Сценарий.Литературная гостиная,посвященная Дню лицея "Ты наш друг и наш учитель,славный Пушкинский лицей!". Сценарий "день пушкинского лицея" методическая разработка на тему победителю в Отечественной

Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея

  1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

2. Ведущий 1:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

Ведущий 2:

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 201 год со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Ведущий 1:

А мы 19 октября называем Днём гимназии. А значит, он и наш праздник, так как все мы юные гимназисты!

Звучат фанфары.

На экране – слайды с видами Царского Села

3. Ведущий 2:

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Ведущий 1:

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

Ведущий 2:

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

Ведущий 1:

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь.

Ведущий 2:

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени.

Ведущий 1:

Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

– Нет, не удерешь, Кюхля!

– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

4. Ведущий 2:

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.

Директор лицея Василий Федорович Малиновский

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.

Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

Ведущий 1:

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права.

Император: «В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титул ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях.

От воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы. Воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10-ти до 12-ти лет и при том представлять свидетельства о своём дворянстве».

Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!

Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хоть люди они крепостные!

Телесные наказания запрещены!

Лицей будет иметь особенный мундир, НАМИ определённый».

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Ведущий 1: Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный пламень,

Им чистая лампада возжена…

Звучат фанфары.

Директор Малиновский:

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г. :

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Звучат фанфары.

Ведущий 2:

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Ведущий 1:

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Малиновский объявляет:

(выходят ученики в роли прославившихся лицеистов и рассказывают интересные факты из их жизни).

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Император удаляется.

Ведущий 2:

Прощаясь с первым лицейским выпуском 2-ой директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт подвёл итоги шестилетнего обучения так:

«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Ведущий 1:

И они будут помнить Лицей, ставший им вторым домом, своих верных друзей и уважаемых наставников. Об этом прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея, написанная 18-летним Антоном Дельвигом:

Чтец 1:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Чтец 2:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

Чтец 3:

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да,

неправде - нет.

Чтец 4:

В несчастье - гордое терпенье.

И в счастье -

всем равно привет!

Чтец 5:

Шесть лет промчалось,

как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Чтец 6:

Прощайтесь, братья,

руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Вместе:

Судьба на вечную разлуку,

Быть может,

здесь сроднила нас!


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Анапская централизованная библиотечная система»

Детско-юношеская библиотека – филиал №1

Сценарий


19 октября – День Царскосельского лицея

Анапа, 2013

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

А.С.Пушкин «Была пора»

За 33 года существования Царскосельский Лицей закончили 286 человек, в том числе 234 по гражданской части, 50 – по военной, 2 – по морской.

Царскосельский лицей останется навсегда в истории России как одно из передовых учебных заведений первой четверти 19 века.

Ведущий (1): 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники…

Ведущий (2): В лицее они сдружились, писали стихи, издавали журналы, озорничали. Время их учебы совпало с событиями Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения. Они быстро повзрослели, возмужали. В 1825 году некоторые стали участниками декабристского восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ведущий (1): В наши дни слово «лицей» вновь стало современным и даже модным. Потребность называть так школы, где идет поиск новых программ и новых способов обучения, естественна и понятна: обаяние пушкинских стихов наделило это слово силой. Теперь каждый знает: лицей – школа любимая, удавшаяся, воспитавшая многих замечательных людей.

Но прежде всего лицей – это школа, где прошла юность Александра Пушкина, где «развился его характер – любящий, пылкий и независимый».

Чтец (1): «Новое заведение, - вспоминал И.И.Пущин, - которое самым своим названием поражало публику в России – не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками».

Ведущий (2): Прообразом Царскосельского лицея был лицей греческий. Лицеем, или ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, в красивом живописном месте.

Подобно древней школе, пушкинский лицей разместился в небольшой городке – Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения для Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в этом учебном заведении.

Ведущий (1): Создание лицея было неразрывно связано с широким планами государственного преобразования России в начале царствования императора Александра I. Пушкинская строка «дней Александровых прекрасное начало» доносит до нас атмосферу необыкновенного общественного подъема тех лет. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе свободолюбивым швейцарцем Лагарпом, поощрял любые формы общественной деятельности, результатом которой стали многочисленные проекты и постановления.

Ведущий (2): Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В.Ф.Малиновский, выпускник Московского университета.

Ведущий (1): В 1802 году наряду с восемью новыми министерствами учреждается Министерство народного просвещения, создаются учебные округа, открываются новые университеты, которые становятся центрами науки. Министерство народного просвещения разрабатывает школьный устав и проводит в жизнь учебную реформу. Н.М.Карамзин в это время писал…

Чтец (2): «…Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения, каким ныне может гордиться Россия».

Ведущий (2): Среди садов и парков города Пушкина возвышается светлое здание лицея. Здесь учился Александр Сергеевич Пушкин. Всю жизнь хранил он в сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях. В лицее родилась вдохновенная муза поэта, и «старик Державин» благословил ее рождение. В Царском Селе познакомился Пушкин с историком Н.М.Карамзиным, с поэтами В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, М.А.Дмитриевым, П.А.Вяземским и с философом П.Я.Чаадаевым. В лицее окрепла дружба с будущим декабристом Иваном Пущиным, с верным товарищем Иваном Малиновским, завязалась идейная и поэтическая близость с А.А.Дельвигом и В.К.Кюхельбекером, участником восстания 14 декабря 1825 года. В Царском Селе были одержаны первые творческие победы, родились «души прекрасные порывы», здесь вспыхнула «сердца первая любовь»…

Ведущий (1): В посвящении лицейской годовщине – 19 октября 1825 года – опальный Пушкин, находившийся тогда в ссылке в Михайловском, писал…

Чтец (1): …Вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…

Но многие, ль и там из вас пируют?...

Ведущий (2): Здесь поэт вспоминает друзей и прежде всего певца, композитора Николая Корсакова, умершего в Италии, затем обращается к мореплавателю Федору Матюшкину. За этими строками звучат слова, которые были повторены поколениями лицеистов, те слова, что высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в лицейском саду:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Ведущий (1): В изгнании, где особенно ценится чувство дружбы, где так ощущается то, что осталось вдали, поэт вспоминает тех, кого любил с юности, кого ценил, кому был предан сердцем. Трех друзей Пушкин обнял в глуши Псковской губернии. Двое из них, Пущин и Дельвиг, приехали сюда навестить поэта, третий, Горчаков, оказался здесь у своего дядюшки. Александр Сергеевич был благодарен И.И.Пущину и А.А.Дельвигу, приехавшим к нему, рад встрече с А.М.Горчаковым…

Чтец (2): …И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада;

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я…

Ведущий (2): Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н.Ф.Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку.

Ведущий (1): Приглашенный из Швейцарии профессор Д.И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Немецкому лицеистов обучал профессор Ф.Л. де Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Декции по военным наукам читал профессор А.М.Пушкин, по историческим – автор нескольких учебников, профессор И.К.Кайданов.

Ведущий (2): Преподавателем нравственных наук был А.П.Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Лицеисты с большим уважением относились к профессору. Недаром поэт в стихотворении «19 октября» сказал…

Чтец (1): Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Ведущий (1): В Царском Селе прошли юные годы поэта. Он любил бескрайние парки – рукотворные «сады лицея» - Екатерининский, Александровский и Бабловский с их искусственными водоемами, каскадами, гротами и насыпными горками. Здесь смещались все эпохи и стили, от пышного, причудливого барокко до строгого классицизма, от турецких павильонов до «китайщины» и более поздней готики. На Камероновой галерее, как в пантеоне, застыли лики древних героев, поэтов и философов.

Напоенные романтикой «сады прекрасные» волновали воображение юноши, будили в нем патриотические и лирические строки стихов. На протяжении жизни Пушкин, как паломник, возвращался в Царское Село, к стенам лицея, и, как первую любовь, он пронес через всю жизнь благодарную память о тех, кто был с ним в те далекие годы.

Это преданное чувство к лицею, его садам поэт передал не только лицеистам последующих лет, но и почитателям его гения, которые приезжали сюда прежде и приезжают сегодня, посещают мемориальный музей – пушкинский лицей, пушкинские парки, лицейский сад, где стоит памятник поэту, воспетый А.Яхонтовым, И.Анненским, В.Палей, Э.Голлербахом, В.Рождественским и поэтами последующих лет.

Чтец (2): Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.А.Ахматова «В Царском Селе»
Ведущий (2): Лицеистам предоставлялась возможность заниматься изящными искусствами и гимнастическими упражнениями, рисованием (учитель С.Г.Чириков), музыкой и пением (Ф.Б.Гальтенгоф), танцами (И.И.Эбергард), фехтованием (Вальвиль).

Ведущий (1): Система образования в Царскосельском лицее основывалась на давней традиции русского дворянского воспитания. Это отразилось в том, как был продуман учебный день, расписание, время каникул, изучаемые дисциплины. В лицей принимали молодых людей в возрасте от 10 до 12 лет, которые хорошо знали русский язык и, по крайней мере, один иностранный, а также математику, физику и историю.

Ведущий (2): Наряду с организацией учебного процесса поощрялось литературное творчество воспитанников: сочинение стихов, басен, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание литературных журналов, литературно-музыкальные вечера.

Поэзия привлекала многих воспитанников, и это не казалось чем-то удивительным. На лекциях Н.Ф.Кошанского, воспитанники получали определенные темы для собственных классных сочинений. Именно так появилось пушкинское стихотворение «Роза», историю написания которого сохранил для нас Иван Пущин…

Чтец (1): «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Н.Ф.Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четырехстишья, которые всех нас восхитили…»

Ведущий (1): Занимались воспитанники в общей сложности по 7 часов в день. Занятия чередовались с отдыхом и прогулками. Последние совершались в Царскосельском саду в любую погоду.

Ведущий (2): Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми. Огромное значение в жизни Лицея имела его библиотека, созданная в 1811 г. Первоначально ее фонд формировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца. Затем стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные издания.

Ведущий (1): выписывались журналы: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие.

Ведущий (2): В четырехэтажном здании Лицея инспектора и гувернеры жили на первом этаже. На втором размещались столовая, больница, конференц-зал, на третьем – учебные классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав, на четвертом – дортуары (спальни лицеистов).

Ведущий (1): У каждого воспитанника была небольшая комната со скромной мебелью – только самой необходимой. В их «кельях» находились железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами.

Ведущий (2): Отличительной особенностью Царскосельского лицея была единая форма одежды. До 1812 года мундир лицеиста состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем и гладкими позолоченными пуговицами. После 1812 года вместо белых панталон с ботфортами были введены серые брюки, вместо треугольных шляп – фуражки, вместо форменных синих сюртуков – серые статского покроя.

Ведущий (1): Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев – с 1 августа по 1 июля. Это было закрытое заведение. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. Во время каникул вместе с наставниками они совершали пешие прогулки, изучали пригороды, бывали в Павловске, Колпино, катались на лодках, зимой в воскресные дни – на коньках.

Ведущий (2): В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены. В течение 17 дней повзрослевшие лицеисты прошли испытания по 15 предметам.

Ведущий (1): 9 июня 1817 года после экзаменов состоялся первый выпуск из Царскосельского лицея. На торжественном вечере император Александр I лично раздал выпускникам награды и дипломы. В Большом зале хор воспитанников пропел трогательную «Прощальную песню», стихи которой сочинил Антон Дельвиг.

Ведущий (2): Первый выпуск Царскосельского лицея – его называют пушкинским – был замечателен обилием творческих личностей. Вот лишь некоторые известные имена: А. Дельвиг, В.Кюхельбекер, А.Илличевский – поэты и журналисты; Ф.Стевен – в системе образования; А.Горчаков – дипломат, позже министр иностранных дел России; В.Войцеховский, А.Корнилов, К.Данзас – офицеры армии; М.Яковлев – композитор; Ф.Матюшин – русский мореплаватель, знаток теории и истории русского флота.

А сейчас вашему вниманию, мы предлагаем конкурс о знании произведений и биографии А.С.Пушкина, при этом мы с вами совершим путешествие по кольцевому маршруту.

«По следам великого поэта»

«Зал ожидания»

(Этот конкурс-жеребьевка. Команды по очереди вытягивают «проездные билеты», на обороте которых написаны вопросы. На ответ дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл, за досрочный ответ – 0,5 балла. Команда, набравшая больше очков, первой вступает в игру .)

«Проездные билеты»

1. В личной библиотеке А.С.Пушкина есть книга Дж. Байрона с автографом: «Байрона Пушкину посвящаем. Почитатель обоих». Далее – подпись. Чья подпись стоит под автографом? (Адама Мицкевича )

2. Назовите пушкинское стихотворение о древе яда? («Анчар»)

3. Кем приходился Черномор тридцати трем богатырям? (Дядькой )

4. Кто из персонажей А.С.Пушкина не мог «ямба от хорея» отличить? (Евгений Онегин )

5. Причина гибели кормщика и пловца в стихотворении «Арион». («Вихрь шумный» )

6. В названии, какого произведения А.С.Пушкина упоминается страшное заболевание? («Пир во времена чумы» )

7. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». (В.А.Жуковский )

8. Вставьте пропущенное слово в цитату: «Чем меньше женщину мы любим, тем…нравимся мы ей» (Легче )

9. Прозвище А.С.Пушкина, данное ему в обществе «Арзамас». (Сверчок )

11. В каком стихотворении Бог повелел поэту «глаголом жечь сердца людей»? («Пророк» )

12. Роман «Евгений Онегин» начинается словами: «Мой дядя самых честных правил…» Это перефразированное заимствование из другого известного автора, современника А.С.Пушкина. Назовите произведение-оригинал и его автора. (Басня «Осел и мужик» И.А.Крылова )

13. В романе «Евгений Онегин» о Ленском сказано:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто и туману даль…

Представителем, какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизма )

Станция «Краеведческая»

(Конкурс проводится как игра «Домино». Командам выдаются «фишки», на одной стороне которых, как обычно, расположены точки, а на другой – номер вопросов. Подбирая фишку для следующего хода, команда одновременно выбирает вопрос. )

1. С какой целью А.С.Пушкин прибыл осенью 1833 года в город Оренбург? (Для сбора материалов о Пугачевском восстании )

2. Кто был цензором «Истории Пугачева», материал для которой А.С.Пушкин собирал в Оренбурге? (Николай I )

3. Назовите произведение, про которое А.С.Пушкин говорил, что приходится ему крестным отцом. Кому поэт подарил сюжет этого произведения? (Комедия «Ревизор» Н.В.Гоголя. Пушкина в Оренбурге приняли за чиновника министерства, прибывшего с негласной проверкой. )

4. Кто был «гидом» Пушкина в Оренбурге? (Владимир Даль. )

5. Почему в повести «Капитанская дочка» крепость, где комендантом был Миронов, называется Белогорской? (Прообразом крепости Миронова из повести стала крепость Татищева, а ее окружали «белые» горы )

6. Уезжая из Оренбурга, Александр Пушкин оставил Владимиру Далю рукопись с надписью: «Сказочнику казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». Почему А.С.Пушкин назвал Владимира Даля таким именем? (В Оренбуржье Владимир Даль работал под псевдонимом казак Луганский, псевдоним был образован от названия родного города В.Даля – Луганска. )

7. Какую народную сказку А.С.Пушкин услышал в Оренбурге и включил ее в 11-ю главу «Капитанской дочки», вложив ее в уста Пугачева. (Сказку об орле и вороне )

8. Эту сказку А.С.Пушкин рассказал В.Далю в Оренбурге. Позже В.Даль, обработав сказку, включил ее в свой сборник. Как она была названа в сборнике В.Даля? («Сказка о Георгии Храбром и волке». )


Станция «Библиографическая»

(В этом конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задача участников конкурса: работая с каталогом библиотеки, составить списки литературы по темам, которые им предложит Ведущий. Темы могут быть следующими: «Онегин, добрый мой приятель» (о романе «Евгений Онегин»), «Наш Пушкин» (о жизни А.С.Пушкина). Пока составляются списки, ведущий проводит зрительский конкурс. Зрители, правильно ответившие на вопрос, приносят 1 балл в актив команды, за которую болеют. )

«Душа в заветной лире мой прах переживет…»

1. В какой поэме А.С.Пушкина Алеко убил Земфиру (В поэме «Цыгане» )

2. Назовите фамилию возлюбленной Владимира Ленского? (Ларина )

3. Какой композитор написал романс на стихи А.С.Пушкина «Сомнение»? (М.И.Глинка )

4. В каком городе родился А.С.Пушкин? (В Москве )

5. Под какой фамилией Владимир Дубровский проник в дом помещика Троекурова? (Дефорж )

6. Назовите имя сына скупого рыцаря? (Альбер )

7. В какую птицу превращалась возлюбленная князя Гвидона? (В лебедя )

8. С кем дрался А.С.Пушкин на дуэли в феврале 1837 года? (С Жоржем Дантесом )

9. В каком стихотворении А.С.Пушкина герою явился шестикрылый серафим? (В стихотворении «Пророк» )

10. Назовите холодное оружие «…для рук карающей Изиды». (Кинжал )

Список литературы

1. Безрукова, И.Г. По следам великого поэта [Текст]/И.Г.Безрукова//Читаем, учимся, играем. – 2005. - №4. – С.27-31

2. Карабанова, М.И. «Отечество нам Царское Село…» [Текст]/М.И.Карабанова//Читаем, учимся, играем. – 2011. - №7. – С.12-16

3. Щербакова, А. Останется в истории России навсегда [Текст]/А.Щербакова//Библиополе. – 2012. - №8. – С.67-70


Подготовила: зав.отделом медиатеки и периодики – Коннова Е.В.

Лицейский экзамен спустя 195 лет

( сценарий урока – концерта, посвященного Дню Царскосельского Лицея)
У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута

Юрий Карякин
По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея.

“Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были “новые люди”. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству.

В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно: рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства.

Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия.

А сегодня, 199 лет спустя после открытия Лицея на импровизированный экзамен мы решили пригласить учеников и преподавателей первого выпуска и поговорить о дружбе, верности, о том, какую роль сыграл Лицей в их жизни.

БИЛЕТ 1

И первым на экзамен приглашается сын протоиерея, который служил при московском университете; выпускник философского факультета МГУ, превосходно знавший иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь. В 1800 году был назначен консулом в Молдавское княжество. Он исполнял эту должность так совестливо и полезно, что молдаване любили его и уважали.

В Москве этот человек бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе.

Василий Федорович Малиновский – первый директор Лицея.

Вопрос 1: Продолжите фразу: «Наша цель – создание общего духа, воспитание без лести, раболепства, короче, воспитание……..» (воспитание достоинства).

Вопрос 2: Как вы понимаете слово дружба?

Любя вас, я позабуду свои печали, чтоб чувствовать только ваши, и если вы то же сделаете – то мы будем оба довольны. – Чужую печаль разделять приятно – это есть сожаление, которое всегда услаждает дух.

БИЛЕТ 2

На экзамен приглашается бывший директор Петербургского Педагогического института, с молодых лет чувствовавший влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. В юношестве он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить всё, что до сих пор лишь изучал в теории.

Мы приглашаем Егора Антоновича Энгельгардта – второго директора Лицея

Вопрос 1. Почему выпускников Вашего Лицея стали называть «чугунниками»

На прощанье всем лицеистам первого выпуска я подарил на память особые чугунные кольца, отлитые из чугунного колокола, который ежедневно призывал мальчишек на занятия - символ несокрушимой дружбы и памяти, - и они стали называть друг друга «чугунниками»…

Вопрос 2 Вам довелось видеть и учить Александра Пушкина. Что вы думаете о нем?

«Его высшая и конечная цель – блистать, и именно посредством поэзии. К этому он сводит все и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Все же ему никогда не удастся дать прочную основу даже своим стихам, так как он боится всяких серьезных занятий и сам его поэтический дух не сердечный, проникновенный, а совершенно поверхностный, французский дух. И все же это есть лучшее, что можно о нем сказать, если это можно считать хорошим. Его сердце холодно и пусто, чуждо любви и всякому религиозному чувству и не испытывает в нем потребности».

БИЛЕТ 3

Нам кажется, с вами не согласится человек, который написал: «..если б я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России..

Чьи это слова?

Иван Иванович Пущин

Вопрос 1 . Вы слышали, что написал Энгельгардт о своем ученике Пушкине? У вас есть что возразить?

«Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге - товарище»

Билет 4

Настало время пригласить соперника Пушкина в поэзии. Известно, что первое юношеское произведение Пушкина: «Песня» было исправлено и закончено Вами. В лицее Вы были одним из самых деятельных литераторов, писали басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл вас «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Вы отличались искусством рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике «Лицейский Мудрец» .

Мы приглашаем в зал Илличевского Алексея Демьяновича

Вопрос 1. Расскажите, пожалуйста, об издательской деятельности, которую вы вели в Лицее

С ноября 1813 года начинал свою долгую жизнь журнал “Лицейский мудрец”. Сохранившийся “Лицейский мудрец” составляет небольшую тетрадь или книжку в форме продолговатого альбома, в красном сафьяновом переплёте.

Ведущий: Чем же отличался журнал “Лицейский мудрец” от других?

Илличевский : карикатурами. В конце каждого номера помещались мои раскрашенные рисунки. Я стремился к тому, чтобы герои моих карикатур имели сходство с изображаемым лицом. Иначе острота утрачивалась, и карикатура превращалась в насмешку без адреса.

Лицеисты под окнами булочной” - четверо воспитанников гримасничают и строят рожи толстому немцу-булочнику. Из-за спины булочника опасливо выглядыалвает его тощая жена. Предполагают, что один из четверых участников этой сценки – Александр Пушкин.

Вопрос 2. Вы, как и Пушкин, к лицейским датам писали стихи. Мы просим вас прочитать одно из них

С тех пор, как мы лицейски стали, Одиннадцать уж лет прошло

Но октября е миновали мы 19-то число

Так этот день на сердце вечно Останется у нас, друзья,

Родные братья мы, конечно, И наш Лицей одна семья.

Здесь все мы: Из Литвы, Сибири, Из-за Бухарии степей

Так ныне на моей квартире Возобновляется Лицей.

Доколе сердце в нас свободно и чести внятен строгий глас,

Дадим же руки ежегодно мы освещать сей день меж нас.
БИЛЕТ 5

«Лицейской жизни милый брат…”, – так писал о Вас Пушкин. Вы худ и вертляв. Ваш рост смутил портного при первой примерке. Вас боятся дразнить открыто. Вы готовы на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. А как любили вас лицеисты. Вас ждет нелегкая судьба: восемь лет вы проведете в одиночной камере и будете сосланы в Сибирь.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Вопрос 1 Прочитайте, пожалуйста, стихи, написанный Вами в год гибели Пушкина, 1837


Блажен, кто пал как юноша Ахилл

Прекрасный, мощный, смелый, величавый,

В средине поприща побед и славы,

Исполненный несокрушимых сил!

Блажен! Лицо его всегда младое,

Сиянием бессмертия горя,

Блестит, как солнце вечно золотое

Как первая эдемская заря


А я один средь чуждых мне людей

Стою с ночи, беспомощный и хилый,

Над страшной всех надежд моих могилой,

Над мрачным гробом всех моих друзей.

В тот гроб бездонный, молнией сраженный,

Последний рал родимый мне поэт…

И вот опять лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!


Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши;

Не выпьет с вами он заздравной чаши

Он воспарил к заоблачным друзьям


Он ныне в нашим Дельвигом пирует

Он ныне с Грибоедовым моим

По них, по них душа моя тоскует;

Я жадно руки простираю к ним


БИЛЕТ 6

Вы никогда не вмешивались в игры, требовавшие проворства и силы, Вы предпочитали прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Вам посвятил Пушкин строки:

“Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный”.

Антон Дельвиг (Интериан Кристина)

Вопрос 1. 9 июня 1817 г. на выпускном акте Лицея был исполнен прощальный гимн, написанный Вами. Прочитайте его, пожалуйста.
Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу, с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да, неправде - нет,

В несчастье - гордое терпенье,

И в счастье - всем равно привет !

Когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, все жизненные невзгоды сглаживались. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами все крепче связывал «лицейский круг». Братство не слабело, а укреплялось.

Выбрав из Полного собрания пушкинских сочинений его «лицейские строки», убедимся, что это совсем немало. Десятки раз в стихах, прозе и, письмах поэта находим слова «лицей», «лицеист», сотни раз встречаются слова «дружба», «дружеский», «дружество»...

И конечно, сегодня мы не сможем обойтись без стихов самого Александра Сергеевича, которого и приглашаем прочитать строки, ставшие гимном дружбы.

Ведущий: Кто же тот несчастный друг, которому пришлось в одиночестве справлять лицейскую годовщину?

Горчаков Александр Михайлович (1798 - 1883)

(показ презентации о Горчакове А.М.)

Ведущий: Сегодня, 19 октября, мы вспомнили тех, кто был рядом с Пушкиным долгие годы, тех, кого он мог назвать своими друзьями. Закончить наш урок хотелось бы обращением к эпиграфу. Как вы понимаете слова Юрия Карякина?

(высказывания гостей праздника)

Сценарии подготовила учитель русского языка и литературы Рулева А.В.

Император Александр I – __________________.

Императрица Елизавета Алексеевна – __________________.

Фрейлины двора

Фрейлина 1 – __________________.

Фрейлина 2 – __________________.

Фрейлина 3 – __________________.

Фрейлина 4 – __________________.

Фрейлина 5 – __________________.

Фрейлина 6 – __________________.

Фрейлина 7 – __________________.

Лицеисты

Пушкин – __________________.

Дельвиг – __________________.

Пущин – __________________.

Кюхельбекер – __________________.

Малиновский – __________________.

Корсаков – __________________.

Вольховский – __________________.

Горчаков – __________________.

Данзас – __________________.

Матюшкин – __________________.

Директор Царскосельского Лицея __________________.

Софья Андреевна Малиновская (жена директора)– __________________.

Анечка Малиновская (дочь директора) – __________________.

Екатерина Бакунина (сестра лицеиста) – __________________.

Распорядитель бала – __________________.

Сценарный ход

Зал оформлен баннером и драпировками штор. По бокам стоят диванчики и стулья. Звучит фоновая № 1, в зал входят гости (все, кроме 11 классов и фрейлин). Дамы рассаживаются на диваны, кавалеры встают рядом с ними. Музыка затихает, и в центре зала появляется директор Лицея.

Директор Лицея __________________.
: Друзья мои! Год минул, как раздался глас отечества, в недра свои впервые вас призвавшего. Из родительских объятий вступили вы под кров сего священного храма наук, высочайшей милостью учрежденного. Тогда еще дремал Наполеон, и беззаботными отроками расцветали вы под сенью царскосельских садов. Ныне же кровавая забота обняла Отечество наше. Грозный враг ликует в сердце России и иные, знаю, с досадою проклинают юные свои лета и суровые узы наук, кои удерживают вас вдали от полей бранных. Утешьтесь: Государь и наставники ваши единственной целью имеют воспитать из вас истинных сынов Отечества, способных иметь непосредственное влияние на благо целого общества на поприще воинском и гражданском. Мужество, терпение и любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями. Сие говорю я вам по повелению Государя, в знак своего благорасположения вновь почтившего своим присутствием стены Лицея.

Фоновая № 2. Входная дверь открывается, входит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала:
Приветствуем августейшую фамилию!

Звучит торжественный марш; в зал входят Император и Императрица, за ними следует двор (учащиеся 11 классов и фрейлины).

Распорядитель бала: Дамы и господа, полонез!

Фрейлина 7: Полонез – польский национальный танец в умеренном темпе. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Происхождение танца обычно относят к эпохе, когда Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III) был избран на польский трон (1573); польские придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В результате тесных связей между Польшей и Саксонией (саксонский курфюрст Август стал королем Польши в 1697) полонез вошел в моду в Германии и оттуда распространился по всей Европе.

Звучит мелодия полонеза, исполняется танец. После танца Император и Императрица занимают почетные места, двор рассаживается, и начинается представление лицеистов.

В центр зала выходит директор Лицея.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество, мы счастливы лицезреть Вас (поклон ) и Вашу августейшую супругу (поклон ) в стенах основанного вами Царскосельского Лицея и просим вашего дозволения начать бал, сему радостному событию посвященный, представлением воспитанников.

Император милостиво кивает. На протяжении всего представления звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГОРЧАКОВ!

Под закадровый текст входит Горчаков и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Директор Лицея __________________.: БАРОН АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ!

Под закадровый текст входит Дельвиг и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Директор Лицея __________________.: ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАЛИНОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Малиновский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Распорядитель бала: Ваше императорское величество! Позвольте в честь Вашего прибытия от лица наставников и воспитанников Лицея преподнести Вам и вашей августейшей супруге сей скромный дар.

Звучит мелодия венского вальса, Иванушкин Артем и Попова Диана исполняют танец. По окончании танца пара кланяется императору. Император благосклонно кивает. Кавалер отводит даму на место и возвращается к остальным представленным воспитанникам. Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.:

Император:
Дозволяю!

Директор Лицея __________________.: ИВАН ИВАНОВИЧ ПУШИН!

Под закадровый текст входит Пущин и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

:
ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР!

Под закадровый текст входит Кюхельбекер и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ВОЛЬХОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Вольховский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Этот список – сущи бредни!

Кто тут первый, кто последний?

Все нули, все нули!

Ай, люли, люли, люли!

Покровительством Минервы,

Пусть Вольховский будет первый!

Мы ж нули, мы нули!

Ай, люли, люли, люли!

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император (выслушав и благосклонно улыбнувшись) : Почтеннейший Василий Федорович! Среди гостей я вижу дам и кавалеров в летах более юных, чем воспитанники ваши. Кто они?


Это, Ваше Величество, братья и сестры лицеистов. В соответствии с высказанным Вашим Величеством пожеланием, один праздничный день в году Лицей открыт для посещений его родственниками воспитанников.

Император: И что, они столь же хороши в науках и искусствах, как и старшие братья их?

Директор Лицея __________________.
(с улыбкой) : Пока они сильнее в искусствах, Ваше Величество.

Выходит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала: Дамы и господа, менуэт!

Фоновая № 4. Выходит Фрейлина 1, делает реверанс Императору и Малиновскому.

Фрейлина 1:
Милостивые государи и государыни! Менуэт – танец в умеренном темпе. Название его происходит от французского слова menu, означающего «маленький шаг» или от amener – старофранцузского танца. Менуэт был основным придворным танцем с середины 17 по середину 18 века. Изначально это был сельский танец, но затем он превратился в образец французского придворного балета. Жан Батист Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе и не выходил из моды до начала 19 века.

Звучит мелодия менуэта. Исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт»).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приветствуем кавалерственных дам ордена Святой Екатерины!

Звучит мелодия менуэта Моцарта. Исполняется танец (учителя).

Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество! Испрашиваю милостивого дозволения продолжить представление воспитанников Лицея, Вами основанного.

Император:
Дозволяю!
Директор Лицея __________________.: КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС! Под закадровый текст входит Данзас кланяется императору, после представления встает рядом с директором. Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.Директор Лицея __________________.: ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ МАТЮШКИН! Под закадровый текст входит Матюшкин кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Императрица встает и подходит к императору и Малиновскому

Императрица: Почтеннейший Василий Федорович! Скажите, танцуют ли Ваши воспитанники тот новый модный танец, что пришел к нам из Пруссии и зовется walzen? Сама я не любительница его с позиций нравственных, но фрейлины мои без ума от него. Не порадуют ли их ваши воспитанники?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном императрице) : Извольте, Ваше Величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, вальс!

Последовательно исполняются два вальса 8-х классов и 10 Б класса.

Фоновая № 5

Императрица (обращаясь сначала к Малиновскому, затем к императору) : Благодарю Вас, Василий Федорович! (Императору) А все же мне более по душе англезы (улыбнувшись императору). И не только из соображений политических.

Распорядитель бала: Дамы и господа, контрданс «Вальс герцога Кентского»!

Выходит Фрейлина 2, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Фрейлина 2. Милостивые государи и государыни!Контрданс – старинный английский танец. На его британское происхождение указывает его другое название – англез. Около 1685 он распространился из Англии в Нидерланды и Францию и на долгое время стал одним из самых любимых европейских танцев. В России англез впервые появился при Петре I и назывался "английским танцем". В контрдансе часто используются народные наигрыши и другие популярные мелодии. Пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах.

Звучит мелодия контрданса. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к контрдансу!

Пары строятся четверками в две линии. Под счет с пояснением все пары танцуют одно проведение. Звучит мелодия контрданса. Танец исполняется повторно всеми парами.

Фоновая № 5Выходит Фрейлина 3, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Распорядитель бала: Дамы и господа, экосез!

Фрейлина 3: Милостивые государи и государыни!Экосез – старинный шотландский народный танец. Первоначально он танцевался в умеренном темпе и сопровождался волынкой. Позднее он стал веселым бальным парно-групповым танцем быстрого темпа. Экосез близок «англезу», который в конце 17 в. появился во Франции, а затем распространился по всей Европе. Экосез как музыкальная форма был известен во Франции с 1726 г.; первое упоминание экосеза в качестве танца относится к 1800 г., когда его начали танцевать в Германии. Германские танцмейстеры указывали на шотландское происхождение экосеза и утверждали, что в континентальной Европе он появился через англичан, т.е., вероятно, именно благодаря англезам. Экосез был особенно популярен в первой трети 19 в. в Германии, Англии и России; в других странах Европы и в Америке его танцевали мало или не танцевали вообще.

Звучит мелодия экосеза. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к экосезу! Вся колонна следует в выборе фигур за первой парой, поэтому просьба внимательно следить за ее движением!

Пары строятся в колонну. Звучит мелодия экосеза. Танец исполняется повторно всеми парами.

Император:
Василий Федорович, мы слышали от государыни, что супруга Ваша премило поет на домашних концертах. Не окажет ли она нам такой чести сегодняшним вечером?

(подводя к императору супругу.) :
Об этом следует спросить Софью Андреевну, Ваше Величество.

Софья Андреевна Малиновская: Я счастлива, что скромный мой дар удостоился внимания Вашего Величества. (
Делает реверанс императору. Император отвечает поклоном.)

Малиновская проходит к микрофону в центре зала. Звучит мелодия песни «Мы –эхо», исполняется песня.

Фоновая № 6

Императрица Елизавета Алексеевна (с волнением, беря императора за руки) :
Друг мой, не передать, как тронула струны сердца моего эта песня! (Малиновской, оставляя императора и беря ее под руку) Софья Андреевна, вы знаете, что я тоже не чужда музыке. Не поделитесь ли со мною нотами?

Софья Андреевна Малиновская (с реверансом) :
Я счастлива оказаться полезной Вашему Величеству. (берет императрицу под руку, обе удаляются, разговаривая)

Фоновая № 7.

Император
(Малиновскому) : Что наши лицеисты, Василий Фёдорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном) : Остались пииты наши, ваше величество! НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРСАКОВ!
Под закадровый текст входит Корсаков, кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..

Директор Лицея __________________.:
Александр Сергеевич Пушкин!

Пушкин выходит к микрофону в центре зала.

Пушкин:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

<…>
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега…

Император (Пушкину, с заметным волннением): Кем Вы доводитесь Василию Львовичу?

Пушкин (с поклоном) : Племянником, ваше величество.

Император (гостям) : Дарование одно другого замечательнее рождает прославленное в отечественных летописях семейство Пушкиных! (Пушкину ) Не растратьте Вашего таланта, юноша. Отечественная литература наша в нем нуждается. Я буду следить за успехами Вашими. (Пушкин кланяется императору.)

Оба представленных лицеиста отходят и садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император
(гостям, заметно повышая голос). Милостивые государи и государыни! Сей час должно объявить вам радостную новость, которую получил я от графа Ростопчина. Враг наш со своими полками оставил столицу! Однако после поражение на поле Бородинском это уже не прежняя Великая армия, и светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский надеется на скорый разгром неприятеля и изгнание его из пределов Отечества!

Директор Лицея __________________.: Ужели не вспомним мы с благодарностию доблестных героев, защищающих родину нашу на полях войны Отечественной?

Звучит вступление к романсу «Генералам 1812 года». На экране показывается видеоролик, исполняется романс.

Фрейлина 4 (подходя к императору, с реверансом) : Дозвольте обратиться, Ваше Величество.

Император: Извольте, княжна.

Император склоняется к фрейлине, которая шепотом что-то говорит ему на ухо.

Император (с улыбкой): Милое дитя! (Малиновскому) Василий Федорович! Среди гостей я вижу довольно лейб-гусарских мундиров. А коли так, не должно ли распорядиться насчет мазурки?

Распорядитель бала: Дамы и господа, мазурка!

Фрейлина 4: Милостивые государи и государыни! Мазурка – польский по происхождению народный танец. Название его связано с местностью Мазовией, где он впервые появляется на сельских балах. В 18 веке, во время правления короля Августа III, мазурка становится танцем городским и придворным. Она состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры. Мазурка отличается сочетанием эмоциональности, удали и задушевности, что делает этот танец особенно привлекательным для военных и, разумеется, для их дам.

Звучит мелодия мазурки. Исполняется танец (9 классы).

Император:
Дамы требуют повторить, Василий Федорович!

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Извольте, Ваше императорское величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, прошу вас присоединиться к мазурке! Подобно экосезу, этот танец требует особого внимания к действиям ведущей пары!

Пары встают в круг. Звучит мелодия мазурки, исполняется танец.

Император (гостям) : Танцмейстеры говорят, что мазурка воспитывает удаль, менуэт создает царственную осанку, а полька способствует выносливости. (Малиновскому)
Так ли это, Василий Федорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном и улыбкой) : Судя по юным нашим гостям, это совершенно справедливо, Ваше величество. Однако не помешает еще рас в сем удостовериться.

Распорядитель бала: Дамы и господа, полька!

Фрейлина 5: Милостивые государи и государыни! Полька – танец чешского происхождения, исполняемый в быстром темпе. Название его происходит от чешского слова půlka - половина, что указывает на размер танца. Для ритма польки особенно характерна отрывистость. Из Чехии танец в первой трети 19 века быстро распространился по всей Европе. Польку танцуют парами по кругу, весело и непринужденно.

Звучит мелодии польки, исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт».

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к польке!

Пары встают в круг. Звучит мелодия польки, исполняется танец.

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Ваше императорское величество, я понимаю, что все французское ныне не в моде, но какой бал может обойтись без кадрили?!

Император:
Почтеннейший Василий Федорович, мне знаком иной способ танцевания кадрили, как исполняют ее в Североамериканских Штатах. Меня ему научил капитан экспедиции графа Резанова. Ежели вы распорядитесь насчет музыки, мы с удовольствием покажем ее вам.

Распорядитель бала: Дамы и господа, американская кадриль!

Фрейлина 6: Милостивые государи и государыни! Кадриль возникла во Франции в конце 18 в. и была весьма популярна до конца 19 в. Название ее связано с тем, что танец всегда исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями: «Штаны» (название популярной французской песенки), «Лето», «Курица» (наверное, самая ранняя мелодия, в которой имитируется куриное кудахтанье), «Пастораль» и «Финал»: к нему танцмейстер Трениц добавил шестую фигуру, которая стала носить его имя. Американская кадриль, в отличие от французской, характеризуется меньшим количеством фигур, но гораздо большей подвижностью и быстрым, все ускоряющимся к концу темпом.

Звучит мелодия кадрили, исполняется танец (10 А класс).

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к кадрили! Напоминаю, что постоянное ускорение темпа потребует всего вашего внимания! Следите также за чередованием четных и нечетных пар, подобно тому, как вы делали это в контрдансе!

Пары встают в линии. Звучит мелодия кадрили, исполняется танец.

Фоновая № 8. К императору подходит гусар и вручает запечатанный конверт. Подходит императрица, лицо ее выражает волнение. Император вскрывает письмо, читает его и, вернув гусару, шепотом говорит ему что-то, затем встает и обращается ко всем гостям.

Император:
Милостивые государи и государыни, почтеннейший Василий Федорович! В милом вашем дружеском кругу я отдыхал сердцем и, признаться, забыл, что живем мы во время военное. С сожалением должен оставить вас, ибо неотложные дела призывают меня в столицу.

Распорядитель бала: Августейшая фамилия покидает бальную залу!

Император подает руку императрице, за ними в колонну выстраивается двор (11 классы и фрейлины). Под звуки марша они проходят по залу полный круг и выходят. Остальные гости в это время встают и делают реверанс (дамы) либо кланяются (кавалеры). Распорядитель выходит вместе с двором и закрывает двери зала. Когда двор покинул зал, все садятся.

Директор Лицея __________________. (гостям): Милый наш дружеский круг, как изволил выразиться государь, поредел, но дружества оттого, думаю я, не утратил. (Обращаясь к дочери)
Анечка, не споешь ли нам напоследок? Ту самую, что сочинил барон Дельвиг?

Анечка Малиновская: Извольте, папá.

(Екатерина Бакунина подает Анечке гитару. Исполняется песня на стихи барона Дельвига)

Промчатся годы, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
Уже отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Тебе, наш царь, благодаренье!
Ты сам нас юных съединил
И в сем святом уединенье
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.

Благословите положивших
В любви отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Фоновая № 8.

Распорядитель бала ( входя в зал): Августейшая фамилия изволит покидать Императорский Царскосельский Лицей! Пожалуйте к разъезду!

Все гости строятся за распорядителем и выходят из зала. Фоновая № 8 звучит в это время громко, слышны звуки фейерверка и приветственные крики за окнами. Бал закончен.

19.10.11 г.

Сценарий к дню пушкинского лицея

Цель:

воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина

Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.

Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна

и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво

смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:

Пушкин:

Давно ль был день разлуки шумный,

Давно ль был Вакха буйный пир.

Со мной друзей нет юности безумной,

Теперь уединенье – мой кумир.

А как мы славно пировали:

Бокалы, осушив до дна,

Свободу, вольность воспевали,

Благословляя Вакха-шалуна.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман». (Пушкин)

Теперь один, поэт опальный,

Сижу в Михайловском своем,

Под звуки осени печальной

Я вечер коротаю с нянею вдвоем.

О, где ж вы, други юности беспечной,

Дождусь ли встречи с вами я?

Вас обниму ли с радостью сердечной,

Пожму ли руки вам, мои друзья?

Звенит колокольчик. Входит Пущин.

Пущин:

Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,

Вот, наконец, мы встретились с тобой.

Я вижу: весь в трудах полезных,

Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись

«Евгений Онегин»)

Пушкин:

Я рад!

«…Поэта дом опальный

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)

Пущин:

Давай с тобой мы выпьем за Лицей,

За дружбу, за любовь и за свободу!

За круг, уже редеющий, друзей,

Кого теряем мы все чаще год от году.

Пушкин и Пущин молча чокаются чашками

С морсом и, стоя, пьют.

Пущин:

Быть может, пьем с тобой последний раз

И не увижусь я с тобою боле.

Давай забудем горести на час,

Забудем о печали, о неволе.

Пушкин

(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш! (Пушкин)

И они поют песню:

Песня

(«Гусарская баллада»)

Мы вспомним юные забавы,

И станет на душе у нас тогда тепло.

Не надо нам с тобою славы,

Лицейской дружбы сохраним навек тепло!

Наш Бахус мирный, вечно юный,

Он с лицеистами всегда был заодно.

Мы в честь него настроим струны

Но мы вино не пьем давно, давным-давно.

Пускай с отрадою печальной

Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.

Не забывай, мой друг опальный,

Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.

Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:

«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.

На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,

что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.

Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.

Дельвиг (обнимая Пушкина):

Привет, Француз, поэт-отшельник,

Как долго же не видел я тебя!

Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)

А ты совсем не бережешь себя.

Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает

И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным

До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)

Пушкин:

«И ты пришел, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)

Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.

Пушкин (снова один):

О, мои милые друзья!

«Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я.

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)

Пушкин уходит.

На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.

За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.

Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:

1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.

2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго

Ею любовался.

3. Палярники дрейфовали на льдине.

4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).

5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.

Учительница:

Мне жаль вас, молодое поколенье:

Не чтите вы совсем родной язык.

По-русски написать для вас – мученье,

Для вас могучий русский – не велик.

На языке богатом, русском, говорили

Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…

Его боготворили, знали и любили

Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…

А Пушкин, наш великий, славный гений

(«Живи сейчас он снова среди нас»),

Он, русским словом обратившись к поколеньям,

Такую мысль бы высказал тотчас:

Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.

Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Ученики встают, приветствуя гостей.

Пушкин:

«Доколь же вы, надменные потомки,

Смеяться будете над русским языком?

Стихов и прозы безобразные обломки

Впитают дети ваши с материнским молоком!

Средь них тогда не будет уж поэтов,

А о писателях уж я не говорю!

Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,

А о сонетах и поэмах я и не молю!

Проснитесь же вы, сонные ленивцы!

Бог помочь вам, друзья мои!

Вперяйте в книги вы свои десницы,

Наступят пусть у вас златые дни!»

Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.