О пожилых супружеских парах. Типология взаимоотношений пожилых супругов Пожилая парочка

Интернет и средства массовой информации переполнены фотографиями молодых и красивых влюблённых, а как насчёт тех пожилых пар, которые любят друг друга более 50-ти лет? Фотограф Лорен Флейшман (Lauren Fleishman) создала нежные портреты пар, чья любовь друг к другу ну угасает вот уже полвека и назвал трогательную серию фотографий "The Lovers". Первоначально фотограф планировал запечатлеть 50 пар, но проект набрал обороты, и в итоге получилось более сотни снимков.

Евгений и Любовь Кисины

"Мы встретились друг с другом на танцах в январе 1938 года. Мой друг пригласил меня на вечеринку, сказав, что там будет много красивых девушек. Сперва к ней подошёл курсант в высоких сапогах, но она отказала ему. Затем я осмелился и тоже подошёл к ней и она согласилась познакомиться со мной. Не знаю, что привлекло ей больше, моё лицо или моя униформа."

Яков и Мария Шапирштейн

"В чем секрет любви? Секрет в том, что это секрет, а я не раскрываю своих секретов!"

Моисей и Тесси Рубинштейн

"Каждый день моя жена выражает свою любовь ко мне. Она говорит: "Я говорила тебе, как сильно я люблю тебя сегодня?""

Леон и Харриетт Болотин

"Я всегда знал, что это будет Харриетт."

Джон и Шерма Кэмпбелл

"Когда ваши отношения только начинаются, вы думаете, что сильнее любить друг друга просто невозможно, но любовь растет, так же, как ваш внутренний мир. Сейчас я могу сказать, что люблю его ещё больше.Я даже не могу представить свою жизнь без него."

Иосиф и Дороти Болотин

"Я никогда не думаю о нем с точки зрения того, сколько нам лет. Я думаю об этом с точки зрения хороших лет, прожитых вместе. Горячая страсть не длится вечно.Я бы сказала, что мы все еще влюблены. Это внимание, и маленькие приятные вещи. Он удивительный человек."

Фред и Фрэн Фаттермэн

"Вы должны помнить, что были разные времена. Мы встретились в 1939 году и у нас не было денег. Наша компания всегда встречалась в подвале нашего друга Бетти, мы сидели там и наслаждались обществом друг друга."

Эйтиг и Голда Поллак

"Мы знали друг друга еще до войны, но мы никогда не говорили. Он был с другими девушками, потому что был намного старше меня. Когда мы вернулись с войны он ушел в дом моей сестры, а я жила с ней. В августе этого года мы отметили 63-ю годовщину свадьбы. Я бы сказала, что любовь пришла постепенно. Не сразу. Мы были молоды, и он был старше, но он мне понравился."

Джейк и Мэри Джекобс

"Джейк сказал мне: «Есть ли у меня шанс жениться на тебе?» и я сказала: «Возможно, но не вероятно!» Он знал, что я едва ли когда-нибудь выйду за него. Поэтому, когда он вернулся домой в Тринидад, отец и мать вздохнули с облегчением. Но он написал мне: «Я думаю, что я мог бы вернуться в Англию»."

Джино и Энджи Терранова

"Вы действительно не думаете о старости. Прежде всего, вы стареете вместе и, когда вы видите человека постоянно, вы не замечаете больших изменений. Я не думаю, что замужем за стариком и он надеюсь, чувствует также."

Джин Лин Чен и Лай Мэй Чен

"Мы познакомились, когда жили в Китае. Я был в отпуске в другом городе, и мы виделись в течение трёх дней. Мы жили очень далеко друг от друга и когда я вернулся домой, мы стали писать друг другу письма письма. Мы писали письма каждую неделю, но они шли до нас около двадцати дней. Это продолжалось в течение пяти лет."

Альдо и Мария де Спаньолис

"Когда я впервые увидел ее, ей было 14, а мне 22. У вас есть опасения,что она была слишком молода для меня?Нет! Даже сейчас я похож на маленького ребенка! Да, даже сейчас я еще молод."

Е сть, три разновидности пожилых супружеских пар. Начнем с худшей - с четы супругов, уставших друг от друга. Сорок лет супружеской жизни не сблизили их. У них было немного общего, когда они поженились, теперь же им буквально не о чем говорить. Таких супругов нетрудно узнать, видя, как они молча сидят за столиком в ресторане и даже ни разу не улыбнутся друг другу. Каждый игнорирует другого, хорошо еще, если между ними нет открытой вражды. Почему же они вместе? По привычке, из уважения к правилам приличия, из некоего семейного конформизма, из невозможности подыскать раздельные квартиры, из неумения жить самостоятельно. Это жалкие супружеские пары. В торая разновидность несколько лучше. Ее образуют мужья и жены, которые не питают (или больше не питают) друг к другу настоящей любви, но остаются верными друзьями. Долгие годы мирного сосуществования убедили каждого из них, что, хотя партнера и не назовешь ни нежным, ни обаятельным, он обладает другими важными качествами. На него можно положиться, у него покладистый характер, все эти годы он прощал чужие грехи и умел сделать так, чтобы прощали его собственные. Пары такого рода иногда объединяют совместно достигнутые успехи, любовь к детям и внукам. Присутствие близкого человека спасает таких супругов от одиночества, прочные узы связывают их с окружающим миром.
Т ретья, достойная восхищения разновидность - это счастливые пожилые супруги. Самое трудное в браке - уметь перейти от любви к дружбе, не жертвуя при этом любовью. Тут нет ничего невозможного. Жаркое пламя желания иногда долго не угасает, но у супругов, по-настоящему любящих друг друга, "эта чудесная шелковая ткань с роскошными цветными узорами подбита другою, более простой, но такого чистого и редкостного тона, что хочется предпочесть изнанку лицевой стороне". В таком супружестве царит взаимное доверие, тем более полное, что оно зиждется на доскональном знании спутника жизни и такой прочной привязанности, что она позволяет заранее угадывать все душевные движения любимого существа.
Т аким супругам скука не страшна. Муж предпочитает общество жены обществу более молодой и красивой женщины; и это обоюдно. Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем ныне для них так же дорога, как в свое время им были дороги часы любовных свиданий, этих прелюдий к их свадебному маршу. Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадается. В одно и то же время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого. Какое чудо встретить мужчину (или женщину), который ни разу в жизни не разочаровал и не обманул вас! К огда пожилая супружеская пара преодолевает, не потерпев при этом крушения, море, вспененное демоном полудня, она вступает в тихую гавань, где царит блаженный покой. Нет ничего чудеснее безмятежности этих брачных союзов. И лишь мысль о смерти омрачает гармонию любви. В страстной привязанности друг к другу заложен высокий смысл, но она чревата опасностью, ибо, когда речь идет о жизни дорогого нам существа, все ставится на карту. А ведь человек так хрупок! Но даже смерть бессильна перед большой любовью. Сладостным утешением наполняются часы скорби и одиночества, когда в памяти встают ничем не замутненные воспоминания. Более того, пожилые супружеские пары, которые счастливо прожили свой век, еще долго живут в памяти тех, кто их знал, любил и восхищался ими. Андрэ Моруа

Традиции современной культуры предписывают стареющему человеку, пожилой семье проблемный, девиантный статус, обусловленный представлением об истощении их ресурсов. Не уделяется должного внимания своеобразию пожилых семей. В то же время социальные практики повлекли за собой отрицательные социальные и экономические последствия. Стало очевидным, что пожилые семьи занимают свою особую нишу. Она становится уникальным местом удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей, сферой, в которой осуществляется основная деятельность, досуговая составляющая, реализуются практики взаимной поддержки. Семья занимает одно из первых мест в ценностной структуре представителей старшего поколения. Превалирующей ценностью становится само наличие близкого человека, возможность совместного с ним проживания, вовлеченность в общую деятельность .

Семья пожилого человека характеризуется определенными особенностями, имеет свои очертания и контуры. Это уже не детоцентристская структура, происходит поиск личностно ориентированных смыслов. Главным здесь становится особый режим взаимодействия как внутри семьи, так и за ее пределами, в условиях ограниченной социальной динамики, ограниченного выбора альтернативных жизненных стратегий. Пожилая семья функционирует по принципу "сообщающихся сосудов", что делает ее достаточно крепким "монолитным" единством. Для каждого из своих членов семья становится "крышей, которая защищает от злой стихии" (Б. Пастернак). Происходит формирование новых значимых смыслов: автономии, адаптационного синдрома, усиление статуса интимности.

Структура и функции пожилой семьи. Начиная с фазы "пустого гнезда", происходит постепенное утрачивание некоторых функций: потеря социализирующей функции (с уходом из семьи детей), редуцирование функции передачи культурного опыта и знаний. Складывается ситуация, когда пожилые люди, чувствуя свою неадекватность конъюнктуре времени, самоустраняются от воспитания внуков, тем самым образуется замкнутый круг. Происходит утилизация старости - если семья не выполняет функцию рождения детей и социализации, если снижена функция ретрансляции и передачи культурных ценностей, следовательно, она менее полезна государству, обществу. Но дело в том, что при ослаблении одних усиливаются другие функции. Приоритетной становится поддерживающая функция пожилой семьи, когда супруги оказывают взаимопомощь в хозяйственных делах, обеспечивают психологическую компенсацию всевозможных нагрузок. Посредством защитной функции семья выступает барьером для непосредственного вторжения других социальных институтов (в частности государства) в ее частную жизнь. Посредническая функция реализуется в том, что семья пожилого человека нередко является своего рода мостиком между родственниками, связующим звеном в межличностных отношениях, хранителем истории семьи, традиций, семейных альбомов и воспоминаний о "семейном дворе". Особенно рельефно эта функция проявляется, когда речь идет о перевоссоединенных семьях, то есть семейных союзах, образующихся путем повторных браков со сложной структурой отношений родства.

Изменяется идеология семьи в направлении закрытости: от стратегии экспансии, эксплицированности в социальном пространстве к фокусированию на собственных, внутрисемейных проблемах: возрастает потребность в безопасности и стабильности; повышается внимание к экзистенциальным проблемам; преобладает интроверсия (погружение в мир внутренних переживаний); уменьшается потребность в активном освоении внешней среды.

Режим существования пожилых семей зачастую проблематичен (бедность, конфликт между поколениями). По экономическим показателям пожилые семьи могут быть дифференцированы на две группы. Для одной, относящейся к социально уязвимым группам, основным источником дохода является государственная пенсия, социальное страхование, пособия, дотации, субсидии, практики выживания, характеризуемые постоянным режимом экономии. Другая когорта внутри старшей генерации располагает богатством, властью и престижем в гораздо большей степени. Пенсионеры, согласно исследованию Института социологии РАН: "Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?" (март-апрель 2008 г., N = 1750), являются сегодня самой незащищенной группой российского населения. Половина из них - малообеспеченные и еще 30% - бедные. Лишь 20% из них относятся к относительно благополучным слоям населения . Доход пожилых семей в настоящее время примерно вдвое меньше дохода молодых семей .

В исследовании пожилых пар мы базируемся на двух ключевых понятиях. Во-первых, концепт "супружеские отношения" фиксирует пространственную и временную близость мужчины и женщины в качестве мужа и жены, приватность их межличностных отношений и включает как обмен "деятельностями", так и "сантиментами" (Дж. Хоманс). Содержательная характеристика супружеских отношений может варьировать от порядка и спокойствия в отношениях между супругами до столкновений, конфликтов, имеющих деструктивные последствия. Регуляция супружеских отношений направлена, прежде всего, на поддержание доверия и чувства безопасности.

Во-вторых, понятие "пожилой возраст семьи" включает два смысла: определенный этап развития семейных отношений; определенный тип семьи, когда супруги относятся к геронтологической группе. В своем исследовании мы использовали оба смысловых значения понятия "пожилой возраст семьи". Речь идет о ключевых повседневных проблемах пожилых супружеских пар, имеющих солидный стаж совместной жизни. Нас интересовало именно супружество, партнерство, которое имеет статус самостоятельного института, играющего важную роль в пожилом возрасте, а также наличие или отсутствие межличностных "заэкранных" (Мамардашвили) столкновений, которые имеют всегда скрытые, приватные причины. Мы поместили в фокус своего внимания и определение специфики социального восприятия повседневных проблем пожилой супружеской пары со стороны значимых других. С целью диагностики супружеских отношений было проведено качественное исследование. Сбор и анализ материала проводился по методике "двойной рефлексии" с помощью неструктурированного неформализованного интервью. Была применена как целеориентированная выборка (преднамеренно выбирались люди, представляющие информационно значимые случаи, о которых имелись предварительные сведения), так и метод "снежного кома", когда каждому информанту в конце интервью задавался вопрос: "Можете ли Вы назвать в своем окружении человека, который имеет практику общения с пожилой супружеской парой?". Благодаря полученным ответам было подобрано ограниченное число информантов. Эмпирическая база представлена 26 глубинными интервью с пожилыми людьми (65 лет и старше, проживающими отдельно от родственников и имеющими опыт совместной жизни от 25 и более лет) и 17 интервью с людьми, постоянно взаимодействующими с пожилыми супругами (дети, родные, соседи). Опрашивались жители города Саратова (февраль-сентябрь 2009 г.).

Результаты исследования показали наличие определенной консервации представлений о повседневных проблемах пожилой супружеской пары со стороны тех, кто с ними давно и постоянно контактирует (родственники, соседи, знакомые). Данная специфика восприятия повседневных проблем пожилой супружеской пары обусловлена, с нашей точки зрения, доминированием медикалистского дискурса, пульверизацией средствами массовой коммуникации образа зависимого, больного пожилого человека. Смысловая ось проблем, указанных нашими информантами в качестве характерных для повседневной жизни пожилой супружеской пары, включает следующие содержательные моменты.

Подчеркиваются замкнутость и обустроенность приватной жизни пожилой семьи, которая воспринимается как "Городок в табакерке", как некая герметизированная среда, в которой отсутствует динамика становления и обновления. "Да нет у них особых проблем, встали, поели, что-то поделали, на работу не надо спешить, быт устроен, да и что надо в этом возрасте? Мы на праздники приходим, и так на неделе иногда заскочишь" (мужчина 1963 г.р.).

Пожилая семья рассматривается в качестве объекта помощи, требующего определенных материальных и личностных затрат либо в настоящее время, либо в недалеком будущем. "Пока родители обходятся без посторонней помощи. Но старость ведь никому силы не прибавляет, придется помогать, может быть и сиделка будет нужна, разные ситуации могут сложиться" (мужчина 1968 г.р.).

Среди основных проблем повседневной жизни называют главным образом две - здоровье и материальную обеспеченность. "В этом возрасте у каждого есть целый букет заболеваний, то одна болезнь обостряется, то другая. Много денег уходит на лекарства, которые постоянно дорожают" (женщина 1963 г.р.). "Пенсии мизерные, не знаю, как они выкручиваются. Вижу, что экономят, закупки делают на базаре, там, хотя и ненамного, но все-таки дешевле, чем в магазинах, расписывают наперед все предстоящие расходы, следят, чтобы оставался определенный уровень расходов на коммунальные услуги, да и не покупают ничего из солидных, "долгоиграющих" бытовых вещей" (мужчина 1971 г.р.).

Подчеркивается центрированность внимания супругов на внутренних бытовых проблемах, среди которых информанты особенно выделили: дачно-огородные, детей-внуков: "Они летом на даче сажают, поливают, зимой - по дому что-то делают. Ритм их жизни - сезонный. Зимой ждут, не дождутся лета, чтобы уехать из города на дачу. Там они себя лучше чувствуют, со знакомыми общаются" (мужчина 1966 г.р.). "Занимаются внуками, накормить, встретить из школы, присмотреть" (женщина 1973 г.р.).

Безликая слитность. В своем речевом поведении информанты, как правило, объединяют "мужа" и "жену" в словесные конструкты "они" или "старики", стирающие дифференциацию супружеских ролей и предполагающие вполне стандартную формулу поведения, смысловое содержание которой выражается в виде поговорок: "муж и жена - одна сатана" и "старость - не радость".

Ответы информантов фиксируют неоправданно зауженное представление о проблемах повседневной жизни пожилой супружеской пары. В них доминируют экстенсивные, количественные характеристики пожилой супружеской пары с фиксацией наличия изменений типа "уменьшение - ухудшение - снижение", без обращения к интенсивной качественной характеристике их жизни. Конструируется социальный портрет пожилой семьи, включающий представления о ней как о пассивной и беспомощной. Само понятие "пожилая семья" нередко воспринимается не как аналитическое, а как синоним чего-то принципиально прошлого, которое "все еще" существует в настоящем. В результате пожилые семьи фиксируются обыденным сознанием как аутсайдеры социальной жизни, как домашние "хосписы" с характерной "разряженностью" жизни, в которой "ничего существенного, знакового не происходит". Никто из респондентов, даже вскользь, не упомянул межличностные отношения пожилых супругов и связанные с ними проблемы. Видимо, этот пласт семейной жизни на данном возрастном этапе представляет собой "слепую зону", не обладающую публичностью выражения, проблемной напряженностью. Не исключено, что игнорирование зоны межличностного общения может быть своего рода защитной реакцией на возрастную перспективу "совместного старения".

По результатам исследования выделяются два вида межличностных "заэкранных" столкновений: текущие, связанные с локальными делами, как правило, мирно-разрешаемые, и хронические, нередко имеющие разрушительный эффект. У пожилых семейных пар встречается скрытое противостояние, которое может оказаться "горючей смесью" для возникновения конфликта. Оно базируется на давних обидах, связанных с изменами, некорректным поведением, с убеждением в том, что партнер не может, не желает жить "как все", то есть соответствовать определенным стандартам. Нередко наслаивание, накопление различных обид дает кумулятивный эффект, вызывающий конфликт. Это может проявляться в обмене резкими словами, вплоть до демонстрации явной агрессивности, в недовольстве, придирках, оскорблениях. В зону напряжения между пожилыми супругами вовлекаются взрослые дети, родственники, близкие друзья. Все это выводит из равновесия многих людей, сказывается на их здоровье и работоспособности.

Совершенно ясно, что искать универсальную силу, скрепляющую супружеские отношения крепко и надолго, все равно, что искать в механических часах особую "тикающую силу" (А. Бергсон). Поэтому в качестве критериев для содержательной характеристики межличностных отношений пожилой супружеской пары мы рассматривали показатели супружеской интеграции: совместное проживание, совместное ведение домашнего хозяйства, совместный домашний бюджет, способ распределения домашних обязанностей, способ разрешения межличностных столкновений, степень вовлеченности в межличностные отношения. По разряду супружеских отношений мы выделили следующие типы пожилых супружеских пар.

Усиливается симбиотичность супругов: у супружеской пожилой пары наблюдается схожесть не только жизненных стратегий, но и привычек, повседневных практик, формируются общие фильтры, которые способствуют выбору той или иной интерпретации внешних событий. Эти фильтры представляют собой ограничители восприятия, связанные, во-первых, с возрастными нейрофизиологическими возможностями; во-вторых, с социально-генетическими факторами: традициями, предписаниями, с языковыми системами; в-третьих, с индивидуальными особенностями, которые также корректируются в сторону большего единообразия; нередко супруги даже физически становятся похожими. "Нам все говорят, что мы даже внешне похожи. Мы научились молчать вместе. Я знаю, о чем он думает или что скажет" (женщина 1932 г.р.).

Симбиотичность, как мы полагаем, связана, во-первых, с количественными и качественными характеристиками жизненного пространства человека. Рассматривая жизненное пространство в возрастном плане, исследователи отмечают ряд закономерностей: в период своего акме человек стремится расширить сферу жизнедеятельности, иногда достигая планетарных масштабов. У маленьких детей и людей пожилого возраста, если последние отошли от социальной деятельности (гражданской, профессиональной), объем жизненного пространства значительно меньше . Во-вторых, симбиотичность объясняется своего рода естественным отбором, который прошли супруги в течение длительного времени совместной жизни. Многие социально-психологические феномены не были свойственны супругам с самого начала, они сформировались как результат компенсации соответствующих внутриличностных переживаний, опытом личных отношений. "Раньше, когда мы только начинали совместную жизнь, много спорили, ругались, доказывали свою правоту, обижались. А сейчас и противоречий между нами не возникает, а если и случается размолвка, то мы ее сразу и устраняем. Как? Я иду на кухню водички попить, всё размолвки уже нет" (мужчина 1934 г.р.).

Повышенная привязанность пожилых людей выполняет и защитную функцию. Оба супруга переживают схожие психические состояния, для них характерен высокий уровень эмпатийных переживаний, что в значительной степени помогает найти необходимые стратегии выхода из кризисных ситуаций. "Когда он уходит, я места себе не нахожу, какая-то тревога, придет, как гора с плеч, можно чем-то полезным заняться" (женщина 1940 г.р.). "Она для меня ангел-хранитель, берегиня моя. Вот поэтому я не могу болеть, вижу, как она расстраивается, места себе не находит" (мужчина 1929 г.р.).

Сокращение спектра семейных социальных ролей сопровождается, как правило, их конкретизацией. В пожилых семьях такого типа отмечается дифференциация ролей, которая связана, главным образом, не с половым признаком, а с физическими возможностями супругов, их склонностями. "У каждого из нас есть определенные обязанности. Но, в конечном итоге, все зависит от самочувствия, желания" (женщина 1938 г.р.). В ходе интервью рефреном звучала мысль о значимости "взаимных усилий, жертв", "работы над собой", "внутреннего критика и регулятора", "нахождения зон согласия", "тщательной режиссуры совместной жизни", "учета интересов другой половины" для "возведения семейного храма". "Выстраивать свою семейную жизнь надо как произведение искусства" (мужчина 1936 г.р.).

Такая семья базируется на многоуровневой, взаимосвязанной матрице, связывающей воедино прошлое и настоящее и подготавливающей к преодолению настоящего и движению вперед. Это действительно искусство существования близких людей, которые с помощью рефлексивных и произвольных практик устанавливают себе правила поведения, а также стремятся преобразовывать самих себя в ситуации соприсутствия лицом к лицу. Супруги "настроены" друг на друга, становятся чрезвычайно внимательными и замечают сигналы о физическом и духовном состоянии другого, которые он выражает, порой даже не осознавая этого. Семья такого типа представляет собой "результат постепенных прирастаний друг к другу", "слепок взаимных усилий", предпринимаемых каждым из супругов на всех предшествовавших этапах развития семьи.

Тип "конфликтная гармония" с присущими этому типу особенностями. Совместная жизнь содержит в себе и относительно мирные и бурные дни, и не очень бурные, столкновения. Преобладающие локальные столкновения не изменяют содержательную сторону жизни пожилой семьи. Небольшие столкновения вполне соизмеримы с "нормальным способом общения". Нет конфликтной остроты. Перезарядка конфликтного поля осуществляется за счет выпрямителей кривизны взаимоотношений, среди которых отметим следующие. Юмор, самоирония - это те чувственные точки, которые в повседневной жизни позволяют снять напряжение, разрядить обстановку. "Я называю нашу семью "корабль дураков", конечно, в шутку. Я сам люблю посмеяться, и жена меня всегда поддерживает. Если нет юмора, тогда все немеет, любая пустячная перебранка превращается в конфликт" (мужчина 1943 г. р.). Хобби, коллекционирование, непритязательные домашние увлечения. В данном случае селективная подборка артефактов фиксирует только то, что значимо для человека, поэтому позитивно эмоционально заряжена и может стать механизмом, демпфирующим негативные эмоции. "Мой муж уже лет двадцать коллекционирует почтовые поздравительные открытки, у него в коллекции двенадцать альбомов. Когда мы начинаем выяснять отношения, и нет взаимопонимания, он вытаскивает свои альбомы. Всё, для него мир перестает существовать, он воздвигает стену и укрывается за ней" (женщина 1937г.р.).

Особые стратегии "утепления" отношений: "приготовить любимое блюдо", "вспомнить приятное", "пригласить внуков", "не путать вину с бедой, прощать". Благодаря названным механизмам происходит размягчение, точнее, растворение любых столкновений, и открывается путь конструктивным межсупружеским построениям. В семьях такого типа при утвердившихся гендерных ролях, тем не менее, отсутствуют их жесткие границы, что способствует освобождению интеллектуального пространства супружеских отношений от предубеждений, архетипов патриархатного мышления (мужчина - "производитель смысла", женщина - "носитель смысла").

"Вечная мерзлота". Супруги не являются ни друзьями, ни врагами, ни близкими, ни чужими. На место взаимопониманию или враждебности приходит индифферентность. "Семья" в данном случае является лишь красивым прикрытием обособившихся "систем". Содержательная характеристика супружеских отношений включает следующие моменты: разобщенность и дистанцированность, атомизацию в семье: каждый сам по себе, как правило, имеет место индивидуальный бюджет; прагматическую дифференциацию функций типа: он ходит в магазин, она стирает; декомпозицию другого, когда супруг/га воспринимается не как целостная личность, а как определенное сочетание функциональных сегментов.

Для обозначения причин, обусловивших "замораживание" супружеских отношений, можно воспользоваться метафорой "эффект бабочки" (Рей Брэдбери "И грянул гром"). Данная метафора хорошо иллюстрирует то обстоятельство, что в семейной жизни нередко малые причины могут вызвать существенные изменения в межличностных отношениях, придать им определенный профиль. "Мы чужие друг другу, хотя и живем вот уже сорок лет под одной крышей. Двое детей, три внука. Жизнь прошла, а мы так и остались каждый сам по себе, в своем замкнутом круге. Причина? Я сам не могу ответить на этот вопрос. Может быть, в прошлом я чем-то обидел ее, но чем и когда? Это невозможно зафиксировать. Ведь порой одна небрежно брошенная фраза способна заставить человека оледенеть на всю жизнь" (мужчина 1935 г.р.). "Я не могу сказать, когда именно произошел сбой в семейной жизни. Но что-то важное в жизни недодано. Теперь уже поздно что-либо менять" (мужчина 1932 г.р.).

"Конфликтные" семьи, характеризующиеся тем, что имеет место прогрессирующая редукция межличностных отношений к уровню простых схем "стимул-реакция", проявляющаяся в форме феноменов негативного толка: агрессивности, мстительности, тотальной критики супругов". В таких семьях столкновения обусловлены не столько антагонистическими реакциями на происходящие изменения, сколько инициируются самими супругами, постоянно "атакующими" друг друга. Состояния неопределенности и подозрительности здесь принимают хроническую форму и превращают супружеские отношения в "юдоль страдания". Нередко в конфликтное поле супругов вовлекается широкий круг значимых других. Дети, родные, близкие друзья вынуждены выбирать сторону одного из супругов и превращаться во врага для другого. При этом в качестве провокативного фактора могут выступить совершенно случайные моменты: вскользь оброненное слово, взгляд, жесты. Речь в данном случае идет не столько о локальных, сколько о хронических конфликтах, причины которых респонденты нередко формулировали в виде общего высказывания "не сошлись характером". Хотя за каждым "не сошлись характером" скрывается особая причина, непрозрачная и неявная, часто скрытая для самого респондента, извлечь которую можно в результате интерпретационной деятельности полученных данных интервью. Мы выделили следующие причины.

Нереализованные замыслы или проекты развития, когда кто-либо из супругов сравнивает себя и свою жизнь с образцом или эталоном, осознавая при этом свои упущенные возможности. Переживания, связанные с каким-либо биографическим эпизодом, который уже нельзя исправить, задают императив поведению, эмоциональным состояниям, нередко возникает ситуация, когда "жизнь становится непереносимой". В результате человек лишается оснований для позитивной самооценки и оценки своей жизни. Иногда это могут быть зомби-ситуации, которые вполне правдоподобны, но в действительности лишь имитируют то, что мертво на деле. Происходит когнитивный скачок в нереализованную возможность, что проявляется в виде речевого высказывания "если бы..." При этом есть внутреннее убеждение, что этот вариант развития события лучше, чем тот, который имеется на данный момент. "Так случилось, что в одно и то же время посватались сразу двое. И тот, и другой мне нравились. Думала, думала и, к сожалению, сделала неправильный выбор. До сих пор мучаюсь, живем, как кошка с собакой, каждый день ругаемся, да все по пустякам. А вот вышла бы замуж за Сергея, была бы в "шоколаде". Почему уверена? За него моя подруга детства выскочила. Всю жизнь прожила как у Христа за пазухой" (женщина 1938 г.р.).

Супружеский ресентимент. Эвристически значимым в анализе межличностных столкновений является, на наш взгляд, созданное М. Шелером учение о ресентименте . Макс Шелер определил ресентимент как "душевный динамит", "медленно действующий яд души". По мнению автора, ресентимент - это негативное переживание, обусловленное чрезвычайным напряжением между импульсами мести, ненависти, зависти и их проявлениями, с одной стороны, и бессилием, с другой, проявляющееся в сфере межличностных отношений в виде феноменов негативного толка: агрессивности, мстительности, тотальной критики. На супружеские отношения в значительной степени влияют, по Максу Шелеру, типичные ресентиментные ситуации, которые "за счет своего формирующего характера как бы заряжены некоторой дозой "опасности впасть в ресентимент", несмотря на индивидуальные характеры вовлеченных в них людей". В нашем исследовании мы выделили ресентиментные ситуации, связанные со следующими факторами.

Во-первых, с ресентиментной завистью к тем составляющим, которые в сфере межличностных отношений имеют высокую цену: богатству, красоте, интеллекту, удачной карьере, социальному престижу, ценным чертам характера одного из супругов к другому. "Мой муж всегда был тщеславным. С одним тщеславием, правда, далеко не прыгнешь. А вот тщеславие, помноженное на красоту и обаяние, позволили ему сделать блестящую карьеру во властных структурах. А власть - это такое зелье, которое ударяет в голову, успокаивает страхи, играет шутки со зрением человека, и он начинает себе казаться гораздо более величественным, чем есть в действительности. Я этот комплекс называю "сверхпревосходство". А сейчас мы с ним уравнялись, и я не хочу быть его служанкой - принеси, подай, выполнять его "барские" приказания" (женщина 1943 г.р.). Во-вторых, с супружескими изменами. Тема супружеских измен звучит очень отчетливо. "Я всегда знала, что мне изменяют, но не придавала этому значения, или, может, не хотела действительно в это поверить. А сейчас мне очень обидно и больно. Не могу забыть и простить" (женщина 1939 г.р.). Нередко "настоящие" чувства супруга/и становятся центральной и постоянной проблемой раздумий, и сомнения в этих отношениях могут разрушить повседневный жизненный мир. В определенных случаях такие сомнения имеют реальные основания.

В-третьих, с ситуацией вынужденной конкуренции со свекровью или тещей, инициируемой так называемой слепой любовью к своим чадам. "Когда мы поженились, жили с его родителями. Добрый, скромный папа, да и мама, в общем-то, неплохая женщина, для нее сын солнце в окошке. Все внимание своему "мальчику". Меня она воспринимала как никчемное приложение к нему, которое вечно под ногами путается и все делает не так, как надо. Вот так и пошло и поехало, я всегда на вторых ролях, со мной можно и не советоваться, и не делиться, да просто игнорировать" (женщина 1938 г.р.).

Обозначенная ситуация нередко приводит к формированию межличностных отношений супругов с рельефно выраженной асимметрией контроля и заботы, напоминающих отношения капризного ребенка и опекающего родителя. "Всю жизнь мой муж - это второй мой ребенок. Все заботы на мне - работа, дом, здоровье домочадцев, учеба и воспитание сына, отдых. Его мама мне все эти заботы по наследству передала. И сейчас все остается без изменений, за исключением нашего сына, он живет за границей" (женщина 1939 г.р.).

Причины интимного свойства, связанные с несовпадающими установками в сфере сексуальной жизни. Как показало наше исследование, секс выступает в качестве тематического запрета для пожилых людей. Говорить "про это", по их мнению, "непристойно", "не по возрасту". Рассуждения на данную тему сопровождались обильной словесной "ретушью", иносказаниями, выступая скорее основаниями для неясностей, нежели становясь предметом рассмотрения. "Это хранится в глубине души как тайна этих отношений, а кто много болтает об этом, у того явно присутствуют комплексы или "не все дома"; хотя здесь и не без проблем" (женщина 1938 г.р.). Мужчины гораздо чаще ограничивались лишь "респектабельной" версией: "нет вообще никаких проблем", "рассуждает на эту тему только тот, у кого есть проблемы, а у нас их нет" (мужчина 1945 г.р.).

Личностные особенности поведения, увлечения и интересы, которые затенялись и/или компенсировались на предыдущих этапах и проявились более рельефно на позднем этапе совместной жизни: "мало помогает в домашних делах", "весь утиль собирает и в дом несет", "такой шатун, ходит по гостям, да с друзьями встречается", "только о внуках и заботится, только о них и говорит"; "агрессивный, ему не нужен покой, он ищет новых ощущений".

Важным моментом являются и образцы супружеских отношений, усвоенные на ранних этапах социализации. Эти образцы выступают неотъемлемым элементом фонового понимания (концепция фонового понимания или фона заимствована социальными науками из терминологии гештальтпсихологии и означает неинтенциональную предрасположенность восприятия, оценивания, действия, детерминируемую социокультурным контекстом). С детства усвоенные образцы становятся когнитивным путеводителем жизни. "У него в роду все мужчины жесткие, без эмоций. На первых порах, а мы жили с его семьей, я-то к нему всей душой, только он не принимал мою любовь. Так и пошло, все мои стремления к утеплению отношений с его стороны всегда грубо пресекались. Вместо "пряника", остался один "кнут"" (женщина 1939 г. р.).

В ответах наших респондентов прослеживается механизм трансляции экзистенциальных жизненных координат, отрицательно коннотируемых (личной неустроенности, отчуждения, разорванности форм бытия), в направлении от родителей к детям с возможным усиливающимся эффектом. Ребенок, воспитывающийся в семье, где нет в межличностных отношениях подлинного интереса и теплоты, вырастает, не имея совершенно никакого понятия о любви, нежности, близости, человеческом тепле, трансформируя это своим потомкам. Ребенок, вырастающий в семье, где в качестве повседневной практики использовалось жестокое обращение с детьми, с большей вероятностью может в дальнейшем включить агрессию в собственный репертуар поведенческих моделей.

В рассматриваемом случае супруги находятся в состоянии категорического отрицания, исходящих от другого взглядов, позиции, предпочтений, живут и действуют на изнанке того порядка, который соотносится с взаимопониманием и взаимоподдержкой, что разрушает отношения симпатии и заботы. В последнее время в сети не составляет труда найти материалы, связанные с агрессивностью и насилием в пожилых супружеских парах, которые фиксируют разные их проявления - физические, психические, включая эмоциональную и вербальную агрессию, финансовые. Принятие насилия как средства разрешения межличностных конфликтов приводит к страданиям, травмам, боли, нарушению прав человека, к снижению качества жизни. Однако можно констатировать, что на сегодняшний день в отечественных средствах массовой информации и научной литературе отсутствует объективная и достоверная информация о масштабах этого социального зла. Отметим также, что гендерные отношения в такой семье воспроизводят тот же паттерн неравенства и функционалистское разделение ролей, как и во всем остальном "нормальном" обществе. В нашем исследовании мы столкнулись с тем фактом, что, несмотря на постоянные конфликтные ситуации, в подавляющем большинстве случаев пожилые супруги продолжают жить вместе. Объяснений этому может быть несколько.

Стереотипизация, связанная с сужением представлений о репертуаре возможных действий. Существует некий социально одобряемый алгоритм - надо продолжать жить вместе, другой альтернативы нет. В общественном сознании обесценена сама процедура развода в позднем возрасте. Развод считается неприличным, неуместным, что косвенно подтверждает низкий статус пожилого человека, которому отказано в праве выбора в семейно-брачной сфере. Человек в этом возрасте должен вписаться в некоторую заданную канву общественного мнения, которая существенно ограничивает его свободу. Существует единственный социально одобряемый способ социального позиционирования пожилых людей: сохранить свой брачный статус. "Я эту супружескую пару с самого детства знаю, это - друзья моих родителей. Не все у них ладно да гладко. Ну и что, это не повод для развода, раньше надо было что-то менять. Сейчас об этом даже не стоит говорить. На старости-то лет, да разводиться. Чудно, все подумают о маразме" (женщина 1964 г.р.).

Катастрофизм - интенсификация страхов. Чувство незащищенности, неприютности, фатальной угрозы. В ощущениях катастрофизма проявляются особенности гендерной жизнедеятельности пожилой супружеской пары. Во-первых, смерть одного из супругов - экстремальная ситуация, для выхода из которой требуются немалые усилия. При этом гендерные траектории выхода из ситуации смерти супруга значительно различаются. У шестидесятилетних мужчин гораздо больше возможностей вступить в брак, чем у пятидесятилетних женщин. Согласно результатам социологических исследований овдовевшие мужчины позднего возраста редко остаются в одиночестве. Они либо умирают вскоре после смерти супруги, либо находят себе "подругу-помощницу". Во-вторых, необходимо учитывать и наличие кризисной ситуации: кризиса пожилого возраста, связанного с выходом на пенсию, сменой ролевого репертуара, смещением притязаний с социального статуса на жизненный опыт и нравственные качества. Одновременно повышается тревожность личности. Причем у мужского и женского кризисов разная природа. Для женщины основная трудность связана с ее внешностью - утратой привлекательности, переходом к "будничной жизни" без мужского внимания. Для мужчины наиболее сложна встреча с ответственностью, которую предполагает солидный возраст.

Наличие универсальной индульгенции - дети, внуки, инкорпорированность в семейную среду, нежелание расставаться с собственностью. "Жалко терять то, что нажито тяжелым трудом: квартира, дача, машина и прочее. Если разводиться, то надо будет все имущество каким-то образом делить, а сейчас уже ничего не купишь. Да и дети, и внуки осудят" (мужчина 1944 г.р.).

Полученные результаты разрушают стереотип представлений о пожилых супружеских парах как о семьях, которые лишены внутренней динамики, интриги межличностных отношений, члены которых лишь "механически дожевывают свой век". Наше исследование высветило целую панораму очень живых, трогательных, а порой, и драматичных, межличностных отношений супругов. Ценность супружества, супружеской поддержки на поздних этапах жизненного пути имеет особую значимость и специфику. Супружество выступает одной из ключевых ценностей в позднем возрасте, одним из основных агентов социально-психологической поддержки и помощи. Выявлено также положительное воздействие супружеской поддержки на процессы реабилитации различных групп пожилых больных, на процессы адаптации выздоравливающих и улучшение способности преодолевать стрессовые ситуации. Наличие, несомненно, широкого спектра индивидуальных различий в супружеских отношениях на геронтологическом этапе жизни обусловливает необходимость в более детализированной социально-психологической поддержке пожилых семей, включающей разработку и реализацию, помимо прочего, тренинговой экзистенциально-направленной программы, создающей условия для совершенствования внутрисемейных отношений.

ЕЛЮТИНА Марина Эдуардовна - доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии Саратовского государственного технического университета
В России за последнее время, как, впрочем, и во многих других странах, резко возросло количество пожилых супружеских пар, решивших официально расторгнуть браки. Одна из причин расторжения браков с солидным стажем в российских условиях - экономическая. Как выяснилось, пожилые люди разводятся, чтобы претендовать на субсидию по оплате жилья. См.: http://www.chrab.chel.SU/archive/03 - 06 - 08/2/A127559.DOC.html; http://www.kadis.ru/daily/index/html?id=48547 http://pressa.irk.ru/number1/2006/42/007001.html; http://kp.ru/daily/24088/319959/ http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=8528
Елютина М. Э. Стратегии выживания пожилой семьи // Интегрированная старость: практики социального участия. Колл. монография / М.Э. Елютина, П. Тейн, П.П. Великий и др. Саратов: Наука, 2007. С. 175 - 185.
Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся? - М.: Институт социологии РАИ, 2008. С. 34.
Шахматова Н. В. Социология поколений / Поколенческая организация современного российского общества / Под ред. А. Д. Крахмалевой. Саратов, 2000. С. 31.
Штейнберг И. Е., Ковалев Е. М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.
Сохань Л., Каменева И. Жизненное пространство и жизненный мир личности // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. N 1. С. 190-201.
Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / Пер. с нем. А. Н. Малинкина. СПб.: Наука, 1999.


В мире многое может вызывать восхищение, но одни из самых сильных эмоций пробуждаются при виде пожилой пары, демонстрирующей сохранившуюся через годы любовь и нежность. Предлагаем обзор фотографий, которые докажут, что любовь существует и её можно пронести через все невзгоды и неурядицы.


1. Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века. /Марк Твен/


2. Удачный брак - это строение, которое нужно каждый раз реконструировать. /Андре Моруа/


3. Когда-нибудь надо осознать, что даже между самыми близкими людьми существует бесконечность, и прекрасная жизнь двоих может продолжаться, если они сумеют в любви сохранить дистанцию между собой, которая дает каждому возможность видеть мир другого человека во всей его необъятной полноте. /Райнер Мария Рильке./


4. Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми. /Эйб Линкольн/


5. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любов. /Ф. Ницше/


6. Идеальный муж - это мужчина, считающий, что у него идеальная жена. /Бернард Шоу/


7. Хочется единомыслия, но надо ценить мир иной, иные взгляды. А убеждать можно только любовью. /Анна Широченко/


8. На мой взгляд, самое главное – это уметь жить вместе с кем-то, уметь постоянно идти на компромисс, учитывать интересы другого человека, ведь в семье невозможно жить, думая только о себе и своих желаниях. Так что в семье мы учимся многому: характеру, твердости... и в то же время уступчивости, мягкости, терпимости. /Тамара Гвердцители/


9. Любовь понимает и разделяет все - сочувствием. Любовь любит находить во всем добро, она в него верит. Его везде ищет. Любовь прощает даже жестокосердие и извиняет осуждающего. Самая тяжелая задача любви - это прощать отсутствие ее в других, находить извинение для нетерпимости, прощать того, кто сам прощать не умеет. Нет на свете более утешительного и чудного зрелища, чем любовь, заслоняющая собою величайшее преступление - отсутствие любви.


10. Человек в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. / Александр Ельчанинов/


11. Люди очень нужны друг другу. Нужны они друг другу общностью природы своей, которая есть любовь, и различием даров своих призваны ко взаимному восполнению. / Арх. Иоанн/


12. Влюбленные, принимающие идеалы друг друга, с годами становятся всё более привлекательными друг для друга./Ричард Бах/


13. В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены. /Альбер Камю/


14. Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. /Л. Толстой/


15. Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. /Ф.М. Достоевский/


16. На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. /Ж. Лабрюйер/


17. Зеркало, которому женщины верят больше всего, это глаза мужчины./ Зигмунд Графф/


18. Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное. /Франсуа Мориак/


19. Самая счастливая жена не та, которая получила самого лучшего мужа, а та, которая сделала самое лучшее из того, что ей удалось получить. /Хелен Роуленд/

Пару дней назад Интернет взбудоражила трогательная фотосессия, героями которой стала пожилая пара из России. На снимки обратили внимание многие федеральные СМИ, в том числе «Сноб» и популярное англоязычное издание Bored Panda.

Русский фотограф сняла невероятно красивую пожилую пару, чтобы показать, что любовь не подвластна времени. Глядя в счастливые глаза этой семьи,сердце каждого влюблённого человека хочет последовать их примеру и пронести свою любовь сквозь года, как можно дольше, - отмечают пользователи портала.

Главным идейным вдохновителем проекта, снискавшим славу во всем мире, оказался нижегородский фотограф Ирина Недялкова. За семь лет работы она попробовала себя в разных направлениях. Вскоре она поняла, что больше всего ей нравится делать семейные съемки и love-story. На этом поприще Ирина стала пользоваться успехом и ей тут же стали поступать многочисленные заказы и предложения организовать мастер-классы. И тут все началось…

Идея

“Я могу с уверенностью сказать, что в моей жизни работает так называемая карта желаний, принцип визуализации”, – говорит Ирина. “Недавно я увидела трогательный клип Анжелики Варум о пожилой матери и ее дочери, которые бредут по берегу моря. Я решила, что моя локации тоже будет море. Как раз после этого я поехала на фотофестиваль в Питер, где должна была провести две лекции. На одной из них мы отправились на съемки на берег Финского залива. Я подумала, это как раз тот случай, когда я могу воплотить свою идею”.

Поиск “любви”

“Когда я озвучила организаторам фестиваля о своих замыслах, мы стали искать пожилую пару. Сначала каждый пытался договориться со своими бабушками, дедушками, спрашивали знакомых. Но никого подходящего не нашли. Тогда обратились в модельное агентство, где нам предложили поработать с Сергеем Арктика и Валентиной Ясень. На съемки ребята опаздывали. В это время мы расставляли аппаратуру, настраивали свет. И я заметила, как по берегу гуляет мой коллега. Я сделала с ним пару снимков и это было начало романтической истории: молодой герой, пока что в одиночестве, бродит по берегу. В соцсетях мне часто задают вопрос, настоящая ли пара Сергей и Валентина. Но я открыто признаюсь, что это коммерческие модели. До съемок они даже не были знакомы. Сергею – 45 лет и в жизни он выглядит, как и в кадре. Валентине – 63. А ее образ создали прямо на съемочной площадке. От работы в восторге была вся команда. Поверив в их любовь, многие даже прослезились. А Сергей и Валентина после съемок даже уехали вместе”.

“Герои-любовники”

Валентина Ясень и Сергей Арктика являются моделями агентства “Oldushka”. Что-то знакомое, не так ли? Да, это то самое агентство, которое совершило небольшую революцию в мире российской моды. “Oldushka” является первым в России агентством для возрастных моделей. Первым громким заявлением о себе стала новость о том, что главным лицом российской бельевой марки стала 61-летняя модель этого агентства – Татьяна Неклюдова. Основная идея этого проекта - переосмыслить тему старения и расширить традиционные представления о пожилом возрасте, чтобы помочь тем самым сформировать здоровое отношение общества к нему и пожилых людей к самим себе.

Что касается актеров-любовников, сыгравших так убедительно, то о них известно не так много.

Валентине Ясень, как уже упоминалось ранее, 63 года. Родилась она в Чернигове, в Украине. Раньше модель была профессиональной актрисой – много лет играла в ТЮЗе, в Театре Владимира Малыщицкого и в «Театре-студии 87». Со временем Валентина перестала выходить на сцену, но Игорь Гавар увидел ее фотографии в журнале Mooncake и предложил попробовать себя в качестве модели.

“Для меня был очень важен его ответ на вопрос, зачем он создал это агентство: «Чтобы люди не боялись стареть». Мне близка эта позиция - я считаю, что женщины в возрасте должны спокойно и радостно принимать себя такими, как есть, быть благодарными жизни за все, что в ней происходит. Мне нравится мой нынешний возраст и мне все интересно: и новая пудра для объема волос, и незнакомый до сих пор тональный крем””, – говорит Валентина.

Сергей Арктика, в отличие от многих моделей агентства, считает, что выглядит даже слишком великовозрастно для своих 45-ти лет. Но он давно с этим смирился, ведь седеть он начал в тридцать. В конце 1970-х - начале 1980-х наша он жил в Дании, где его отец работал директором торгового представительства Волжского автозавода и занимался реализацией автомобилей Lada в России. Недавно Сергей нашел в гараже датский велосипед, купленный родителями еще в те годы, отремонтировал его и теперь ездит на нем на работу.

“Внутренне я ощущаю себя лет на двадцать семь - тридцать. Игорь Гавар увидел мои фотографии в соцсетях и предложил начать сотрудничество с его агентством, хотя, конечно же, основной состав его моделей и в Москве, и в Петербурге старше меня. Первая съемка для человека без опыта модели - это дикий стресс. Потом, когда начинаешь понимать правила игры, то осознаешь, какой это большой труд, какая серьезная подготовка стоит за каждой фотосессией”, – делится Сергей.

Сергей по основной профессии является специалистом по защите интеллектуальной собственности. Женат и имеет взрослую дочь, которая учится на первом курсе в медицинской академии.

Ирина Недялкова:

– После фотосессии со словами благодарности ко мне подошли сотрудники агентства и сами модели. О таком успехе никто даже не думал. За три дня число моих подписчиков в соцсетях увеличилось на 13 тысяч. Люди не скупились на хвалебные эпитеты. На их вопросы я честно отвечала, что мои герои не пара и в кадре – игра, но это никого не смущало. Конечно, встречались и негативные, пошлые отзывы. Люди высмеивали макияж, одежду героев. А европейцы восхищались и верили в то, что между героями есть чувства. Для их стран пожилая пара, которая прогуливается за руки и смотрит друг на друга влюбленными глазами, это обычная жизненная история. О проекте пишут и зарубежные издания. Мне приходится нанимать переводчика, чтобы отвечать на вопросы иностранных журналистов. Сейчас число заказов увеличилось. Многие пишут, что хотели бы такую же фотосъемку.

Когда мне будет восемьдесят пять,
Когда начну я тапочки терять,
В бульоне размягчать кусочки хлеба,
Вязать излишне длинные шарфы,
Ходить, держась за стены и шкафы,
И долго-долго вглядываться в небо,
Когда все женское,
Что мне сейчас дано,
Истратится и станет все равно –
Уснуть, проснуться, или не проснуться.
Из виданного на своем веку
Я бережно твой образ извлеку,
И чуть заметно губы улыбнутся.

По дому буду твои тапочки искать,
Ворчать на то, что трудно мне сгибаться,
Носить какие-то нелепые шарфы
Из тех, что для меня связала ты.
А утром, просыпаясь до рассвета,
Прислушаюсь к дыханью твоему,
Вдруг улыбнусь и тихо обниму.
Когда мне будет восемьдесят пять,
С тебя пылинки буду я сдувать,
Твои седые букли поправлять,
И, взявшись за руки по скверику гулять.
И нам не страшно будет умирать,
Когда нам будет восемьдесят пять…