Конспект НОД «Космическое путешествие» (старшая группа). Открытое занятие для старшей группы «Путешествие в космос Конструирование ракеты из объёмных модулей. Полет

НОД

« Космическое путешествие»

Познание ФЭМП в старшей группе

Программное содержание:

Продолжать учить детей прямому и обратному счёту в пределах 10.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круге, прямоугольнике, треугольнике, овале.

Развивать навык ориентировки в пространстве на листе бумаги.

Уточнить представления детей о космосе.

Через игровую деятельность развивать у детей смекалку, самостоятельность, сообразительность, память, творческие способности.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать вместе над выполнением задания.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

Выполнение заданий конструктивного рисования; на ориентировку на листе бумаги; решение математических задач; выполнение творческих заданий компаниями.

Материал:

Изображения: звёздного неба, летящих метеоритов, планеты Марс с марсианами.

Геометрические фигуры – круги 6-ти цветов; магнитофон с «космической» музыкой;

Конструктор, счётные палочки, треугольники - для постройки ракет; цифры в конвертиках.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Ребята, какой сегодня день недели? А завтра будет? Вчера был? Вот сегодня, в четверг, я хочу предложить вам, друзья, отправиться со мной в путешествие. Вы любите путешествовать? А в какое путешествие, отгадайте сами. (Загадка про космос)

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.

(Космос)

Молодцы, ребята, вы угадали, это космос. Ну и в какое путешествие я вас приглашаю? (ответы детей). Верно, в космическое путешествие.

Скажите, ребята, а на чём мы можем полететь в космос? (На космическом корабле, на ракете).

А как называется человек который летит в космос? (космонавт)

Представьте, что вы сегодня космонавты.

Чтобы во время нашего путешествия всё прошло слаженно и спокойно, поиграем в игру

« Дружба»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Что ж, давайте посчитаем, сколько вас отправиться в путешествие. (счёт до 18)

Полетим в космос на 3 ракетах (столы), для этого делимся на компании. Посмотрите на цифры, которые у вас на груди и займите соответствующие места в транспорте.

А сейчас постройте свои ракеты.

Причём у каждой компании свой строительный набор- у кого-то геометрические фигуры, у кого-то кубики, у кого-то счётные палочки.(дети собирают ракеты)

Все готовы? Выберите достойных капитанов и назовите свою «ракету» какой- либо планетой. (работа в компаниях. Ответы капитанов).

Для полета в космос нужны внимательные, дисциплинированные и эрудированные космонавты. Сейчас я проверю вас. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро и правильно дать ответ. Все вопросы логические и вполне космические. Одна команда отвечает, остальные слушают и проверяют правильность ответов.

Готовы? (по очереди каждая команда отвечает)

Какое сейчас время года?

Сейчас утро или вечер?

Какие еще части суток вы знаете?

С Земли можно взлететь – А на Землю можно приземлиться

Солнце от Земли далеко – А Луна близко

Самолёт летит медленно – А наш космический корабль летит быстро

Задачки:

1. В космическом корабле летело 4 космонавта. Двое из них вышли на задание в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на корабле? (2)

2. С ночного неба упали три звезды. Потом мы наблюдали падение еще двух звезд. Из скольких звезд получился звездопад? (из 5)

3. В космос утром полетела 1 ракета, днём ещё полетело 2 ракеты. Сколько всего ракет улетело с Земли в Космос? (3)

Ну, что ж, вы вполне эрудированные космонавты, можно отправляться в космос.

Всё готово? Ключ на старт!

Отправляемся в полёт,

Нам пора начать отсчёт.

Дети хором: Десять, девять, восемь…Пуск!!! (звучит космическая музыка, дети закрывают глаза.)

Как космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит.

Но только умеющий думать

Любые загадки решит.

Наши ракеты поднимаются высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор.

Ой, ребята, что я вижу, небо звёздное вокруг,

А ещё планеты, солнце и спутники тут!

Вы тоже должны увидеть, смотрите повнимательней!

Итак, задание для капитанов. Выполняем по очереди каждое задание.

Внимание! В левом верхнем углу мы видим Солнце. Обозначьте его желтым цветом (кружок).

В правом верхнем углу мы видим Полярную звезду - белый круг,

В нижнем левом углу находится планета Земля - голубой круг.

В правом нижнем углу я вижу планету Марс (обозначим красным кругом).

В середине луна – оранжевый круг.

Справа от луны летит метеорит, обозначьте его чёрным кругом.

Знаете ребята, что космонавты много занимаются спортом. Даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы сейчас немного отдохнём.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Внимание опасная зона! Мы попали под метеоритный дождь.(Метеорит – такое тело, которое представляет собой каменную массу, падающую на Землю, оставляя за собой огненный след.)

Но мы можем избежать его, если правильно выполним все задания.

Задание:

(на доске рисунки камней, на которых написаны задания)

  • Возьмите цифры и разложите числовой ряд.
  • Покажите, которая по счёту планета Земля.
  • Покажите, который по счёту Меркурий.
  • Покажите, сколько всего планет в солнечной системе.
  • Вспомните считалку про все эти планеты.

Молодцы! Вы справились с трудным заданием, метеориты не повредили наши космические корабли. Летим дальше.

Зарядка для глаз.

Нарисую в воздухе сейчас

Я загадочку для Вас!

А вы внимательно смотрите,

Что это, скорей определите!

(Рисую круг.Что бы это могло быть в космосе? (луна, солнце, планеты, метеорит). Рисую звезду. Рисую солнце.

Ну что ж, вы были очень внимательны.

Нас встречают марсиане с шарами.

Давайте определим, чем отличаются марсиане друг от друга.

Для того, чтобы вам было легче, будем называть человечек слева и человечек справа.

Посовещайтесь в компаниях, а сейчас по очереди отвечаем.

Ребята, давайте выйдем к марсианам и поиграем в игру «Актёры»

Игра «Актёры» Представьте, что мы выходим на планету Марс.

1 компания сфотографирует вокруг всё необычное, планеты.

2 компания « Вы вышли на Марс и увидели что-то интересное»

3 компания « Во время полёта решили подкрепиться – кушают»

Ребята, пора возвращаться домой.

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратиться

Под крышу дома своего!

На какую планету? (Земля)

Внимание! Ведем обратный отсчет от 10. Полетели домой.(снова музыка) Есть касание!

Воспитатель:

Вы снова на планете Земля.

Понравилось путешествие?

Что больше понравилось?

Что показалось труднее?


«Путешествие в космос»

Задачи:

Обучающие.

Расширять элементарные представления детей о космосе, космическом пространстве, планетах, звездах.

Познакомить детей с профессиями: космонавт, астроном.

Развивающие.

Развивать у детей умение делать самостоятельные выводы с помощью экспериментирования.

Развивать у детей умение фантазировать, мечтать.

Обогащать словарь детей за счет слов: планета, ракета, комета, звезда, созвездия, звездочет, астроном, солнечная система и т. д.

Развивать у детей способность давать развернутые и полные ответы.

Обогащать игровой опыт детей.

Развивать у детей память, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные.

Воспитывать у детей желание стать смелыми, сильными, выносливыми, образованными.

Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Воспитывать у детей желание бережно относиться к окружающему миру, к живой и неживой природе.

Оздоровительные.

Совершенствовать у детей физические качества: равновесие, ловкость, быстрота, выносливость.

Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и общую моторику.

Оборудование: мультимедиа проектор с презентацией, тазик с мукой, камни разной величины, большой зонт, мнемотаблица, музыкальные инструменты (ложки, бубны, погремушки) ; на каждого ребёнка раздаточный материал: ракушки, камешки, пуговицы, счетные палочки, цветные карандаши по количеству детей, альбомные листы, обручи.

Ход занятия: Дети входят в зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое космос?

Ответы детей.

Воспитатель: Если посмотреть на небо, то мы увидим тысячи звезд. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми и красноватыми. Чем ближе к Земле Звезда, тем она ярче.

Люди начали изучать звезды много - много лет назад, а как называли человека, который изучал звезды и планеты? (Звездочёт)

Воспитатель: А как сейчас называют человека, который изучает планеты и звезды? (Астроном)

Что им помогает рассмотреть звезды на небе (Подзорная труба, телескоп)

Чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы бы хотели стать звездочетами?

Пройдёмте в планетарий. Подойдите к столам. Наденьте колпачки звездочетов.

Посмотрите, у вас на листах изображены звезды. Соедините их прямыми линиями и у вас получатся созвездия. На что они похожи? Пофантазируйте и дайте название своему созвездию.

Ответы детей.

Воспитатель: Название созвездиям давали по сходству с земными предметами или животными.

Если мы звездочеты, то нам нужна подзорная труба, чтобы смотреть на звезды. А из чего её можно сделать? (из листа бумаги дети делают подзорную трубу) .

Уважаемые звездочеты, возьмите подзорную трубу и посмотрите на звезды. Как думаете звезды лучше видны, в трубу или без неё? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами очень увлеклись, нам пора отправляться в космическое путешествие.

Но на чём мы полетим?

Ответы детей (ракета)

Воспитатель: А у нас же нет ракеты!

Пройдемся в конструкторское бюро и построим свою ракету. Пофантазируйте и дайте ей название. (Дети строят из разных предложенных материалов: счетных палочек, пуговиц, камешков, ракушек)

Посмотрите, а у нас есть ещё одна ракета, которую мы сделали в группе.

Давайте полетим на ней.

Только сначала отгадайте загадку:

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски «Астронавт»,

А по-русски (Космонавт)

Воспитатель: Космонавты исследуют космос. Свою работу они выполняют в скафандрах. А зачем космонавту скафандр?

Ответы детей.

Воспитатель: Перед полетом космонавты проходят сложные испытания, поэтому в космос могут полететь самые подготовленные. Сейчас мы тоже проверим вашу готовность.

Физ разминка на фитбольных мячах.

Воспитатель: Теперь вы готовы к полёту.

Занимайте места в капсуле-лифте и мы переместимся к ракете. (Большой зонт)

Космонавты, занимайте места в ракете.

Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Полетели!

Воспитатель: Первая планета Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная. Вся поверхность образована из впадин-кратеров, которые образовались в результате падения камней с хвоста комет.

А хотите узнать как образуются кратеры?

Пройдемте в лабораторию.

Воспитатель: Представьте себе (показывая на муку в тазу, что это поверхность планеты. Какая она сейчас? Гладкая, ровная, … Как вы думаете, почему же на поверхности планет образуются впадины? (Если на ровную поверхность упадет метеорит, камень.) . Хотите это проверить? Представьте, что у вас в руках метеориты и они летят к поверхности нашей планеты (дети отпускают камни в муку). Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Это самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов. А как же она называется? Давайте отгадаем кроссворд и тогда мы узнаем это.

Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадки мы запишем в кроссворд и в красных клетках мы прочитаем её название.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это (Космонавт)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всём

Умный дядя (астроном)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его- полоска света,

А зовут объект (комета)

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам (Луна)

Ответ: Венера

Воспитатель: Марс - ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. До сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе. Но есть предположение, что на этой планете существует жизнь.

Представьте, что вы долетели до Марса, давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. Воспитатель в наушниках: Земля, Земля, я - Марс. Связь нарушена.

Пройдемте быстрее в отсек связи и пошлём сигнал на Землю. (Воспитатель хлопает ритмичный рисунок, а дети повторяют на музыкальных инструментах)

Воспитатель: Юпитер. Это самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, жить там невозможно, поэтому мы прибавляем скорость и пролетаем мимо этой планеты.

Воспитатель: Сатурн. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник.

Подвижная игра «Найди своё место».

Для игры нам понадобятся обручи. Они вам ничего не напоминают?

Ждут нас быстрые ракеты

На далекие планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет

Опоздавшим – места нет.

(Аналогично игре «Бездомный заяц»)

Воспитатель: Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

А теперь давайте вместе расскажем об этой планете. Нам поможет в этом игра «Наоборот».

Например: черный – белый, сладкий – горький.

Планета: горячая –

старая –

близкая –

светлая –

маленькая –

обитаемая –

Воспитатель: Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. Нептун – это самая удаленная планета от солнца.

Воспитатель: Вот мы и долетели до последней планеты. Давайте назовем их по порядку.

Пальчиковая гимнастика «Планеты»

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Воспитатель: Есть предположение, что существуют ещё планеты в нашей солнечной системе. Пофантазируйте, как они могут выглядеть: какой у них размер, цвет, форма.

Детям предлагается занять места на ковре, пофантазировать и нарисовать свою планету.

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Наш космический корабль приближается к Земле.

Воспитатель: Земля – особенная планета. Она обитаема. На ней живут птицы, рыбы, звери. А почему только на нашей планете есть жизнь?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же нужно сделать всем людям, чтобы сохранить нашу планету чистой, зеленой, здоровой?

Посмотрите на картинки, они помогут вам ответить на мой вопрос.

Ответы детей.

Воспитатель: Наш корабль приземлился. Садитесь в капсулу – лифт и она доставит нас прямо к дверям детского сада.

Воспитатель: А вот и наш детский сад.

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Скажем гостям до свидания!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Организованная образовательная деятельность

«Путешествие в космос»

Старшая группа

Воспитатель:

Зайкова Ольга Владимиров

НОД «Путешествие в космос»

Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыка.

Группа: старшая

Продолжительность: 25 минут

Цель: Закрепление и обогащение представлений о космосе и космонавтах.

Задачи:

Обучающая задача: Поддерживать и развивать в детях интерес к окружающему миру. Знакомить дошкольников с профессией космонавт. Продолжать знакомить с первым покорителем космоса - Ю.А. Гагарин, А.А. Леонов. Закрепить у дошкольников знания о небесных телах (звездах, планетах).

Развивающая задача: стимулировать воображение, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательная задача: Воспитывать: уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство патриотизма, гордость за знаменитых людей, прославивших родную страну.

Речевая задача: активизировать речь детей, ввести в активный словарь следующие слова: космонавт, скафандр, шлюз.

Материал: Презентация «Покорители космоса», демонстрационный материал «Космос», макет «Солнечная система», цветная бумага, аудиозапись «Раскрасим все планеты» гр. «Барбарики», видео «Наша вселенная», аудиозапись «Космос», воздушный шарик желтого цвета на палочке (для экспериментальной деятельности), звезды желтого и белого цвета.

Методы и приемы:

Игра путешествие, ИКТ, мотивация, беседа, физкультурная минутка, художественное творчество, ритмопластика, рефлексия, проблемные вопросы, диалогово-информационный метод, словесный метод, наглядный метод, практический.

Предварительная работа : предварительные беседы; рассматривание энциклопедий, книг о космосе; рисунки о космосе;

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

2. Теоретическая часть.

    Беседа «История покорения космоса»

    Физкультминутка «Зарядка космонавта».

    «Планеты солнечной системы»

5. Ритмопластика «Невесомость»

6.Экспериментальная деятельность.

    Опыт «Солнечная система»

7. Практическая часть.

    макет солнечной системы

8. Окончание занятия.

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

КОНСПЕКТ НОД:

Дети с воспитателем под музыку входят в зал, встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и

И друг другу улыбнемся

Посмотрю на ваши лица

С кем бы мне тут подружиться? (со мной)

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте им улыбнемся и поздороваемся! (Здравствуйте)

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а в какое вы узнаете, отгадав мои загадки.(картинки показываю, когда дети отгадали загадку)

1. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на (ракете)

2. Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в (телескоп)

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе (звездочет)

4. Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной -(комета)

5. Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический (метеорит)

6. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный (спутник)

7. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам (Луна)

8. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется (Земля)

9. Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты (Космос)

Воспитатель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня? (О космосе ) (Слайд 1)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорим с вами о космосе, о том, как люди стали осваивать космическое пространство. Давайте с вами сейчас сядем на полянку и я вам что-то интересное расскажу (дети садятся полукругом перед экраном). (Слайд 2) Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Это были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. (Слайд 3) Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. (Слайд 4) А 3 ноября 1959 года собака Лайка в специальном скафандре отправилась в космос. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки. Каких двух собак полетевших в космос вы знаете? (Белка и Стрелка) (Слайд 5) Молодцы! Следом за Белкой и Стрелкой полетели еще две собаки (Слайд 6) -Чернушка и Звёздочка.Все они возвратились на Землю. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. (Слайд 7) 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток»с человеком на борту. Как звали первого космонавта? (Слайд 8) (Юрий Алексеевич Гагарин) Правильно! Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут (1час и 48 минут) и совершил посадку в заданном районе. Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй. Хорошая практическая и физическая подготовка позволили Юрию Гагарину войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. А кто из людей первый вышел в открытый космос? (ответы детей) Ребята, а что по вашему мнению означает фраза «вышел в открытый космос»? (ответы детей) Выход в открытый космос - это работа или прогулка в за пределами своего . (Слайд 9) Первый выход в космос совершил Алексей Архипович Леонов 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход – 2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду. Он покинул кабину через шлюз. Как вы думаете что такое шлюз? (ответы детей) (Слайд 10) Это люк или дверь космического корабля. В с самого начала имелся отдельный отсек. (Слайд 11) Алексей Архипович Леонов отплыл от корабля на пять метров, удерживаемый тросом. Он включил кинокамеру и несколько минут снимал корабль и плывущую под ним землю. Всего Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку его скафандр из-за разности давлений раздулся и не проходил через воздушный . Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт. (Слайд 12) Сейчас Алексею Леонову исполнилось 80 лет. (Слайд 13) У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди, как Гагарин и Леонов, и еще много других космонавтов, которыми мы тоже очень гордимся.

Воспитатель: Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать космонавт? (смекалкой, хорошей физической подготовкой, взаимопомощь)

Как вы думаете, что увидел Алексей Леонов, когда был в открытом космосе? (звезды, кометы, планеты, метеориты и.т.п.) А вы хотите побывать в космосе? (да) Давайте отправимся в путешествие на моем «мечталете» в космос. Но сначала, как настоящие космонавты, проведем с вами небольшую космическую тренировку. (Физкультминутка «Зарядка космонавта»)

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Влево, вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И в ракету ты садись!

(под слова педагога дети выполняют необходимые движения)

Молодцы! Вы настоящие космонавты. Проходите в ракету.

Чтоб отправиться в полет

проведем обратный счет.

10, 9,8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск (видео взлета ракеты, видео про планеты)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по космосу? (да) Как звали космонавта, который вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов) А вы хотите полетать как он в открытом космосе? (да) (дети встают в ракете и повторяют движения за воспитателем)

Внимание! Одеваем скафандр. Берём одну штанину, одеваем. Вторую – одеваем. Проталкиваем руки в один рукав, в другой. Берём шлем- надеваем на голову. Космонавты готовы! Экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос.

Ритмопластика «Невесомость». (видео «Наша вселенная», космическая музыка, выключить свет и включить светильник «Звездное небо»))

А вы знаете почему в нашей солнечной системе все планеты вращаются вокруг солнца? Давайте пройдем в нашу космическую лабораторию и проведем один опыт.

Опыт «Солнечная система».

Цель: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг солнца.

Оборудование: Воздушный шар (желтого цвета) на палочке, на который по окружности прикрепленны 9 шариков на ниточке.

Это наше солнце, а 9 шариков – это планеты. Вращаем шар, все планеты летят по кругу. Если его остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? (рассуждения детей)

Вывод: Солнцу помогает вечное движение, если солнце не будет двигаться вся система развалится.

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Садитесь в ракету. Сейчас начнется спуск на землю.

Один, два, три, четыре, пять, мы летим к земле опять. (дети выходят из ракеты)

Прилетев на землю все космонавты докладывают командиру полетов о проделанной работе.

1.Интересно ли вам было летать на мечталете?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Мимо каких планет мы сегодня с вами пролетали?

4. Что вы узнали о планетах нашей солнечной системы?

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы теперь настоящие космонавты! Все настоящие космонавты передают свой накопленный опыт следующему поколению. Я хочу вам предложить сделать макет солнечной системы.

(Дети подходят к столу, где лежит цветная бумага, сменяют ее в комочки и приклеивают на уже готовый макет солнечной системы)

Рефлексия: Ребята, посмотрите какая красивая солнечная система у нас получилась, но на ней не хватает звезд. У меня есть звезды разных цветов ярко желтые и белые. Желтая звездочка означает, что вам наше космическое путешествие очень понравилось, а белая звездочка означает, что наше космическое путешествие вам не очень понравилось, или у вас возникли какие-то трудности. Я предлагаю вам сейчас выбрать звездочку, которая вам подходит и приклеить ее на наш макет солнечной системы.

Вы все просто замечательно поработали! Мне с вами было очень интересно! Вот и закончилось наше путешествие. А давайте вы дома со своими родителями найдете новую информацию про наших космонавтов и нам потом расскажете.

Спасибо всем за работу. До свидания! До новых встреч! (дети под музыку группы «Барбарики» «Разукрасим все планеты» уходят).

Итоговое занятие по математике в старшей группе " Путешествие в космос"

Программное содержание:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года;

Совершенствовать умение находить место числа в ряду,

Закреплять прямой и обратный счет; называть «соседей» числа, предшествующее и следующее число;

Закреплять умение правильно пользоваться знаками «больше», «меньше» или «равно»;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах;

Закрепить знание частей суток, дней недели, времен года, месяцев;

С помощью игры развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность;

Закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной;

Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Материал и оборудование: магнитная доска; плакат «Солнечная система»; наборы счетных палочек; карточки для выполнения математических задач;

Предварительная работа: Беседа «Солнце и планеты Солнечной системы», посещение планетария, разучивание упражнения «Ракета»

Ход занятия Организационный момент.

Приветствие:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны.) Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх) Здравствуй, вольный ветерок (качают руками) Здравствуй, маленький дубок (имитируют дерево) Здравствуй утро, здравствуй день (разводят поочередно руки в стороны) Нам здороваться не лень (показывают на себя и делают поклон).
Все мы дружные ребята.(беремся за руки и поднимаем руки вверх)
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем. (показываем пальчиком)
Как заботиться, мы знаем. (идем по кругу)
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, (руки кладем на плечи друг другу)
Будет радостно светло!

В: Дети, улыбнитесь друг другу. В нашей группе стало светлее от ваших улыбок. Пусть это радостное настроение останется на весь день с нами.

В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру, которая называется « Найди свое место».

(На столе лежат карточки с цифрами, перевернутыми вниз. Дети под музыку передвигаются по группе, как только музыка затихает, дети берут первую попавшеюся карточку и встают на свое порядковое место. Если дети встали правильно, то получается изображение ракеты)

В: Ребята, посмотрите, что у нас получилось! (РАКЕТА) Однажды люди решили полететь в космос! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь в космос. Кто это был и когда? (Юрий Гагарин, 12 апреля)
А вы хотите быть космонавтами и отправиться в космос?

Наша задача занять посадочные места в ракете. Но это не так просто. (Раздаю билеты.)

В: Скажите, что на ваших билетах изображено? (Геометрические фигуры). Обратите внимание, сколько и каких фигур должно быть на вашем посадочном месте, будьте внимательны, чтобы случайно не занять чужое место.

(Дети ищут свои места.)

В: Что нам понадобится из одежды? (скафандр) Надеваем комбинезон, сапоги, шлем, герметично соединяем части скафандра. С вами говорит руководитель управления полетами: «Космическому экипажу приготовиться совершить путешествия, побывать на разных планетах! »

Ребенок рассказывает стихотворение:

Сказал «поехали» Гагарин Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась, Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это – навсегда!

В: Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие космонавты отсчитать от 10 до 0. (Обратный отсчёт) И произнести знаменитую фразу Гагарина « ПОЕХАЛИ»

(Звучит музыка)

В: В темном небе звезды светя Космонавт летит в ракете.

Пока наш корабль набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство, мы с вами повторим следующее:

1) Какое время года у нас на Земле? 2) Какой месяц? 3) Какое число сегодня? 4) Какой сегодня день недели? 5) Вчера какой был день недели? 6) А завтра какой день недели будет? 7) А когда мы с вами отправились в полет-часть суток?

В: Молодцы ребята! Пока мы с вами беседовали, наш главный компьютер на корабле что-то начал барахлить. Давайте аккуратно встанем и попытаемся добраться до главного компьютера, но не забывайте, что мы с вами сейчас находимся в невесомости. (Дети вмести с воспитателем имитируют полет) В: Ребята занимайте рабочие места. Нам с вами придется потрудиться!

В: Итак, ребята, мы с вами отправляемся на планету Меркурий.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой - страшный холод и мертвый покой.

В: Посмотрите, все цифры перепутались на экране. Нужно быстро исправить ситуацию, иначе будет авария.

Задание « Вставь пропущенное число» Детям предлагается вставить пропущенные цифры: 123?5678910 ;1234567?910 ;12345?78910 ;12345678?10

В: Вот, молодцы ребята, спасли наш полет!

В: Вторая от Солнца планета Венера.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно!
Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна!
Но, может, пока? Планета Венера находится рядом с планетой Земля. Но в отличии от нашей планеты жизнь там невозможна, почему? (Потому, что на планете Венере ядовитый газ)

В: Ребята вы убедились, что у нас сегодня не простое путешествие. Нас ждет еще много испытаний и я вам предлагаю подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши) планеты будем мы считать. К солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты) На Венеру полюбуюсь, Вот Земля – наш дом родной, Шар любимый голубой. Мимо Марса пролетаю, и Юпитер наблюдаю. Вот Сатурн и Уран, Показали кольца нам. Вот Нептун, а вот Плутон, Дальше всех от солнца он. Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши) Полетали от души. (пальцы сжаты, большой палец вверх)

В: Мы отправляемся на планету Марс.

Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета.
Назвали планету в честь бога войны.

В: Нам нужно выполнить космическое задание «Назови соседа».

Назовите соседей числа 6? (5 и 7) 8(7 и 9) 3(2 и 4) 9(8 и 10) и т. д.

А теперь задание меняется, я вам буду называть цифру, а вы мне будете показывать цифру на один больше.

В: Молодцы вы отлично справились с заданием, а нам пора лететь дальше.

В: Вот и следующая планета Юпитер.

Юпитер - царь планет!
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!

В: На этой планете мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот».

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. (Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Легкий – тяжелый; Сильный - слабый; Быстро - медленно.)

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

В: Мы прилетели на следующую планету - Сатурн, здесь нас ждет следующее испытание которое называется «Поставь правильно знак» (Дети работают в карточках, считают звезды, внизу пишут соответствующие цифры и ставят знак или =)

Уран, Нептун, Плутон –
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь…
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!

В: Посмотрите в иллюминаторы, а здесь и правда очень темно и холодно. А давайте мы с вами сейчас попробуем создать свои звезды из счетных палочек. Задание составить из палочек:

Из 5 палочек-2 равных треугольника

Из 7 палочек-2 равных квадрата

Из 7 палочек-3 равных треугольника

Из 9 палочек-4 равных треугольника

(Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания и исправляют ошибки).

В: Посмотрите, какие интересные конструкции у вас получились. Вот и ваши звезды зажгутся в космосе.

В: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, значит, вы настоящие космонавты и трудностей не боитесь! И нам пора возвращаться на землю в наш любимый детский сад.

Космическому экипажу приготовиться совершить посадку! Проходим на свои места.(Дети садятся на свои места)

В: Для того чтобы ракета вернулась на землю, нужен обратный отсчет 10 9 8 7….

(звучит музыка) Пока мы летим на свою Родную планету давайте побеседуем. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные, присутствует уникальный спутник – Луна.)

В: Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Теперь нам надо снять космические снаряжения. (Имитируем что сняли скафандр) Дети усаживаются на ковер.

В: Мы с вами за время полета выполняли много заданий. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно путешествовать, у вас все получилось, то поднимаете «Солнышко». А у кого сегодня были затруднения, поднимите «Тучку» (дети выбирают карточку и рассказывают, что им понравилось или не понравилось) Все космонавты награждаются медалями.

Образовательные задачи:

Закреплять количественный, порядковый счет в пределах 10;

Совершенствовать умение правильно отвечать на вопрос «который по счету»;

Закреплять знания объёмных и плоскостных геометрических фигур;

Совершенствовать умение называть следующее и предыдущее число;

Закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько»;

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, во времени;

Формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на 4 равные части.

Развивающие задачи:

- развивать геометрическую зоркость;

Развивать творческое воображение и фантазию;

Развивать внимание и логическое мышление;

Развивать любознательность;

Развивать интерес к познанию космического пространства.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям космоса; воспитывать в детях гордость за свою страну;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться; убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели;

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Материал:

Волшебный цветок, «метеоритный поток», магниты, звезды, плакат «Планеты Солнечной системы», зашифрованные сказки, скафандр, технические средства обучения.

План занятия:

1. Орг. момент – 1 минута

2. Подготовка к восприятию – 4 минут

3. Конструирование ракеты. Полет. - 2 минуты

4. «На неизвестной планете» - 15 минут

5. Полет на планету Земля – 2 минуты

6. Итог занятия – 1 минута

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель приводит детей в музыкальный зал, дети садятся на стулья.

2. Подготовка к восприятию.

Здравствуйте, дети. Я, инопланетянин Альф, прибыл с далёкой и неизвестной планеты. Наша планета в опасности. Злой волшебник Астероид заколдовал её. Планета будет уничтожена, если мы не решим 7 сложных заданий.

Мне поступил сигнал о том, что на планете Земля, в городе Дубна, есть детский сад «Рябинка», в котором живут самые находчивые дружные и смелые дети! Вы готовы нам помочь?

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте – кА,

Космонавтам помогает

МАТЕМАТИКА!!!

На чем можно полететь в космос? (звездолет, астролет, ракета, летающая тарелка). Предлагаю сегодня полететь на ракете, которую вы построите сами!

3. Конструирование ракеты из объёмных модулей. Полет.

Внимание! В шеренгу становись, направо - раз, два, налево – раз, два! По порядку номеров рассчитайтесь!

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете!

(дети заходят в ракету)

Пристегните ремни!

Обратный отсчет: 10, 9, 8 …

И летит ракета ввысь!

На мониторе - карта нашего маршрута. Начало полёта – планета Земля. Определите местоположение планеты Земля на космической карте.

(нижний левый угол)

Мы подлетели к красной звезде. Назовите её местоположение на карте.

(верхний левый угол)

Что – то мелькнуло за иллюминаторами ракеты?! Это метеоритный поток. Назовите форму метеоритов (шар, куб, цилиндр).

Мы приближаемся к желтой звезде. Назовите её местоположение на карте (верхний правый угол).

Мы у цели. Неизвестная планета рядом. Назовите её местоположение

(нижний правый угол).

4. «На неизвестной планете»

Внимание! Посадка! Немедленно приступаем к спасению планеты!

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 звезду. Вам необходимо собрать 7 звезд, чтобы спасти планету! Отвечаем четко, быстро, друг друга не перебиваем! Вперед!

(воспитатель подводит итог после каждого задания)

7 заданий злого волшебника Астероида:

1) Задание первое.

«Да – нет» (игра в круге с мячом)

- Отвечаете быстро на вопросы: да или нет:

  • Земля круглая?
  • Сегодня понедельник?
  • Всего 4 времени года?
  • На небе много звезд?
  • В году 10 месяцев?
  • Земля – самая большая планета Солнечной Системы?
  • 6 меньше чем 3?
  • Вчера была суббота?
  • После весны наступит лето?
  • В неделе 7 дней?
  • У круга есть углы?
  • Куб – устойчивая фигура?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете первую звезду!

2) Задание второе.

«Фигуры на спине» (игра в круге):

Встаньте в круг! Необходимо отгадать геометрическую фигуру, которую я нарисую вам на спине! (звучит космическая музыка)

7 правильных ответов считается выполненным заданием! Команда получает вторую звезду!

3) Задание третье.

«Волшебный цветок» (дети садятся на стулья)

Следующее задание «Волшебный цветок». Сколько лепестков? Берем лепесток и называем соседей данного числа.

Хорошо справились с заданием. Получаете третью звезду!

4) Задание четвертое.

- Решаем хитрые задачки:

  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)
  • Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять па двух ногах? (2 кг)
  • Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились. Сколько улетело?
  • Упали 2 горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  • На березе росло 3 яблока. 1 яблока сорвали. Сколько осталось?
  • На столе 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов на столе?

Вы проявили смекалку. Молодцы! Ваша четвертая звезда!

ТАНЕЦ ПРИШЕЛЬЦЕВ

А теперь отдохнем и исполним космический танец.

5) Задание пятое (подойти к столу)

«Что лишнее»

Земля, Солнце, скафандр

Комета, метеорит, глобус

Астролет, звездолет, лодка

Телескоп, бинокль, телевизор

Планета, спутник, пылесос

Космонавт, астронавт, водитель

Самолет, вертолет, ракета

Здорово! Великолепно справились с заданием! Вы получаете пятую звезду!

6) Задание шестое.

«Планеты солнечная система» (подходят к мольберту)

Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце и планеты – это Солнечная система. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9 планет).

На каком месте Меркурий? Земля? Венера? Марс? Уран? Сатурн? Юпитер? Нептун? Плутон?

Замечательно выполнили задание. Ваша шестая звезда!

7) Седьмое задание (дети садятся за столы)

«Загадочный квадрат»

- Слушайте внимательно: если сложить квадрат пополам и ещё раз пополам, сколько будет равных частей? Давайте проверим: сложите пополам, уголки к уголкам, сгиб пригладить и ещё раз пополам. Сколько частей получилось?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете седьмую звезду!

8) Восьмое задание.

«Назови сказку!»

- Внимательно посмотрите на эти схемы и определите название сказки. Заветная седьмая звезда - ваша!

Сколько звёзд вы собрали?

ПЛАНЕТА СПАСЕНА!!!

СПАСИБО ВАМ ДЕТИ. В награду – каждому звезда!

В благодарность ВАМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ возможность ДАТЬ ЕЙ НАЗВАНИЕ!!!

Творческое задание «Придумай название планете»

5. «Полет на планету Земля»

Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. В шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайтесь! Экипаж, занять свои места! Пристегните ремни! Обратный отсчёт.

(имитация полета под комическую музыку)

6. Итог занятия

Мы на планете Земля!

Спасибо вам за смекалку и добрые сердца! Дружба помогает вам делать настоящие чудеса! В память о космическом путешествии дарю пазл «Солнечная система» для изучения и открытия неизвестных вам планет. А мне пора в космос на мою планету ….!