Особенности правильного воспитания детей с нарушением зрения. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения Семья ребенка с нарушениями зрения

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание - это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда - Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

https://pandia.ru/text/78/124/images/image002_13.png" width="203" height="203 src=">

Развитие и воспитание детей с нарушением зрения в семье

На базе этих двух учреждений созданы консультативные пункты для родителей детей от 3 - х до 11 лет с нарушениями зрения, воспитывающимися в условиях семьи. Родителям окажут консультативную помощь тифлопедагоги, логопеды , психологи.

Комплектование перечисленных выше учреждений проводится на основе заключения областной психолог - медико-педагогической комиссии (ОПМПК). ОПМПК расположена по адресу 7, запись на обследование ребенка осуществляется по

Также помощь детям-инвалидам с патологией зрения, нуждающимся по медицинским показаниям в реабилитационных мероприятиях в соответствии с ИПР оказывает "Центр восстановительной реабилитации "Пышма". Адрес центра:

Тюменская область, Тюменский район, 28 км. Ялуторовского тракта, п. Винзили. Тел.: ,

Родителям детей для получения путевки в Центр восстановительной реабилитации "Пышма" следует обратиться в центр социального обслуживания населения по месту жительства.

В конце 2010 года родители слабовидящих и незрячих детей при Тюменском отделении Всероссийского общества слепых создали совет родителей «Равные права всем детям».

Об инициативах, разрабатываемых советом родителей можно узнать на портале СМИ Тюменской области ПроЗРЕНИЕ (http://*****/24919.html).

Важно!

Следует сказать, что не все дети с дефектами зрения подлежать воспитанию и обучению в детских садах или школах для детей с нарушением зрения. Для этого должны быть определенные офтальмологические показания (патология зрения). Некоторые дети с дефектами зрения могут успешно воспитываться и обучаться в детских садах и школах общего типа. Целесообразность воспитания (обучения) ребенка в специальном учреждении для детей с нарушением зрения может определить только врач - офтальмолог. В случае наличия таких показаний ваш лечащий врач разъяснит порядок ваших дальнейших действий.

Уважаемые родители!

Когда родители узнают о каких-либо затруднениях или проблемах в развитии их ребенка, особенно если им говорят, что ребенок будет инвалидом, они испытывают столько отрицательных эмоций, что шок, ими вызванный, может заслонить самого ребенка. Помните, что это ваш ребенок. Да, развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребенка и радуйтесь ему!

Терпения и удачи вам!

Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.


Уважаемые родители! Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений. Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения. 1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:

1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они»).
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Ну и, конечно, же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект.

Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» - спросите вы. Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Обратить внимание ребенка. Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» - кефир, творог, сметана.
На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.
Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.
Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.
Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.
Используемая литература:
1. Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» №1 янв. 2013г.
3. Статья «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения».М. Н. Салова, Л.А. Жданова, Т. Ф. Абрамова., М. М. Безруких, С. П. Ефимова,М. Г. Князева «Как готовить ребенка к школе» , «Арктоус» Тула 1997год.

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.
Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.
Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.
У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание — это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.
Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.
Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.
Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С. М. выделяет четыре неадекватные позиции:
1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.
С. М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.
Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.
В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А. Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.
При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.
Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.
В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:
1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).
Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.
Литература:
1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В. А. Феоктистовой. – М., 1993;
3. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
4. Подколзина Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
6. Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А. В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда — Киев, 1988
8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г. П. – М., 2001;
9. Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

Светлана Гришина

Советы дефектолога . Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье .

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.

Ошибки родителей в воспитании ребенка с нарушением зрения :

1. Лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай» , «не бери сам» , «не трогай» и т. п.)

2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье , излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что в окружающем социуме он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.

3. Воспитание в стиле «кумир семьи » , предупреждение любых желаний ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни , зависимости от окружающих.

4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации :

1. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте.

2. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.

3. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

4. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, которые он не услышал из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения .

5. Используйте правило : «Все, что можно, представьте ребенку наглядно» . Используйте рисунки, макеты, муляжи, фильмы, совершайте прогулки , экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами, явлениями окружающего мира.

6. Учите малыша обследовать окружающие предметы с помощью зрения , осязания (на ощупь) . Используйте приёмы тактильно-зрительного обследования.


По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации :

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика : «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине : длине, высоте, ширине, толщине (мячи, пирамидки, ленточки, орехи, книги и т. д.)

Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (на столе, фоне, индивидуальном фланелеграфе) . Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните : «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами : «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.


Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

Развивайте мелкую моторику ребенка (уровень развития мышления и речи зависит от развития мелкой моторики рук, пусть ваш ребенок чаще рисует, лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки, перебирает крупу, мелкие предметы и т. д.

Обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. Нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего» , не лениться разъяснять, показать. Поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету» , или. «Что лишнее?» , или «Найди отличия» . Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание . Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.) . А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты» , «Кто найдет больше диких зверей» . Не удивляйтесь, если ребёнок стремится разобрать новую машинку, пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, включиться в стирку. Все это экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Можно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет» , «Из чего состоит предмет?» , «Назови части» , «Узнай на ощупь» , «Какой фактуры предмет» и т. д.


Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому необходимо развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, парку, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, парке, (нарисовать птиц : ворону, синичку, сравнить их, уточнить, чем птицы отличаются от зверей, вылепить из пластилина грибы : лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие; какие грибы съедобные, какие нет.

Уважаемые родители, развивайте своих детей дома . Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего» .

Именно родители являются первыми педагогами своих детей и , вы, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания .

Публикации по теме:

Особенности воспитания и обучение детей дошкольного возраста в многонациональной семье Особенности воспитания и обучение дошкольника в поликультурном пространстве. Сегодня главным направлением любого образовательного учреждения.

Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.

Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с нарушение.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.