Сценарий праздничного гуляния «Гуляй, люди веселей, самовару – юбилей». Калядная ночь - сценарий белорусских народных колядок в детском саду Сценарий приветствия на празднике сельских подворий

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!

«Калядная ноч»

Лявон, Лявонiха, Чорт, Мiкiта, Каза, Цыган, Цыганка, Мядзведзь, Ведзьма - дарослыя.

Хата Лявоніхі і Лявона, запальваецца святло. Лявон ляжыць. Уваходзіць Лявоніха.

Лявоніха: Лявон! Лявон! Ды дзе ты? Куды запрапасціўся? (шукае). А што ж гэта такое робіцца? Спіць на печы як пшаніцу прадаўшы. Уставай, чаго ты разлёгся. Ужо я і кабанчыка накарміла, і кур, і гусей даглядзела, вады прынесла і ў печы выпаліла, бліноў, пірагоў напякла, а яму нічрога не трэба. Уставай кажу, хутка калядоўшчыкі прыйдуць.

Лявон: Устаю, устаю (аглядае хату). Ай да жонка ў мяне, усе падрыхтавала! Усё даглядзела! Красочка ты мая, кветачка (спявае песню “Чаму ж мне не пець”).

Лявоніха: Людзі добрыя, паглядзіце на яго. У хаце процьма работы, а ён толькі спявае. Прынясі сена, трэба за стол садзіцца, куццю ечці.

(Лявон ідзе за сенам)

Лявоніха: Ой, стамілася я зусім (сядае). Жывем мы з Лявонам небагата есць у нас пяць авечак, кароўка, бычок, чатыры свінкі, парсючок, куры, гусі, качаняты і адзінпевень, чубаты. Ну, дзе мой Лявон? Ізноў яго не дачакацца.

Лявон: Іду, іду, мая галубачка! Вось сена на стол прынес, гатуй, мая дараженькая.
(спяваюць і накрываюць на стол.)

Лявон: Які багаты стол калядны! Чаго тут толькі няма.
(Садзіцца за стол, хрысцяцца. Першую лыжку куцці нясуць да акна і клічуць: “Мароз,
Мароз, хадзі куццю есці. Каб ты не марозіў летам расаду”). Падаюць лыжкі.

Лявоніха: Ой, лыжкі падаюць, мабыць, калядоўшчыкі ідуць.

Лявон: Хай заходзяць, у нас усяго багата. Я вельмі рад гасцям.

Лявоніха: Паглядзіце вы на яго. Сядзіць, рот да вушей, хоць ты вяровачкі прышый. Ідзі гасцей запрашай.

(Стук у дзеры, выбегае чорт).

Лявон: Чаго стукаешь – грукаешь? Якія весткі прынес да нас? Что дзе новага ў весцы?

Чорт: Новага нічага няма. Толькі ходзіць усей всякая Каляда калядуючы ды жубруючы. А я наперадзе калядоўшчыкаў бягу, зараз і ў вашу хату зайшоў. Дары, гаспадар, бочку пшаніцы, бочку \рыцы, рэшэта аўса – наверх каўбаса.

Лявон: Ах, ты Чорт калматы, хвост паласаты. Калядаваць табе трэба. Табе трэба ў лесе сядзець ды на зоркі глядзець. Лявоніха, а дзе ж гэта наш мех? (нясе мех). А ну, т зірні ў мех, мабыць там каўбаса ляжыць.

(Чорт залазіць у мех, Лявон з Лявоніхай яго завязваюць. Стук у дзверы, уваходзяць дзеці.)

Усе: Добры вечар, таму хто ў гэтым даму!

Лявон: Міласці просім да нас ў госці.
Лявоніха: Ад куль вы?

1 дзiця: Мы ходзілі, гулялі, спявалі, калядавалі. Прыйшлі і ў вашу хату.
2 дзiця: Гаспадар, частуй гасцей. З глеці – рэглатам, з печы – пірагом.
3 дзiця : Дай, цетка, каубас, бо я хату растрасу!
4 дзiця: Дай, цётка пірог, я пайду з а парог!
5 дзiця: Вазьмі нажа вострага, адрэж сала тоўстага!

Лявоніха: А за што ж вас частаваць? Спачатку трэба паспяваць. Перш чым калядаваць, Прыйдзецца патрабаваць.

6 дзiця: А музыка будзе граць?
Будзем зараз мы спяваць.

Песня “Запрашала ліска курку”

Лявоніха: Ой, як хораша спяваеце!
Мусіць, ад бого талент маеце.
(Лявоніха частуе дзяцей, запрашае іх сесці).

(Стук у дзверы, уваходзяць дзеці).

Усе: Добры дзень вам у хату.

Лявон: Добры дзень.

1дзiця: Мы ад хаты да хаты ідзем
Каляду з сабою выдзем.
2 дзiця: Каб у кожнай хаце
Было багацце.
3 дзiця: Каб скацінка вадзілася.
Каб пшаніцца урадзілася.
4 дзiця: Стары год канчаем
Новы пачынаем.
5 дзiця: Хай будзе ён здароў.
Нам прышле дароў.

Лявоніха: Дзякуй вам за вашы пажаданкі. З чым вы прыйшлі, калядоўшчыкі? Чым вы нас павясяліце?

6 дзiця: Чаму музыка не грае? Зайграце музыкі, зайграйце, усе ў радочкі пастаньце.

Песня “Лясныя музыкі”

Лявон: Ой, як добра спявалі, дзякуй вам, вось вам і сыр на талерцы, і сала, і капеечкі. Праходьце госці дараженькія і сядайце.
(Чуваць званочкі)

Лявоніха: Чуеце, дзеці, званочкі. Гэта каляда, едзе на сівінькім коніку. Каляда – гэта даўняе свята, на якім вадзім Казу, каб на палі быў добры ўраджай, вадзілі Мядзведзя, каб у сямьі былі усе здаровыя і багатыя. Спявалі шчадроўкі.
(Уваходзіць Мікіта і Каза)

Мікіта: Шчодры вечар таму, хто ў гэтым даму. Святы вечар!

Лявон: Добры вечар.

Мікіта: А ці рады вы нам?

Лявоніха: Рады, рады!

Мікіта: Вынесь жа нам, гаспадар, каўбас, пахадзі каля печкі, пашукай перапечкі.

Лявоніха: А з чым ты прыйшоў?

Мікіта: З казою шэраю, вясёлаю.

Лявон: Ой, няхай яна паскача.

Мікіта: Давай каза, паскачым, ды ножкамі пастрыкочым. Гэй, музыкі, грайце, а гаспадар з гаспадыней усіх у карагод запрашайце.

Карагод “Тупу-туп каза”

Каза ловіць дзяцей, дзеці ўцякаюць, а каза падае.

Лявоніха: Ай, ай, памерла, Каза! А Божа ж мой!

Мікіта: У мяне каза вучоная, любіць пачастункі, хоча падарункі.

Лявоніха: Зараз, зараз, так добра яна скакала, зарабіла пачастункі.
(Лявоніха падносіць пачастункі, але Каза матае галавой, шэпча на вуха Мікіте, што хоча грошы. Лявоніха запраўшае іх за стол. Чууецца стук у дзверы.

Лявон: А госцейкі да нас спяшацца, ідуць ды ідуць. Бачыце, колькі іх, як снегу зімой.
(З`яўляюцца Цыган, Цыганка, Мядзведзь.)

Цыган: Добры вечар вам! Шчодры вечар вам!

Лявон: Добры вечар і вам!

Цыганка: Дай нам, добры чалавек, капу, яек на паўміску белым сырам намазаўшы, каўбасою абкруціўшы.

Лявоніха: А чам вы нас парадуеце?

Цыган: Мядзведзем вяселым. У нас мядзвелдзь калматы, злавіў яго дзед барадаты, ен мед хацеў увесь злізаць, ну як яго тут не спаймаць. Зараз ен пацешыць нас, ен паслухмяны у нас. Пакажы, Міхай, як гаспадынька цеста месіць? А як дзяўчаткі перад люстеркам упрыгожваюцца. А як мужык на кірмаш ідзе? А цяпер, Міхай паскачы. (Мядзведзь танцюе)

Лявон: Зараз дадзім каўбасы, каб да дому няслі.
(Лявон з Лчвоніхай ідуць да сьала, а цыганка крадзе чаравічкі. Частуюць іх.)

Цыган: Каб заўседы ў вашай хацце Віно зеляно – для гаспадара! Мядок саладок – для гаспадыні. Шчасце ды доля – для іх дзетачак.
(Выходзяць)ъ

Лявоніха: Ой, мае чаравічкі укралі, яны вось тут стаялі. Гэта ты, лявон вінаваты.

Лявон: Не плач, мая галубка! Ой, тупну нагой, ды прытупну другой! Колькі, я не тапачу, танцаваць яшчэ хачу. Дзеці, а ці дапамажыце вы мне паскакаць.

Усе: Да

Пляска “Лявоніха”

(Лявон дарыць Лявоніхе чарачічкі)

Лявон: Завіруха паднялася на вуліцы. Вунь і свет пагас, нясі Лявоніха свечку.
(Лявоніха ідзе за шырму і заве Лявона. З`яўляецца Чорт і Ведзіма. Пают)

Чорт: Паглядзі, куды я цябе прывеў, Я ўжо тут быў сення, але мяне гаспадар падманіў і пасадзіў у мяшок. Але я ўцек і прыйшоў сюды яшчэ. А глянь колькі тут мелачы пазбіралася. Дзеці, а адкуль вы тут з`явіліся?

Дзiця: Мы прыйшлі на Каляды.

Чорт: Ага! На каляды! А я ж ведаю на Каляды гуляюць у гульні. Ці хочаце пагуляць са мной у гульню.

Гульня “Хвосцікі”

Ведзьма: А что гэтоа за калядкі, калі няма ні бліноў, ні аладак.

Чорт: Як няма? Хадзі за мной (ідуць за стол, частуюцца. З`яўляюцца Лявон і Лявоніха)

Лявоніха: Ой, свят, свят (крэст)

Лявон: Чаго без дазволу частуецеся?

Чорт: Мы прыйшлі печ паламаць, бліны пазьбіраць.

Лявоніха: Нясі, Лявон, хварасціну, мы іх зараз пачастуем. (праганяюць. Свет вкючаецца)

Лявоніха: А вы музыкі, грайце, грайце.
А вы, госцікі, гуляйце, гуляйце
Запрашаю ўсіх у карагод.

Карагод

Лявоніха: Шаноўныя госці – шчасця і здароў`я!
Вам жыць пажываць ды дабра нажываць.
Каб доўгія гады жылі,
Каб здаровыя былі.

Лявон: Дзякуй вам, госцейкі добрыя,
За сустрэчу прыветную!
Каб пілося вам і елася
І спявацт хацелася!

Лявоніха: Ну, а зараз частуйцеся блінамі.

О других видах творчества в детском саду смотрите в других темах.

2 сентября 2012 года в Глубоком прошёл День белорусской письменности – главный литературный праздник года. Только официальных гостей на празднике было более 2 000 человек! А сколько ещё их съехалось со всех уголков Беларуси на этот праздник книги и белорусского слова! Глядя на огромное количество гостей праздника, даже гордость за страну не покидала: как же любят у нас читать и родной белорусский язык!

По крайней мере, очень хочется верить, что большинство приехало действительно на праздник ПИСЬМЕННОСТИ, а не на праздник живота - ведь полакомиться там было чем!)



Все эти вкусности можно было попробовать. Несомненный плюс праздника)

День белорусской письменности открылся торжественным шествием , в котором приняли участие поэты и писатели Беларуси, почётные гости и, конечно, первоклашки!




После парада на центральной площади Глубокого состоялась церемония награждения победителей Республиканского конкурса на лучшее литературное произведение 2012 года. В этот же день состоялось торжественное открытие сквера знаменитых уроженцев Глуботчины.


На переднем плане Игнат Буйницкий - основатель белорусского профессионального театра, если кто не узнал)

В этот день в Глубоком можно было найти книгу на любой цвет и вкус. Для особых любителей были представлены даже съедобные книги!)




От главной площади Глубокого во все стороны расходились многочисленные подворья как районных центров Витебщины (так называемый тракт "Шчодрыца" - подворья сельских советов), так и народов мира (тракт национальных культур - армянское подворье, еврейское подворье, украинское подворье и другие). Каждое подворье старалось передать колорит своей земли, её культуру и традиции. Хотя иногда возникало жуткое дежавю с праздником "Зов Полесья" , прошедшим неделей ранее в Припятском нацпарке . Видимо, наша Беларусь не такая уж и большая и культура юга и севера нашей страны не так уж и различается!)










Молодёжное подворье привлекало тем , что на нём можно было не только увидеть художественные работы детей и молодёжи разных районов Витебщины, но и самим попробовать сделать подделку или посмотреть, как делают из ничего произведение искусства детки.





Вот такой колоритный персонаж учил всех желающих гончарному искусству


Участники выставки средне-специальных учреждений Витебской области времени зря не теряли: кто Мэрилин Монро вышивал,а кто бесплатно всем желающим причёски делал.



А по другой стороне улицы любители шашек и шахмат соревновались друг с другом в уме и сообразительности!) Милый привет из советского прошлого, когда такие вот посиделки на улице за партейкой в шашки/шахматы были любимым времяпрепровождением граждан в выходные дни.



Глубокое в этот день проявило безмерное гостеприимство и великодушие, открыв гостям все свои секреты и двери. Даже православный собор открыл для гостей города свои подземелья 1637 года, которые расположены прямо под зданием церкви! Ну а главным аттракционом праздника стал настоящий вертолёт, на котором гости и жители Глубокого бесплатно могли полетать над городом и полюбоваться его красотами!

Праздник получился настолько масштабным, что сложно обо всём рассказать за один раз. Поэтому о туристическом квартале и конкурсе аниматоров (и такое было на Дне письменности!) расскажем отдельным постом.

В целом, День белорусской письменности в Глубоком удался! Было весело и каждый мог найти что-то для себя. В последнее время туризм в Беларуси невозможно себе представить без подобных национальных мероприятий. И это хорошо. Вот только хотелось бы, чтоб у каждого подобного мероприятия было своё "лицо", свой неповторимый образ. Чтоб приехав на праздник в определённый уголок Беларуси, туристы, выбравшие отдых в Беларуси, сразу же понимали, где они находятся. А то сегодня что праздник на юге Беларуси, что на севере или востоке - у всех одно лицо. Но будем надеяться, что со временем каждый регион Беларуси обретёт свой неповторимый образ!)

Текст и фото: Наталья Пальчук

СЦЭНАРЫЙ
тэатралізаванага прадстаўлення
НА КІРМАШЫ

Гучыць вясёлая музыка. На пляцоўцы з"яўляецца Сымон.
Сымон: Гэй, хлопцы, ці тут гэта кірмаш? А то я пакуль сюды дабраўся, зусім заблытаўся. Ну, калі тут, тады прывітанне! Мяне завуць Сымон. Я чалавек кемлівы і разумны. А розуму я набраўся па усім свеце ходзячы, між людзей бываючы, розныя кнігі чытаючы. Вось прыйшоў вас пазабаўляць, пацешыць, ды на кірмашы свайго бычка прадаць. (Спахопліваецца.) Ой, Божачкі, а дзе ж я яго падзеў? (Азіраецца.) Ды і жонкі нешта не бачу. Згубіліся! І не дзіва: людзей вунь колькі на кірмашы, як дроў у лесе. А кабеткі якія прыгожыя! Можа гэта і лепш, што жонка мая згубілася. Не, трэба ісці яе шукаць, бо крыку і ляманту ж будзе – на ўсю вёску. А вы, пакуль я жонку шукаць буду, не сумуйце песню паслухайце.
Выходзіць вакальны гурт, спявае некалькі песень.
Выходзіць кабета з кошыкам (жонка Сымона).

Кабета: Ой, Божа мой, як я стамілася! Гэта не кірмаш, а боскае пакаранне для мяне. Каб на цябе ліха.
Да яе падыходзіць дзядуля з торбачкай.

Дзядуля: Добры дзень, маладзіца. Каго гэта ты так лаяла на ўвесь кірмаш?

Кабета: Каго? Бычка гэтага неразумнага. Ды мужа свайго, каб яму добра спалася! Гэта ж трэба – прыехалі на кірмаш бычка прадаць, а ён адразу ж і знік.

Дзядуля: Бычок?

Кабета: Ды не, Сымон мой. Толькі быў – і як карова языком злізала. А тут, як на грэх, і бычок давай брыкацца. На сілу да плоту прывязала, ды пайшла Сымона шукаць.

Дзядуля: Маладзічка, прадай мне бычка.

Маладзіца: (каб набіць кошт) Ён у мяне буры-буры, заганяе свінні і куры. За дзешава не прадам.

Дзядуля: Ой, прадай, прыгажуня, бычка.

Маладзіца: Ён у мяне лысы-лысы, мые лыжкі, мые місы. Проста так не прадам!
Дзядуля: Ну прадай бычка!

Кабета: Ён у мяне рабы-рабы, ён заўсёды каля бабы. Кожны дзень дапамагае, вось які ў мяне бычок – пазалочаны бачок! Ён і каштуе дорага.

Дзядуля: (працягвае торбачку). Усё жыццё галадаў, у торбу грошы складаў. Во, бяры ўсё, што тут ёсць.

Кабета: (заглянула ў торбу).Вось і добра. Згодна. Вунь бычок навязаны (паказвае рукой у бок).
Дзядок, трымаючыся за бок, стогне і адыходзіць шукаць бычка.

Кабета: Добра бычка прадала, шмат грошай ўзяла. Але дзе ж гэта майго мужыка носіць? Вы не бачылі? (Звяртаецца да ўдзельнікаў вакальнага гурта, які выходзіць і спявае беларускую народную песню. Кабета ўходзіць. У канцы песні з"яўляецца Сымон.)

Сымон: Чаму ж мне не пець, чаму ж не гудзець, калі маёй жонкі сам чорт не знайдзець! І я не знайшоў. А ну яе!(махае рукой).
На апошніх словах ціхенька падыходзіць кабета і хапае Сымона за каўнер.

Кабета: Ага! Вось ты дзе, мой любы? Гэта я павінна тавар прадаваць, кош цягаць, а ты тут языком малоць? (трасе за каўнер)

Сымон: Ой, дзякуй, мая міла, што паціху біла. Куплю табе мёду і хустку прыгожу. Людзі, ратуйце!
Выходзіць харавы калектыў, спявае песню, заводзіць харавод. Сымона і яго жонку бяруць ў харавод. Пасля спяваюць песню "А я ў печы не паліла, мілы мой, міленькі". Сымон з жонкай абыгрываюць песню.

Кабета: Бяры кош, лайдак, ды пайшлі. Кірмаш у самым разгары.

Сымон: Ціха! Не сварыся! Не сапсуй людзям настрою. Пайшлі ўжо.
Сымон з жонкай уходзяць. Фальклорны гурт спявае песню, потым танцуюць.

Вядучая: Добры дзень, сябры! Які кірмаш без гульняў і забаў? Таму зараз запрашаю самых смелых, самых хуткіх, самых спрытных сабе падарунак атрымаць. (Вядучай дапамагаюць дзве дзяўчыны, якія выносяць вяроўку, на якой прывязаны прызы).

Вядучая: Вам неабходна з завязанымі вачыма падысці да вяроўкі з прызамі і зрэзаць нажніцамі што-небудзь. Калі атрымаецца – прыз ваш! Калі ласка. Вось першы хлопчык зараз паспрабуе прыз атрымаць.
Праводзіць гульню "Зрэш прыз". Потым зноў з"яўляюцца Сымон і кабета.
Кабета: Учыніла я бліны на ўчарашняй вадзе. Ой, бліны мае, бліны! А я бліны напякла, на кірмаш прынясла. А ніхто маіх бліноў не купіў. Адна свіння падышла, панюхала і пайшла.

Сымон: Во-во, а мяне дык кожны дзень есці застаўляе.

Кабета: Бачу, што ад маіх бліноў дрэнна выглядаешь! Вось я цябе зараз ўпрыгожу трошкі! (Замахіваецца рукой.)

Сымон:Добра, добра! Я ж табе дапамагчы хачу, а ты...

Кабета: Вось так! А што з блінамі рабіць? Я ж так старалася, выпекала, маслам мазала, мёдам палівала, людзей частаваць хацела.

Сымон: Разаз пачастуем, не хвалюйся. Людзі добрыя пачынаем аўкцыён. Вось талерка бліноў з маслам і мёдам. Пах ідзе на ўвесь кірмаш. Каштуе тысячу рублёў. Хто дасць болей? Дзве! (праводзіць аўкцыён).
Пасля аўкцыёну танцавальны калектыў выконвае некалькі танцаў.

Вядучая: Дзякуй,дзяўчаты, добра танцавалі. А зараз я вас запрашаю на кірмашовыя забавы. (У гэты час дзяўчаты, якія дапамагаюць вядучай, выносяць рэквізіт – кеглі і маленькія мячыкі). Хто з вас хоча праверыць сваю меткасць, запрашаю да мяне. Вам неабходна збіць ўсе 10 кеглей з трох папытак, каб атрымаць падарунак.
Праводзіцца гульня "Меткі стралок". Пасля вакальны гурт спявае некалькі песень.

Вядучая: Шаноўныя сябры! Мы вельмі рады, што вы завіталі на наш кірмаш. Сёння ў вас ёсць магчымасць паглядзець цудоўныя вырабы нашых майстроў, а таксама і купіць што-небудзь для сябе і ў падарунак сваім родным і сябрам. На нашым кірмашы працуе цікавая выстава. Калі ласка падыхоцце, глядзіце, купляйце. А мы з вамі развітваемся. Дай, Божа, вам дабрабыту ў кожнай хаце, міру і шчасця назаўжды і ніякае бяды!
Вакальны гурт спявае песню "Бывайце здаровы".

Татьяна Волошаненко
Сценарий праздника «Национальные подворья»

Белорусский флаг, герб, национальные белорусские костюмы , костюм аиста, цветы льна, березовые веточки, рушники с белорусским орнаментом.

Звучит фрагмент песни «Беловежская пуща» . На экране виды природы Белоруссии. Подтанцовка (1 ученик - в костюме аиста остальные в белорусских костюмах с цветами льна или березовыми веточками).

Алина Яхина :

Ах, Беловежская пуща!

Нет тебя краше и лучше!

Аист на крыше, озерный край,

Белоруссия – зажигай.

Приветствуем учеников 1а класса, они представляют белорусов.

Ольга :

Белоруссия славится своими необъятными просторами. Её называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями. Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Полина :

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсей зямлі

Мілей, чым гэты край.

Алина Яхина :

Белоруссия родная

Не узнать тебя совсем,

Ты такой красивой стала

Расцвела на радость всем.

Алина Шепилова :

Красота твоих проспектов,

Высота твоих домов,

Вызывает восхищенье

У людей всех возрастов.

Устинья :

По обочинам деревья

Зеленеют и цветут,

Много памятников новых

Воцарилось там и тут.

Никита :

А какая чистота,

Всё ухожено и мило

И везде фонтаны льют,

До чего же всё красиво.

Алина Яхина :

Ты откуда, белорусская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки –

Уронили дудки.

Пролетали гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

В Белоруссии родились.

Ольга :

Пускай тысячелетия пройдут,

А нашим песням жить и не стареть.

Славян потомки их поют

И внуки наши, тоже будут петь.

Устинья :

В этот день нельзя без песен,

В песнях всё - судьба и жизнь.

Праздник нынче так чудесен ,

Все забудь и веселись!

ПЕСНЯ «ЭТО БЕЛОРУСЬ» .

В конце песни выносят флаг и герб Белоруссии.

Государственный флаг Белоруссии имеет три цвета : красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

Ливнем вымытые нивы,

Осененные рассветом,-

Сочетаются счастливо

Цвет зелёный с красным цветом.

Полыхание восхода,

Всходы – полосою узкой, -

Соткала сама природа

Флаг державы Белорусской.

Разве довод мой не весок :

На весеннем кругозоре

И заря, и перелесок,

И березы белокорье,

Розовый узор и млечный,

Красок радостная спевка –

Как орнамент наш извечный

Красно-белый возле древка.

Учитель :

Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.

Вторым государственным символом является герб.

Маграрита :

Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучение гербов занимается наука геральдика.

Никита :

Излучает он чудесный свет,

У него – высокая судьба,

И, пожалуй, в целом мире нет

Благородней этого герба.

Гармонично сочетает герб,

Воедино сопрягает он

Солнце и колосья, свет и хлеб,

Человеком чтимый испокон.

В ярких выразительных тонах

Колоски, цветы родных полей.

В толстых геральдических томах

Нет герба красивей и светлей.

Алина Яхина :

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Мы грустить не разрешаем.

Всех на танец приглашаем!

Катя :

Развеселый мы народ,

Гоним скуку из ворот!

Если только захотим,

Вмиг всех вас развеселим!

Эй, ребята, просим вас :

Начинайте перепляс!

Наш праздник продолжается ,

Грустить здесь запрещается.

Да, разве здесь до грусти,

Если есть блюдо белорусское!

Белорусская кухня удивительна! Вот где любят овощи! Это и определяет главную особенность кухни белорусов – изобилие овощей. А чего стоят колдуны белорусские пельмени или драники. Излюбленный десерт в Белоруссии – национальный кисель .

Алина :

Нам без бульбы жить на свете

Очень даже грустно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда :

И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Наша бульба лучше всех!

Выходит девочка в костюме картошки.

Здравствуй, милая картошка,

Кормишь ты честной народ.

Если есть картошка в доме,

Сытым будешь круглый год.

Полина :

Я на любом столе – любимый самый,

И в честь меня пора давать салют!

Ведь из картофеля на кухне мама

Вам приготовит сотню разных блюд!

Катя :

Всё лето ботвой шелестела,

сидела в бороздке и зрела.

Росла, чтоб рассыпчатой стать.

В костре на углях загорать.

В мундире чуть-чуть почерневшем

Так пахнет - "Возьмите и съешьте".

Я овощ, а вовсе не фрукт,

какой-то заморский продукт.

Картошка иль бульба, поздняя, ранняя.

И в щах и с грибами желанная. "

Презентация блюда. Звучит песня про бульбу.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом .

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растем,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

ПЕСНЯ «ДВЕ СЕСТРЫ БЕЛОРУСЬ И РОССИЯ»