История о одиноких странных из жизни. Короткие рассказы. Харуки Мураками - роман "Норвежский лес"

05.11.2014

Одиночество съедает нашу душу. Мы готовы кричать от боли и смеяться одновременно. Тоска, которая сидит внутри нас порой настолько сильная, что невозможно ее побороть. Именно одиночество становится причиной многих самоубийств, различных побегов из реального мира. Героиня нашего рассказа Татьяна, тоже была на грани суицида по причине одиночества .

В 18 лет Татьяна удачно вышла замуж и родила в браке двух очаровательных девочек. Мужа она безумно любила, дочерьми восхищалась и благотворила их. Она была безмерна счастлива, улыбка не сходила с ее лица даже во сне. Все подруги, коллеги по работе ей тайком завидовали, а для некоторых она была примером для подражания.

Но в один прекрасный день все рухнуло.

Татьяна была на работе, сидела за столом и оформляла обычный договор купли-продажи. В кабинете, где она сидела, раздался звонок по телефону. Татьяна медленными движениями поднесла трубку к уху, минуты 2-3 слушала собеседника, а потом внезапно потеряла сознание.

Татьяну нашла секретарь отдела, она лежала на полу, из головы медленной струей текла кровь. Не долго думая, женщина схватила телефон и принялась звонить в скорую.

На следующий день Татьяну в больнице навестил следователь. Оказалось, это все правда. По телефону ей сказали, что ее муж и ее дочери попали в аварию на дороге и погибли. Татьяна поговорил со следователем, бросилась в морг. Она не могла поверить, что это правда. Она надеялась, что это не они были в аварии, что полиция ошиблась. Надежда жила в ее душе ровно до тех пор, пока она собственными глазами не увидела их тела. Состояние Татьяны нельзя передать словами, ей было больно, на душе погано.

На похоронах Татьяна не проронила ни одной слезинки, но все присутствующие понимали, как ей тяжело.

Ей действительно было тяжело.

Прошло 10 дней со дня похорон. Татьяна уволилась с работы, точнее она на нее просто не ходила. Целыми днями она лежала в кровати и плакала. Когда ей звонили, она не брала трубку, когда к ней приходили, она не открывала дверь. Это беспокоило родителей и друзей. Однажды, когда мама Татьяны так и не дозвонилась до нее, она приняла решение, во что бы то не стало, попасть к ней домой. Наняла специалистов и вскрыла дверь.

В квартире было пусто. Детские вещи были уложены в сумки, вещи ее мужа тоже лежали в чемоданах. Стояла мертвая тишина, лишь из ванны был слышен шум воды.

Татьяна лежала в ванной, она вскрыла себе вены лезвием бритвы. Мама приехала вовремя, она вызвала скорую и Татьяну увезли в больницу.

Через месяц у Татьяны была ещё попытка суицида, она наглоталась таблеток и уснула. И опять мама, которая переехала к ней, спасла ей жизнь, вовремя вызвав скорую помощь. Татьяна не хотела жить, она считала, что ей некому дарить свою любовь, что ее семья ждет ее там, на небе. Она ненавидела свою мать за это, за то, что та мешала ей уйти из жизни. На этой земле Татьяну ничего не держало, она хотела быть с мужем, с дочерьми. Для нее это стало навязчивой идеей, она верила в жизнь после смерти.

После третьей попытки самоубийства, Татьяну пришлось положить в психиатрическую клинику принудительно. Родители как могли её поддерживали, переживали за нее очень сильно.

Через 2 года, врачи сделали заключение, что Татьяна поправилась и ее выписали домой. Как и прежде, мама Татьяны была рядом. Готовила ей еду, стирала вещи, убиралась в квартире, а самое главное, следила за ней, чтобы не дай бог, Татьяна что-нибудь с собой не сделала. Так шли годы. У Татьяны так и не появились силы на новую жизнь, она не хотела ничего менять. Она перестала за собой ухаживать, перестала красиво одеваться. На работу она так и не вышла. Для нее не было смысла жить дальше, она его не видела.

Однажды, когда мама вернулась с магазина, на руках у нее сидел маленький щенок. Когда Татьяна увидела его, она впервые за несколько лет улыбнулась, взяла щенка на руки и прижала к себе. Щенок смотрел на нее жалостливыми глазами и словно просил Татьяну: "Не оставляй меня, мне нужна ласка и тепло. Мне нужна забота", кричали его глаза.

Мама Татьяны проронила слезу, она поняла, Татьяна не отпустит этого щенка никогда в жизни. И это оказалось правдой. Собаку назвали Тайсон. Он живет в квартире Татьяны, спит в ее кровати, ест с ее рук.

Рассказ про одиночество. Дело было примерно с месяц тому. Отметив день рождения сослуживца, мы постепенно стали расходиться. Один из участников застолья, давний мой знакомый, при выходе из квартиры неожиданно потянул меня за рукав:

– Не желаешь прогуляться пешочком до дома. Ну их, эти такси.

И мы медленным шагом двинулись в путь по безлюдному тротуару мимо деревьев, чуть сжавшихся от зимнего холода. Было тихо, лишь обыденно-постоянный и глухой гул ночного Кривого Рога слегка наполнял наш слух. Через какое-то время мой приятель заговорил:

– Не знаю, почему, но во время поздних прогулок мне легче и дышать, и думать. На свежем воздухе на меня иногда находит что-то типа просветления, и мне кажется, что через несколько мгновений я смогу проникнуть в таинство мироздания. Но затем все – плотный занавес.

Время от времени, чуть сливаясь с деревьями, мимо нас проскальзывали две неясные тени. Немного позже, проходя недалеко от скамеек, мы заметили эту парочку, которая, прижимаясь друг к дружке, была похожа на одно серое пятно.

Рассказ про одиночество

Знакомый, глубоко вздохнув, сказал:

– Бедняги! Глядя на них, я испытываю не отвращение – нет. Лишь жалость. В человеческой жизни множество загадок, но одну я все-таки разгадал: самое большое страдание нам приносит бесконечное одиночество. Что и говорить, все наши усилия и поступки направлены к одной цели – подальше от него убежать. И эти голубки, целующиеся на скамейках скверов, как и все мы, рассчитывают хотя бы полчасика не .

Однако они, как и мы с тобой, будут испытывать одиночество. Всегда. Вся разница в том, что на одних – это чувство давит сильнее, на других – с кратковременными перерывами.

Думаешь, почему я потянул тебя на этот вечерний променад? Я домой возвращаться не хочу, ведь там так безлюдно. И чего я, спрашивается, добился? Я разглагольствую, ты, казалось бы, внимательно слушаешь, мы вместе, почти рядом, . Понимаешь?

Тебе кажется, что я сошел с ума? Слушай! С того самого времени, когда до меня дошло, моя фантазия стала рисовать следующую картину: чем дальше, тем глубже я соскальзываю в сумрачную пещеру. У меня не получается нащупать ни пола, ни стен, и конца этому соскальзыванию не видно. Быть может, конечной остановки и не существует. Рядом никого нет, ни одна живая душа не разделяет со мной этого невеселого путешествия.

Пещера

Пещера эта – жизнь. Иногда до моего слуха доносятся крики, голоса, неясный шум. Я вслепую прокладываю путь навстречу звукам, но я понятия не имею, с какой стороны они доносятся. В этой темной мгле никто мне не встречается, не протягивает руки. Теперь ты меня понимаешь?

Еще в одном я почти уверен. Нас можно сравнить с людьми, населяющими огромную пустыню, где никто и никого не понимает. Как наша планета не знает, что происходит за миллионами световых лет пути, так и человеку невдомек, что творится внутри ближнего его.

А как мы любим? Нас будто приковали к одной стенке, совсем недалеко друг от друга, мы протягиваем руки, но не можем соединиться. Тягостное желание полного единения мучает нас, однако труды наши напрасны, воодушевление бесполезно, признания и объятия не имеют ни плода, ни силы.

И все же есть на земле отрада. Что может быть лучше вечера, проведенного рядом с любимой женщиной? Вечера, не испорченного словами, когда лишь от ее присутствия ты чувствуешь себя без пяти минут счастливым. Не стоит требовать чего-то еще, потому что полного слияния мужчины и женщины попросту не существует.

Замкнутость

Продолжая рассказ про одиночество, поговорим про замкнутость. С некоторых пор я стал очень замкнутым. Я перестал кому-либо рассказывать о своих мыслях, вере, привязанностях. Осознавая свою обреченность на одиночество, я всего лишь наблюдаю за окружающей действительностью, и собственное мнение держу при себе. Мне нет никакого дела до чьих-то суждений, вероисповеданий и удовольствий.

Последний вопрос мой знакомый задал, подняв глаза, в которых я заметил едва уловимую тень надежды. Затем он, повернув направо и не сказав больше ни слова, ушел.

Что это было?

  • Плоды нескольких рюмок водки?
  • Безумие?
  • Мудрость?

Не знаю. Порой мне кажется, что мой давешний спутник был прав, порой – что по нему дурдом плачет. А вы как считаете?

Благослови вас Господь!

2017, . Все права защищены.

Последние 6 лет я отмечаю Новый год одна. Нет украшений, гирлянд, шампанского и традиционного салата на столе. Обычно на Новый год делаю себе шаурму и покупаю безалкогольное пиво. Дожидаюсь пока на улице перестанут взрываться петарды и ложусь спать. Фейерверки люблю - красиво. Новый год - это семейный праздник, а у меня семьи нет. Создавать её я не планирую сразу по нескольким причинам. Основная - это психические расстройства. Обследовалась - я не болею. Но у мамы тоже не сразу проявилась шизофрения. Зато в сорок лет бахнуло её основательно. У старшей сестры тот же диагноз - шиза. Грустно это как-то. И даже не столько за них самих, сколько за близких. Муж сестры возится с ней и мучается одновременно. Видно, что любит. Если бы не любил - бросил. Отец от нас ушёл по той же причине - болезнь матери. И ведь оставил девочек с больным человеком. Ничего не скажешь - МА-ЛА-ДЭЦ!

С девушками встречался только в старшей школе и первых курсах института. А потом был небольшой перерыв продолжительностью в 14 лет. За эти годы съехал от родителей, расплатился с ипотекой и жил себе припеваючи.

Читать невозможно в шумной кампании, чтения не существует без одиночества, однако некоторые писатели сумели превратить его из необходимого условия в центральный элемент своих произведений, сделав одиночество практически центральным персонажем.

Персонажи, находящиеся вне социального круга, без возможности поговорить с кем-либо или найти себе компанию формируют более крепкую связь с читателем, который становится их «партнером». Таким образом, читая книги, мы гораздо более активно погружаемся в вымышленный мир персонажей, становясь активным исследователем, а не пассивным наблюдателем.

Неудивительно, что так много историй, происходящих вне общества, изображены на фоне прекрасных пейзажей и красивейших экзотических или труднодоступных мест. Одинокий человек способен заметить и тоньше оценить окружающую его красоту.

Ниже приведены истории из мировой литературы, указанные в хронологическом порядке, в которых персонажи вынуждены столкнуться с одиночеством и примириться с ним.

«Джейн Эйр», Шарлотта Бронте, 1847

Это история молодой, но очень сильной и храброй девушки, которая прожила сложную жизнь и за сравнительно короткий период перенесла множество испытаний. В одной из глав Джейн заявляет, что «счастлив тот, кто любим окружающими, тот, чье присутствие делает чью-то жизнь легче», но для того, чтобы понять и прийти к такому счастью, девушка вынуждена найти силу и стойкость в отдалении от любимых людей.

«Пан», Кнут Гамсун, 1894

Герой повести «Пан» отлично приспособлен к одинокой жизни в глухом Норвежском лесу. Лейтенант Томас Глан живет охотничьим промыслом, у него военная выдержка и дисциплина, а компанию ему составляет верный пес Эзоп. Идиллия и тишина отдаленного уголка отлично подходят для Томаса, а его подробное знание каждой травинки и ягоды, его любовь к северному лесу делают жизнь лейтенанта скорее роскошной, чем несчастной, пока на порог дома не является незваная любовь и страсть.

«На Маяк», Вирджиния Вульф, 1927

Этот роман напоминает полотна импрессионистов и обрисовывает внутреннее, психологическое одиночество персонажей. Автор не зря накрыла персонажей тенью «маяка» - далекого, одинокого острова, она создала пейзаж, на фоне которого внутренний голос каждого героя звучит еще более изолированно от других. Вульф мастерски изобразила самую страшную форму одиночества: то чувство, когда ты одинок даже рядом с самыми близкими людьми.

«Вся королевская рать», Роберт Пенн Уоррен, 1946

Из слов главного персонажа романа следует, что любое место, куда мы придем, станет лишь копией того, откуда мы пришли, до тех пор, пока изменения не произойдут в нас самих. Действие романа происходит среди людей, практически в самой их гуще, но главный герой, с чьей точки зрения ведется повествование, находится в постоянном поиске себя и лучшего места, времени и людей. Даже в самые одинокие моменты Джек Берден остается мудрым, справедливым и поистине дальновидным человеком.

«Симор: Введение», Джером Сэлинджер, 1963

Центром этой блистательной новеллы Сэлинджера является потеря близкого человека. Бади Гласс безуспешно пытается рассказать читателям о своем брате Симоре, при этом читатель не получает ясной картины внутреннего и внешнего облика Симора, и ему остается лишь гадать, неужели Бади так плохо знал его, или знал настолько хорошо, что слова способны лишь помешать. Сэлинджеру не раз удавалось создать притягательную и глубокую картину одиночества, и эта повесть не стала исключением.

«Праздник, который всегда с тобой», Эрнест Хемингуэй, 1964

Что делает Эрнест Хемингуэй, когда он остается один? Он ест, пьет, пишет, гуляет, читает. Он выбирает и делает то, что больше всего любит. Этот рассказ о жизни великого писателя в Париже и о начале его творческого пути научит любого человека создавать для себя «дом» где угодно, с кем угодно и без кого-либо. Сравнительно сухой пересказ того, сколько страниц было написано в день, сколько бокалов выпито за ночь и километров пройдено, можно воспринимать как готовый рецепт самодостаточности. Кроме того, книга научит начинающих писателей относиться к своим амбициям как к единственному постоянному партнеру.

«Изменения», Лив Ульман, 1997

Автобиография прекрасной норвежской актрисы фокусируется на пятилетнем романе с режиссером Ингмаром Бергманом. На шведском острове Форе, где снималась картина Бергмана «Персона», в которой Лив играла главную роль, актриса и режиссер прожили недолгую, но полную жизнь. Лив Ульман искренне и без прикрас рассказывает о том, что приходит после любви: светлое и глубокое одиночество, которое необходимо для души так же, как воздух.

«Тайны Питтсбурга», Майкл Шейбон, 1988

Уже известный и признанный автор «Приключений Кавалера и Клея» начал свою карьеру со своеобразного ремейка «Великого Гэтсби». Главный герой романа Арт Бехштейн сталкивается с сомнениями относительно своей сексуальной ориентации, что вынуждает его посмотреть на свой мир со стороны. Такое отчуждение, в свою очередь, повышает его восприятие и чувствительность к окружающему. Он словно видит новыми глазами, которые подарило ему одиночество.

«Любовный эксперимент» (An Experiment in Love), Хилари Мэнтел, 1995

Сегодня Хилари Мэнтел является популярной писательницей, неоднократным лауреатом британской Букеровской премии, однако на русском языке изданы только два ее романа: «Чернее Черного» и «Волчий зал». За 20 лет до получения своей первой литературной премии Мэнтел написала трогательный этюд о юности. Подросток Кармел МакБейн переезжает в разные города, учится в разных школах, в каждой из которых является «чужаком». Автор не пытается сгладить свою прозу, а, наоборот, описывает подростковое одиночество со всей его разрушающей мощью.

«Отходя от станции Аточа» (Leaving the Atocha Station), Бен Лернер, 2011

Озорной, неуверенный, но талантливый герой романа Адам Гордон проводит год в Мадриде, куда приехал по стипендии. В течение двенадцати месяцев Гордон всегда одинок. Он в полном одиночестве в полной людей галерее, он одинок в своей постели, где практически каждую ночь проводит новая испанка. Он испытывает жизнь, радость и трагедии города в абсолютном и бескомпромиссном одиночестве, а все потому, что он постоянно занимается самоанализом, который мешает Гордону испытать настоящее единение.

У банкира Спартака Сысуевича Мошненко был день рождения. Пока у него дома готовили и накрывали, мужчины на четырех машинах выехали искупаться на озера. По дороге для визгу прихватили девиц легкого поведения.

Запалили костер, нажарили шашлыков, пили, бегали и купались. Спартак Сысуевич так расшалился, что с одной рыженькой, стоя по пояс в воде, поменялся трусами.

Но вот стемнело, дома все было готово, за столом ждали расфуфыренные жены. Водители посигналили в клаксоны, помигали фарами и уехали.

На дороге водители потеряли друг друга из виду, поэтому никто не заметил, что виновника торжества нет ни в одной машине. А девушек высадили у метро.

Только потом, когда уселись за столом, выяснили, что Спартака Сысуевича нет. Водителей отчитали и отправили обратно на озеро.

Все были подшофе и начали потихоньку без хозяина. Мужчины шептались, что он нарочно остался с той, рыженькой.

Но дело обстояло иначе.

Спартак Сысуевич действительно увлекся одной из девушек и, чтобы показать, какой он сильный, решил переплыть озеро. Переплыть и крикнуть всем что-нибудь с того берега.

И он действительно переплыл. Но, сколько ни кричал, из-за музыки и других голосов его никто не услышал.

Тогда Спартак Сысуевич присел за кустом, чтобы по крайней мере покакать здесь спокойно.

Но едва он присел, машины на том берегу загудели, засветили фарами и тронулись. Никто не заметил его отсутствия, потому что все садились куда попало с девушками на коленях. А та рыженькая все знала, но промолчала оттого, что втайне мужчин вообще ненавидела.

До города было сорок километров по шоссе. Рассчитывая, что за ним все-таки вернутся, Спартак Сысуевич стал ждать. Но скоро ему стало холодно, комары одолели не на шутку, и он пошел навстречу своим ходом. Изнеженные ноги кололи острые камешки; мужские достоинства, чтобы не растерять, приходилось придерживать ладошкой.

За полчаса мимо проехала только одна машина. Посветив фарами на отчаянно голосующего попутчика, водитель выругался и резко поддал газа. На немолодом упитанном мужчине были одни только женские трусики из секс-шопа: сеточка спереди, сзади ниточка.

Сообразив, что здесь, на большой дороге, его могут запросто убить, Спартак Сысуевич решил идти наперерез, по тропинке, в сторону светящихся где-то на краю вселенной огоньков новостроек.

В эту минуту, когда он свернул, мимо проехали джипы, отправленные на его поиски.

Он шел к своему городу, а окна домов, находившихся на окраине, постепенно гасли. Полная луна освещала ему путь в дикой природе. С криком выпрыгивали у него из-под ног лягушки, ночные птицы хлопали крыльями у самого его лица.

Спартак Сысуевич постепенно трезвел, его начали одолевать жажда и усталость. То и дело он присаживался на корточки, черпал ладонями и пил воду из ямок и болотцев.

Когда стало светлеть, он пересек крысиный пустырь и вышел к первой городской постройке. Нога его ступила на цивилизованную асфальтированную поверхность.

Одновременно небо заволокло, начался затяжной сентябрьский дождик. Не прикрываясь больше ладошкой, стиснув кулаки и двигая желваками, он широко шагал посередине пустынных улиц мимо случайных ранних прохожих и мигающих желтым светом светофоров. Он уже не думал о воде, пище, теплой ванне и сухой постели. Он хотел только одного: вынуть из-под заднего сидения помповое ружье, подняться к себе в квартиру и всех покрошить.

Наконец он увидел у парадной свой джип и подобрал булыжник. Приблизившись к тонированному заднему боковому стеклу, хорошенько размахнулся.

Но тут рядом остановилась милицейская машина и его взяли.