Краткая история пенсий в ссср. мифы и правда. Пенсия в ссср Кем финансировалось пенсионное обеспечение в 1980 году

Сегодня немного окунемся в историю и узнаем, как развивалась система пенсионного обеспечения, когда появились первые пенсии в мире, как пенсии вводили в Российской империи, СССР и РФ?

В мире

Римская империя вошла в историю по многим показателям, но в контексте нашего материала она известна, как государство, где впервые в мире была внедрена система пенсионного обеспечения. Инициатором идеи был Юлий Цезарь. В основном пенсии предназначались только бывшим военным.

Следующим государством, где была опробована система назначений пенсий военным, стала Франция. Здесь в 17 веке решили поддержать пособиями офицеров морского флота страны.

В начале 20 века пенсионные системы стали в массовом порядке распространяться по всем странам Европы. Так, в 1913 году Швеция на законодательном уровне закрепила систему выплат пенсий. Далее их примеру последовали Италия, Австрия, Голландия.

В США первые пенсии появились в 1935 году. Япония запустила пенсионную поддержку населения во время Второй мировой войны, однако по факту выплаты стали осуществляться лишь через 10-15 лет. Южная Корея стала выплачивать пенсии в 1988 году. В Китае всеобщих пенсионных выплат нет до сих пор.

В Российской империи

На Руси аналог пенсий появился давно. Еще в в 16 веке царь Иван Грозный поддерживал чиновников и военных специальным привилегиями. Впрочем, на поток пенсии были поставлены чуть позже, а именно при Петре I. Само слово «пенсия» также стало появляться в государственных документах и в речи простых граждан.

Но по-прежнему пенсионные выплаты положены только госслужащим и военным. Если простой житель не имел отношения к этим сословиям, то ему на старости лет приходилось рассчитывать лишь на свои силы.

Потребовалось еще около 100 лет, чтобы пенсии постепенно распространились на остальной люд, а именно пожарных, медиков, учителей.
В 1827 году в стране появилось первое положение о пенсиях. Однако выплаты пенсий все так же охватывали лишь некоторых граждан. Например, сельские жители, доля которых достигала 50% от населения страны, были отрезаны от пенсий.

В СССР

В советские годы крестьяне тоже не сразу начнут получать пенсии. По сути, их жизнь начала налаживаться только после 1964 года, когда был принят соответствующий закон, затрагивающий интересы участников коллективных хозяйств. А вот рабочие и служащие стали получать первые пенсии уже с 1937 года.

Под занавес существования СССР на пенсию мог претендовать любой гражданин страны, если он имел трудовой стаж в объеме 20-25 лет.

В России

В ноябре 1990 года был принят закон о государственных пенсиях в РФ. Еще через месяц был основан Пенсионный фонд России. Первый бюджет фонда формировался в суровых условиях неплатежей, однако с помощью заемных средств эту проблему удалось решить.

На данный момент возраст выхода на пенсию в России все еще составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, однако в 2018 году был дан старт пенсионной реформе, цель которой удержать на рынке больше трудоспособных граждан и снизить нагрузку на Пенсионный фонд. Читайте здесь подробнее о , динамике сокращения рабочих рук по годам.

Если на пенсии не хватает средств, то можно рассмотреть предложения МФО. Они выдают . Деньги мгновенно поступят на карту клиента. Ставки по займам находятся под контролем регулятора. При желании можно оформить срочный .

Декабрьский опрос социологической группы «Рейтинг» показал, что 30% украинцев ностальгируют по временам СССР. В основном это люди пенсионного возраста. Кроме приятных воспоминаний молодости, пенсионеры отмечают, что при Союзе людям преклонного возраста жилось лучше и проще. Это правда, но так было только в последние 20-25 лет существования страны. Путь к благополучию 1970-х годов был тернистым, а достижения тех лет отчасти предопределили низкий уровень пенсий сегодня.

ПРИ СТАЛИНЕ пенсионное законодательство состояло из 960 разных актов. Каждое министерство и ведомство имело свои нормы как по возрасту, так и по размерам пособия. Наиболее квалифицированные кадры в тяжелой промышленности, а также госслужащие, профессура и медики получали пенсию на уровне 60-100% от зарплаты. Однако у большинства рабочих выходное пособие не достигало прожиточного минимума, а у рядовых колхозников – пенсии не было вовсе.

ХРУЩЕВ начал свое правление с масштабных реформ по улучшению жизни советских граждан. Одним из знаковых изменений было принятие в 1956 году «Закона о государственных пенсиях», который систематизировал пенсионное законодательство СССР. Закон установил единую планку пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет – для мужчин. Тогда же был определен обязательный трудовой стаж в 20 и 25 лет соответственно. Минимальная пенсия составила 30 рублей, а максимальная – 120 рублей.

В СЕЛАХ. Закон 1956 года касался лишь рабочих и служащих. Рядовым колхозникам пришлось ждать пенсии до 1965 года, когда был принят закон «О пенсиях и пособиях членов колхозов». Условия выхода на пенсию для крестьян были дискриминационными. Работать для получения пенсии и женщинам, и мужчинам нужно было на 5 лет дольше – до 60 и 65 лет соответственно. А минимальная пенсия в 12 рублей не покрывала элементарных потребностей.

ЗАСЛУГИ. Закон о пенсиях для колхозников был подготовлен администрацией Никиты Хрущева, а вступил в силу уже при Леониде Брежневе. Так что «свою искреннюю благодарность» трудящиеся адресовали «лично дорогому Леониду Ильичу».

Если в годы Хрущева была заложена основа для советского пенсионного законодательства, то при Брежневе оно сформировалось в систему, которой мы пользовались до пенсионной реформы 2017 года.

ДЕЛО БРЕЖНЕВА. С конца 1960-х годов правительство СССР приняло меры, направленные на выравнивание пенсий и условий их получения. Самые крупные изменения происходили в селе. В 1966 году колхозники были уравнены с рабочими и служащими по возрасту выхода на пенсию и необходимому стажу.

Окончательное равенство колхозники получили в 1978 году, когда государство отказалось вычитать из пенсии 15% за приусадебный участок, если он превышал 15 соток.

ВСЕМ – ПО ПОТРЕБНОСТЯМ. Пенсионная политика СССР постепенно становилась все более щедрой. В 1971 году был установлен новый пенсионный минимум для рабочих и служащих – 45 рублей. Активно внедрялись надбавки к пенсиям. За длительный стаж (10 лет и более сверх обязательной нормы) стали доплачивать 10% пенсии. Столько же – на каждого иждивенца. С 1983 года начали начислять надбавку за непрерывный стаж работы на одном предприятии.

Также в 1970-е годы увеличились в размере и регулярно выплачивались пенсии для инвалидов, пенсии для семей, потерявших кормильца, пенсии для родителей, чьи дети погибли на фронте.

Для тех, кто работал в экстремальных условиях, был снижен пенсионный возраст (на 10 лет) и стаж (на 5 лет). Это коснулось, например, рабочих, занятых на работах под землей, в горячих цехах и на вредных производствах.

НАПОРОЛИСЬ. С 1965 по 1980 годы политика государства была направлена на то, чтобы обеспечить социальную поддержку всем, кто объективно в ней нуждался. Этот процесс пришелся на годы «нефтяного изобилия». В 1980-е доходы от экспорта нефти и газа упали, а расходы на оборонку – выросли. Одновременно увеличились расходы и на социальную сферу: рождаемость упала, а население – постарело.

Конфликт между «можем обеспечить» и «нужно обеспечить» унаследовала и независимая Украина. Если в конце 1970-х годов в республике было 20% пенсионеров, то сегодня в независимой Украине– уже 30%. Одно за другим украинские правительства отказывались поднять пенсионный возраст, чем только усугубили ситуацию.

СЕГОДНЯ средняя пенсия составляет 2,5 тыс. гривен, минимальная — 1,4 тыс. гривен. С учетом тарифов на услуги ЖКХ и фактически платной медицины, этих средств недостаточно, чтобы покрыть даже элементарные потребности.

Причина бедности украинских пенсионеров – огромное число получателей пособий, слабая экономика и массовое уклонение населения от отчислений в Пенсионный фонд. За долгие годы Украина не смогла решить эту проблему, хотя о росте зарплат и пенсий отчитывается едва ли не каждое правительство.

Первые упоминания о пенсионном обеспечении в России относятся к середине XVII века. Государственное обеспечение в те времена носило избирательный характер – пенсионное пособие полагалось воинам, получившим увечья в ходе боевых действий. Выплата носила характер пособия на лечение, и размер её зависел от тяжести полученного ранения.

Существенные изменения пенсионное обеспечение в стране претерпело в годы правления Петра I – серьёзно возросла забота о раненых, которых старались пристроить так, чтобы они могли получать средства к существованию. Был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране - «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

К началу XX века в России сформировалась пенсионная система, охватывающая менее одной трети населения – чиновников и военных. Чиновники имели право на пенсию по достижении 60-летнего возраста, при наличии 35 лет стажа «беспорочной службы». Впрочем, можно было претендовать на пенсию и при стаже 25 лет, правда, лишь на 50% пенсионного оклада. Размер пенсионного обеспечения зависел от разряда чиновника – всего их было девять.

Военная пенсия назначалась при выслуге 25 лет. Двадцать лет выслуги давали право на 50% пенсионного обеспечения. Получившие раны и увечья обеспечивались дополнительной пенсией из инвалидного капитала.

Работников частных предприятий пенсионное страхование затронуло лишь в начале XX века – формирование страховых касс осуществлялось за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах. При получении увечья либо профессионального заболевания рабочий мог претендовать на пособие, накопленное на его счете. Впрочем, страхование охватывало не более 2,5 млн рабочих по всей стране.

Крестьянство до революции, как и длительное время после нее, права на пенсию не имело. А учитывая, что сельские жители составляли почти половину населения в 120-миллионной империи, говорить о наличии общенациональной пенсионной системы в России на тот момент не приходится.

После революции 1917 года руководство молодой республики активно взялось за внедрение пенсионного страхования. Уже с 1917 года государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Внедрение пенсионного обеспечения по старости страна позволить себе ещё не могла: в слишком тяжелом экономическом положении она находилась, шла гражданская война.

Сразу после революции молодое правительство приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. За шесть лет было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

Пенсия по старости была введена в 1928 году, но лишь для рабочих и служащих. Был установлен возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Максимальная пенсия составляла в лучшем случае 25% от средней заработной платы по стране, и прожить на неё было довольно проблематично.

Лишь в 1956 году пенсионная система в СССР охватила всё население страны. Был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Впервые(!) пенсии ввели для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Распределительная, действующая на принципе «солидарности поколений», пенсионная система, внедренная в 1956 году, просуществовала несколько десятилетий, вплоть до распада Союза. Советские граждане имели право на пенсию при достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. При этом необходимый минимальный стаж должен был составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Потолок пенсии был ограничен 120 рублями (средняя зарплата по стране в 1980 году составляла 174 рубля). Размер пенсии составлял половину средней заработной платы работника за последние два или любые пять лет трудовой деятельности.

Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР, требовали существенного реформирования существовавшей пенсионной системы – в новых условиях распределительная пенсионная система не могла обеспечить уровень жизни пенсионеров даже на минимальном уровне.

Кроме того, необходимо было существенно реформировать систему учета пенсионных прав граждан. Для этих целей в 1997 году впервые была создана система персонифицированного учета. Она предусматривает присвоение всем гражданам (застрахованным лицам) индивидуального лицевого счета под уникальным номером (СНИЛС). В течение всей трудовой деятельности на лицевом счете застрахованного лица аккумулируется в электронном виде информация о стаже и заработке (отчислениях в ПФР, осуществленных за него работодателем).

В 2002 году был внедрен накопительный элемент пенсии. Таким образом, чисто распределительная система пенсионного обеспечения в России была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. В результате у работающих граждан начали формироваться страховая и накопительная части пенсии. Был законодательно закреплен принцип наследуемости пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) – в случае, если пенсионер не доживает до пенсии, правопреемники наследуют эти деньги. По закону, накопления аккумулируются и управляются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), управляющих компаниях либо в государственной управляющей компании – по усмотрению застрахованного лица.

Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудило правительство заморозить формирование накопительных пенсий граждан. Начиная с 2014 года (и до сего времени) работодатели отчисляют за своих работников все страховые взносы лишь на страховую (солидарную) пенсию. При этом, уже сформированные гражданами пенсионные накопления правительство не решилось национализировать, как это произошло, в аналогичной ситуации, в Венгрии и Польше. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями (куда их определили застрахованные лица) и приносят инвестиционный доход.

«Поразившая» в 2015 году Россию очередная пенсионная реформа ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне. Было введено такое понятие, как «пенсионный балл» - в баллах фиксируются пенсионные права граждан за каждый год трудовой деятельности. Количество заработанных за год баллов (максимально возможное – десять) зависит от размера зарплаты и, соответственно, от страховых взносов, перечисляемых в ПФР. Cтоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством России.

Анализируя соотношение размера средней пенсии по стране со средней зарплатой в различные временные промежутки, можно прийти к выводу, что средний размер пенсии по стране в абсолютном выражении, вопреки досужему мнению, со времен Советского Союза остался практически неизменным. В этом можно убедиться, ознакомившись с таблицей, размещенной ниже.

Средняя пенсия по стране Средняя зарплата по стране
1981 59 178,3 33,1
1985 76,9 201,4 38,2
1990 114,7 296,8 38,6
1995 242,6 472,4 51,4
2000 823,4 2223,4 37
2001 823,4 3240,4 25,4
2006 2538,2 10633,9 23,9
2009 4546,3 18637,5 24,4
2010 6177,4 20952,2 29,5
2012 8272,7 23369,2 35,4
2013 9153,6 26628,9 34,4
2014 10029,7 29792 33,7
2015 10888,7 32495,4 33,5
2016 12080,9 34029,5 35,5

P.s. Резкие подъёмы показателя "соотношение" в ельцинские времена связан, к сожалению, не с ростом среденй пенсии по стране, а с мизерной заработной платой в тот период.

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, чтопенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории


Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников . Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) .

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать . С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат. Более того, можно было стать пенсионером еще на 5–10 лет раньше: такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях, их финансировало государство и использовало как важный инструмент политики занятости.

Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами . В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Поэтому, по данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов .

Кроме пенсий, многочисленным группам пенсионеров предоставлялись льготы и привилегии, бесплатные или частично оплачиваемые услуги (транспортные, жилищно-коммунальные, в сфере здравоохранения и т.д.). В этих условиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материального обеспечения большей части пожилых людей, что много лет спустя существенно повлияло на судьбу пенсионной реформы.

Проблемы в советском пенсионном обеспечении обнаружились еще до начала экономических преобразований. Поскольку число пенсионеров быстро увеличивалось (с 13,7 млн. до 33,8 млн. за 1961–1990 годы ), а тарифы отчислений для предприятий оставались практически неизменными, доля государства в финансировании пенсий росла. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%. При этом в середине 1980-х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета, и в конце 1980-х годов он приблизился к 10% валового национального продукта (ВНП). Финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета.

Таким образом, проблемы советской пенсионной системы стали очевидны уже в конце 1980-х годов. Важнейшие из них :

1) множественность различных систем пенсионного обеспечения, как следствие – непрозрачность и сложность правил назначения и расчета пенсий;

2) ограниченный охват пенсионным обеспечением, ставший очевидным по мере появления в стране индивидуальных предпринимателей и занятых на частных предприятиях, которые не имели прав на пенсию;

3) низкая дифференциация пенсий как следствие общей уравнительной политики, приводившей к значительному перераспределению средств от хорошо зарабатывавших работников в пользу тех, у кого была низкая зарплата; «несправедливый» разрыв в размерах пенсии «старых» и «новых» пенсионеров;

4) относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), предопределявший увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения;

5) широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означавшая, что фактический возраст выхода на пенсию значительно ниже 55 или 60 лет;

6) зависимость пенсионной системы от бюджетных средств и низкий запас прочности, проявившийся в условиях роста численности пенсионеров.