Когда младенец начинает реагировать на погремушки. Первые игрушки малыша. Если предыдущее упражнение получилось, то к удерживаемой ребенком игрушке приблизите свободную руку ребенка и дайте ему дотронуться до нее свободной рукой. Это будет способствовать

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.


Что может быть проще - выбрать погремушку для ребенка? Но подходить к этому выбору необходимо очень ответственно, поскольку именно с погремушки для новорожденных и начинается процесс обучения малыша. В течение первого года жизни погремушки помогают малышу в приобретении различных навыков, способствуют его психоэмоциональному и физическому развитию.

с погремушек начинается процесс обучения малыша

Первое знакомство новорожденного ребенка с игрушками происходит через визуальный, акустический и тактильный контакт. Виды погремушек, на которые надо ориентироваться родителям при выборе:

  • Погремушки-подвески. Погремушки подвешиваются над кроваткой и коляской. Могут быть простые или на мобильной основе с музыкальным модулем.
  • Погремушки-браслеты и погремушки-носочки. Тканевые погремушки на ленте с липучкой. Надеваются на ручки-ножки младенца и помогает развитию координации движений и мышечной активности.
  • Погремушки-кольцо (овал, ромб, квадрат, треугольник) . Обычные погремушки в ручки ребенку.
  • Погремушки-прорезыватели. Погремушки, предназначенные в период прорезывания зубов. Могут быть выполнены в виде кольца или любой другой формы, с охлаждающим гелевым наполнителем или без него, простой или фактурной силиконовой поверхностью. Поверхность прорезывателя, соприкасающаяся с деснами малыша, достаточно мягкая, чтобы не поранить десенки при надавливании, и в меру жесткая для того, чтобы ее пожевать, погрызть и просто «помусолить» во рту (см статью о прорезывателях).
  • Погремушки-шуршалки. Мягкие тканевые погремушки с различными шуршащими наполнителями в отдельных элементах.
  • Погремушки-слингоигрушки. Слингомамы частенько используют для развлечения и отвлечения ребенка в слинге погремушки-слингоигрушки, подвязываемые к слингу. Сидящий в слинге пятимесячный и более ребенок занят в это время не дерганьем маминых волос или сережек, а яркой и приятной на «вкус и ощупь» слингоигрушкой.

Во всех видах погремушек могут быть использованы моно-материалы (только пластик, ткань, силикон) или их смешение, что более интересно и познавательно для ребенка. Но родителям следует обращать внимание не только на то, какую выбрать погремушку, но и на то, как выбрать погремушку для ребенка правильно.

Как выбрать погремушку?

При покупке погремушек для первых детских игр молодые родители должны предъявлять к ним следующие основные требования:


  • Экологичность материала и безопасность самого изделия. Погремушки должны быть изготовлены из безопасного для ребенка материала, не выделяющего вредных веществ. Погремушки не должны иметь острых углов, которые могут поранить ребенка. Они должны быть крепкими и выдерживать удары ребенка погремушкой по различным поверхностям или падение на пол.
  • Яркие цвета, разнообразные формы и фактура поверхности. Чем ярче и разнообразнее внешний вид погремушек, тем более интересны они ребенку, только начинающему свое познание мира в игровой форме.
  • Различный наполнитель, вызывающий разные звуки - треск, звон, хруст, шуршание и т.п. Здесь имеет огромное значение акустический эффект, производимый погремушками с бусинами различной величины или хрустящим наполнителем.
  • Возможность очистки, кипячения или стирки. Ребенок часто тянет в рот погремушки и бросает их на пол. В связи с этим, погремушка должна выдерживать почти ежедневное мытье или обработку.

Видео:

Давать младенцу погремушки можно и нужно практически с рождения.

Концентрировать внимание и водить глазами за ярким и гремящим предметом в маминых руках новорожденный малыш способен с двухнедельного возраста.

За счет развитого хватательного рефлекса младенец этого возраста также может удерживать (но не более того) в кулачке небольшую по размерам погремушку определенной формы - обычно кольцо или овал с подвешенными на нем мелкими предметами, издающими звук при ударе друг об друга.

На первом месяце жизни ребенок начинает держать погремушку пока еще неосознанно и рефлекторно.


Когда ребенок начинает держать погремушку осознанно?

Одними из первых погремушек для новорожденных малышей становятся погремушки-подвески на кроватку или коляску.

Подвесные погремушки в кроватку или коляску

Они могут быть как простые, так и на мобильной основе с музыкальным модулем или без него. Подвесные игрушки-погремушки обычно съемные и изготовлены из ткани или пластика. Такие погремушки учат новорожденного малыша фокусировать взгляд на статичных и движущихся предметах, развивают его зрительные и слуховые навыки.

Двухмесячному малышу погремушки-подвески уже необходимо подвешивать пониже. Размахивая ручками и задевая за погремушки ребенок раньше начнет пытаться дотянуться до них и схватить. Начинается развитие координации и мелкой двигательной моторики рук посредством тактильных ощущений.

Примерно с трехмесячного возраста младенец начинает осознанно удерживать погремушку-кольцо в руке, тянуть в рот и пробовать ее на «вкус».

разные виды погремушек

Ребенок начинает обращать внимание буквально на все - цвет, различный звук наполнителей погремушки или подвешенных бубенцов. У ребенка начинают появляться свои пристрастия к той или иной погремушке, что способствует умственному и эмоциональному развитию, помогает развитию координации движений и мышечной активности.

С четырехмесячного возраста (возраст зависит от начала прорезывания первых молочных зубиков) ребенок начинает держать погремушку-прорезыватель, жевать ее и мусолить во рту.

Пятимесячного малыша очень привлекают шуршащие и хрустящие звуки, извлекаемые из погремушки-шуршалки при контакте с ладошкой - это начало освоения причинно-следственных связей.


А сидящий в слинге пятимесячный и старше ребенок занят игрой с интересной и приятной на «вкус и ощупь» погремушкой-слингоигрушкой.

Начиная с полугодовалого возраста, ребенок держит, размахивает, гремит-звенит-шуршит-хрустит любыми погремушками уже самостоятельно.

Вы знаете, во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку? Эта игрушка достаточно безопасна для малыша, даже несмотря на ее громкий звук. Говорят, что нет ничего проще, чем дать крохе погремушку, чтобы он успокоился от долгого плача. Но если протянуть месячному ребенку эту вещь, он не поймет, что от него хотят. Может быть, есть особые возрастные рамки, когда именно малыш станет воспринимать погремушки?

Когда ребенок начинает держать игрушку в руке?

Первое знакомство карапуза с необычным звуком происходит спустя 1,5 месяца. Уже в таком раннем возрасте ребенок начинает держать игрушки, понимает, что их можно вертеть и просто держать. Здесь главное выбрать правильную вещь, чтобы она была максимально удобна для тактильного восприятия, не создавала дискомфорта.

Во сколько месяцев ребенок держит погремушку? В двухмесячном возрасте ребенок начинает держать погремушку в руке. Происходит знакомство с ощущениями, с тем, что можно не только наблюдать игрушки, но и трогать их.

В этот период малыш не показывает свою любознательность, он еще не умеет этого делать. Но на самом деле, внутренне ребенок очень заинтересован игрушкой, которую крепко держит в руках. Для него это что-то новое и неизведанное.

С трех месяцев новорожденный начинает держать погремушку более уверенно. Появляется интерес, откуда доносится этот странный звук грохота. Впоследствии, кроха обязательно узнает о том, что все дело в наполнителе погремушки. А пока, пускай крутит, вертит и кидает на пол – малышам это нравится.

Как научить ребенка держать игрушку?

Чтобы карапуз обратил внимание на погремушку, необходимо показать ее, лучше всего сделать это несколько раз. Затем, малыш поймет, что вещь можно брать в руки, трогать, вертеть и играть с ней.

Алгоритм развития навыка удержания игрушки в руке:

  • попробуйте в ручку новорожденного положить свой палец, он тут же его сожмет. То же самое происходит, если грудничок начинает держать игрушки и погремушку. Как только вы увидите, что малыш активно разглядывает вещь, интересуется ей, изучает ее – это значит, что кроха начал развиваться;
  • ребенок должен держать игрушку, пускай он привыкает к тому, что щупать можно осознанно, без чьей-либо помощи. Для этого чаще показывайте карапузу одну и ту же погремушку, чтобы он ее запомнил. Спустя пару месяцев, малыш сам потянется к той игрушке, которая часто была перед его глазами;
  • еще один хороший способ научить держать погремушку – это разложить вокруг ребенка все, что есть. Пускай он сам возьмет ту, которая ему больше всего нравится.

Что делать, если ребенок в 4 месяца плохо держит игрушку. Первое, что нужно сделать, это прекратить паниковать. Не все детки быстро развиваются, кто-то делает это медленнее. Но это вовсе не значит, что малыш растет с отклонениями.

Виды погремушек для малышей фото:

Что делать, если ребенок в 5 месяцев плохо держит игрушку. Может быть, ему не нравится форма или цвет погремушки? Такое бывает, дети отказываются даже брать в руки то, что их отталкивает. Например, вряд ли малыш станет трогать черную и неприятную на ощупь вещь, она может его испугать.

Ребенок начинает держать погремушку уверенно и твердо с четырех-пяти месяцев. Так что, не стоит расстраиваться, осталось лишь подождать, когда кроха сообразит все-таки сам взять в руки игрушку.

Ребенок должен держать игрушку в руках к 5 месяцам – это та самая моторика, которая важна для каждого младенца. Попробуйте приобрести в магазине несколько видов погремушек, чтобы узнать, какая из них точно понравится ребенку. Рано или поздно он все равно начнет ее хорошо держать.

Возраст с четырех-пяти месяцев – самый оптимальный, когда дети начинают держать погремушку в своих маленьких руках. Конечно, без помощи родителя здесь не обойтись, крохе необходимо помочь. Так, раз за разом, карапуз поймет, что игрушки – это интересные вещи, которые можно не только наблюдать глазами, но и прижимать к себе.

Игрушки – немаловажная часть приданого для новорожденного. Придя в магазин, новоявленные родители подчас теряются от разноцветного многообразия предлагаемого ассортимента. Растеряться здесь немудрено, поэтому важно заранее определиться с тем, что нужно купить, дабы избежать бесполезных лишних затрат. Так, главными игрушками в первые месяцы жизни крохи должны стать погремушки для новорожденных.

Простая и даже, иногда примитивная погремушка оказывает влияние на умственное, физическое и эмоциональное развитие малыша, поэтому важно отнестись к выбору со всей ответственностью.

Как выбрать погремушку?

При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:

  • материал , из которого изготовлена погремушка. Это может быть дерево, пластмасса или ткань – дело вкуса, главное, чтобы игрушка была выполнена качественно, не имела острых углов и швов, постороннего запаха;
  • цвет . Лучше выбирать погремушки ярких, контрастных цветов, пастельные тона не привлекут внимания младенца. Краска должна быть качественной и не слазить с изделия;
  • звук , который издает игрушка. Должен быть не резким, но достаточно внятным и громким. Выберите несколько погремушек с разным звучанием – полые с шариками внутри, мелодичные с бубенчиками, музыкальные погремушки со звуками природы;
  • безопасность . Хорошая игрушка должна быть прочной, гладкой, не иметь мелких деталей, которые легко отрываются или отпадают. Для того, чтобы быть уверенным в качестве, следует покупать погремушки проверенного производителя в надежных торговых точках. Тогда вы сможете быть уверенны в соблюдении стандартов качества;
  • наличие дополнительных функций и элементов на развивающих погремушках. Подросший малыш оценит шуршащие, блестящие, вращающиеся детали, а мягкие прорезыватели он сможет грызть в период активного роста зубов.

С какого возраста давать погремушки?

В первые месяцы жизни кроха, конечно же, не сможет играть самостоятельно, поэтому целесообразно приобрести погремушки на кроватку и коляску. Вешать их следует на расстоянии 40-60 см от лица ребенка, чтобы он смог сфокусировать на них свой взгляд. Кроме того, на первом месяце жизни можно начинать осваивать нехитрые игры совместно с малышом – водить погремушкой перед лицом, опять же на расстоянии 40-60 см, чтобы не спровоцировать косоглазия, в течение нескольких минут. Далее можно разнообразить движения – ускорять, замедлять, стимулировать ребенка следить за ней взглядом и вертеть головой. По мере подрастания ребенка можно надевать ему погремушку на ручку, чтобы он пробовал манипулировать ею самостоятельно.


Для малыша в возрасте от 6 месяцев следует выбирать более тяжелые, например, деревянные погремушки для того, чтобы укреплять пальцы рук и способствовать развитию моторики. Интересны будут погремушки в виде гирлянд, состоящих из шаров разного размера, которые малыш сможет перебирать, контролируя свои движения взглядом.

Когда ребенок начинает держать погремушку?

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка держать погремушку. Этот навык разовьется примерно к 4-5 месяцам, когда малыш начнет проявлять к предмету игры активный интерес и тянуть ручки. Помогите ему правильно захватить погремушку. Если что-то не получается, попробуйте повторить упражнение. Позже игру можно усложнить, давая ребенку погремушку менее удобную для захвата, стимулируя тем самым развитие мышц.

Не стоит засыпать ребенка разнообразными погремушками. Вполне достаточно 4-5, при этом использовать для игр их лучше по очереди, чтобы у ребенка не пропал интерес.

Дата публикации: 05.08.2017

Казалось бы, выбрать погремушку для малыша – самое простое занятие. Но сегодня такое множество видов этих игрушек, что выбор становится сложнее и сложнее. И подходить к нему стоит с максимальной ответственностью, ведь именно с первой звонкой игрушки начинается процесс обучения и развития малыша. В течении первых месяцев жизни именно они помогают обрести ребенку различные навыки, которые влияют на психоэмоциональный фон ребенка. Так ка же, все-таки, выбрать погремушку для своего крохи?

Погремушки для новорожденного малыша

На самом деле, в первые три недели жизни новорожденный ребенок не обращает никакого внимания на игрушки и звуки. Его зрение и слух еще не сформированы и не адаптированы под условия окружающей среды. Поэтому самое главное в эти дни быть рядом с малышом, радоваться его появлению, давать понять, что его родители рядом с ним. В этот период именно данный фактор является причиной дальнейшего успешного развития крохи.

Начиная с четвертой недели, младенец только-только начинает видеть какие-то очертания и прислушиваться к звукам. У него еще плохо срабатывают рефлексы и держать игрушку самостоятельно он просто не в состоянии. Поэтому играться с погремушкой, демонстрируя ее своему ребенку, придется взрослому. Для этого подойдет любая яркая погремушка с приятным звуком, предпочтительно красного цвета. Родитель должен заинтересовать ребенка и заставить его плавно следить взглядом за ее перемещением, по возможности фокусироваться на игрушке, стараться расслышать звуки. Процесс такой игры постепенно заставит ребенка показать свою первую улыбку и порадовать маму, а так же установить очень близкий контакт с тем человеком, который эту погремушку ему показывает.

Ближе ко второму месяцу крохе уже можно давать в ручку погремушку для самостоятельного исследования, чтобы развивать его хватательный навык. Нужно иметь ввиду, что ребенок будет подносить игрушку к лицу, постепенно брать ее в рот, облизывать языком. Через некоторое время он будет тянуться к игрушке, протягивая ладошку и разжимая пальчики, когда взрослый ему ее покажет.

К трем месяцам малыш уже сам будет брать игрушку из рук родителя и крепко держать ее. Он будет пробовать зажимать ее в кулачке, поэтому игрушка должна быть не намного больше размера его ладошки. Он будет внимательно ее рассматривать, так что она должна сочетать в себе несколько ярких цветов.

Самым лучшим вариантов для первых трех месяцев жизни станут звенящие игрушки-подвески над кроватью. Они должна быть любых форм и цветов. Самое главное, чтобы их оттенки не раздражали глаз. Среди них должны присутствовать обязательно игрушки желтого и яркого цвета, округлой формы. Таким образом малыш быстрее научится сосредотачиваться на предмете и различать свои первые цвета. Будет плюсом, если манеж или подвеска будут еще и музыкальными, чтобы развить ребенку слух и научить его следовать за звуком.

Еще одними погремушками для совсем маленьких деток являются латексные с натуральными ароматизаторами. Их цель – это развить не только тактильное ощущение предметов у ребенка, но и чувство обоняния. Единственное на что внимание обратить стоит – это нет ли у ребенка аллергии на тот или иной запах.

Лучше всего осязание у маленьких детишек будут стимулировать мягкие погремушки, сделанные из натуральных материалов. Подойдет как держатель из твердой основы, так и держатель, забитый крупой од ткань. Второй вариант станет благоприятным для ускоренного развития чувствительности ребенка. Но важно следить за тем, чтобы малыш не прокусил ткань и не посыпал или проглотил содержимое.

Если у ребенка плохо срабатывает хватательный рефлекс, то можно попробовать дать ему поиграть с погремушкой-булавой. У них два держателя и малыш формирует захват обеими ручками.

Для ребенка от месяца еще отлично подойдет игрушка в виде большого кольца. В ней могут быть различные перемещающиеся шарики или фигурки. Лучше всего, если такая игрушка будет выполнена из плотной ткани, а не из пластмассы. Такие погремушки помогают развить осязание, самостоятельных манипуляции, развивают движения пальчиков.

Для ребенка 4-5 месяцев подойдет игрушка с геометрическими деталями. Она научит ребенка привыкать к смешанным звукам и перебирать предметы пальцами. Часто такие игрушки используют для жевания во время прорезывающихся зубок. Они изготавливаются по особой технологии из специального материала.

Погремушки от полугода и старше

Начиная с шестого месяца ребенок уже умеет брать игрушку из руки в руку, он внимательно ее рассматривает и может манипулировать несколькими игрушками сразу, либо самостоятельно меняя их. Помимо звуков погремушки он начинает искать дополнительные звуки и стучит игрушкой по столу, бросает ее и рассматривает. Таким образом он проводит большую исследовательскую для него работу. Чуть позже между седьмым и восьмым месяцами он уже выполняет все те же действия сидя и уже может с игрушкой в руке пытаться подражать движениям рук взрослых.

С одиннадцатого месяца у ребенка возникает интерес к более сложным погремушкам, которые представляют собой некоторую игру. Ему интересно делать несколько действий сразу и увлеченно приводить в движение систему.

Круглая большая погремушка на круглом держателе. Она не только издает мелодичные звуки, но и тарахтит при потряхивании. На самых продвинутых игрушках если еще и световая поддержка, чтобы ребенок более увлеченно занят процессом.

Обычные колокольчики для развития слуха малыша

Помимо погремушек ребенку необходимы игрушки с приятным мелодичным звоном, который не будет раздражать ни слух ребенка, ни слух родителей. Самым лучшим вариантом в таком случае станут самые обычные колокольчики. Причем применять их можно везде. Это может быть шапка со звенящими помпонами, или завязочки на кофте.

Это могут быть просто нежные колокольчики различные по размерам и звучанию. Когда они звенят то справа, то слева внимание малыша привлекается, и он учится сосредоточиваться и поворачивать голову в сторону звука, а также отличать по слуху звон колокольчика от звука погремушки и других сигналов.

Дети проявляют интерес к гремящим и ярким игрушкам с первых месяцев от рождения. Погремушки развивают слух, внимательность, визуальное и тактильное восприятие. С их помощью можно отвлечь младенца, научить концентрироваться на предмете. Кроме игры, такие аксессуары помогают малышу справиться с зудом десен и предотвращают его плач. С какого возраста можно давать погремушки ребенку, подскажут родителям сотрудники интернет-магазина «Дочки-сыночки».

В каком возрасте ребенок берет погремушку




Пластиковые и резиновые игрушки должны быть удобными для держания и комфортно помещаться в маленькой неокрепшей ручке. Младенец с рождения может хватать предметы, которые находятся непосредственно возле ладошки, (хватательный рефлекс врожденный), на третьем месяце жизни он начинает осознанно тянуться к ярким игрушкам. Для начала можно предложить ему безделушки, изготовленные из гипоаллергенного мягкого текстиля.

Например, бренд Tomy предлагает шуршалки и погремушку-пищалку в виде забавного страуса. Эту тряпичную птицу легко удерживать в крохотной ладошке. Безопасность гарантирована отсутствием острых деталей.

До 3 месяцев отличным вариантом являются игрушки, которые одеваются на ножку или ручку грудничка. Делая произвольные движения, младенец будет развлекать себя. Его внимание какое-то время будет сконцентрировано на красочной интересной зверюшке. Такие изделия не развивают моторику, но отлично подходят для развития визуальной восприимчивости, внимательности и концентрации малыша.

Кроме того, первые погремушки успокаивают ребенка. Шум, который они издают, переключает внимание младенца, заставляет его прекратить крик и прислушаться, а потом и рассмотреть новый необычный предмет.

Таблица 1. Разновидности погремушек для младенцев и их назначение
Тип погремушек Материал Особенности Основные бренды
Музыкальная Экологичный пластик, текстиль Воспроизводят веселые мелодии и колыбельные при контакте с водой либо с помощью легкого оттягивания колец. Развивают звуковое восприятие, помогают уснуть. Chicco, Ouaps, Happy Baby, Leader Kids
Пищалка Текстиль Издает писк при нажатии на часть игрушки. Способствует развитию мышц пальцев и органов слуха. Помогает формировать образы. K’s Kids , Tomy, Fehn
Стационарная Текстиль, силикон, пластик Одевается на конечность ребенка. Тихо гремит при движениях ручками и ножками. Браслет используется для постоянной концентрации на одном предмете. Хорошо успокаивает. Tomy, «Жирафики», 1 Toy
Прорезыватель Пищевая резина, термоэластомер, силикон, пластик Для детей после 3 месяцев, у которых начинают резаться зубки. Предназначен для стимуляции и массажа десен. Отлично заменяют пустышку. Tiny Love , Dr. Brown’s, Pigeon, Canpol, «Ням-Ням»
Развивающая Пластик, текстиль Показана для детей с 6 месяцев. Развивает образное и логическое мышление. После годика учит считать, складывать детали по цвету. Leader Kids, Ibb, Fisher-Price, Chicco

Важно!

Первые игрушки должны быть яркими, рельефными и иметь четкие контуры для правильного формирования младенцем первых образов. С каждым месяцем можно увеличивать количество элементов и постепенно усложнять игрушку.

С какого возраста ребенок играет с погремушками

Активно играть с привлекательными предметами малыш начинает примерно в полгода. В это время он отдает предпочтение многокомпонентным погремушкам, которые можно изучать, складывать, двигать по поверхности, нажимать на них, чтобы слушать звуки и мелодии. С 12 месяцев дети уже имеют свои пристрастия и симпатии, поэтому могут сами выбирать любимые игрушки.

Мнение эксперта

«Производители предлагают множество продукции, которая способствует интенсивному развитию логического мышления, памяти, внимания. Консультанты нашего магазина подскажут, с какого возраста нужны погремушки, стимулирующие умственное развитие грудничка. Мы советуем родителям обращать внимание на самые интересные образцы, например, развивающий набор от Leader Kids для мальчиков и девочек с шести месяцев. С каждой новой игрушкой ребенок получает новый опыт и делает шаг в развитии».

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонович Юлия

Выводы

В погремушках дети нуждаются с первых недель после рождения. Они отлично помогают познакомиться со звуками и картинками, которые возникают перед глазами младенца. После закрепления хватательного рефлекса игрушки улучшают моторику. После 6 месяцев современные погремушки развивают логику, правильно формируют образное восприятие. Музыкальные игрушки хорошо убаюкивают, а прорезыватели выручают при зуде и опухлости десен.

Погремушка – первое развлечение новорожденного. С ее помощью малыш развивает хватательный рефлекс, начинает фокусировать внимание на ярких предметах. Необходимо тщательно выбирать игрушку, избегая конструкций, изготовленных из вредных материалов, с непрочно закрепленными деталями. Не следует покупать слишком пестрые вещи, которые раздражают кроху.

Оптимальный возраст для знакомства с игрушкой

Родителей часто интересует, с какого возраста можно давать ребенку погремушку. Грудничок с первых недель жизни начинает интересоваться броскими предметами в маминых руках. Перед его глазами должны мелькать разноцветные игрушки, за которыми можно следить взглядом. Для этого над кроваткой вешают классические растяжки или мягкие слинго-погремушки.

У новорожденных хорошо развит хватательный рефлекс. Они легко удерживают в кулачке погремушку в форме кольца. В первый месяц жизни малыши держат предметы неосознанно. В этом возрасте они реагируют на звонкие звуки и яркие цвета игрушек. Для развития тактильных ощущений и логических навыков детям постарше дают текстильные «шуршалки» и головоломки.

Со скольки недель новорожденный проявляет интерес к погремушке? Лишь на 7-й неделе жизни грудничок сознательно пытается исследовать удерживаемую в ладошке вещь. В дальнейшем его интерес к игрушке проходит следующие этапы:

  • 3 месяца – стремление взять и потрясти погремушку, находящуюся в поле зрения (подробнее в статье: );
  • 5 месяцев – поднятие яркой игрушки с пола одной рукой;
  • 6 месяцев – концентрация внимания одновременно на нескольких предметах, передача игрушки из одной ладони в другую.

Знакомство с погремушками – увлекательный процесс для малыша и незабываемые моменты для родителей

Как научить малыша держать погремушку?

Чтобы научить младенца держать погремушку, нужно заинтересовать его яркой вещью. С первых недель жизни ребенка родители тренируют его внимание, концентрируя взгляд крохи на красочном предмете. Держа игрушку на расстоянии 25-30 см от глаз младенца, ее перемещают из стороны в сторону, вверх и вниз.

Когда ребенок полностью заинтересовался погремушкой, можно приступить к развитию мелкой моторики пальцев. Нужно массировать и разгибать кулачки младенца, фиксируя его интерес на кистях рук. После этого проводится первое упражнение – обратив взгляд малыша на игрушку, нужно поднести ее ближе, касаясь ладошки крохи.

Проявив интерес к погремушке, грудничок обязательно захочет ее подержать. Для этого нужно разжать кулачок ребенка и положить в него вещь.

Попытка малыша схватить ее может выглядеть неуверенно. Нужно помочь ему, вложив игрушку так, чтобы за кольцо ухватились 4 пальчика, а большой палец накладывался на них.

Когда ребенок научился держать погремушку, нужно поводить его ручку в разные стороны, чтобы игрушка оставалась в поле его зрения. После этого необходимо приблизить к удерживаемой вещи свободную руку, давая малышу обхватить ее обеими кистями. Это поможет ему быстрее научиться перекладывать предмет из одной ладошки в другую.

Разновидности и правила выбора погремушек

Погремушка не только способствует концентрации внимания, но и развивает мыслительные способности малыша. В зависимости от фактуры и дополнительных функций выделяют следующие виды погремушек:

  1. Подвески – первые игрушки, с которыми сталкиваются дети. Изделие крепится над кроваткой или коляской так, чтобы оно находилось в поле зрения малыша. Когда ребенок начинает произвольно тянуться к погремушке, ее опускают ниже.
  2. Браслеты – идеальное средство для развития двигательных умений малыша. Заметив на своих запястьях и щиколотках яркую гремящую игрушку, ребенок стремится прикоснуться к ней, развивая свою гибкость.
  3. Кольцо – легкая погремушка, которую малыш может самостоятельно держать в руке. Выполнено в форме брелока, издающего шум при тряске и привлекающего ребенка.
  4. Мягкие – игрушки, используемые для развития у детей чувствительности. Шьются из тканей и наполняются мелкими шариками, улучшающими тактильные ощущения крохи.
  5. Прорезыватели – для малышей старше 6 месяцев. Данные модели изготовлены из мягкой резины и содержат охлаждающий гель, что позволяет грудничку легче справляться с болезненным прорезыванием зубов.

Погремушки и прорезыватели для зубов (рекомендуем прочитать: )

Вне зависимости от формы игрушки и выполняемых ею функций родители должны прежде всего руководствоваться безопасностью изделия. Погремушки покупают в надежных магазинах, предоставляющих сертификаты качества продукции. Хорошая вещь изготавливается из нетоксичного материала и не имеет острых углов. Ее детали плотно прижаты и не расшатываются при размахивании.

Помимо качества при выборе погремушки важны следующие критерии:

  1. Цвет и фактура. Сочные краски игрушки быстро завладевают вниманием малыша, а гладкая поверхность исключает риск травмирования тонкой кожи младенца.
  2. Звук. Шум должен быть громким, но не резким, травмирующим слух малыша. Для развития музыкальных способностей ребенка выбирают игрушки, издающие звуки природы и простые мелодии.
  3. Устойчивость к воде. Во избежание инфицирования малыша требуется ежедневно чистить погремушки. Качественная игрушка легко переносит воздействие влаги и моющих средств.

Лучшие производители погремушек

На рынке представлены недорогие изделия различных фирм, которые не всегда могут похвастаться безупречной репутацией. Лучше приобрести более дорогую игрушку, но от проверенного производителя.

  1. Canpol babies. Популярный бренд игрушек, сочетающий высокое качество изделий с доступной стоимостью. На форумах о нем нередко отзываются как о лучшем производителе вещей для детей.
  2. Heimess. Немецкий бренд, предлагающий своим покупателям безопасную продукцию, которую можно дарить аллергикам. Фирма производит ручную сборку деталей погремушки. Для изготовления держателей используют дерево, а для окрашивания – краски на водной основе.
  3. Teddykompaniet. Производитель специализируется на производстве мягких игрушек с наполнителем из полиэстера. Руководство лично отслеживает выпуск товара, а потому фирма славится высоким качеством продукции.
  4. TAF Toys. Известный израильский бренд, специализирующийся на изготовлении игрушек с музыкальными мотивами известных классических произведений. Дизайн погремушек разрабатывают детские художники-иллюстраторы. Производитель тщательно отслеживает процесс производства, исключающего брак.
  5. Halilit. Бренд, славящийся качественным воспроизведением мелодий в игрушках. В изготовлении музыкальных погремушек принимают участие профессиональные музыканты, воссоздающие звуки по нотам. Уже с первых месяцев жизни малыш привыкает к качественным мотивам, которые развивают его музыкальные способности.
  6. Tiny Love. Производитель предоставляет огромный выбор погремушек в зависимости от фактуры, материала и дополнительных функций. Недостатком игрушек является чрезмерно звонкий звук, утомляющий малыша.
  7. Spiegelburg. Популярный немецкий производитель мягких погремушек. Предприятие развилось из детского издательства, придумавшего множество сказочных персонажей. Сегодня они создали их материальное воплощение в тканевых игрушках.

Помимо развлечения хорошая погремушка развивает чувствительность рук, мыслительные и музыкальные способности малыша. При выборе игрушки обращают внимание не столько на вид, сколько на качество сборки и материалов. Следует покупать изделие в проверенных магазинах, реализующих продукцию известных производителей с сертификатами качества.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Вещи, окружающие младенца, влияют на его развитие, помогают развивать моторику, внимание, концентрацию. Важным этапом является время, когда ребенок начинает держать предметы в ручках.

Особенности развития

Новорожденного игрушки не интересуют, но на 3-ей неделе жизни он может увлекаться яркими предметами, следить за погремушкой глазами. Ребенок еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс хорошо развит. Младенец сожмет вложенную в руку вещь, станет держать, но не поймет, что произошло. Это неосознанное движение, также грудничок хватает мамин палец, одежду. Самостоятельно он не отпустит предмет, придется разжимать его пальчики.

Во сколько месяцев малыш начнет держать игрушку? К хватанию предмета он приходит в несколько этапов:

  1. После 8-10 недели он начинает удерживать в ручках вложенные предметы, изучает их, часто тянет в рот;
  2. Достигнув 4-х месяцев, он осознанно хватает предметы, попадающие в поле зрения, притягивает их, пробует трясти и радуется полученным звукам;
  3. После 5 месяцев ребенок пытается брать предметы с кроватки, пеленального столика, зажимает их двумя руками, постепенно учится справляться одной;
  4. Шестимесячный ребенок способен хватать вещи из положения лежа, может одновременно держать разные предметы в двух руках. До этого момента детям не хватает концентрации для фиксации пары погремушек. Ребенок, держащий вещь в ладони, разжимает ее при получении игрушки в другую ручку.

Дети случайно задевают погремушки, висящие в кроватке. Они могут обрадоваться, и взрослым кажется, что это игра. На самом деле эмоции бывают и отрицательными. Во избежание испугов нужно подвешивать игрушки не ниже 40-50 см над кроваткой, пока ребенку не исполнится 2 месяца.

Научить держать предмет

Все занятия проводятся в игровой форме, с разговором и в хорошем настроении. Любой навык занимает время, требует от грудничка усердия и многократных повторений. При первых попытках ему тяжело удержать предмет, нельзя сердиться на ребенка, сравнивать, даже мысленно со знакомыми детьми, расстраиваться. Обязательно нужно заниматься с грудничком, это значительно ускорит приобретение новых навыков и положительно повлияет на развитие в целом.

Сцепление ручек

Верным признаком того, что ребенок начинает активнее познавать мир, является соединение ручек над грудью. Обычно этим движением сопровождается потягивание к какому-либо предмету. Чтобы научить сцеплению, нужно соединять ручки младенца: так он чувствует пожатие своих пальчиков. Упражнение удобно выполнять, когда малыш на руках. Во время кормления можно обвить ручками бутылку.

Вкладывание в руку

Нужно заинтересовать ребенка, поводить перед ним игрушкой на расстоянии 20-30 см от груди, погреметь. Заметив вещь, ребенок следит за ней взглядом. Затем мама вкладывает погремушку в ручки малыша.

Располагать ее нужно поперек ладони, между большим и остальными пальцами – при сжимании ее удобнее будет держать. Сначала маме нужно помочь ребенку и соединить пальчики, обхватив игрушку.

Первое время малыш может брать и быстро отпускать предмет, затем начинает фиксировать его на несколько секунд, постепенно увеличивая время

Когда ребенок крепко держит игрушку, нужно разнообразить упражнение, пытаясь «отобрать» ее: легонько потянуть на себя. Так он почувствует напряжение в мышцах. Постепенно грудничок сам тянется к погремушкам. Действия нужно сопровождать речью, соблюдая вопросительную, восклицательную интонацию.

Хорошим развивающим приспособлением станет коврик из лоскутов разной фактуры, с крепко пришитыми пуговицами, крупными бусинами, подобными вещами.

Схватывание предметов

Для выработки хватательного движения нужно подвешивать яркий предмет рядом с левой или правой ручкой. Не нужно торопиться и вкладывать игрушку в ладонь малыша. Он должен проявлять самостоятельность, развивать движения, познавать их механизм. Не следует торопить ребенка, нужно соблюдать алгоритм действий:

  1. Коснуться тыльной стороны его руки, так он раскроет ладошку;
  2. Заинтересовать вещью, позвенеть;
  3. Ждать, чтобы ребенок сам брал предложенную вещь;
  4. Если малыш не проявляет интерес, нужно поменять погремушку и повторить действия.

Процесс сопровождать улыбкой и разговором. Постепенно нужно помогать ребенку трясти погремушку или сжимать игрушку с пищалкой. Он запомнит движение и попытается повторить самостоятельно.

Затем нужно подводить его свободную руку к занятой и дать дотронуться до предмета. Это способствует формированию перекладывания из одной ручки в другую. Если разместить рядом с малышом несколько игрушек, он потянется к понравившейся.

Важные моменты

При развитии у ребенка навыка держать предметы нужно учитывать несколько рекомендаций:

  1. Для первых занятий подбирать игрушки с длинной ручкой, примерно 15 см, потом он сможет брать мелкие предметы. Расцветка должна быть яркой, подойдет зеленый, красный, оранжевый. До полугода не вкладывать в руки тяжелые предметы, т. к. малыш может ударить себя по голове;
  2. Использовать игрушки разных цветов, форм, выбирать погремушки с необычным наполнителем, а также музыкальные. Нужно разрешать малышу щупать предметы с разнообразной фактурой. Новые тактильные ощущения развивают мелкую моторику, постепенно формируют предпочтения;
  3. Нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, это травмоопасно;
  4. Лучше подбирать время, когда все потребности удовлетворены. В хорошем настроении грудничок будет охотнее принимать и держать погремушку;
  5. Все упражнения нужно выполнять поочередно для обеих ручек. Иначе формируется навык левши или правши. Подносимую вещь ребенок берет ближней рукой: так удобнее и быстрее. Если упустить этот момент, движение становится привычкой после регулярных повторений. В последующем малыш просто в силу навыка хватает предмет определенной рукой с любой стороны;
  6. Обязательно нужно хвалить ребенка, если он взял игрушку. Это важно психологически, позволяет ребенку радоваться успехам и является хорошим стимулом для дальнейших усилий;
  7. Следить за чистотой игрушек. Младенцы все пробуют на вкус, особенно при прорезывании зубов. Ругать их нельзя и бесполезно, но необходимо обеспечить безопасность;
  8. Регулярно заниматься с ребенком или просить кого-нибудь из родных, чтобы он обучал его. Дети теряют интерес при выпадении игрушки из руки. Если взрослый повторно дает вещь, ребенок с удовольствием продолжает занятие.

Развитие у малышей индивидуально, некоторые с интересом берут и рассматривают предметы раньше 12 недель, чаще навык формируется позже. Если и в четыре месяца младенец плохо держит игрушку, нельзя паниковать и считать это отклонением. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, времени, уделяемое родными для игр и обучения, положительную роль играет грудное вскармливание.

О подозрениях необходимо сообщить врачу во время осмотра. Если с реакциями, зрением и нервной системой малыша все в порядке, нужно просто подождать, постепенно он научится тянуться и хватать погремушку. Иногда дети отказываются брать в ручки вещи, которые им не нравятся, нужно пробовать погремушки разного цвета и формы.