Колыванская чаша в эрмитаже. Сокровища Эрмитажа: Большая Колыванская ваза. Для этой работы было построено специальное здание

и хочу показать Вам один из экспонатов музея. Это знаменитая Колыванская ваза. Её высота более 2,5 метров,а овал чаши 5 на 3,25 метров.
Для неё в Новом Эрмитаже,в середине 19 века,создали специальный зал - Зал Большой Вазы.

Акварель художника Ухтомского Константина Андреевича.
А это сегодняшний вид зала:

По эрмитажной легенде, чтобы установить вазу в нижнем зале Нового Эрмитажа часть стены пришлось разобрать!!! Позднее всё привели в нужный порядок: проёмы заложили,оставив небольшие окна,стены облицевали искусственным мрамором,который был гораздо дороже настоящего!!! и установили скульптуру - у одной я долго стояла и пока не прочла надпись " Портрет пожилой дамы", никак не могла решить кто передо мной: мужчина или женщина???


Ну да Бог с ней,пусть себе стоит и любуется вазой.


Сделана ваза из зелёно-волнистой ревневской яшмы.
Вот её история:
В 19 веке один из российских камнерезных центров был создан на Алтае.
В 1819 году унтершихтмейстер И.С. Колычев, добывая на Ревневской каменоломне блоки для колонн, обнаружил яшмовую глыбу длиной около десяти метров. Когда глыбу стали отделять, она оказалась раздвоенной, причем большая ее часть достигала пяти с половиной метров. Пятиметровой длины яшмовый монолит, — уже само по себе было замечательным событием. Обработка этой породы является необычайно сложным процессом, ведь яшма, обладая большой твердостью, в то же время очень хрупка, не переносит ударов, которые порой оставляют на ней многочисленные трещины. Известно, что два постамента, предназначавшиеся под вазу-чашу, в процессе обработки погибли. Но алтайские мастера умели работать с яшмой.
В течение лета 1828 года яшмовая глыба обрабатывалась под руководством И.С. Колычева, а в сентябре 230 человек подтащили ее к каменотесному сараю и поставили, приподняв над землей примерно на один метр, на специальные стойки. В 1829 году «грубою обтескою» из камня было вынуто около 15 сантиметров породы.
Работа на Колывано-Воскресенской фабрике началась в 1831 году, куда яшмовую глыбу тащили целый месяц, при этом занято было 1000 человек, которые за сутки протаскивали монолит на полверсты.
На фабрике работа над вазой началась в цехе «колоссальных вещей». В гигантской яшмовой глыбе, из которой вырезалась «Царица ваз», было множеств мелких трещинок, но они были так искусно заделаны, что их трудно рассмотреть даже с близкого расстояния.
Чтобы драгоценный груз доставить в Барнаул, понадобились 160 лошадей и «четыре вновь изобретенного устройства вагона, особенно для самой чаши, имеющей с укупоркою весу слишкол 1000 пуд». Из Барнаула обоз двинулся в Екатеринбург, а потом водным путем по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шексне и далее по Мариинской системе.

Благополучно добравшаяся до Санкт-Петербурга баржа в августе 1843 года доставила «Царицу ваз» в российскую столицу,где она пребывает и поныне,привлекая внимание посетителей!

Только один раз видела Панина чашу Колоссальную вживую. Поездку для нее в Санкт-Петербург организовал один руководитель предприятия из Курьи, восхищенный тем, как в колыванском музее верно сохраняют историю создания самого грандиозного изделии алтайских камнерезов.

Смотришь на Царицу ваз и - дух захватывает! - вспоминает Панина. - В Эрмитаже огромное количество разных экскурсий - и тематических, и обзорных. Практически все они заканчиваются в зале Царицы ваз, который по-другому называется еще залом Колыванской вазы.

Здесь все посетители непременно начинают фотографироваться. Поднимают руки и непроизвольно восклицают, потому что на фоне такой мощи люди смотрятся лилипутиками…

Пионеры-рудознатцы

- Ольга Борисовна, история Царицы ваз началась задолго до ее появления в столицы России..

Камнерезное дело на Алтае началось с того, что в 1786 году на реке Алее на Локтевском медеплавильном заводе открыли небольшую шлифовальную мастерскую, потому что там нашли очень интересный красивый порфир.

Потом на Алтай была отправлена группа специалистов-рудознатцев. Они нашли в окрестностях Колывани более 200 месторождений цветного поделочного камня. Все они были очень разные - яшма, гранит, порфир. Причем камни были разнообразны по цветовой гамме, по рисунку, по количеству запасов.

К концу XVIII века медеплавильный завод в селе Колывань был закрыт, а работные люди, специалисты здесь остались. И тогда принимается решение построить на базе закрытого медеплавильного завода большую фабрику по обработке цветного камня.

В 1800 году приступили по возведению двухэтажного здания, а в 1802 году в августе уже началось производство на этой фабрике.

Какие экономически разумные решения наши предки принимали: не просто закрыть, разогнав людей, а сохранить…

Да! Невольно сравнишь с ситуацией в Колыванстрое в конце прошлого века. Закрыли шахту и - все. Дороги чистить некому, поддерживать поселок, в котором была создана великолепная инфраструктура, жили и работали специалисты высочайшего класса, некому. Закрылось все. Люди разъехались по всей стране…

- Вернемся во времена разумных предков наших. Для Царицы ваз нужно было найти не просто камень, а чудо камень.

Ревневскую яшму на Алтае открыли в 1789 году на горе Ревнюха (сейчас это Змеиногорский район). Стали работать с этой яшмой не сразу.

Только Стрижков, первый управляющий Колыванской шлифовальной фабрики, заинтересовался этим камнем. В своих записях он подчеркнул, что это очень красивый твердый камень.

Недаром один из ведущих геологов России Фирсман в начале XX века, когда приезжал на Алтай, сказал, что такой разнообразной цветовой гаммы и такого рисунка яшмы он нигде не видел.

Глыбу длиной в 14 аршин (аршин - 0,711 м - прим. ред.). обнаружил на каменоломне унтер-шихмейстер И. С. Колычев в 1820 году. Но только спустя 4 года после отделения камня управляющий Колыванской шлифовальной фабрики сообщил в Санкт-Петербург, что монолит после очистки может быть употреблен для какой-либо вещи элипсовидной формы.

Отсечь все лишнее

- В Северной Пальмире заинтересовались алтайской находкой?

В Санкт-Петербурге полным ходом шло строительство дворцов, украшений для парков. Сообщением с Алтая заинтересовался архитектор Мельников.

Он и стал автором проекта, который утвердил управляющий кабинетом императора Гурьев. Но переписка со столицей шла долго: почта ушла, вернулась через полгода. В чертежах, присланных из Санкт-Петербурга было что-то непонятно мастерам, например, делать лажки вогнутые или выпуклые и т. д.

Получив в 1828 году небольшой макет-модель, колыванским мастерам стало ясно, какую вазу делать, какие лажки, какие канелюры. И только тогда они приступили к обработке камня в карьере. Обтеска заняла много времени, ведь работали только летом.

Эту грубообработанную глыбу доставили в Колывань за 30 верст. Художник Тарский, исследовав историю, написал картину «Доставка монолита с Ревневского месторождения», которая сейчас находится в Колыванском музее.

Под глыбу подкладывали специальные волокуши, которые по зимнему пути тащили запряженные в лямки мужики, как бурлаки. По одним свидетельствам, было 567 человек. В других свидетельствах - более 1000 человек.

Мы склоняемся ко второй версии, потому что надо же было еще и дорогу торить, рубить лес. На фабрике к работам над чашей приступили 22 декабря 1831 года.

- Для этой работы было построено специальное здание?

Нет, оно было сделано еще в 1820 году. Дело в том, что двухэтажное здание постройки 1802 года имело один небольшой проход.

Когда же приступили к изделиям больших форм, поняли, что доставка огромных монолитов сюда будет затруднительной, а разобрать стену, сложенную из гранитных блоков, было невозможно.

Тогда решили неподалеку построить одноэтажное здание с большими воротами.

Здание колоссальной шлифовальной фабрики проектировалось именно для колоссальных изделий - (от колосс - «огромный», прим. редакции).

- Царица ваз - не единственная чаша колоссальная?

Были и другие, но они меньших размеров. В Эрмитаже на первом этаже стоят еще две колыванские вазы XIX века. От них, как правило, начинаются все экскурсии. Эти вазы, выполненные тоже из зелено-волнистой яшмы, вдвое меньше Царицы.

«Покои» для Царицы

- Наверняка, сложно было транспортировать эдакую махину?

Начали вазу делать 22 декабря 1831 года, а 9 февраля 1843 года ее готовую, упаковали, и специальным поездом - в виде вагона были сделаны четверо саней, в которые запрягли 154 лошади, чаша Колоссальная двинулась к Барнаулу.

В Барнаул обоз прибыл 18 февраля, а 21 февраля он направился в Екатеринбург, на Уткинскую пристань. Там ее перетащили на баржи, отправившиеся по рекам Чусовая, Кама, Волга, далее - по Мариинской системе.

14 августа 1843 года баржа достигла Петербурга. По усадке баржи определили вес вазы: с упаковкой она весила свыше 1000 пудов.

В Петербурге эта громадина вызвала испуг, потому что стало понятно, что ставить ее некуда. Шесть лет, заколоченная в ящике, она простояла на набережной Невы.

Ломали головы: что с ней делать? Предлагали вокруг нее лестницу соорудить, чтобы люди поднимались и осматривали ее внутри: там углубление 5 м на 3 м - как бассейн. Но таким образом всю красоту вазы не увидишь.

Тогда приняли решение: оборудовать для вазы конный проезд между старым и новым зданиями Эрмитажа. Возвели и укрепили фундамент, положили мозаичный пол, затащили Царицу ваз и с двух сторон закрыли - получились вечные «покои» для Царицы.

- Во время ленинградской блокады, наверное, сложно было сохранять этот гигантский экспонат?

Ее обкладывали мешками с песком, чтобы предотвратить попадание осколков. Снаряды и бомбы ее не повредили, но крыша над вазой была повреждена.

Когда раскрывали вазу, то работники Эрмитажа ведрами вычерпывали из нее воду. Военные годы плохо сказались на ее состоянии. Нужно было навести блеск, отшлифовать, отполировать поверхность.

Поэтому в 1948 году пр Эрмитаже открыли училище для специалистов по работе с камнем. Семь человек с нашей колыванской шлифовальной фабрики проходили там обучение и помогали восстанавливать Царицу ваз.

Когда они вновь вернулись в Колывань, то были очень большими специалистами своего дела, принесли много знаний и хороших навыков. И это очень пригодилось.

В 1952 году эти мастера - Митин, Поднебеснов - по проекту Воротникова сделали из кордонского порфира юбилейную вазу к 15-летию Алтайского края. Эти же специалисты сделали первую мозаичную картину из наших очень твердых камней.

И ваза и панно сейчас хранятся в краеведческом музее.

Российские мастера всегда высоко ценили алтайские камни. Тот же Фаберже делал свои ювелирные яйца из алтайского кварцита...

Да, в Эрмитаже есть изделия Фаберже из нашего белоречского кварцита. В том числе и пасхальные яйца. Кстати, колыванская шлифовальная фабрика делала огромное количество таких пасхальных яиц, которые затем русский царь как главнокомандующий раздавал своим подчиненным на праздник.

Такая традиция существовала во всех войсках российской армии. Мой дедушка был офицером царской армии, который в годы гражданской войны перешел на сторону красных, а закончил свою службу воинскую в чине майора советской армии. И с царских времен он хранил такое пасхальное яйцо колыванской фабрики…

- Ольга Борисовна, какое значение имела и имеет Царица ваз для нашей страны?

Павел Свиньин в своем журнале «Отечественных записках» в XIX веке написал о вазе целую статью, где были такие слова: «Хотя некоторые чаши и вазы, привезенные с сибирских гранильных фабрик в Санкт-Петербург, по изящности камней и по красоте своих форм могут сравняться с сею новою чашею и даже превосходить ее, но ни одна из них столь не доказывает ни богатства сибирской натуры, ни смелой предприимчивости русских мастеров».

Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».

«Царица ваз» — название большой колыванской вазы из зелёно-волнистой яшмы.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелено-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана большая часть камня длиной 5,6 м.
Вскоре после этого, управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи, добытого монолиты яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась емкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряженных в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году «Царицу ваз» было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.




Ваза 1808 Колыванская шлифовальная фабрика.

Ваза 1807 Екатеринбургская гранильная фабрика Уразовская яшма,золоченая бронза

Ваза 1801 Екатеринбургская гранильная фабрика Брекчия,золоченая бронза.

Чаша из родонита (орлеца) 1868 г.

«Малахитовой эпохой» обычно называют 30—40-е годы XIX века, когда были открыты новые крупные месторождения малахита в Гумешках и под Нижним Тагилом. Именно в это время и вспыхнула необычная мода на малахитовые изделия. Малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы.
Много изделий из малахита изготовлялось на Екатеринбургской фабрике под руководством Якова Коковина. В 1839 году фабрика купила на Нижнетагильских заводах 46 пудов малахита по 800 рублей за пуд «на делание большой вазы и других малахитовых вещей».
Через три года (в 1842-м) большая малахитовая ваза была готова. Она была выполнена по рисунку И.Гальберга «ленточным» набором. В Петербурге в английском магазине «Никольс и Плинке» для неё изготовили ручки с мужскими головами из золочёной чеканной бронзы. Она является одной из самых красивых и крупных ваз, хранящихся в настоящее время в Эрмитаже. Высота её достигает 184 см. Главное в ней — замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, тёмные и светлые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую свежей изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зелёные волны.

Торшеры и ваза из коргонского порфира 1805-1807 гг.; 1811 г.


Ваза из бадахшанского лазурита 1845 г. Екатеринбургская гранильная фабрика Высота 178,0 см; диаметр 140,0 см

- (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы - произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире!
По ссылке можно прочесть краткую официальную историю создания и транспортировки вазы. С момента находки куска яшмы (1815г.) до момента установки изделия (1849г. в Эрмитаже) прошло 34 года! Но это не главное, ниже комментарий специалиста.

В одной из статей прозвучал комментарий специалиста по обработке камня:

Самое уникальное в этой вазе то, что при ее изготовлении комбинировались разные технологии. Недавно знакомый пытался заказать вазу из змеевика на Урале. Она должна была быть 1200 мм высотой и что-то порядка 600ммм в диаметре. Нарисовали эскиз, отправили на предприятия и все отказались. То есть они могли сделать ее сборной, склеить из нескольких заготовок выточенных отдельно, а ему хотелось именно монолит. А так да: платформа вазы - идеальный квадрат, ножка уже вытачивалась при помощи вращения, а как сделали чашу элипсовидной геометрии и как накатали фигурные профили по всей ее нижней части - сегодня станков способных это сделать не существует. Причем при обработке камень подвергается большим нагрузкам и как вся эта конструкция не лопнула - тоже непонятно. По камню такая особенность: чем он красивее, тем неоднороднее его структура и в ней масса трещин. Особо красивые блоки при распиловке на элементарные плиты дают порядка 70% отходов, что тоже закладывается в цену изделия. Вобщем через мои руки в свое время этого камня прошло десятки тон, и вот я смотрю на эту вазу и понимаю, что я - ничего не понимаю))) Причем я даже не знаю никого, кто понимает, как это делалось. Ну вот берем малахитовые колонны внутри Исаакия. Они склеены из маленьких кусочков, а потом отшлифованы и отполированы. Хорошая мастика сейчас для склеивания поверхностей из натурального камня тоже есть, но срок ее службы не превышает десяти лет, а колонны в Исаакие стоят лет двести и не рассыпались!!! Они сделаны из очень тонких пластин, сегодняшнее оборудование нарезать такие не в состоянии и т.д. То есть современный уровень технологий камнеобработки намного ниже, чем был у спецов строивших Питер.

Дело в том, что при обработке камня кромка немного крошится. Именно ради того, чтобы камень крошился как можно меньше - его и режут на большой скорости, у нас раньше станки были с 4-5-тью тысячами оборотов диска в минуту и все равно место отпила не спутать ни с чём. Для сглаживания места скола используются полиэфирные мастики, срок службы которых до 5-7-ми лет в условиях закрытого помещения, но и этот вариант любому, кто работал с камнем бросается в глаза. Ничего подобного на данной чаше нет. Она сделана из цельного куска камня, причём как ее делали - я себе не представляю, несмотря на то, что хорошо знаком с современными технологиями камнеобрабатывающей промышленности.
***

Видео из каирского музея




***

Национальный музей антропологии. Мексика

Некоторые фотографии могут повторяться (были в предыдущих частях). Но здесь представлены в другом ракурсе:


Чем сверлили кварцит?


Как-то не поворачивается язык сказать, что это сделано примитивными средствами: медной трубкой с абразивом. Наверное, многие видели видео, где сторонники официальной истории сверлят вручную в граните отверстия. Умножьте время, ушедшее у них на количество таких сверлений в этом сосуде. Уйдут месяцы ежедневных работ. Плюс шлифовка поверхностей (чем?). Если даже мастер работал за еду, то кто ее выдавал за это изделие? Не слишком ли дорогая цена?


Другое дело, если принять, что изделие изготавливалось в течении нескольких дней машинным способом. Пусть сверлением медной трубкой с песком, но на "станке".


Шпульки для ниток или катушки для намотки провода?


Кварцит

Большая Колыванская ваза получила свое название по месту создания. Так, называлась фабрика в Алтайском крае. Ее часто именуют «царицей ваз». Она выполнена из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Это произведение камнерезного искусства было удостоено зала в Зимнем дворце, а сейчас является экспонатом Эрмитажа.

История создания

Берет свое начало на заре XIX в. В те времена были популярны изделия из камня, поэтому разведывательные работы велись постоянно. В 1819 г. поисковики находят гигантский самородок зеленой яшмы.


Камень — Яшма

Это случилось на одной из каменоломен Алтая. 11-метровый утес яшмы было решено расколоть для отделения одного большого монолита. Получился 8-метровый камень, на котором в процессе образовалась трещина.

Она и разделила камень на 2 неравные части, и наибольшая из половин была пригодна для дальнейшей работы. Ее размер – 5, 6 метра.

Вес составляет почти 20 тонн, высота вместе с пьедесталом – 2,57 м. Признанная самой большой вазой в мире, она имеет 5,04 м во внешнем диаметре и 3,22 м во внутреннем.

Проект эллипсовидной чаши

Об этой находке было сообщено в Петербург, императору Александру I. Директор Колыванской фабрики М.С. Лаулин направил ему чертежи с точным указанием размеров. В ноябре 1920 г. из Зимнего дворца был получен ответ.

Он содержал проект по изготовлению эллипсовидной чаши, который разработал архитектор царского двора Джакомо Кваренги. Чертежи и гипсовый макет были доставлены из Петербурга в Колывань, после чего работами по созданию вазы руководил архитектор Авраам Мельников.

От момента нахождения яшмовой глыбы и сообщения об этом царскому двору до рождения великолепного произведения искусства прошло 25 лет. Сперва нужно было вытащить камень из земли, не повредив его. Затем предстояла длительная шлифовка и обтеска до получения нужной формы.

Дважды изделие полностью полировали и в конце нанесли на него живописный орнамент. Рабочие трудились вручную. Результатом стал прекрасный экземпляр камнерезного искусства, который поражал своей грандиозностью.

Размеры чаши по сей день бьют рекорды среди аналогичных примеров: 19-тонная статная красавица возвышается на 2,5 м над землей; диаметры по большому эллипсу – около 5 м, по малому – более 3-х.

Мастера потратили свыше 2-х десятков лет, с филигранной точностью вырезая чашу из единого камня. В это же время ее полировали и украшали орнаментом. Параллельно искали камень для пьедестала.

Интересен факт, что традиционная круглая форма чаш того времени, была заменена на овал. Учитывая, что яшма – камень хрупкий, это особенно осложняло задачу мастеров. Остается лишь догадываться, какими невероятными усилиями им удалось явить это чудо миру.

Транспортировка

Чашу повезли в Петербург на исходе зимы в 1943 г. Караван состоял из 154 лошадей, что неудивительно. Громоздкую скульптуру нужно было доставить в целости и сохранности, и для этого необходима была огромная тягловая сила.

Дорога пролегала через Барнаул, административный центр Алтайского края. 660 пудов гравированной яшмы прибыли в Санкт-Петербург через полгода после начала пути.

Прибытие вазы в Петербург

Вышла на поверхность халатность по подбору места для чаши. Оказалось, в Зимнем дворце заранее не позаботились о том, чтобы приготовить для нее место. Поэтому баржа с «царицей ваз» вынуждена была задержаться у Аничкова моста, а после - прямо на набережной Невы напротив Эрмитажа.

Подходящим вариантом мог быть только парадный второй этаж, однако, транспортировка чаши до него была невозможна.

Ее отправили на склад. Там нахождение вазы затянулось почти на 2 года, пока для нее не отвели проезд только что законченного Нового Эрмитажа.

По прибытию во дворец Колыванскую вазу сперва определили на склад, так как достаточно просторного помещения для ее экспозиции не нашлось. После того как это упущение было исправлено, прошло уже 150 лет. Теперь яшмовая ваза занимает почетное место в главном Государственном музее.

Именно здесь еще несколько лет сооружали массивный постамент из найденного позже, чем основная глыба, подходящего камня зелено-волнистой яшмы. Фундамент был готов только к осени 1849 г. На привычное нам место - в зале Нового Эрмитажа ее устанавливали 770 рабочих.

Санкт-Петербург — мой дом и самый красивый город на Земле. Я люблю его за великолепную архитектуру, неповторимую атмосферу и даже за серые будни. Мне нравится делиться с читателями своими впечатлениями о городе, «показывать» словом на сколько он необычен и величественен.