Адаптация в детском саду. Из опыта работы. Особенности адаптации первоклассников к школе Сколько идет адаптация ребенка к садику

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

В яслях и садиках имеются специальные адаптационные группы для будущих дошкольников. Обязательно узнайте, имеется ли такая услуга в вашем ДОУ. Посещение подобных групп позволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новыми правилами поведения.

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:

  • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
  • лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
  • не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.

Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:

  • снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
  • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
  • обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.

Теледоктор не исключает возникновения определённых проблем в процессе привыкания, однако отказываться от возможности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего ответственно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!

Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание.

Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.

Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной. Психологи утверждают, что целесообразнее отдавать детей в детское учреждение как можно раньше, в этом случае в дальнейшем дети лучше привыкают к коллективу.<

При раннем посещении ребенком детского сада со сверстниками быстро устанавливается эмоциональный первичный контакт. Но в данном случае, нужно учитывать, что это особым образом влияет на его эмоциональную сферу. Не исключено, что в дальнейшем такие дети могут быть лишены глубокой привязанности и сострадания к окружающим. Чем сильнее имеется эмоциональная связь с матерью, тем сложнее происходит адаптация, но проблема в том, что не каждый малыш может преодолеть сложную ситуацию, и у ребенка возникает невроз. В том случае, если адаптация к дошкольному учреждению не состоялась, хотя ребенок уже несколько месяцев посещает сад, то родители должны знать, что требуется помощь специалиста.

На основании исследований психологов адаптационный срок является нормальным, когда он занимает в яслях до десяти дней, а детском саду для трехлетних детей длится до трех недель. Нормальная адаптация для детей старшего дошкольного возраста составляет один месяц. Разумеется, это лишь общие показатели, и не все дети имеют одинаковую реакцию на новую обстановку, хотя существую и одинаковые черты. Труднее всего приходится тем детям, которые крайне зависимы от матери, которые являются в семье единственными, и привыкли к исключительному и постоянному вниманию. Также, хуже, чем другие, чувствуют себя в саду малыши с флегматичным темпераментом. Темп детского сада кажется им слишком быстрым. Они опаздывают с одеванием, медленно едят, последними выходят на прогулку.

Случается, что воспитатель не замечает таких проблем, и постоянно подгоняет ребенка. Но в результате происходит еще большее затормаживание, и малыш становится безучастным к происходящему, вялым, ему ничего не интересно. Если вы замечаете, что ребенок трудно адаптируется, то побеседуйте с воспитателем. В данном случае, ребенку требуется повышенное внимание, воспитатель должен поощрять и поддерживать малыша. Известно, что другие дети нередко дразнят более зависимых и слабых. Поэтому принципиальность воспитателя и его требовательность будет оказывать положительное влияние, тормозя агрессивное поведение некоторых детей.

Дети – это маленькие независимые во многих суждениях личности, и с ними необходимо считаться. Поэтому возраст, когда ребенка можно будет определить в дошкольное учреждение, рассматривается индивидуально. В любом случае, требуется обратить внимание на возможные осложняющие факторы, являющиеся серьезным препятствием для нормальной адаптации. К примеру, играет роль необщительное поведение родителей, различные семейные конфликты. Дети очень быстро усваивают любые негативные черты, замеченные ими в поведении родителей. В детской группе такие дети отличаются нерешительностью и неуверенностью, и это очень осложняет отношения в детском коллективе. Поэтому, таких детей в сверстники в группе не принимают.

Специалисты склоняются к мнению, что малыш с нервным нарушением должен быть отдан в детский сад не раннее, чем достигнет трехлетнего возраста. Что касается мальчиков, то их лучше отправлять в детский сад не в три года, а в три с половиной. Бывает, что ребенок в семье единственный, и при этом нередко болеет, склонен всего бояться. Вхождение в дошкольное учреждение в этом случае тоже возможно, но оно должно быть постепенным. Начните с того, что приведите его в группу, познакомьте с другими детьми, воспитателем. Потом можно вместе рассмотреть игрушки. В такой ситуации нужно вызвать интерес ребенка к данному окружению. Потом нужно вместе уйти домой. Потом несколько дней приводите малыша на несколько часов, и забирайте до того, как детей укладывают спать. Таким образом, ребенок привыкает быстрее, и возможно он сам не захочет возвращаться домой в обед, когда все дети остаются в саду.

Считается, что болезни – это неотъемлемая часть процесса адаптации к детскому саду. Кажется, что детским ОРВИ и ОРЗ нет конца и края. Можно ли выйти из замкнутого круга, мы спросили педиатра клиники «Борис» Константина Елиневского.

Детей, которые, начиная посещать детский сад, без конца болеют, большинство, практически 80%. Причин этому две:

Новый образ жизни. До садика малыш ел и спал, когда хотел, как такового графика прогулок у него не существовало. В садике же существуют определенные правила. Поэтому малыш, ощущая на себе давление нового для себя распорядка жизни, находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, которое сказывается и на его физическом состоянии. Особенно это касается иммунной системы, потому что в этом случае часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования. Соответственно, защитных сил против инфекций становится меньше, иммунитет снижается, а восприимчивость к новым вирусам и бактериям увеличивается.

Новые виды микроорганизмов . Ребенок попадает в коллектив (как правило, это больше десятка человек), и его организм сталкивается с новыми, незнакомыми вирусами и бактериями, с которыми приходят в группу другие дети. Поэтому при новом контакте происходит заражение. Хорошая новость состоит в том, что если в группу в течение, скажем, полугода не приводят новых детей, все дети, «поменявшись» вирусами и переболев, как правило, болеть перестают. А бывает так, что в группу приводят нового ребенка, который может быть вполне здоров, но на следующий день несколько детей заболевает. Это потому, что ребенок принес в группу вирусы, с которыми дети в садике еще не встречались.

Считается, что пока ребенок не переболеет нужное количество времени и нужным количеством болезней и не наработает свой иммунитет, череду заболеваний остановить очень сложно. При этом совсем не водить малыша в садик далеко не всегда может быть выходом. Такой ребенок, придя в школу, весь процесс адаптации будет проходить в первом классе. Может быть, в 6-7 лет этот процесс будет не таким длительным, как в 3 года, в связи с большей зрелостью иммунной системы, но без него обойтись не удастся. Если полная адаптация к коллективу для дошкольников составляет в среднем 2-3 года, то для школьников хватает одного года, чтобы вернуться к обычной частоте заболеваний – 1-2 раза в год.

Безусловно, есть дети, болеющие реже или вообще мало, есть те, которые вообще, кажется, никогда не выйдут из замкнутого круга, - каждый организм индивидуален. Многое зависит от наследственности, есть ли у родителей какие-то хронические заболевания и т.д.

Каждый последующий тяжелее предыдущего

Часто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию. С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител. Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее. Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели. К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Вот и получается, что если в начале адаптационного периода для того, чтобы малыш выздоровел, достаточно было дать ему травяной чай и промыть нос, через некоторое время для его лечения врач вынужден уже назначать антибиотики.

Getty Images/Fotobank

Есть ли выход?

Бывает, что ребенок, придя в сад после болезни, буквально через пару дней заболевает. И так продолжается снова и снова. В этом случае некоторые родители принимают решение забрать ребенка из сада на несколько месяцев, как правило, до весны. И в этом есть смысл. По крайней мере, есть все шансы, что, получив такой отдых, иммунная система к весне будет уже лучше справляться с заболеваниями.

Еще один способ прервать череду болезней – посетить иммунолога. Однозначным поводом для обращения к специалисту должен быть тот факт, что из раза в раз ребенок, заболев, самостоятельно не восстанавливается. То есть врач при каждом новом осмотре наблюдает ухудшение ситуации, а потом констатирует присоединение бактериальной инфекции, и практически каждое заболевание заканчивается антибиотиками. В этом случае делается комплексная иммунограмма, врач уточняет характер протекания заболеваний ребенка и определяет, какое звено иммунитета страдает. Скажем, при вирусных заболеваниях страдает одно звено, при бактериальных – другое, когда и те, и другие – оба. В зависимости от результатов обследования иммунолог назначает специфическую иммуностимуляцию, при этом препараты назначаются именно такие, которые стимулируют то звено иммунитета, которое страдает у данного ребенка.

Чем опасны иммуностимуляторы

Часто вместо того чтобы обратиться к иммунологу, мамы по совету знакомых покупают в аптеке иммуностимуляторы и пытаются с помощью них справиться с проблемой. В лучшем случае это может быть неэффективно. Потому что если у данного ребенка страдает одно звено иммунитета, а выбранный препарат работает с другим звеном, то эффекта не будет, малыш все равно будет болеть. Но иммуностимуляторы могут и навредить, если стимулировать иммунитет и так очень ослабленный болезнями. Например, если начинать применять иммуностимулятор сразу после болезни. Вспомните о том, что мы говорили об иммунном депо: во время заболевания оно уже было опустошено наполовину. Применяя иммуностимулятор, мы заставляем иммунитет выбрасывать антитела, таким образом, на фоне полного здоровья ребенка впустую выбрасывается вторая половина иммунного депо. Антитела выбрасываются в кровь, циркулируют там определенное время, потом отмирают и выводятся из организма. Этот процесс быстрее, нежели процесс появления новых антител и наполнения ими иммунного депо. Если в этот период ребенок встретится с какой-то инфекцией, защищаться ему будет нечем, и новая болезнь может протекать очень тяжело.

Существуют неспецифические иммуностимуляторы – адаптогены, которые можно применять не ранее, чем через неделю-две после болезни и только по назначению врача.

Многие также практикуют закаливание, витаминизирование пищи и т.д. К сожалению, ничто из этого не гарантирует того, что ребенок не заболеет. Не исключить, но снизить частоту заболеваний может здоровый образ жизни: чистота дома, правильное питание, правильный ритм жизни и, безусловно, хорошие взаимоотношения между родителями.

Татьяна Корякина

Адаптация ребенка к детскому саду – важный и волнительный период в жизни его самого и родителей. Быстрая адаптация к новым условиям, коллективу, воспитателям напрямую связана со степенью и эмоционально-психологической семейной обстановкой в этот момент. Посещение ребенком детского сада – это серьезные изменения в жизни всех членов семьи. При правильном подходе к этому вопросу родителям под силу сгладить все острые углы этого периода и максимально ускорить адаптацию.

Знакомство с детским садом

Для того чтобы , обязательно познакомьте его с этим учреждением. Периодически выбирайте маршрут прогулки так, чтобы пройти мимо детского сада (поначалу, даже не обязательно «своего»). Остановитесь, посмотрите, как играют детки на площадках, расскажите своему малышу, что детский сад – это место, где дети много времени проводят друг с другом. Они играют, рисуют, танцуют, поют песенки, кушают, спят, гуляют. Можно обратить внимание ребёнка на то, что среди деток нет мам, только воспитатели. Обязательно расскажите кто это!

Приходите в разное время: утром и ближе к вечеру, чтобы посмотреть, как дети уходят с площадки. В первую половину дня после прогулки они заходят в детский сад – расскажите ребёнку, что детки идут мыть ручки, кушать, а затем лягут спать. Вечером приходите посмотреть, как малышей одного за другим забирают родители – это важно, чтобы ваш ребёнок понимал, что детей туда приводят, у них там своя насыщенная программа, но вечером их обязательно забирают домой.

Если у вас есть друзья с детьми по возрасту старше вашего малыша, попросите им рассказать свои впечатления о детском саде. Обычно, даже если поначалу детям не нравится посещать детский сад, потом они делают это с огромным удовольствием. Практически любой ребёнок доверительно отнесется к словам старшего товарища. Можно придумать сказку, когда, например, зайчик рассказывает о том, как он посещал садик.

Знакомство с садом можно продолжить, инсценировав вместе с ребёнком будни этого учреждения при помощи игрушек. «Мама» приводит «ребенка», его принимает «воспитатель», далее обыгрываете все то, что делает «мама» и «ребенок», находясь порознь. В заключение «мама» забирает «ребенка» и уводит домой.

Режим дня

Для того чтобы желательно заранее перестроить его режим дня на тот, который установлен в детском саду. Ознакомьтесь с режимом дня детей того ДОУ, в который планируете водить ребенка. Обычно режим следующий:

8.00–8.30 – завтрак

8.30–9.30 – занятия в группе

10.00–11.30 – прогулка

12.00–12.30 – обед

13.00–15.30 – сон

16.00–16.30 – полдник

17.00–19.00 – прогулка или занятия в группе, ужин

Посещение детского сада станет более простым, если ребенок привыкнет вставать рано утром и ложиться спать примерно в час дня.

Обратите внимание также на питание. В общеобразовательных учреждениях на завтрак чаще всего подают омлеты, молочные каши или супы, чай, булочки или бутерброды. Обед состоит из первого и второго блюда, салата, компота. После дневного сада детей ожидает так называемый «усиленный полдник»: рыба с пюре, сосиски с тушеной капустой или салатом из овощей, вермишелевые или творожные запеканки. В меню детских садов также числится ужин, обычно это соки/ряженка/кефир и печенья/булочки.

Когда лучше начать посещать детский сад?

Идеальное время – лето. Как правило, детей муниципальные детские сады начинают принимать в июле-августе. Редко, когда группа сразу полностью наполняется. Адаптация ребенка к детскому саду пройдет проще, если он начнет посещать это учреждение одним из первых. У воспитателей будет больше времени лучше узнать своих новых подопечных.

Если у вас запланировано летнее путешествие, то начинайте посещение детского сада после него. Также лучше немного повременить, если летом происходят другие глобальные изменения: ремонт с переездом в новое место, рождение второго ребенка, приезд родственников в гости с проживанием с вами в одной квартире.

Можно начинать посещение детского сада в сентябре–начале октября. Однако в это время уже начинаются занятия, а многим детям в период адаптации сложно на них сосредоточиться. Откладывать адаптацию на более холодное время не рекомендуется из-за большей вероятности распространения вирусов и протекания заболевания с осложнениями.

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Перед началом посещения детского сада поговорите с воспитателем о привычках вашего ребенка, расскажите ему о том, что ему нравится/не нравиться, о чертах характера, о возможных социокультурных или психологических нюансах (трудно идет на контакт с новыми людьми или не любит делиться игрушками). В общем, расскажите ту информацию, которая поможет воспитателю заочно познакомиться с вашим ребёнком, а в дальнейшем наладить с ним контакт. Обязательно сообщите воспитателю, если у ребенка есть пищевая аллергия на какой-то продукт или группу продуктов.

Начинают адаптацию ребенка к детскому саду постепенно. Некоторые родители стремятся сразу оставить ребенка на полдня или даже на целый день. Детские психологи не рекомендуют придерживаться такой схемы.

Обычно ребенка приводят на прогулку с группой на 1-1,5 ч. Мама ему говорит, что заберет его после прогулки с детьми. Это наиболее психологически щадящий момент: ребенок ведь уже неоднократно гулял с другими детками на игровых площадках, но сейчас он это делает самостоятельно без мамы за спиной.

Затем ребенка приводят в группу к тому времени, когда дети позавтракали. Мама говорит, что придет после прогулки. Ваш ребенок познакомится с группой, выберет свой шкафчик, оставит там вещи (это уже что-то его! в новом месте). Поиграет с детьми в группе, соберется вместе со всеми на прогулку, погуляет, а затем его забирают.

Следующий момент адаптации – завтрак и/или обед с детьми. Воспитатели подскажут с чего лучше начать. Когда первая половина дня будет проходить нормально, в стандартном режиме, ребёнка оставляют на дневной сон. Обычно в первые дни, когда это происходит, мама забирает его сразу после сна. Затем время его пребывания в саду дополняется полдником, а затем общей прогулкой.

Что в шкафчике ребенка в детском саду?

В детском шкафчике на период адаптации обязательно должны быть:

  • минимум два комплекта трусики/маечки/носочки;
  • комплект одежды, в которой ребенок находится в группе;
  • комплект одежды для прогулки (обычно это то, в чем ребенок пришел в детский сад);
  • сандалии или другая удобная обувь, в которой ребенок будет ходить в помещении;
  • пижама и клеенка для деток, которые остаются на время дневного сна в группе;
  • 2 носовых платка;
  • пакет для грязной одежды.

Психологический климат в семье

Позитивный настрой родителей, особенно мамы, очень важен для безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Здесь важно самой маме не совершать ошибок – у неё не должно быть никаких сомнений по выбору самого детского сада, воспитателей и правильности посещения ребёнком этого учреждения. Родители должны понимать, что какой-бы тщательной не была подготовка чада к новому жизненному этапу, в его начале все равно можно столкнуться с нежеланием ребенка посещать садик и даже со слезами. Главное, чтобы не с мамиными! Иначе она не сможет создать крохе условия для быстрого привыкания к детскому саду.

Родители должны понимать, что зачастую дети на первых порах просто не понимают, зачем их привели в это место, что от них ждут. Затем, сталкиваясь с новыми правилами и ограничениями, дети могут вести себя не в свойственной им манере: начинают вредничать, хулиганить, становятся агрессивными или, наоборот, замыкаются в себе. Адаптация ребенка к яслям часто сопровождается регрессией, казалось бы, уверенных навыков: малыши могут начать писаться в штанишки, «забывают» как держать ложку, одеваться. Это нормальная реакция неокрепшей детской психики на нервное напряжение в период адаптации.

Родители не должны ругать своих детей за это, а тем более связывать эти моменты с низкой квалификацией воспитателей и отсутствием их должного внимания к детям. Тем более, нельзя обсуждать негативные моменты, связанные с детским садом, в присутствии ребенка.

Очень скоро вы заметите первые достижения, новые умения, полезные навыки, которыми ваш малыш обзаведется в садике – это хороший знак успешной адаптации ребенка к детскому саду. Не забывайте его хвалить, радоваться вместе с ним, говорить, что вы очень гордитесь тем, какой он большой, как вы его сильно любите! И, конечно, маме нужно постараться в период адаптации к саду как можно больше времени проводить со своим маленьким героем. Не стремитесь в шумные большие компании – предпочитайте размеренные прогулки, чтение книг, спокойные игры. При этом чаще обнимайте и целуйте своего ребенка!

Семейные традиции и ритуалы

Период адаптации к детскому саду благоволит придумыванию семейных, трогательных ритуалов. Обучайте ребёнка понятиям «рабочие» и «выходные» дни. Прекрасным завершением буднего дня будет семейный ужин, во время которого все могут рассказать, как прошёл день. Не зависимо от своего разговорного уровня скоро кроха присоединится к общему обсуждению. Обязательно устраивайте семейные выходы выходного дня в «детские места».

Многие мамы придумывают свой ритуал «До свидания», например, перед временным расставанием целуют малыша в щечку и говорят, что мамин поцелуй будет рядом с ребенком в течение всего дня. Или папе можно потереться с малышом носиками и сказать, что теперь он теперь такой же сильный, смелый, взрослый. Или договориться, что вы помашите ребёнку в окошко. Как правило, детям нравятся эти трогательные ритуалы, они служат милым, безболезненным моментом расставания. После того, как все проделано, ребенок спокойно отправляется в группу к детям.

Опять опаздываем!

Спешка – еще один важный момент, который может серьезно усложнить адаптацию ребенка к детскому саду и вызывать неприязнь в дальнейшем. Лучше встаньте сами на 10 минут раньше и раньше разбудите ребенка, чем бежать сломя голову, тянуть его за ручку, кричать, что вы не успеваете. Дети не ориентируются во времени, они не понимают важность пунктуальности, но они хорошо видят, что мама нервничает, и связывают это с собой и детским садом.

Если вы не спеша разбудите вашего малыша, поцелуете его, посидите в обнимку 5 минут, спокойно дойдете до детского сада, поговорив с ним по дороге, нежно погладите его перед уходом, то это задаст позитивный настрой на весь день вам и ему.

Сколько времени длится адаптация?

Детские психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду:

  • Легкая, длительностью до месяца
  • Средняя (1-3 месяца)
  • Тяжелая, которая длится более 3 месяцев

Классификация условна, т.к. предполагает непрерывное посещение ребенком детского сада, что редкость из-за возможных детских болезней.

Поскольку появление регресса навыков, ухудшение сна и аппетита является психологически нормальным ответом ребенка на новые условия, то их нормализация свидетельствует о положительной динамике. Хороший шажок к адаптации ситуация, когда с уходом мамы ребенок еще может всплакнуть, но быстро успокаивается и играет с другими детьми.

Нетипичные ситуации, возникающие при неправильной или несвоевременной адаптации ребенка к детскому саду:

  • Появление страхов темноты, лифта и т.д.
  • Появление расстройств, носящих нервный характер (заикания, тик).
  • Плач, крики, истерики ребенка при уходе мамы, которые длятся более полугода после начала посещения детского сада.

Эти ситуации требуют внимания к себе и консультации с детским психологом. Совместно обязательно найдется индивидуальный подход к правильной адаптации вашего ребенка.

Родителей также должны насторожить повторяющиеся хронические заболевания или болезни, протекающие с осложнениями, например, ОРВИ с отитами или синуситами. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром о подходящих вашему ребенку способах повышения иммунитета.

Начало посещения ребенком детского сада – трудный период для всех детей и их родителей. Но в силах последних обеспечить более легкую адаптацию правильной подготовкой до и грамотной поддержкой ребенка во время этого периода. И, конечно, не забывайте чаще говорить ребенку, что вы его очень любите, скучаете без него и обязательно проводите как можно больше времени, свободного от детского сада и работы, вместе. Удачи!

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается . В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Ошибка № 1 - «Исчезновение мамы»

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


Ошибка № 2 - «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


Ошибка № 3 - «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!


Ошибка № 4 - «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.