени собственному при помощи дефиса.

Далее. Вы взяли свой любимый бутерброд, сандвич, и двинулись в комнату. Скорее всего, у вас на столе стоит компьютер. Билл Гейтс, великий инженер и бизнесмен, приобщил нас всех к компьютерным технологиям (обособление распространенного приложения после имени собственного). Человек практичный, Гейтс пока закрывает глаза на некоторое количество нелицензионных программ, установленных большинством пользователей в Восточной Европе (обособление приложения перед именем собственным, если оно имеет оттенок причинности). Талантливый предприниматель, он продает новые версии программ даже в Москве (обособление приложения к местоимению).

Но мы отвлеклись. Собираетесь ли вы ЕСТЬ свой любимый бутерброд, то есть сандвич ? Уже поели-попИЛИ? Теперь загляните под компьютерный стол. Там много всякого барахла, или мусора. ПровоДА, ЖЕлезки, какие-то винтики. Все эта мелочь, даже хлам, постоянно скапливается под столом. А что вы увидите, если посмотрите НАПРаво? Возможно, искомую книжку, например словарь ? Вы давно обещали дать ее почитать однокласснику, по имени Глеб. Составил словарь великий филолог, по фамилии Даль. А уговорил вас купить сосед-книготорговец, по прозванию Серый.

Выбирайтесь из-под стола со своим словарем. У вас хорошие способности сыщика! А есть ли в вашей комнате что-то, стоящее или лежащее обОСОБленно? Отлично, вот этот вентилятор (телевизор, музыкальный центр, ваза или мяч в углу). Родственники, в особенности дядя и тетя , любят спрашивать, КАК часто вы этим пользуетесь. Как человек аккуратный, ваш дядя не выносит вида долго не используемых вещей. Так что выЧИСЛяйте! Учить уроки, в том числе математику, можно в самых неожиданных условиях. (В последних двух абзацах перечислены приложения, обособление которых связано с употреблением конкретных союзов. Чтобы лучше запомнить союзы, добавлены и звуковые ассоциации).

За случаями, где запятая не нужна, отправимся в служебные помещения. Например, в ванную. Вспомните, вы недавно приглашали соседа как сантехника , но он ничего не починил (не нужна запятая перед «как» со значением «в качестве»). Теперь вам нужен настоящий сантехник по фамилии Петров (не нужна запятая перед «по фамилии», если оборот не имеет значения уточнения). Опытный и безотказный мастер Петров уже вышел из запоя (не нужна запятая перед именем собственным, если предшествующее уточнение не имеет оттенка значения причинности, не дополняется без искажения смысла словом «будучи»). Осталось его дождаться: у вас в туалете для облегчения ожидания как раз припасена газета «Советская Белоруссия» (несогласованные уточнения заключаются в кавычки и запятой не отделяются).

В последнем абзаце мы обошлись без звукоподражания, надеясь, что некоторая интимность описываемого помещения сама по себе усилит ассоциации.

Попробуйте сделать то же самое с любым трудно поддающимся запоминанию правилом – и посмотрите, что получится. Будем рады, если поделитесь впечатлениями.

Как запоминать списки? Попробуйте технику «Локи» (дворцы памяти)