Условия необходимые для социальной ситуации развития детей. Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста консультация на тему. Социально-коммуникативная компетентность ребенка


Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребенком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

Развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

Оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:


  • самостоятельные сюжетно-ролевые, и театрализованные игры;

  • развивающие и логические игры;

  • музыкальные игры и импровизации;

  • речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

  • самостоятельная деятельность в книжном уголке;

  • самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

  • самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

  • ориентировать воспитанников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

  • «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
В старшем дошкольном возрасте:

  • Изменяется статус дошкольников в детском саду.

  • Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое
положение в детском саду. Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы - помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.

  • Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и
умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

  • Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений:
поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

  • Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя -
развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.

  • В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению
интеллектуальной активности.

2.11. Система взаимодействия с родителями

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и ДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.

Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны ДОУ и семьи.

Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.).

Таким образом, ДОУ занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития.

Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.

Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.

Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в ДОУ. Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к ДОУ, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы.

В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством.

Организация может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь ДОУ свои особые умения, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т. п.

Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и проведении праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами. ДОУ поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом былисозданы следующие условия:


  • Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных,
региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

  • Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности
быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;

  • Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и
дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;

  • Потребностно-стимулирующие : взаимодействие семьи и дошкольного
образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:


  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;

  • открытость дошкольного учреждения для родителей;

  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

  • уважение и доброжелательность друг к другу;

  • дифференцированный подход к каждой семье;

  • равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников с семьями воспитанников.

Задачи :


  1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;

  2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
Система взаимодействия сродителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях,
анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое,
психическое и социальное развитие ребенка;

  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его
разных формах;

  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах
детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Реальное участие родителей

в жизни ДОУ


Формы участия

Периодичность

сотрудничества


В проведении мониторинговых исследований

- Анкетирование

Социологический опрос


По мере необходимости

В создании условий

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

Помощь в создании предметно-развивающей среды;

Оказание помощи в ремонтных работах;


2 раза в год
Постоянно
ежегодно

В управлении ДОУ

- участие в работе Совета родительской общественности, Комиссии по урегулированию споров

По плану

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

- наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Моя семья», «Как мы отдыхаем»

Памятки;

Создание странички на сайте ДОУ;

Консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

Родительские собрания;

Консультативный пункт для родителей детей, не посещающих ДОУ


1 раз в квартал

Обновление постоянно

1 раз в месяц

по годовому плану


В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство


- Дни открытых дверей.

Дни здоровья.

Выставки совместного творчества.

Совместные праздники, развлечения.

Встречи с интересными людьми

Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах


2 раза в год

1 раз в квартал

2 раза в год

1 раз в квартал

Постоянно по годовому плану


III . Организационный раздел .
3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

  • соответствие правилам пожарной безопасности;

  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

Для обеспечения выполнения Программы в группе созданы необходимые материально-технические условия. В состав группы входит: игровая/спальня, приемная, туалетная.

Каждое помещение укомплектовано соответствующей мебелью общего назначения, игровой и мягкой мебелью, необходимым оборудованием.

В педагогическом процессе широко используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии.

В группе имеется следующая техника:


  • DVD-плеер;

  • телевизор;

  • магнитофон
3.2. Режим дня

Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня . Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, даёт возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка. Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем выше его настроение и выше активность.

Режимы дня в разных возрастных группах разработаны на основе: Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Режимы дня составлены с расчетом на 12-ти часовое пребывание ребенка в ГБДОУ.

В ГБДОУ разработаны режимы:


  • С 1 сентября по 31 мая

  • С 1 июня по 31 августа

  • Щадящие режимы для детей после болезни, ослабленных;

  • Индивидуальный режим для вновь поступающих детей;

  • Двигательной активности

Режимные моменты

ВРЕМЯ

Приход детей в д/с, свободная игра, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы

7.00-8.20

Утренняя гимнастика

8.20-8.30



8.20-8.50



8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность 1

Организованная образовательная деятельность 2

Организованная образовательная деятельность 3


9.00-9.30

10.35-11.05


2 завтрак

10.25-10.35

Игры, самостоятельная деятельность детей

10.10-10.25

Подготовка к прогулке, прогулка

11.05-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.20

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность детей

15.20-15.30

Полдник

15.30-15.50

Совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, игры

15.50-16.50

Подготовка к прогулке, прогулка, взаимодействие с родителями

16.50-19.00

Режим дня подготовительной группы


Режимные моменты

ВРЕМЯ

Прием детей, индивидуальная работа

7.00-8.20

Утренняя гимнастика

8.20-8.30

Подготовка к завтраку, 1 завтрак

8.30-9.00

Игры, самостоятельная деятельность

9.00- 9.20



9.20-10.25

2 завтрак

10.25-10.35

Прогулка, совместная деятельность на прогулке

10.35-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30- 12.50

Подготовка ко сну, сон

12.50-15.20

Постепенный подъем, воздушные ванны

15.20- 15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-15.50

Подготовка к прогулке, прогулка, совместная деятельность с детьми. Взаимодействие с родителями

15.50-19.00

Индивидуальный режим (для вновь поступающих детей)


Режимные моменты

Рекомендации

Прием, знакомство с ребенком, родителями

Познакомить с детьми, показать все помещения группы, объяснить их назначение. Рассказать о жизни группы.

Утренняя гимнастика

Предложить понаблюдать, при желании поучаствовать.


Показать полотенце, понаблюдать, как моет руки, положительно оценить. Показать место за столом. Напомнить всем правила приема пищи и пользования столовыми принадлежностями. Не принуждать к еде.

Полоскание рта водой после еды

Понаблюдать за детьми. При желании – попробовать самому.


Объяснить, чем будут заниматься. Предложить понаблюдать, при желании – поучаствовать. Положительно оценить.

Подготовка к прогулке

Напомнить всем последовательность одевания. При необходимости – оказать помощь.

Прогулка

Познакомить с участком группы, соседями, правилами поведения на прогулке. Привлечь к играм.

Возвращение с прогулки

Гигиенические процедуры


Помочь раздеться. Напомнить всем последовательность умывания.

Обед

Напомнить всем правила приема пищи и пользования столовыми приборами. Не принуждать к еде.

Дневной сон

Показать кровать. Понаблюдать, как дети раздеваются, уложить в числе последних. Наблюдение за сном.

Щадящий режим дня (для детей после болезни, ослабленных)


Режимные моменты

Рекомендации

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика

Ограничить двигательную деятельность за счет индивидуальных бесед, спокойных игр. Во время утренней гимнастики исключить бег, прыжки (заменить ходьбой)

Подготовка к завтраку, завтрак

Мытье рук теплой водой. Полоскание рта теплой водой.

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

Уменьшить интеллектуальную нагрузку. Во время занятий физической культурой исключить бег, прыжки, уменьшить физическую нагрузку на 50%.

Подготовка к прогулке

Одевать последним, раздевать первым.

Прогулка

Уменьшить двигательную активность за счет спокойных игр, индивидуальных занятий.

Гигиенические процедуры после прогулки

Умывание и мытье рук под наблюдением теплой водой.

Обед

Усадить за стол первым. Полоскание рта теплой водой

Дневной сон

Укладывать первым, поднимать последним.

Закаливающие мероприятия после сна

Исключить на 2 недели

Бодрящая гимнастика

Исключить на 1 неделю

Полдник

Мытье рук теплой водой

Самостоятельная деятельность

Ограничить двигательную активность за счет спокойных игр

3.3. Учебный план непосредственно-образовательной деятельности


Образовательная область

Направления деятельности

Подготовительная к школе группа

Познавательное

развитие


Познавательно-исследовательская деятельность

3

ФЭМП

1

Речевое развитие

Развитие речи

2

Физическое развитие

Физическая культура

3

Художественно-эстетическое

развитие


Музыка

2

Изо деятельности (рисование)

2

Изо деятельности (лепка/ аппликация ч/н)

1

Всего

14

Длительность непосредственно образовательной деятельности

30 мин

Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)

без учёта дополнительный образовательных услуг)


7 ч

3.4. Модель организации образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учётом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых НОД с повседневной жизнью детей
Образовательный процесс условно подразделен на:


  • совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ


Совместная деятельность

взрослого и детей


Самостоятельная деятельность

детей


Взаимодействие

с семьями


  • Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.

  • Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.

  • Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов

  • Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.

  • Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.

  • Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

  • Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

  • Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

3.5. Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей


Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Социально –

коммуникативное развитие


  • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

  • Оценка эмоционального настроения группы

  • Формирование навыков культуры еды

  • Этика быта, трудовые поручения

  • Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям

  • Формирование навыков культуры общения

  • Театрализованные игры

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе

  • Эстетика быта

  • Тематические досуги в игровой форме

  • Работа в книжном уголке

  • Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)

  • Сюжетно – ролевые игры

Познавательное развитие

  • НОД по познавательному развитию

  • Развивающие и дидактические игры

  • Наблюдения

  • Беседы

  • Экскурсии по участку и за пределы

  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

  • Развивающие игры

  • Интеллектуальные досуги

  • Индивидуальная работа

Речевое развитие

  • НОД по развитию речи, обучение грамоте.

  • Чтение

  • Беседа

  • Заучивание наизусть

  • Театрализованные игры

  • Развивающие игры

  • Дидактические игры

  • Словесные игры

  • Чтение

  • Инсценирование художественных произведений

Художественно-эстетическое развитие

  • НОД художественно-эстетического цикла, ознакомление с искусством.

  • Эстетика быта

  • Экскурсии в природу

  • Посещение театра

  • Музыкально-театрализованные представления

  • Индивидуальная работа

  • Выставки детских работ

Физическое развитие

  • Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года

  • Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)

  • Гигиенические процедуры (обширное умывание.)

  • Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)

  • Специальные виды закаливания

  • Физкультминутки

  • НОД по физическому развитию

  • Прогулка в двигательной активности

  • Гимнастика после сна

  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

  • Физкультурные досуги, игры и развлечения

  • Самостоятельная двигательная деятельность

  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Почему сегодня мы так часто говорим о социальной ситуации развития ребёнка - дошкольника? Почему вопросы социальной ситуации развития ребёнка так волнуют умы известных теоретиков и заинтересованных практиков?

Проблема личностного развития ребёнка дошкольного возраста в условиях социальных ситуаций развития привлекала внимание выдающихся отечественных учёных, таких, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Впервые понятие «социальная ситуация развития» было введено Л. С. Выготским, по мнению учёного, оно объединяет основные характеристики возрастного периода развития, включающие центральные психические новообразования и возрастные изменения всей психики ребенка в целом, а также, отношения ребёнка с окружающей социальной средой, которая накладывает отпечаток на его личностное развитие. Учёный считал, что каждый этап детского развития характеризуется своей социальной ситуацией. С течением времени, данная область исследования пополнялась новыми научными знаниями.

По мнению А.Н. Вераксы, «социальную ситуацию развития можно охарактеризовать как систему требований, которые предъявляются «миром взрослых» к ребенку, и тех прав, которые ему этим «миром» предоставляются. Именно в такой ситуации у ребенка появляется возможность не только присвоить социальный опыт, но и сделать шаг в своем развитии…»

По выражению А.Г. Асмолова, без понятия «социальная ситуация развития», нет представления о ведущей деятельности. По мнению учёного, социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка, различные формы деятельности, характерные для определённого детского возраста, позволяют реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка, взятой на себя социальной роли, которую выполняет ребенок в тех или иных отношениях.

Вопросам социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста уделено внимание в одном из самых значимых современных документов системы дошкольного образования - Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где указывается на важность условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5.): «обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержку индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка».

Обратим внимание на составляющие понятия «социальная ситуация развития».

Социальный - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

Ситуация – совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение.

Развитие - процесс формирования организма или его отдельных частей и органов. В отличие от роста - процесса, связанного главным образом с количественными явлениями, развитие направлено на качества, которые присущи индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания.

Таким образом, социальная ситуация развитии, не что иное, как система общественных, связанных с жизнью людей в обществе отношений, совокупность обстоятельств, условий, процесса, связанного главным образом с количественными явлениями (изменениями), направленными на формирование качеств, которые присущи индивиду от рождения и развивающихся под воздействием обучения и воспитания или окружающей социальной среды.

Непременно, условия современной социальной или точнее сказать, социокультурной среды и её особенности способны оказать значительное влияние на социальную ситуацию развития ребёнка дошкольного возраста, а через неё и на его личностное развитие. Состояние современной социокультурной среды можно охарактеризовать следующими особенностями:

1. Культурной неустойчивостью окружающего мира, смешением культур в совокупности с многоязычностью, разносностью и иногда противоречивостью предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;

2. Большим количеством агрессивных источников информации (телевидение, интернет), отличающихся сложностью восприятия и интерпретации получаемой информации для ребёнка;

3. Сложностью окружающей среды с технологической точки зрения, нарушением устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, отсутствием реального перехода от авторитарной педагогики к построению разнообразных форм совместной деятельности взрослых и детей, неумению взрослых признать у детей «право на ошибку».

4. Агрессивностью окружающей среды и ограниченностью механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличием многочисленных вредных, негативно влияющих на здоровье детей факторов, как физических, так и психических.

Какие направления и формы работы, используемые в ДОО, могут служить профилактикой влияния негативной информации извне и способствовать созданию благоприятной социальной ситуации развития ребёнка?

1. Реализация образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» .

2. Развитие социальных навыков: навыков общения со сверстниками, умения выходить из конфликтной ситуации, навыков обхождения с чувствами (навыки регулирования чувствами), навыков альтернативы агрессии, навыков преодоления стресса, навыков позитивной социализации.

3. Развитие социальной компетенции.

Известно, что социальная компетентность человека – способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими людьми, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации. Для этого необходимо научить детей:

выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения определённой образовательной задачи;

научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;

сформировать навыки совместной со сверстниками коллективно- распределенной деятельности;

воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов.

4. Разработка и реализация интегративных познавательных маршрутов. В процессе освоения познавательных маршрутов проводятся практико ориентированные мероприятия для детей: экскурсии по историческим местам, посещение и организация выставок, знакомство с художниками, с произведениями писателей, поэтов, активное участие в проектах, региональных конкурсах, посвященных традициям, культурным событиям той местности, того города или села, где живёт ребёнок.

Интегративные познавательные маршруты позволяют решать познавательные задачи, дают возможность выполнить социально-

ориентационные задачи образования: воспитывать у детей чувства принадлежности к ближайшему социальному окружению, гордость за свой край, достоинство формирующегося гражданина, способствуют созданию благоприятной социальной ситуации развития ребёнка, его позитивной социализации в социуме.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1987.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Научно – методическое сопровождение регионально – ориентированно программы для детей дошкольного возраста, Западно-Сибирский педагогический вестник, № 2 / 2014.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. - 176 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнидеятельности, которые беруться в единстве с условиями жизни данного общества или индивида. Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие "Социальной ситуации развития". Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирования его центральной линии, связанными с основными новообразованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ИНСАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Консультация

Тема:

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

Акимова О. И.

Инсар 2014

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений. В философской методологии, а также в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида.

Л.С.Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие "социальной ситуации развития". Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Изменение этой системы отражает основной закон динамики возрастов. "Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени".

При этом Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности. Достаточно емкое понятие социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности включает в себя и средство реализации этого отношения – деятельность вообще, и конкретные виды ведущей деятельности, в частности. Согласно А.Н. Леонтьеву, "одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную"

Понятие социальной ситуации развития

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Развитие личности как процесс "социализации индивида" осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если это не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями (А.Н. Леонтьев).

Согласно А. В. Петровскому, сама социальная ситуация развития, или шире – социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок, человек. Вхождение в жизнь этой общности ребенка как социального существа предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения "потребности индивида в максимальной персонализации" и интеграции личности в эти общности. Если индивидуализация характеризуется "поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности" с тем, чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации ("стал такой же, как все в общности"), то интеграция "детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т.д.". Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной "конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (ребенка) жизнь" (А.Г. Асмолов), является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации.

Таким образом, личность без социальной ситуации развития личностью тать не сможет. Это понятие было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личности, в частности в ходе критики представлений о "среде" как о "факторе" развития личности. Понятие "социальная ситуация развития", введенное Л. С. Выготским, получило затем право гражданства в детской и социальной психологии благодаря исследованиям. Л. И. Божович и Б, Г. Ананьева. Говоря о "социальной ситуации развития", Л. С. Выготский подчеркивал, что среда не есть "обстановка развития", т. е. некий "фактор", непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю индивида, сами по себе выступают как "безличные" предпосылки развития личности.

Введение социально-исторического образа жизни как источника развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей в одной системе координат – оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни.

Как показал Л.С.Выготский (1984), в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. Ученики и последователи Выготского – А.Н.Леонтьев (1983), Д.Б.Эльконин (1989), А.В.Запорожец (1986) – разработали концепцию, согласно которой социальная ситуация развития воплощается в ведущей деятельности соответствующего возрастного периода.

Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется предоставлением ребенку высокой степени самостоятельности и независимости. В предшествующем, раннем возрасте (до 3 лет) его свобода была крайне ограничена из-за недостаточного уровня развития движений, навыков и психических функций. В последующем младшем окольном возрасте самостоятельность ребенка ограничивают весьма жестки; рамки школы, распространяющиеся и на внешкольную жизнь (например, в виде необходимости готовить уроки).

Социальная ситуация развития младшего школьника определяется его ролью ученика, который под строгим руководством взрослых овладевает необходимыми знаниями и навыками.

В подростковом возрасте социальная ситуация развития снова перестраивается. Степень свободы и независимости ребенка опять возрастает, но теперь это уже свобода, "завоеванная" ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Вместе с тем, "отрицательные" проявления подростка – негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство – воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному возрастному периоду. "Чего вы хотите? У него же переходный возраст!" – стандартный ответ на жалобы, по поводу которых ребенка другого возраста посоветовали бы немедленно показать психиатру. Это и говорит о том, что "взятая с бою" подростковая свобода представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот период.

Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. Социальная ситуация развития включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие, то есть систему факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Факторы развития включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка. Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.

Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического развития общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. В каждом отдельном случае социальная ситуация имеет свою специфику, которая зависит от конкретных отношений, которые могут складываются у ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Конкретное воплощение социальной ситуации развития, конкретную систему отношений мы и называем межличностной ситуацией развития. Она то и определяет возникновение и последующие изменения индивидуальных психологических особенностей.

"Вклад" самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности.

Нам всегда надо помнить, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития.
Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социальными нормами поведения, учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно, участвовать в образовательном процессе.
Социальная ситуация развития детей в детском саду, рассматривается и оцениваться по следующим показателям:
1.организация жизни детей в группе
2.стиль взаимоотношения воспитателя с детьми
3.воспитание у детей соц. качеств и навыков сотрудничества
4.вовлечение родителей в образовательный процесс

Организация жизни детей в группе.

Для нормального развития ребенка, спокойного и организованного поведения огромное значение имеет окружающая среда, четко налаженная жизнь детей и режим.
Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.
В детском саду ребенок приобретает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, Возможности обогащения этого опыта зависят от того, какая предметно –развивающая среда создана.
Все объекты предметно - развивающей среды можно разделить на 9 классов:
1.Объекты для наблюдения
2.Средства изо деятельности
3.Средства конструирования и моделирования объектов окружающего мира
4.Народные игрушки
5.Спортивные модули и игрушки
6.Сюжетно- ролевые игры
7.Крупные средообразующие модули
8.Дидактические игры
9.Аудио - и видео средства.
Эстетически привлекательное оформление группы способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Приходя в группу, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома.
Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые в детском саду, они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а что нельзя, что можно ждать от других.
Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе если:
- они распространяются на всех детей группы без исключения
- детям понятен их смысл и необходимость
- они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне .
Дети различаются по уровню своей готовности соблюдать правила. Одним из самых эффективных способов заинтересовать детей в соблюдении правил является: привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию по мере необходимости.
Соблюдение правил помогает детям регулировать отношения со сверстниками. Возможность общаться с другими детьми – это одно из наибольших преимуществ воспитания ребенка в д\саду. Однако, кроме возможностей, для хороших отношений со сверстниками ребенку необходимо иметь и навыки сотрудничества.
Навыки сотрудничества это умение согласовывать свои действия с другими участниками для достижения цели.

Большая роль в создании психологического комфорта принадлежит воспитателю. Здесь особое значение имеет стиль взаимоотношений с детьми.
Необходимо:
1.Принимайть каждого ребенка таким, какой он есть. Помнить: плохих детей нет. Есть плохие родители и плохие педагоги.
2.В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
3.Быть затейником и участником детских игр и забав.
4.В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности, быть всегда вместе с ним, а не делать вместо него.
5.Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартной ситуации.

Стиль взаимоотношений воспитателей и детей.

Отношения ребенка с воспитателем играют важную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.
Так, если воспитатель постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких- либо требований. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному .
Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный вос-ль, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд.
Это
попустительский стиль .
Иногда воспитатель предпочитает добиваться покоя и порядка активным личным участием: убирает игрушки, собирает посуду со столов, одевает детей, даже, если они не просили. Такой стиль называется
гиперопекой , т.к. дети не участвуют в поддержании порядка, у них не развиваются навыки самообслуживания.
Демократический стиль – вос-ль с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает инд. подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Помните, что:
1.Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным.
2.В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения соц. норм и правил с учетом его состояния и интересов.
3. Навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже, если ваши намерения благонравны.
4.Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.
5.Тихий застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
6.Благополучная соц. ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от физ. и психического насилия – это демагогия и опасная практика

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.
Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к миру людей, передача ему соц. опыта, который включает в себя:

  • культурные навыки
  • специфические знания
  • знакомство с обычаями, традициями и правилами

Социальные качества, которые позволяют человеку комфортно чувствовать себя среди др. людей.
Показателем соц. развития является социальная компетентность – это сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащих культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм от других.
Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребенку для нормального развития – навык сотрудничества.
Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели.
Задачи этого направления:
1.воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.
2.помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.
Детское сообщество для ребенка это - прежде всего лаборатория соц. творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношения со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.
В среде сверстников зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу, удовлетворятся потребности в общении и разделении своих эмоциональных переживаний.

Однако нередки случаи, когда дети друг у друга обучаются нежелательным формам поведения, провоцируют нарушение норм , с гордостью демонстрируют свое непослушание.
У дошкольников слабо развито чувство самоконтроля, поэтому на взрослых лежит ответственность за урегулирование конфликтов между детьми.
Важно помнить, что конфликты в этом возрасте – норма, к ним нужно относиться, как к удобной возможности продемонстрировать детям культурные нормы человеческих отношений.
Гасить конфликты силой своего авторитета – недопустимо!
Кроме того, следует помнить, что двухлетние дети в силу своих возрастных особенностей не могут самостоятельно строить свои отношения со сверстниками, а у трехлетних детей отношения со сверстниками складываются удачно только при участии взрослого.
В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.
3 года.

  • нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам;
  • всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых;
  • более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые;
  • взаимодействие с сверстниками складывается удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны;
  • нуждается в оценке своих действий взрослыми;
  • может достаточно понятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях. Но роль жестов в общении еще значительна;
  • часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений;

4 года.

  • в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям;
  • нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов
  • инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвуют в поиске выхода из затруднительных положений;
  • тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками;
  • может проявлять заботу о младшем или животном;
  • может проявлять сострадание и заботу о близких.

5 лет

  • соблюдает распорядок дня и с удовольствием его поддерживает,
  • разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых. Но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают к обсуждению;
  • с удовольствием ябедничают;
  • интересуются оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых;
  • удерживает принятую на себя роль до окончания игры;
  • проявляет сострадание и заботу о близких.

6 лет.

  • испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры;
  • предпочитает постоянных партнеров для совместных игр, предпочтения могут перейти в дружбу;
  • активно интересуется отношением к себе окружающих, может солгать;
  • с большим удовольствием ябедничает;
  • непоседлив, но может подчинить свою активность не очень отдаленным целям;
  • может занять младшего интересным для него занятиям.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. Социальная ситуация развития включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие, то есть систему факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка.

В словаре практического психолога дано следующее определение. Ситуация развития социальная – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отражающаяся в его переживаниях и которая реализуется им совместной с другими людьми в деятельности. Понятие введено Л. С. Выготским. Введено оно как единица анализа динамики развития ребенка – тоесть совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на всех возрастных ступенях. Данное понятие направлено на преодоление представлений о среде как механически определяющем развитие личности факторе. Представления о социальной ситуации развития в изучении детства позволяют органично вписать в социально-исторический контекст онтогенез личности ребенка.

Социальная ситуация развития определяет образ жизни ребенка, его социальное бытие, в обстановке которого приобретаются новые свойства, качества личности, а так же психические новообразования. Новообразования появляются к концу возрастного периода как продукт возрастного развития, они приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, приводят к изменениям системы его отношений к самому себе, миру, и другим людям. Особым знаком распада старой ситуации развития является появление новообразований, что в последствии сопровождается возрастными кризисами.

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е издание. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 352 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000 – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.)
  4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
  5. Е.О. Смирнова. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368 с.
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.В.С. Мухина. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000 – 352 с. (Серия «Мир психологии»)
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 442с.
  8. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с.
  9. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
  10. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского – М., (1987), 1990г.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация — важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).


Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.


Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.


Социализация детей — этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.


Общение со сверстниками — важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.


Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.


Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец — один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.


Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.


Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.


Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.


Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).