Схема на тему труд трудолюбие лень. Воспитательское занятие на тему:" Трудолюбие и лень" (6 класс). Упражнение «Рыбки в сети»

Конспект занятия.

Дата __________

Направление. Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни.

Тема беседы. Что такое трудолюбие?.

Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.

Задачи:

    Осмысление детьми сущности понятия «трудолюбие».

    Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.

    Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.

    Коррегировать личностные взаимоотношения.

Форма проведения : беседа с элементами диалога.

Ход беседы.

1. Организационный этап.

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:

    Как вы понимаете выражение: «Лень – мать всех пороков?»

    Почему человек иногда ленится?

    Перечислите пороки, которым приводит лень.

(Самый убедительный ответ будет выбираться.

Красная карточка – ответ понравился,

синяя – нет,

зелёная – остался равнодушен.)

2. Основной этап .

Послушайте стихотворение.

- О чём пытается нам сказать автор этих строк?

Кровать лежебоке высока.

Полы от кровати далёко,

Слезать лежебоке – морока.

Вот и лежит лежебока

Спит лежебока без срока.

Уже отлежал он бока.

Спит и вздыхает глубоко:

Кабы ещё бы два бока!

Вопросы для обсуждения:

    Какого человека называют лежебокой?

    Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением.

    Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?

Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.

Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумаете и ответите на мой вопрос: «Правильно ли воспитывают героя этого стихотворение?

Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.

2.На Гошкиной ладошке

Проклюнулась мозоль -

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

« К директору пойду.

Пусть завтра же отменят

Уроки по труду».

Ходил, насупясь, папа,

Рассерженно гудел:

«Учитель – просто шляпа,

Увечье проглядел!»

На труд пеняла тётя,

И бабушка, и дед:

«Школьная работа

Идёт дитю во вред!»

А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

(Г. Граубин.)

Педагог: Итак, дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.

А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?

Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете?

Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?

Дети включаются в диалог.

Педагог: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда.

Известный российский писатель В. Закруткин писал:

«Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье».

Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:

Чтение басни.

3.Мартышка вздумала трудиться:

Нашла чурбан, и ну над ним возиться!

Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесёт,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит.

Рекой с бедняжки льётся пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,

А всё ни от кого похвал не слышит.

И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Педагог: Вы, наверное, слышали крылатое выражение

«Кто не работает, тот не ест».

Что оно означает? (Дети формулируют суждения).

Знаменитые слова

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»,

принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.

Пётр Первый .

Труда Пётр Первый не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, Чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».

Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (золотая монета достоинством 10 рублей), но Пётр сказал: « Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: « Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день.

Вопросы для обсуждения:

    Что заставляло Петра Первого трудиться?

    Для чего вообще трудится человек?

(Дети включаются в диалог.)

Педагог : Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос:

Какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему?

(Звучат суждения учащихся.)

Суждения

Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, часто бездельник очень «занят»:пустословит по телефону, часто ходит в гости, сидит у телевизора и смотри все подряд, долго спит. А ведь ещё Вольтер сказал: « Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».Как вы понимаете это изречение?

Педагог:

Какая работа приносит вам радость?

Почему возникает эта радость?

Дети высказывают суждения, после чего педагог кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:

« В радость человеку только то,

над чем он хорошенько потрудился,

так уж он устроен».

Но трудолюбие – это и организованность, способность максимально собраться и полностью отдаться делу. Вы же очень часто «загораетесь» новыми идеями, начинаете чем – то заниматься и понимаете, что так много дел вам не под силу.

Зачитывается отрывок для обсуждения

Конечно! Взрослые всё за ребят делают, а потом удивляются: «Ах, трудное воспитание! Трудовое воспитание…»

- «Ах, они белоручками растут!»

А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!

А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…

Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.

Да, но как же мы всё успеем?

Нет, ты слышал? « Как мы всё успеем?»

А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…

Ну почему? Я люблю…

Которые не умеют плавать…

Умею – умею!

Да, жаль. Придётся вычеркнуть его из всех кружков.

Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.

Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…

Так – так…

По выстрелу стартера прыгаем в воду.

- Простите, не понял прыгаем… вместе с лобзиком?

Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!

Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…

А мы на спине!

Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!

Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?

Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!

Быстренько разыграем какую - нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…

К лобзикам?

- А я смотрю, вы уже соображаете! Тогда на старт! (Хлопок стартового пистолета и все « поплыли»

Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?

За бабочкой!

Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!

- (плывёт на спине, играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!

- (тоже поёт) Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…

Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка? Где ваш аппарат?

Аппарат? Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.

Кому?

- Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…

Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?

Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!

А давайте поставим сказку « Колобок» !

Почему именно « Колобок»!

А он же совсем голый из дома убежал…

Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…

Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!

Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.

Нет, сачком нельзя!

А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!

Педагог: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.

3. Заключительный этап .

А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

Педагог : А сейчас я предлагаю изобрести « лекарство» от лени и коротко, одним – двумя предложениями его представить

Итог занятия

Педагог: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос:

- «Насколько я трудолюбив?» Обсуждать вопрос не нужно ни с кем, Можно это сделать дома, с родителями. Даже если ответ вам самим не очень нравится, не огорчайтесь, всё можно изменить. Ведь теперь вы все хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает. Всё лучшее на земле. До свидания, я вас очень люблю и верю, что всё у вас получится.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: воспитание положительных качеств личности.

Задачи:

  • Помочь детям осознать значение труда.
  • Развивать память, мышление на основе анализа пословиц.
  • Воспитывать трудолюбие.

Ход занятия

I Орг. момент.

Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

II Вступительная беседа.

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

О чём стихотворение? (о труде)

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о труде)

III Основная часть.

Слайд №1.

Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)

Слайд №2.

На нашем занятии будут часто звучать слова:

Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Рассказ “Два плуга”.

Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)

2. Обсуждение литературных произведений.

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост”)

Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)

Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)

Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)

В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

3. Практическое задание для учащихся.

Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

  • Старательность
  • Добросовестность
  • Завистливость
  • Умение заставить себя
  • Необязательность
  • Умение трудиться

4. Пословицы.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

Игра “Доскажи пословицу”.

  • Деревья смотри в плодах, а людей......(смотри в делах)
  • Терпенье и труд....(всё перетрут)
  • Под лежачий камень.....(и вода не течёт)
  • Маленькое дело....(лучше большого безделья)
  • Не спеши языком....(спеши делом)
  • Любишь кататься - .....(люби и саночки возить)
  • Делу время....(потехе час)
  • Ищи невесту не в хороводе......(а в огороде)
  • Человек от лени болеет, а....(от труда здоровеет)
  • У лентяя Федорки всегда.....(отговорки)
  • Бездельник, что бесплодное.....(дерево)

Слайд №3.

А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно)

Была бы охота – будет ладиться работа. (За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится)

5. Инсценировка “Сказка про лень”

(действующие лица: лодыри, аптекарь)

Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.

Аптекарь:

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

Посмотрите на картинку.

Слайд №4. (Иллюстрация лентяя)

Как вы думаете кто это? Как выглядит лентяй?

Физминутка.

Давайте не будем лентяями, будем бодрыми и весёлыми. Немного подвигаемся.

Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? Физ. и куль, и ту и ра
Руки вверх, руки вниз – это физ.
Крутим шею, словно руль – это куль.
Ловко прыгай в высоту – это ту.
Бегай полчаса с утра – это ра.
Занимайся этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура
Вот что значит физкультура.

Слайд №5.

6. Отгадайте кроссворд.

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

  • Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)
  • Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)
  • Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)
  • Какая главная черта характера лентяя? (Лень)
  • Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)
  • Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)

Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!

Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет) – Почему? (Человеку нужно самому всё делать: умываться, трудиться и тогда всё у него будет в порядке)

Послушайте другое стихотворение.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)

Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди)

Слайд №6.

Показ картинки с комнатой, где всё валяется.

Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)

Внимательно послушайте стихотворение Г.Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.

Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У нас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа
И для начала он ногой
Котёнка пнул в прихожей
Искал в шкафу, вставал на стул
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган
Упал со шкафа чемодан,
И понеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты и прочие предметы.

Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)

Кто пострадал от его действий?

Будет ли порядок в доме при таком поведении мальчика?

Слайд №7.

Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

Какие люди живут здесь? (Аккуратные, трудолюбивые)

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

Слайд №8.

7. Правила трудолюбивого школьника.

А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника.

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

Какая неделя у нас проходила в группе на прошлой недели? (Неделя труда)

Кого в группе можно назвать самым трудолюбивым?

Кого в группе можно назвать ленивым?

Беседа о трудолюбии
  1. Определение «труда» и «трудолюбия» вожатым. Вступительная беседа с ответами детей (2-8 минут)
  2. Мини-лекция «Библия о трудолюбии»(8-10 мин)
  3. Беседа «Как воспитать трудолюбие?»(4-6мин)
  4. Работа с пословицами. (3-6мин)
  5. Творческая работа. (3-6) мин
  6. Рефлексия.

Ход беседы:

  1. Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, творческой реализации способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Трудолюбие – добродетель , любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться.

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод». прп. Антоний Великий .

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

I. Вступительная беседа

Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».

Горько живет Лежебока –

Кровать Лежебоке Высока.

Полы от кровати Далёко.

Слезать Лежебоке -Морока!..

Вот и лежит Лежебока.

Спит Лежебока Без срока.

Уж отлежал Оба бока...

Спит и вздыхает Глубоко:

Кабы еще бы Два бока!..

Какого человека называют лежебокой?

Как вы думаете, почему человек ленится?

Какое слово противоположно по значению слову «ленивый»?

Кому лучше живется на свете - ленивому или трудолюбивому человеку? Почему? (Дети отвечают.)

Действительно, трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов. Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной - он всегда найдет себе интересное занятие. Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле, пользуется уважением коллег и товарищей. В то время как ленивый бесцельно растрачивает свое время, проводит дни в бесплодных мечтаниях.

2. «Библия о трудолюбии» Рассказывает вожатый.

Поселив первых людей в раю, Господь Бог поручил им возделывать рай, иными словами трудиться. Забота и уход за райским садом тогда были даны людям не в качестве наказания, потому что в то время прародители, Адам и Ева, ещё были безгрешными, а как необходимая возможность достижения счастья через труд. “И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его” (Быт. 2:15 ). Таким образом, из всего вышесказанного вытекает логически обоснованный вывод о том, что трудолюбивый человек угоден Богу, а лентяй и бездельник своим празднолюбием нарушает Божье повеление о труде в виде возделывания и заботы прародителями райского сада.

Этот эпизод можно рассмотреть иносказательно. Райский сад выступает в этом примере как символ счастливой жизни. А труд в виде возделывания райского сада, фигурирует как необходимое условие процветания райского сада. Таким образом труд, в виде возделывания рая, это путь к райской жизни, к счастью.

Труд, обязательный для всех людей, был подтвержден Богом при изгнании согрешивших прародителей из рая. “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3:19 ). Придя в мир людей и принеся людям Благую весть, Иисус Христос не отменил обязанность трудиться, данную человеку Богом в Ветхом Завете, а подтвердил это тем, что Сам постоянно трудился, зарабатывая Себе пропитание ремеслом плотника.

Наряду с этим в Своем учении Иисус Христос заповедовал не только обязательно трудиться каждому человеку в отдельности, но и своим трудом помогать другим людям. То есть Иисус Христос советовал трудиться не только для себя самих, но и для ближних (то есть окружающих людей). Даже если они проявляют к вам враждебные действия. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою” (Прит.25:21).

Истинные христиане должны поступать, как сказал Апостол Павел: “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор. 8:21 ) . Посылая Своих Апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал о том, что “трудящийся достоин пропитания” (Матф. 10:10 ) . Посылая семьдесят Своих учеников проповедовать, Спаситель мира сказал такие слова: “трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук. 10:7 ) .

Предусмотрительность, заботливость и планирование дел не запрещены нигде в учении Христовом. Наоборот Сам Иисус Христос со Своими учениками имел ящик для денег, позволявших им покупать себе пропитание. То есть факт заботы о своем пропитании говорит о том, что Иисус Христос и Его Апостолы проявляли предусмотрительность, целенаправленные действия и старания о покупке своей пищи. После чудесного насыщения народа хлебами и рыбой, Иисус Христос распорядился собрать оставшиеся куски, очевидно для того, чтобы их сберечь для будущего приема пищи. “И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Иоан. 6:12 ). Этот эпизод из жизни Иисуса Христа также говорит о проявлении Спасителем бережливости, предусмотрительности и заботы, а также о планировании, связанном с дальнейшим применением оставшейся пищи.

В своем послании к Фессалоникийцам, поощряя труд, Апостол Павел писал: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2Фес. 3:10 ) . Поощрение труда высказывается Апостолом Павлом во 2-м послании к Тимофею: “Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов” (2Тим. 2:6 ) .

Таким образом, из всего вышесказанного становится очевидным факт того, что как в Ветхом, так и в Новом Завете поощряется трудолюбие, осуждается празднолюбие и лень и не запрещается предусмотрительность и заботливость о добрых делах человека.

(лучше всего будет вожатому это сказать своими словами, но иногда вставляя фразы из Библии, поэтому даю полный текст, но необязательно его всего воспроизводить, а выбрать для себя самое главное)

3. Беседа «Как воспитать трудолюбие»

А для чего вообще нужно трудиться? Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Послушайте высказывание знаменитого русского ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».

Полезно ли такое времяпровождение?

Будут ли ценить такого человека? ставить кому-то в пример?

К чему приводит такая бесцельная жизнь?

Каково же значение труда в жизни человечества? Над этим вопросом размышляли ученые, философы, литераторы разных стран. Я прочитаю вам высказывание русского писателя Виталия Закруткина.

Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни, - создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом.

Вожатый: Одни люди ленивы, другие трудолюбивы - почему так? Трудолюбие и лень - это врожденные качества? (Дети отвечают.)

Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? Какую роль в этом играют родители, педагоги? (Дети высказываются.)

Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, ремонт квартиры, поход, рыбалка и пр.). Все ли у вас получалось?

Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? {Воля, целеустремленность, ответственность, желание учиться, самодисциплина.)

Интересно, что и сам трудовой процесс помогает человеку развить эти качества.

А если человеку все дается без труда? Он получает все, что только пожелает, не прикладывая никаких усилий. Повлияет ли это на его характер?

Какие черты будут преобладать? (Дети высказываются.)

4. Работа с пословицами

(Вожатый делит отряд на 2 группы. Каждая группа получает карточку с пословицей, объясняет ее смысл.)

Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не в пору восходит.

Лентяй да шалопай - два родных брата.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Лень - мать всех пороков.

5. Творческая работа

Вожатый: Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. Или Представьте магазин для лентяев. Какие товары в нем могут продаваться?

(Работа в группах или индивидуально. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.)

6. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы для себя сделали? В чем же состоит ценность труда?


Коррекционно – развивающее

Занятие Учитель: Шурова Елена

Анатольевна

МБОУ СОШ №4, г. Кызыл

Трудолюбие и лень.

Цель: - развивать в детях негативное отношение к лени;

Побуждать и формировать желание трудиться, в

Частности учиться.

Задачи : - показать разрушительную силу такого человеческого

Порока, как лень;

Формировать творческие умения детей, способность к

Самовыражению;

Формировать эстетическое восприятие детей;

Способствовать самораскрытию воспитанников,

Возникновению желанию внимательнее присмотреться к себе.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Диск с презентацией;
  4. Экран;
  5. Магнитная доска;
  6. Пословицы;
  7. Памятка «Рецепт от ЛЕНИ»;
  8. Диск со сказкой,
  9. Картинки – подсказки с изображением сказочных героев;
  10. DVD проигрыватель;
  11. Телевизор;
  12. Фломастеры и карандаши;

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на своем занятии, и первое, что я попрошу вас сделать – это улыбнуться друг другу, чтобы сразу с первых минут зарядиться хорошей, положительной энергией.

Ну, вот теперь можно начинать занятие…, подождите, кто-то стучит. Ребята прислали телеграмму, давайте прочтем ее, вдруг там что-то важное.

Телеграмма: Ребята, в нашей стране к власти пришли Лень, Скука и Безделица, они заразили собой всех жителей страны. Мы собрали самых отважных и полетели на далекую планету Сокровищ за рецептом от этих болезней. В пути нас ждали испытания, мы не смогли с ними справиться, нас взяли в плен. Спасите нас, помогите вернуться домой! Жители сказочной страны.

Учитель:

Ребята, может быть, поможем им?

(ответы детей)

Тогда занятие отменяется, надо выручать своих друзей и поэтому, мы

Посвятим наше путешествие борьбе с Ленью, Безделицей и Скукой.

А на чем же мы отправимся? Послушайте загадку:

Ни пера, ни крыла

А быстрее орла. (ракета)

(слайд)

Молодцы! Усаживайтесь поудобнее. Полетели!

Вот мы и в космосе, посмотрите впереди у нас планета, ровнее держите курс. Мы на месте – это планета Мудрецов. Здесь нам предстоит встреча с мудрецами и мыслителями. Они нам помогут разобрать, что собой представляет Лень, а чтобы бороться с ЛЕНЬЮ, мы должны все о ней знать.

Обратимся к словарю В.И.Даля, из которого мы узнаем, что такое ЛЕНЬ:

(детям предлагаю превратиться в мудрецов и поочереди зачитать определения из словаря В.И. Даля) (слайд)

ЛЕНЬ - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству.

С давних пор люди замечали, что одно и тоже дело каждый выполняет по –разному. Кто-то прикладывает максимум старания, делает дело с душой, а некоторые работают «спустя рукава».

Многовековой опыт человечества, его мудрость нашли своё выражение в пословицах, а вы знаете пословицы о лени? (ответы детей)

(слайд)

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Ленивому всегда праздник.

Кто ленив, тот и сонлив.

(слайд)

Посмотрите, мудрецы предлагают вам ответить на вопрос:

Знаете ли вы качества противоположные лени?

(ответы детей)

Учитель:

Правильно, давайте еще раз обратимся к словарю В.И. Даля и посмотрим, какое в нем дается определение труду:

(слайд)

ТРУД - работа, занятие, упражненье, дело;

Все, что требует усилий, старанья и заботы;

Всякое напряженье телесных или умственных сил;

Все, что утомляет.

Учитель:

А пословицы о труде вы знаете?

(ответы детей)

Мудрецы предлагают вам выполнить следующее задание. Пословицы перемешались между собой, давайте попробуем разобраться и сложим пословицы правильно.

(дети выполняют поочередно задание:

На магнитную доску они прикрепляют начало пословицы и к ней находят и прикрепляют ее конец)

А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы.

(слайд)

Кто любит труд, того люди чтут.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Землю красит солнце, а человека труд.

Делу время, потехе час.

Учитель:

Ну что, ребята с заданиями на этой планете мы справились, полетели дальше?

(слайд)

Учитель:

Впереди новая планета – планета Сказок.

(слайд)

Посмотрите, нас встречают сказочные жители, какие же задания они приготовили? Вы готовы их выполнить?

(ответы детей)

Оказывается, с нами вместе должны были отправиться еще несколько сказочных персонажей, но по разным причинам не смогли, но прислали телеграммы. Так вот, нам предлагают, прочитав телеграмму узнать, кто еще должен быть в нашей команде.

(слайд)

1 телеграмма « Приехать не смог, я ленюсь и вообще, моя печь в ракету не поместится… (Емеля из сказки «По щучьему веленью»)» (слайд)

2 телеграмма «Рад бы приехать, но не могу. Все мечтаю о сладкой, сказочной жизни, в которой можно ничего не делать, а только уплетать за обе щеки мороженое, пирожное..., а пока пытаюсь обхитрить этих двух здоровяков из ларца, которые не дают мне его даже попробовать.. (Вовка из Тридевятого царства)»

Ребята, а что общего у этих сказочных персонажей? Какое человеческое качество их объединяет?

(ответы детей)

Правильно, лень.

Ребята, как вы думаете, а в вас живет это странное существо под названием лень? (ответы детей)

Вот сейчас я попрошу вас фломастерами нарисовать «лень», которая живет именно в вас.

(слайд)

(дети выполняют задание)

Работы детей вывешиваются на магнитную доску.

Учитель:

А сейчас я вам предлагаю посмотреть, в каком образе еще может приходить лень и что случается с теми к кому она приходит. Задумайтесь, хотите ли вы, чтобы ЛЕНЬ пришла к вам в гости и у вас поселилась? Итак, смотрим - «Сказка про лень». (просмотр отрывка сказки)

Ребята, вы посмотрели отрывок сказки, что вы поняли?

Хотите ли вы, чтобы рядом с вами жила вот такая «подруга» ЛЕНЬ? Что приходилось применить героям сказки, чтобы справиться с ЛЕНЬЮ? (ответы детей)

Правильно, усилие воли.

Посмотрев отрывок сказки, мы увидели, что ЛЕНЬ не приходит одна, вместе с ней поселяются ее верные подруги СКУКА и БЕЗДЕЛИЦА.

Сегодня мы узнали, как плохо быть ленивым:

Ленивые друзья не придут на помощь, как наши сказочные герои, которые должны были лететь с нами вместе;

Посмотрев сказку, вы увидели, что происходит, если дать волю ЛЕНИ.

Чтобы с врагом бороться, нужно знать его в лицо и для этого мы с вами нарисовали свою ЛЕНЬ и будем с каждым днем прогонять ее от себя.

А как мы будем прогонять ее от себя, как будем с ней бороться? (ответы детей)

Правильно, будем трудиться. Еще раз заострим свое внимание на том, что только труд поможет нам справиться с ленью. Усилие воли, постоянная работа над собой помогает человеку в борьбе с ленью.

Хорошо, если в борьбе с ЛЕНЬЮ у вас перед глазами будет положительный пример, чтобы в трудную минуту, когда ЛЕНЬ берет над вами верх, вы могли себе сказать:

Он справился - и я смогу, он поборол трудности – и я смогу. Может быть, кому-то из вас подойдут вот такие примеры: (слайд)

Александр Васильевич Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. (слайд)

Валентина Владимировна Терешкова путем изнуряющих тренировок смогла стать известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

Трудолюбие – это достоинство человека.

Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.

Какой на данном жизненном этапе ваш главный труд?

Конечно, учеба. К учебе надо приложить максимум старания, чтобы конечный результат имел высокую оценку.

Наше путешествие подходит к концу, уже близка та планета Сокровищ, к которой мы летели. Но наше путешествие не прошло даром.

Задания мы все выполнили, значит, наших друзей отпустят домой, (слайд)

а нам остался последний перелет за сокровищами. В путь! (слайд)

Посмотрите, вот она какая планета Сокровищ! Что же за сокровища она скрывает? Давайте посмотрим.

Рецепт от лени
1. Каждый день с самого утра пить натощак напиток из улыбок, хорошего

Настроения и нескольких капель эликсира трудолюбия.

2. В течение дня, через час после еды, несколько раз потянуться и громким

3. Перед сном необходимо вспомнить все, что сделано за день, и составить

План на следующий день.

4. Затем нужно выпить стакан теплого напитка удовольствия с несколькими

Мятными конфетами для хорошего сна.

Учитель:

Этот рецепт мы подарим нашим друзьям, чтобы они вылечили свою страну от Лени, чтобы ни какая Скука и Безделица им больше не угрожала. (слайд)

- А мы отправляемся домой. На обратном пути можно расслабиться. Усаживайтесь поудобнее, закройте глаза, подумайте о себе, как вы собираете силы, вы становитесь все крепче, вот вы уже готовы для борьбы с ЛЕНЬЮ в себе. Вот мы и дома.

Чему мы сегодня с вами учились? (ответы детей)

Закончить наше путешествие я хочу стихотворением:

Ничто, никогда не выходит само.
Само не приходит и на дом письмо;
Само не умеет свариться варенье;
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать все это обязаны сами -
Своей головой и своими руками.

А каждому из вас я дарю памятку с рецептом от лени.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)

Шеломенцева Ольга Ивановна - воспитатель МБДОУ д/с № 25 «Мозаика» г. Королев Московской области. Педагогический стаж 4 года. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».

О трудолюбивых и ленивых. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы

Цель: воспитание духовно-нравственной культуры детей посредством художественной литературы.
Задачи:

– расширять представления детей о труде;

– воспитывать ценностное отношение к собственному труду, к труду других людей и к его результатам;

– воспитывать внимание к окружающим людям, желание радовать их;

– развивать творческое воображение;

– воспитывать любовь к классической музыке;

– продолжать формировать способность анализировать результаты своего труда и труда сверстников.

Методы и приемы:

– игровые;

– наглядные (показ, демонстрация);

– словесные (художественное слово, беседа);

– драматизация басни;

– художественное творчество;

– слушание классической музыки.

Технологии:

– игровая;

– здоровьесберегающая;

– личностно-ориентированная.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество». Предварительная подготовка: знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Оборудование: шаблоны, материалы для изготовления аппликации.

Х О Д З А Н Я Т И Я

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я прочту вам стихотворение-загадку « Без чего не проживешь?» (Читает стихотворение В. Викторова). Знают мамы, знают дети, Знают взрослый и малыш: На безногом табурете Ни за что не усидишь; Без колес не сдвинешь воза, Хоть впряги в него коня, Не спасешься от мороза, Если в печке нет огня. От иголки мало толка, Если нитки нет в иголке. Так и руки без труда Не годятся никуда. Кто уже понял, без чего человек не может прожить? (Ответы детей: «Без труда»). Молодцы. Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим размышлять о трудолюбии и лени. Давайте порассуждаем. Послушайте пословицу: муравей невелик, а горы копает. Почему маленький муравей может преодолеть трудную работу? (Ответы детей: «Он трудолюбивый, не ленивый и т. д.) Все верно. Вот о таком муравье я вам сейчас расскажу. (Читает рассказ «Настойчивый муравей»).

«Бежал маленький черненький Муравей. Спешил домой. Нес своим муравьятам маленькое маковое зернышко. Вдруг видит: лежит на дороге тыквенное зерно – большое, сладкое, ароматное. Отложил Муравей в сторону маковое зернышко. Взвалил на спину тыквенное, но не удержал. Свалилось оно. Так он приподнимал зерно много раз, но оно все сваливалось и сваливалось. Вдруг услышал Муравей: кто-то тихонько смеется. Оглянулся: сидит у дороги Стрекоза. – Ты приподнял зерно уже тысячу раз, – сказала Стрекоза. – Неужели тебе не надоело? Ведь ничего у тебя не выйдет. Оставь зерно, пусть лежит себе. – Не выйдет у того, кто считает неудачи, – ответил Муравей. И снова взялся за зерно. Взвалил его на спину и понес домой. Больше зерно не сваливалось».

В о с п и т а т е л ь. Ребята, вы уже сказали, что муравей трудолюбивый, а еще какими словами можно охарактеризовать муравья?

Д е т и. Настойчивый, терпеливый.

В о с п и т а т е л ь. Верно. А сейчас давайте поиграем. Физкультминутка Дети выходят на ковер.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте дотянемся до облака. Поднимем ручки и потрогаем его, какое оно мягкое, пушистое. А теперь подбросьте его вверх! Кто выше? Еще раз, еще раз. Теперь мы будем ветерком! Дунем на наше облачко вправо, там – Юг. Теперь дунем налево – там Север. Молодцы.

В о с п и т а т е л ь. Предлагаю поиграть в «живые картинки». Хотите? Мы с вами уже учили басню И. Крылова. Кто вспомнит ее название? Правильно – «Стрекоза и Муравей». Мы даже рисовали трудолюбивого Муравья и ленивую Стрекозу. Кто желает вспомнить басню по ролям? Хорошо, Саша будет Муравей, а Ирочка будет Стрекозой. Слова автора прочту я. Выходите, чтобы вас было видно. Представим непогоду, холод. Стрекоза ползет к Муравью. И р а. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!

С а ш а. Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?

В о с п и т а т е л ь. Говорит ей Муравей. И р а. До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. С а ш а. А, так ты… И р а. Я без души Лето красное все пела.

С а ш а. Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

В о с п и т а т е л ь. Чудесно справились со своими ролями Саша и Ира. Молодцы. Ребята, почему нам не жаль Стрекозу? (Ответы детей). Правильно, она не трудилась, ленилась, поэтому заслужила наказание. (Вопрос к детям). Хотите быть похожими на Муравья? Давайте потрудимся и вместе сделаем коллективное панно-аппликацию, где изобразим, как над цветами порхает Стрекоза. По шаблонам дети вырезают цветы, траву, Стрекозу и наклеивают на общий фоновый лист. Музыкальное оформление: звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла « Времена года». Обсуждение общей работы Дети высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, полученными в ходе занятия.

В о с п и т а т е л ь. Какие вы трудолюбивые, дружные, терпеливые! И работа ваша общая получилась красивой и аккуратной! Вы потрудились на славу, можно и поплясать. Можно выйти из-за стола и отдохнуть, покружиться под музыку. (Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», дети танцуют

Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу [email protected]