Сущность памяти. Виды. Феноменальная память. Важная новость о конкурсе комментаторов

Феноменальная память - это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Мнение специалистов

Интересно, что для учёных феноменальная память является такой же загадкой, как и для всех остальных людей. Механизм сверхвысокой скорости усваивания человеческим мозгом информации, которую в таком темпе может запомнить лишь компьютер, понять невозможно.

Есть лишь предположение. Якобы электрические импульсы производят нечто вроде «кодировки» серого вещества мозга - по аналогии с записью нолей и единиц в компьютере. О чём это говорит? О том, что мозг человека системой «записи» информации аналогичен компьютеру. Отличается только два нюанса. Это скорость «записи» и объём памяти. Но, всё же, у некоторых людей наблюдается феноменальная память. И их скорость «записи» превосходит обычную.

Фотографическая память

Это наиболее часто встречающаяся «разновидность» обсуждаемой феноменальной способности. Люди, которым она свойственна, ничем не отличаются от остальных. Они могут забыть о дне рождения родственника, о том, что надо купить хлеб по дороге домой, или заплатить за Интернет.

Но вот, допустим, такой человек очутился в незнакомом городе. Он пробыл там всего день, а после - уехал. И спустя многие годы ему вновь довелось там очутиться. Что тогда? Ему не составит ни малейшего труда вспомнить все дороги, автобусные остановки, местонахождение магазинов и т. д. Закрыв глаза, и попытавшись воспроизвести свой давно пройденный путь в этом городе, он сможет «увидеть» не только улицы, но даже названия на табличках, номера домов, лица встречавшихся прохожих.

Другие виды сверхспособности

Теперь можно рассказать о видах феноменальной памяти, встречающихся реже фотографической. В частности, о слуховой.

Люди, которым она свойственна, с лёгкостью запоминают в огромном объёме аудиоинформацию. Обычно такой способностью могут похвастаться музыканты. Причём многие. Им достаточно единожды услышать музыкальную композицию, чтобы потом воспроизвести её на своём инструменте. А некоторые композиторы и вовсе сразу же переписывают понравившуюся на слух музыку в нотную тетрадь. Им даже не нужно перепроверять правильной композиции, предварительно проигрывая её. Музыканты прекрасно знают, как звучат ноты и регистры. Поэтому, перенося услышанное на бумагу, мысленно они заново проигрывают композицию.

Ещё есть люди с феноменальной памятью математического характера. И её действительно можно назвать сверхспособностью. Потому что такие личности способны выполнить в уме сложнейшие вычисления. И даже вспомнить в подробностях те, которые были сделаны ими ранее.

Люди с текстовой памятью тоже не могут не удивлять. Ведь им достаточно один раз прочитать или услышать текст (будь то повесть, стих, роман и т. д.), чтобы потом его воспроизвести.

Развитие способности посредством образности

Многие восхищаются теми, кому свойственна феноменальная память. Развитием данной способности одержимо немалое количество людей, и их можно понять. Что ж, если такого дара нет, то отчаиваться не следует. Нужно настроиться на самосовершенствование и начать тренироваться.

Нужно запомнить первое правила. Всю информацию надо трансформировать в образы (как правило, в визуальные). Они должны быть:

  • Цветными. Чем ярче будут цвета, тем легче окажется запомнить то, что в них окрашено.
  • Большими. Образ должен быть крупным, вне зависимости от действительных габаритов воображаемого объекта.
  • Детальными. Подробности важны, и надо научиться акцентировать на них своё внимание.
  • Яркими. Тут даже объяснять не нужно. Всем понятно, что тусклые образы запоминаются крайне плохо.
  • Объёмными. Пытаясь рассмотреть образ у себя в голове со всех сторон, удаётся не только детализировать его, но и поспособствовать развитию воображения, что тоже немаловажно.

Данный способ подойдёт даже для занятых людей. Феноменальную память развивать образами очень удобно, ведь они окружают нас повсюду.

Ассоциации и мнемотехника

Это, пожалуй, самые популярные способы, посредством которых можно развить память. Вот, например, чтобы запомнить длинный номер мобильного телефона, многие пытаются найти в нём важную дату, свой день рождения, почтовый индекс и т. д. Некоторые поступают иначе. Они создают образы: двойка похожа на лебедя, единица напоминает свечку, пятёрка смахивает на английскую S, и т. д.

Что касательно мнемотехники? Данная совокупность приёмов подразумевает создание человеком событийных цепочек. Тут способность мыслить образно играет не последнюю роль. Например, нужно запомнить цепочку следующих слов, никак между собой не связанных: автобус, змея, шляпа, бутылка, дождь, жёлтый. Как это сделать? Легко! Достаточно представить, как змея в жёлтой шляпе едет в автобусе в дождливую погоду. Яркая получается картинка, не так ли? О том-то выше и говорилось. Чем ярче образ - тем проще будет что-либо запомнить.

Чтение

Его значение и важность в процессе самообразования невозможно переоценить. Чтение является сложным когнитивным процессом декодирования символов, который направлен на понимание текста. Люди с феноменальной памятью, как правило, усваивают немало литературы.

Чтобы развить в себе эту способность, надо читать. Только делать это нужно правильно. Выбрав «правильную» литературу (с достаточной смысловой нагрузкой), можно приступать к вдумчивому и основательному чтению.

Человек должен будто бы «цеплять» каждое написанное в книге слово взглядом, и сразу же анализировать его. Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вроде бы прочитал целую страницу, но ничего не понял. Это из-за отсутствия концентрации и основательного подхода. А вот подмечая каждое написанное слово, человек научится осмысливать всё, что он читает. А впоследствии и запоминать. В дальнейшем удастся также развить скорость чтения. Феноменальная память (как способность), неразрывно связана с умением в темпе знакомиться с текстовой информацией и усваивать её.

Нет интереснее материала для изучения, чем память. Это сложный психологический процесс необходимый для хранения, воспроизведения поступающей информации. Способность запоминать необходима человеку на протяжении всей жизни и участвует во всех сферах жизнедеятельности. Она развивает умственные способности, нужна для совершенствования и развития. Способность запоминать дана природой не просто так, навыки и возможности человека напрямую зависят от ее развития.

Способность присутствует у каждого живого существа, но наибольшего развития достигла только у людей. Главной ее функцией является привязка прошлого опыта к настоящему. Благодаря памяти люди понимают себя и окружающих, это психическая форма сознания, накапливающая, сохраняющая и закрепляющая необходимый материал.

Тип памяти зависит от индивидуальных особенностей человека, и может быть:

  • Кратковременной. Информация сохраняется в маленьком объеме и на короткий промежуток времени. Кратковременную память нельзя не дооценивать. Благодаря ей происходит разгрузка мозга и отсеивание лишней информации. Кратковременную память легко увеличить с помощью многократного повторения материала.
  • Долговременной. Информация хранится долго, возможно, всю жизнь. Для такого эффекта не подходит заучивание информации, используется только методика концентрации и установки связи текста с жизненным опытом.
  • Сенсорной. Сенсорная память удерживает данные об окружающем мире с помощью органов чувств. Она длится 1–2 минуты, затем быстро исчезая. Сенсорная память делится на слуховую и зрительную.

Все люди индивидуальны, как и протекающие психологические процессы. Обладать точной памятью посчастливилось не всем. Есть люди, с рождения наделенные даром запоминания сложной информации, цифр, стоит только захотеть. А есть и те, кто, каждый раз идя на работу, вспоминает закрыл ли входную дверь.

В любом случае проблемы с запоминанием можно быстро решить, для этого разработаны специальные приемы, программы, существует курс развития способности и методики. Память как мышца, ее можно развивать и укрепить, с помощью ежедневной тренировки.

Память человека состоит из трех элементов:

  • Запоминания информации. Это усвоение нового материала, передача в специальный отсек мозга и ассоциативной связи. Главная задача этого процесса заключается в привязки смысловой связи к информации. В этом сознанию помогает мышление и интеллект, которые перерабатывают и распределяют материал.
  • Хранение. Это накопление и удержание информации. Без него не возможно мышление и остальные психологические способности человека.
  • Вспоминание. Воспроизведения накопленной информации делится на произвольное и непроизвольное. С его помощью мы вспоминаем нужный материал, легко «достаем» его из глубин памяти.
  • Забывание. Забывание представляет собой проблемы развития памяти. Воспроизвести информацию тяжело из-за полного или частичного отсутствия такой способности.

Ухудшение возникает независимо от возраста и пола человека. Иногда наступает внезапно, поэтому нуждается в специальном лечении. Причины бывают разные и зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. Ухудшение памяти и снижение внимания - серьезные проблемы современного общества, требующие незамедлительного решения.

Причины забывчивости:

  • Вредные привычки. Ведение неправильного образа жизни, постоянное употребление алкоголя и курение табака вызывает нарушение работы мозга, ухудшение внимания и памяти.
  • Перегрузка организма. Перегрузка мозга, избыток информационного потока пагубно влияет на здоровье, вызывает проблемы с наблюдательностью, желание концентрировать внимание на одном предмете. Недостаточная концентрация вызывает снижение усидчивости и ухудшение памяти.
  • Кислородный голод. Достаточное количество свежего воздуха увеличивает работоспособность организма и мозга. Частые прогулки и проветривание помещение решит проблемы забывчивости.
  • Стресс. Нарушение памяти происходит из-за плохого самочувствия, беспокойства, нервного состояния и стресса. Эти негативные факторы вызывают снижение восприятия, ослабевают память. Чем чаще человек нервничает и беспокоится, тем больше появляются проблемы с запоминанием.
  • Недосып. Не высыпание, нарушение режима вызывает неполноценную работу мозга на химическом уровне. Полноценный сон и правильный режим повысит работу мозга, устранит причины забывчивости.
  • Развитие тяжелых заболеваний. Когда происходит резкое нарушение памяти это говорит о развитии серьезного заболевания, нуждающегося в лечение. Снижение уровня способности является симптомом болезни Паркинсона, Альцгеймера, склероза. Не стоит откладывать визит к врачу, вовремя поставленный диагноз облегчает лечение и способствует быстрому выздоровлению. Перед началом лечения следует разобраться, какая именно болезнь вызвала нарушение в работе мозга. Лечение недуга осуществляется с помощью физиотерапии или назначается психологическое педагогическое лечение. Во втором случае больного учат заново запоминать. В этом процессе участвуют только здоровые области мозга. Это трудоемкий процесс, состоящий из работы над созданием и выработки автоматизации в действиях.
  • Нет интереса. Если вы легко запоминаете информацию на интересную тему, можете легко вспомнить факты и числа, но как только дело касается рутины внимательность куда-то исчезает - на нарушение памяти можно не жаловаться, проблема возникает из-за недостаточного интереса. Это распространенная проблема. На запоминание скучного текста уходит много времени и сил, решить проблему можно только усилием силы воли. Также можно разработать свою технику запоминания, основанную на личном опыте.

Нарушение внимания носит индивидуальный характер и развивается по-разному. Улучшить ее получится только после устранения негативных факторов, вызвавших нарушение. Важно вовремя найти проблему, тем самым восстановив функции памяти.

Как развить память и внимание

Быстро запоминать и без труда вспоминать нужную информацию желают все. Развить память может каждый человек. Только решив проблемы запоминания и концентрации внимания, получится повысить умственные возможности. Имея хорошую память, человек улучшит повседневную жизнь, добьется успехов в работе.

  • Заучивание. Учите наизусть стихи, отрывки из любимых произведений, песни. Постоянное заучивание даст хороший результат. Для тех, кто не любит читать или нет времени, поможет аудиокнига. Слушайте в свободное время стихи или прозу, затем повторяйте наизусть.
  • Пальцевая гимнастика. Пальцевая гимнастика помогает устранить снижение памяти, улучшить концентрацию, внимание, работу мозга. Все упражнения простые, подойдут для детей. Гимнастика выполняется 1–2 минуты ежедневно.
  • Запоминание слов. Записываем на листочке 10–15 слов, внимательно перечитываем. Затем переворачиваем и пишем по памяти. Только написав все слова можно перевернуть листочек и сверить.

Развитие слуховой памяти

Слуховая память - это звуки, которые мы слышим и запоминаем. Существует три методики, способные повысить слуховую память:

  • Перед тем как лечь спать, ложимся в кровать, закрываем глаза и внимательно прислушиваемся к звукам вокруг. Их найдется достаточное количество, обращайте на каждый отдельное внимание (тиканье часов, шум за окном, скрип пола). Такого рода упражнения помогают выделять каждый звук из звукового фона, улучшая слуховую память. Делать его нужно каждый день.
  • В тихой спокойной обстановке сконцентрируйтесь, вспомните услышанные за день звуки, воспроизводя их мысленно. Затем постепенно меняем их продолжительность и тональность. Выполняйте задание каждый день, по 5 минут и результат не заставит себя ждать.
  • Хорошо помогает музыкальная слуховая методика. Выбираем песню, слушаем ее. Затем опять включаем и останавливаем на любом месте, после чего продолжаем воспроизводить мысленно. Такая методика считается полностью выполненной, когда получиться мысленно, включать и выключать музыку и без труда продолжать воспроизводить независимо от места паузы.

Развитие зрительной памяти

Эйдетическая память (она же зрительная и фотографическая) представляет собой способность к запоминанию и максимально точному воспроизведению живых образов или предметов. Эйдетическая память задействует образное мышление, помогая вспомнить детали предмета путем мысленного представления. Это увлекательный процесс, которым пользуются дети и подростки.

Многие задаются вопросом, как развить фотографическую способность запоминать проще всего, и для чего она нужна. Прекрасная зрительная память пригодится в любой ситуации, поможет сориентироваться в местности, четко запоминать лица знакомых и незнакомых людей. Эту способность легко развивать и тренировать. Существуют разные приемы и упражнения как улучшить зрительную память. Вот некоторые способы:

  • Все знают головоломку «Найди 10 отличий», которую печатают в детских журналах. В ней необходимо найти разницу в двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Такие упражнения повышают работу мозга, усиливая внимательность к деталям. Головоломка как тренажер задействует зрительную память, улучшая ее, главное делать упражнение как можно чаще.
  • Перед сном вспоминайте места, которые посетили за день. Образы вспоминаем досконально, вплоть до цвета стен и предметов на столе.
  • Выберите интересный предмет, положите перед собой и внимательно изучите. Закройте глаза, представьте его мысленно, подробно расписывая детали, изгибы, цвета. Откройте глаза, сравните предмет с мысленным описанием, отметьте себе, какую деталь вы упустили или ошиблись в описании. Упражнение сложнее, чем кажется. Делать нужно 2–3 раза в неделю.
  • Можно не останавливаться на мысленном описании, а перенести его на бумагу, по памяти нарисовав предмет. Выполнять упражнение лучше всего после предыдущего.
  • Ежедневно, во время прогулки или идя на работу, внимательно изучайте лица прохожих. Вырисовывайте мысленно их портрет, припоминая как можно больше: одежда, прическа, черты лица. С каждым днем зрительная память будет улучшаться, образы станут четче и быстрее вспоминаться.

Приложения для развития внимания и памяти

Среди самых популярных способов улучшения памяти считается книга Рюта Кавашима «Японская система развития интеллекта и памяти». Она содержит арифметические задачи разной сложности. Многочисленные тесты в этой области показали, что задачи на деление, умножение и сложение повышают работу мозга, развивают мышление и концентрацию внимания.

  • «Японская система развития интеллекта и памяти» содержит наиболее продуктивные упражнения и психологические приемы для любого возраста, рассчитана на 60 дней. Упражнения достаточно выполнять по 5 минут в день.
  • Альтернатива книги - аудиокнига «Тренинг развития памяти». Эта аудиокнига понравится тем, кто не любит читать и включает в себя специальные упражнения, программы и приемы, развивающие творческое мышление, точность мысли и образную память. Аудиокнига представляет собой методическое пособие, расширяющая границы сознания и работу мозга.
  • Также разработаны специальные тесты – программы и приложения для мобильных телефонов, которые решат вопрос о том, как развить зрительную память, выполнят диагностику видов и свойств. Многочисленные тесты – программы помогут улучшить способность без усилий, для этого надо решить специально подобранные задания.

Тест на определение способности запоминать исследует следующие критерии:

  • тип (кратковременную, долговременную, оперативную);
  • объем (механический, смысловой, оперативный, образный);
  • свойства (скорость, прочность);

Программы для развития ума помогают выявить нарушение работы мозга, усилить усвоение текстового, цифрового и образного материала, повысить концентрацию внимания.

Сфера применения «полезной модели» – детская психология. Направление в детской психологии – инновационные методы развития феноменальной у детей. Практическая реализация: центры раннего развития, дошкольные учреждения закрытого типа (интернаты), самостоятельное образование детей в эко-группах, монастырях и в домашних условиях. Основной базис модели – путём задержки грамматической речи выйти на «феноменальный прорыв» понимания большого количества вербальных слов.

В настоящее время в психологической литературе описаны четыре основные модели памяти: а) интеллектуальная или логическая, б) эйдетическая или мнемоническая, в) феноменальная или стопроцентная и г) фотографическая или голограммная. На практике повсеместное развитие получила только первая модель памяти, основанная на аналоговом способе запоминания. Интеллектуальная память, в условиях резко возросшего потока информации, оказалась малоэффективной и даже вредной при развитии креативного, а тем более феноменального мышления. Существует более прогрессивная, так называемая «эйдетическая память», основанная на образных ассоциациях.

Но метод эйдического запоминания получил слабое распространение по причине нашего интеллектуально развитого мышления. Наше мышление основано не на образных ассоциациях, а на сугубо логических конструкциях. О феноменальной или стопроцентной памяти сегодня пишут многие авторы, работающие с глубинным подсознанием, но сам метод эффективного запоминания так и не найден. Есть лишь только отдельные примеры людей с феноменальной памятью.

Например, в настоящее время на Украине живёт человек-феномен имеющий псевдоним «доктор Пи» (А. Слюсарчук). Он чемпион мира по запоминанию бесконечного числа «пи» (3,14 ….) после запятой. Фотографическая память считается более высоким феноменом, чем память феноменальная. При фотографической памяти человек (Шерешевский С.В. из лаборатории профессора А. Лурия) смотрит на печатный лист в течении 2 – 3 секунд, и потом по памяти может воспроизвести текст со 100% результатом. Он уже не читает текст, как при интеллектуальной памяти, и не сканирует его, как при памяти феноменальной, а просто «фотографирует» печатный лист. Мои долгие поиски инновационного метода запоминания привели к грустному выводу. Наше интеллектуальное образование состоит из трёх уровней развития: дошкольное (грамматическое), школьное (знания) и высшее (профессиональное).

Такое, самое правильное образование для людей пятой расы, навсегда убивает в нашей психике способность работать с глубинным подсознанием. Другими словами, взрослый интеллектуально образованный человек обречён на пользование лишь только логической памятью. Максимум, чего его можно научить – это образной или эйдетической памяти, да и то в примитивном варианте (на уровне логических ассоциаций). Другое дело дети! Особенно те, у которых ещё не развита грамматическая речь (возраст до двух лет). Глубоко изучая развитие детской психики ребёнка в достаточно коротком промежутке времени (от 1,5 до 2 лет), я заметил странную закономерность, претендующую на целое открытие в детской психологии.

В Интернете я часто встречал статьи о детях-аутистах с феноменальной памятью. Аутизм – это детское заболевание, связанное с задержкой речи. В основном дети-аутисты, даже после выздоровления, остаются «заторможенными» на всю жизнь. В тоже время, очень малая часть всех аутистов (3-5 %) непонятным образом приобретают феноменальные способности. Одни дети слово в слово готовы повторить (когда речь откроется) однажды прочитанную им сказку. Другие, в любое время по своему внутреннему экстрасенсорному чувству, могут назвать точное время. В данном контексте в таких детях аутистах нас интересует только их феноменальная память, для того чтобы выйти на «искусственный аутизм» у обычных детей. Глубокое изучение развития психики таких детей привело меня к следующему революционному выводу. Задержка речи у них происходит в связи с неспособностью соединить отдельные слова в целое предложение. Поэтому у них страдает коммуникативная функция (общение с взрослыми), и они замыкаются в себе. Таким образом, мы выходим на целое открытие в детской психике феноменальной памяти, путём торможения развития грамматической речи до трёх лет.

Если отказаться до трёх лет развивать в психике ребёнка грамматическую речь, а усиленно заняться развитием эйдо-феноменальных задатков, то вполне возможно открыть в детской психике феноменальную память при помощи инновационного метода – «феноменального прорыва», претендующего на революционный переворот в системе образования детей дошкольного возраста. В детской психологии существует такое понятие как «феномен открытия ребёнком слов» (теория В. Штерна). Согласно теории Штерна первое слово ребёнка является фундаментальным шагом в его развитии. Ребёнок делает величайшее открытие в своей жизни – «Всякая вещь имеет название!». После этого открытия, в возрасте 1,8 –2,5 лет, происходит резкий скачкообразный рост детского словаря. Ребёнок с интересом запоминает много слов. Теория внезапного открытия ребёнком слов (В.Штерн) подвергалась как критике (Л. С. Выготский), так и развитию (К.Брюллер, А.Валлон).

В настоящее время детские психологи о теории Штерна вспоминают очень редко по причине слабой доказуемости того, что происходит с детской психикой при скачкообразном увеличении детского словаря. Теория феноменального «прорыва» предлагаемая автором, является продолжением теории Штерна. Вернее, одним из вариантов или моделей теории внезапного открытия ребёнком слов. Согласно предлагаемой теории (практическая реализация теории осуществляется через метод «феноменального прорыва»), ребёнок в своей психике имеет первичные образно-чувственные (эйдо-феноменальные) задатки. Первичными они называются потому, что они генетически заложены в психике ребёнка. А вот интеллектуальные задатки являются производными от первых, т.е. вторичными. Они развиваются уже на базе первичных задатков, т.е. развитых образов и чувств.

В классической системе образование мы учим ребёнка «связывать» слова с их образами. При появлении двух – трёх десятков отдельных слов мы сразу переходим к формированию грамматических навыков, которые вначале формируют интеллект ребёнка, а потом и интеллектуальную память. Теория «феноменального прорыва» гласит о том, что от одного года и приблизительно до двух лет мы должны, прежде всего, развивать в детской психике образно-чувственное восприятие для того, чтобы подготовить эти первичные задатки к «феноменальному прорыву». Сам процесс «феноменального прорыва» в детской психике состоит из трёх этапов. Вначале, мы обучаем ребёнка трем вербальным словам, потом пяти, дальше восьми – десяти. Слова должны быть только предметно-образного значения (имя существительное). Это обучение даётся нам достаточно сложно по причине: а) невнимательности со стороны ребёнка, б) недопонимания того, что от него хотят и в) сложности самого запоминания, когда ребёнок путается в ответах.

Но мы настоятельно продолжаем «нагружать» психику ребёнка простыми словами. И вот наступает момент второго этапа – теперь уже практической реализации теории или метода «феноменального прорыва». Ребёнок непонятным образом начинает запоминать большое количество слов. То, что в теории Штерна именуется «открытием ребёнком слов». Главное, не пропустить этот очень тонкий момент в развитии психики ребёнка. Мы должны: а) заинтересовать ребёнка в обучении, б) вывести феноменальное обучение на достаточно стабильный уровень и в) имея задатки феноменальной памяти в психике ребёнка, не «скатиться» к привычной для нас грамматической речи. В предлагаемом методе «феноменального прорыва», до трёх летнего возраста запрещена любая тренировка грамматической речи.

Как только мы начинаем развивать грамматическую речь, феноменальная память ребёнка быстро превращается в память интеллектуальную. Этим фундаментальным, можно сказать революционным фактом, метод «феноменального прорыва» коренным образом отличается от других методик эффективного запоминания, в том числе и от теории Штерна. На втором этапе развития феноменальной памяти, ребёнок запоминает много новых слов, но по различным причинам может ошибаться в их правильности. А вот третий этап «феноменального прорыва» характеризуется стабильным стопроцентным результатом запоминания. Когда мы достигнем стабильного результата феноменальной памяти, где-то в районе трёхлетнего возраста, можно переходить к развитию грамматической речи.

Продолжая, уже на грамматической речи, тренировать феноменальную память ребёнка. Сама инновационная технология развития феноменальной памяти выглядит таким образом. Сначала, мы учим ребёнка связи между вербальным словом (произнесённым матерью) и предметом из его окружения («ложка», «чашка», «кукла»). Дальше, мы предметы заменяем картинками. Мама говорит ребёнку: «Покажи куклу!». Имеется в виду куклу на картинке. Ребёнок должен уметь безошибочно находить правильный вариант из трёх предложенных (из трёх картинок). Потом – из четырёх. И так дойти до десяти картинок. Таким образом, в процесс обучения мы включаем два полушария мозга ребёнка.

Слово, произнесённое родителем, в психике ребёнка формируется в левом полушарии. А сам образ на картинке – в правом. Продолжаем увеличивать количество картинок, наблюдая трудность ребёнка в их запоминании. Грамматическая речь при этом полностью исключена. Допускается употреблять лишь только простые глаголы («Дай!», «Покажи!»). Наконец наступает момент, которого мы так долго ждали. Наш ребёнок начинает запоминать большое количество картинок – момент «феноменального прорыва». В конечном итоге, мы должны выйти на стопроцентную эффективность запоминания. Потом, также на картинках, мы можем написать цифры и научить ребёнка феноменальной математике. Предлагаемая технология развития феноменальной памяти имеет довольно простую схему, позволяющую родителям даже без специального (психологического) образования, в домашних условиях открыть в психике ребёнка максимально-эффективную (стопроцентную) память.

Сложность состоит в самом процессе доведения психики ребёнка до момента «феноменального прорыва», без включения в процесс обучения грамматической речи. Если обучению грамматической речи заниматься до момента «феноменального прорыва», то мозг ребёнка достаточно быстро перестроиться на левополушарное (интеллектуальное) мышление. Так ему проще. Задача родителей – довести работу мозга ребёнка до уровня стабильной феноменальной памяти. После чего приступить к развитию «второй сигнальной системы» (грамматической речи), по учению академика Павлова. Поскольку феноменальная память основана на эффективной работе двух полушарий мозга, тем более в режиме расслабленного (тотального) альфа-внимания, то в плане ментальной нагрузки на психику ребёнка, она безопаснее интеллектуальной памяти, предполагающей работу мозга в одном (левополушарном) формате с использованием бета-внимания.

Преимущество феноменальной памяти по сравнению с памятью интеллектуальной можно даже не обсуждать. Ведь интеллектуальная память, основанная на поверхностном и сознательном схватывании информации, имеет к.п.д. в пределах всего лишь 20-30%. В то время, как феноменальная память, при работе на уровне глубинного подсознания приближается к 100% результату. Феноменальная память – это память для детей новой формации, живущих в глобальном мире информационного бума. Делаем вывод о первой модели феноменального обучения. Мы обучили ребёнка запоминать вербальные слова с картинками в большом количестве, путём «феноменального прорыва» на уровне глубинного подсознания его психики. «Первая модель» является начальной ступенью к переходу к «второй модели» – феноменальному запоминанию большого количества слов в печатном формате памяти у своих детей по программе «Букварь Тота».

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что также для развития эффективной памяти у детей могут помочь специальные развивающие игры для девочек и мальчиков. Ведь не секрет, что дети во много раз лучше воспринимают все именно в игровой форме.

Любого человека память может как выручить в критический момент, так и неожиданно сильно подвести. Возможности человеческой памяти до сих пор остаются предметом исследований ученых.

Феномен Соломона Шеришевского

Москва. Июль 1926 года. В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра Лурии пришел мужчина лет тридцати. Он представился: «Соломон Шеришевский». И попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, молодой человек запоминает любой объем информации.

Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шеришевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать Шеришевскому выговор и вызвал к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шеришевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шеришевского больше тридцати лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный человек может запомнить за раз не больше десяти несвязанных слов, Шеришевский запоминал тысячи и делал это без всякого усилия. Он мог воспроизводить любой длинный ряд слов, данный ему неделю, месяц, год и даже пятнадцать лет назад.

Синестезическая память

Шеришевский воспринимал услышанное синестезически -- этот термин означает, что он чувствовал запах, цвет, вкус каждого слова. Шеришевский буквально видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как мы. И часто образы не совпадали со значением слова.

«У моего дедушки была особая система запоминания цифр. Цифры у него вызывали ассоциации определенного вида человека. Единица -- это что-то высокое, худое, как человек с тростью. Семерка -- это мужчина с усами, восьмерка -- это полная женщина», -- говорит Ирина Барабаш -- внучка Соломона Шеришевского

Слишком много

Но феноменальные способности не были Соломону Шеришевскому в радость, ему было трудно общаться с людьми. Голос, произносивший слова, тоже имел свои образы. Когда Шеришевский ел, он не мог читать. Читать газету за завтраком для него было просто физически невозможно, вкус слов перебивал вкус пищи. Чтение вообще было пыткой для Соломона, он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Это его очень утомляло, смысл текста постепенно ускользал.

«Он не мог складывать слова в тексте вместе. То есть у него не получалось все сложить и охватить единым взором, для того чтобы понять, о чем шла речь», -- рассказывает Зураб Кекелидзе, врач-психиатр, доктор медицинских наук.

Шеришевскому с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории ему прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этой задачей он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. При этом зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили -- «тиф». Шеришевскому же потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание, -- в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные слова.

Трудно забыть

У Шеришевского была еще одна серьезная проблема. Как объясняла Наталья Бехтерева, нейрофизиолог, доктор медицинских наук: «Очень плохое . Очень плохое вытеснение их из памяти. Получается так, что человек может запомнить все, но радости это ведь ему не приносило».

Шеришевский пытался придумать специальные приемы забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот: записывал то, что хотел забыть. Это не помогло. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия лишь оставляли дополнительные следы в памяти.

Демонстрируя феноменальную память, Шеришевский выступал с концертами. Однажды после третьего подряд выступления произошло чудо. Шеришевский очень устал, но ему нужно было четвертый раз выходить на сцену, и он боялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел. И... старые картинки ушли из памяти. Тогда Шеришевский понял: чтобы что-то забыть, ему нужно очень сильно этого захотеть и сконцентрироваться.

Как в детстве

В детстве мы все запоминали, как Шеришевский. Синестезическая память -- это память детская. Детям она необходима, чтобы быстрее адаптироваться в незнакомом мире. В детстве человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться всю жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения. Новая информация словно записывается на матрицу, на подкорку, запоминается абсолютно все. Даже то, как человек должен себя чувствовать в нормальных условиях.

«Здоровый человек может не думать о здоровье. В нервной системе и прежде всего в мозгу существует матрица поддержания вот этого устойчивого состояния здоровья», -- рассказывала Наталья Бехтерева.

Так идет запоминание до трех-пяти лет. Затем память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной -- памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл, вычленять суть. У Шеришевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть.

Память гениев

Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Они помнили имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Духовенство 17-го века в строжайшей тайне хранило партитуру «Мизерере», аллегро в девяти частях -- считалось, что это божественное произведение не должно стать достоянием простых смертных. Моцарт услышал мелодию один раз и по памяти записал всю партитуру. Позднее за этот проступок композитор будет долго подвергаться гонениям церкви, но записанные им ноты на века сохранили «Божественную музыку». Память родного брата Пушкина, Льва Сергеевича, сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы «Евгения Онегина». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, там он собирался отдать пятую главу в печать. Как назло все черновики были уничтожены. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся -- в ответ он получил полный текст потерянной главы с точностью до запятой. Лев Сергеевич один раз слышал ее и один раз читал.