Семейное воспитание в общеобразовательных учреждениях. Семейное воспитание, его связь со школой. Обучение родителей педагогической культуре. III. Мероприятия, проводимые с учащимися

Нынешнее школьное образование оказывает сегодня населению образовательные услуги и поэтому вопрос воспитания повис в воздухе. Стоит дилемма перед педагогическим сообществом, а кто же все-таки должен и обязан заниматься непосредственным воспитанием детей? Одни педагоги считают, что все идет из семьи и предпочтение отдают семейному воспитанию.

Другие полагают, что в школе необходимо школьное воспитание , как и раньше, но в совместном и тесном сотрудничестве с родителями.

Воспитание в школе

Анализируя, современное школьное воспитание можно четко заявить, о том, что оно меняет структуру и содержание. В разных учебных заведениях воспитательный процесс построен по-разному, но в рамках «Закона об образовании». Наблюдаются следующие направления: патриотическое, нравственное, культурное и иногда даже эстетическое.

Поменялись формы и методы осуществления воспитательного процесса. Правда порой коллективное воспитание размывается на фоне работы с индивидуальными одаренными детьми.

В целом микроклимат в школе позволяет делать вывод, насколько продуктивно ведется воспитательная работа с детьми. Если в школе учителя кричат на уроках и не совсем в корректной форме делают замечания ученику, то стоит задуматься о степени культуры самих педагогов.

Поскольку ребенок, копирует педагога, пытается ему подражать. Затем он несет эти выражения, летящие в его адрес, домой, и использует в общении дома со своими братьями и сестрами, когда наблюдаешь эту картину общения, то понимаешь, что школьная среда обитания оказывает прямое воздействие и закладывает культуру общения человека в обществе.

Поэтому все воспитание детей в школе это скорее формальность или миф.

Воспитание в семье

Семейное воспитание также зависит от микроклимата и желания родителей заниматься этим процессом. И здесь на помощь родителям приходит огромное количество литературы написанной разными психологами, педагогами, воспитателями.

Очень интересными пособиями для родителей могут показаться книга автора Фабер Мазлини «Свободные родители, свободные дети» 1974 г издания и психолога Ларисы Сурковой «Как здорово быть родителями» 2001 года издания.

Эта литература несет рекомендательный, а также познавательный характер для родителей. Готовят детей к реальной школьной жизни и учат, как надо правильно выстраивать отношения в семье в школе со сверстниками и взрослыми. На примере школьных ситуаций разбираются конкретные случаи. Как необходимо правильно реагировать на замечания учителей, как выполнять школьные правила и распорядок дня.

В зависимости от занятости родителей и ценностных убеждений выстраивается стратегия воспитательного процесса непосредственно в самой семье.

Немало важным является и пример для подражания со стороны родителей. Дети часто считывают поведение с них. Более естественная среда и взаимопонимание делает процесс воспитания продуктивным.

Стиль воспитательного общения каждый родитель выбирает сам. Принципы воспитания закладываются гражданским обществом, в котором мы живем.

Мир и жизнь вокруг нас меняется стремительно быстро. Государство и родители обязаны принимать довольно активное участие в жизни своих детей. Будь, то школьное или семейное воспитание альтернатива одна: «Хорошо воспитанное поколение детей способно преображать, совершенствовать окружающий нас мир и заботиться о стариках». В целом картина понятна и ясна. Все глобальные преобразования в области образования сегодня необходимо продолжать совершенствовать и выстраивать ту стратегию воспитания, которая будет отвечать всем запросам прогрессивного, современного общества.

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека. Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность - все это зависит от воспитания человека и примера его родителей. Итак, разберемся в тонкостях воспитания в семье здорового ребенка в разные возрастные периоды и воспитания детей не совсем здоровых.

Семейное воспитание детей и его особенности

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен. Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка. Возможно ли такое было 30 лет назад?

Вместе с тем, раньше граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это он видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.

Семейное воспитание - это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. Конечно, ведущими в этой системе выступают папа с мамой. Особенность семейного воспитания заключается в эмоциональном окрасе взаимоотношений.

Да, такие отношения должны строиться на любви и уважении. И тут очень важно не переступить ту грань любви, которая отделяет истинную любовь от синдрома избалованного ребенка. На примере многих семей можно наблюдать, как дитя в семье становится кумиром, которому ни в чем не отказывают, у которого есть всегда все самое лучшее, и который диктует папе с мамой, что делать и когда. Для таких родителей воспитание становится не формированием личности малыша, его жизненного опыта, ограничений и соблюдения моральных правил, а скорее показушностью с преобладанием у собственного чада материальных ценностей с раннего возраста. Такой безотказной и слепой любви не хватает для формирования сильной личности. Тогда ребенок привыкнет к тому, что за его спиной всегда есть родители, которые „вылезут из шкуры”, но отдадут ему все самое лучшее и сделают все за него. В таких семьях воспитание сводится к тому, что малыш становится центром всех семейных задач, досуга. По сути, семейное воспитание и любовь заменяются присутствием в жизни ребенка всевозможных материальных ценностей.

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства. Дитя четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно. В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня - это умение родителей видеть перспективу в жизни своей крохи. Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность. Семейное воспитание в наше время - это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не надевать на него „розовые очки” и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства:

  1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей.
  2. Непонимание важности семейного воспитания и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал - воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они ”делегируют” свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически собственное время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования.
  3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультяшками, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи.

Вот такое неумение родителей воспитывать своих чад в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации.

Семейное воспитание детей в школе

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми. Их есть несколько:

  1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на чадо при таком стиле отношений - это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль над поведением малышей.
  2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать его поведение на правильный путь.
  3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с чадом родители начинают с фразы ”Ты должен… обязан... надо...”.
  4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными.
  5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну - означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно. Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, детишки хорошо учатся в школе, они всюду успевают, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дитя считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому оно и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют его искать отдушину вне семьи. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Что может быть лучше, чем здоровый и умный ребенок? Но, к большому сожалению, многие родители таким счастьем не обладают. Их детки имеют отклонения в развитии и, конечно, они вынуждены корригировать семейное воспитание. Существуют разные отношения родителей к дефекту их ребенка. Это отношение и определяет методы воспитания:

  1. Охранительное воспитание. Это всегда переоценка дефекта, которая проявляется чрезмерной опекой. Дитя балуют, позволяют буквально все, оберегают от всех. Ему ничего не дают делать, ограничивают даже те функции, которые вполне доступны больному. Такая модель поведения родителей является искусственной изоляцией ребенка-инвалида. Даже если его недуг в развитии и можно исправить, то охранительное воспитание формирует из него эгоиста и потребителя.
  2. Равнодушное воспитание. Отношение родителей формирует у ребенка чувство собственной неполноценности и ненужности. Дитя становится робким и закомплексованным. У него формируется недоброжелательное отношение к другим деткам, а также к родным и чужим людям.

Оба типа отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии приводят к формированию у него психической травмы. У таких деток благодаря родителям возникают вторичные отклонения в психическом развитии. Во избежание этого родители таких детишек на всех возрастных этапах должны консультироваться со специалистами - психологами, врачами, реабилитологами. Только систематическое взаимодействие с ними поможет не только грамотно формировать ребенка-инвалида как личность, а и адаптировать его к жизни в обществе.

Постоянный тандем „родители - специалисты” призван научить членов семьи ребенка с особенными потребностями помогать, совершенствоваться и побеждать все трудности вместе со своим малышом.

Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта

Если зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то в большинстве случаев виноватыми в умственной отсталости детей являются их родители. У одних это безответственное отношение к беременности, у других - наследственность, у третьих - карма.

У 13% таких детей родители - алкоголики, наркоманы и правонарушители. Следует знать, что треть детей с нарушениями интеллекта рождается у родителей - выпускников коррекционных школ. То есть их родители сами имеют определенную форму интеллектуальной недостаточности. Родители таких деток имеют тот же уровень образования и социальный статус. Подобные семьи чаще распадаются либо функции воспитания в них делегируются бабушкам. Дети с нарушениями интеллекта очень часто воспитываются в интернатах. И это, конечно же, разрушает их взаимоотношения с родителями.

В таких семьях обычно проявляются тоже два типа взаимоотношений: гиперопека или полное равнодушие. Гиперопека формирует у ребенка поведение страуса. Тогда не может быть и речи о воспитании какой-либо самостоятельности.

Полное равнодушие к умственно отсталому малышу - это дальнейшее его отставание в умственном и психическом развитии. Когда же родители, а чаще всего это мама, привязаны к ребенку, любят и занимаются с ним, консультируются со специалистами в вопросах развития, то он приобретает уверенность в себе, активно познает мир. Семейная психотерапия с матерями способна существенно облегчить семейное воспитание и развитие такого малышва. Оказывая помощь маме и такой семье в целом, специалист дает конкретные рекомендации и акцентирует на том, что духовное общение со своим чадом является мощным источником положительных изменений в нем.

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Очень много родителей не понимает, почему же именно их деткам характерны нарушения в развитии речи. Они часто обижены и свое недовольство вымещают на детях. Однако таким родителям следует понимать, что все познается в сравнении. И нарушение речи по сравнению с тяжелой инвалидностью, умственной отсталостью - не такая уж катастрофа. Сегодня, когда логопедия идет вперед прогрессирующими шагами, родителям нужно найти хорошего специалиста для занятий с ребенком. И, конечно же, создавать для него в семье такую обстановку, которая бы гармонизировала его развитие.

Терпение, понимание, любовь к крохе должны быть доминирующими принципами семейного воспитания. Ведь иногда именно неправильный стиль взаимоотношений с детьми формирует дефекты речи у последних. Неадекватные родительские установки, авторитарный стиль воспитания являются факторами возникновения речевых нарушений. Именно поэтому главной задачей учителя-логопеда в работе с такими родителями является оптимизация отношений между родителями и детьми. Работа над дефектами детской речи - это общая задача специалиста и родителей. Если ребенок будет видеть, что с ним занимается и мама, и логопед, он будет больше стараться, а повторения будут только способствовать коррекции речи. Кроме этого, родительское внимание к ребенку всегда производит должный эффект.

Диагностика речи ребенка, как правило, проводится в детском саду. С детками уже там работают логопеды, и, возможно, они посоветуют родителям определенные направления работы и коррекции. Речь идет о подрезании уздечки языка, которая иногда мешаетвыговаривать звук «р» . Конечно, есть родители, которые инертны к советам специалистов, не имеют времени заниматься этим. А потом такие детки вырастают с комплексом неполноценности, они зажаты, с них смеются в школе по поводу картавости речи.

Мудрое семейное воспитание - это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям, дефектам и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение мамы.

Специально для - Диана Руденко

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Докла д на тему: «Семейное воспитание »

Республика Дагестан, село Хорель

Значение семьи в воспитании ребенка. Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Современная семья развивается в условиях качественной новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. В таких случаях школа должна играть важную роль в становлении личности, проводит с ребенком различные работы с учетом возрастных особенностей. К примеру я могу привести такие беседы, которые провели наши классные руководители:

1. «Личная гигиена», беседа с девочками. 9 класс, кл. рук. Гаджиева И.З.

2. «Семья и школа», 8 класс, кл. рук. Агарагимов И.А.

3. «О трудностях воспитания в семье», 7 класс, кл. рук. Куберова Л.Г.

4. «Мое свободное время», 11класс, кл.рук. Шихрагимова Р.Ш.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития.

Семейное воспитание зависит от:

Биологического здоровья ребенка и родителей;

Материально-экономической обеспеченности;

Социального положения;

Уклада жизни членов семьи;

Отношения к ребенку;

Наследственности.

К основным задачам семьи относятся:

Создать максимально благоприятные условия для роста и развития ребенка

Стать социально-экономической и психологической защитой ребенка

Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я»

Научить полезным прикладным навыкам и умениям.

Таким образом, родители являются первым и основным учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляются в непосредственном единстве, однако школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Основную работу с родителями школа проводит через родительские собрания. В этом году мы провели общешкольное родительское собрание, на котором рассматривался такой вопрос: «Роль семьи в воспитание школьника». Как правило, на родительские собрания приходят в основном мамы. Это, наверное, объясняется тем, что роль матери в воспитании ребенка в семье больше, чем отца.

Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

В нашей школе работа классного руководителя начинается с составления учебно-воспитательного плана. В сентябре классные руководители проводят классные родительские собрания. На этом собрании знакомит родителей с учебно-воспитательным планом на год, рассказывает родителям о специфике, задачах и предлагает обсудить проблемы предстоящего года. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы или класса;

Участие родителей класса в работе совета школы.

Эта первая функция работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся.

Вторая функция работы классного руководителя с родителями - психолого-педагогическое просвещение.

Классный руководитель должен обладать большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знать детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками. Классный руководитель может взять на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое в нашей школе организуется посредством следующих форм работы с семьей:

Школьные и классные тематические беседы для родителей. Такие как, «Адаптация школьника к различным условиям современного общества», 10 класс, кл. рук. Рамазанова Д. Б.

«Как помочь школьнику учиться», 4 класс, кл. рук. Гаджиева Т.С.

Поклассное просвещение родителей, которое осуществляется классными руководителями на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классного коллектива. Это индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей - предметников и школьного психолога.

Для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность с целью расширения воспитательной среды, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в Хорельской СОШ используются такие формы работы как:

Участие родителей в подготовке общешкольных традиционных мероприятий (Последний звонок, новогодние утренники);

Бывают ситуации, когда необходима корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Например - оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания, разрешение противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении дурного влияния асоциальных объединений. Чтобы установить с чего начинаются эти проблемы, с родителями проводится анкетирование на тему «Определение детско-родительских отношений », в анкетирование включены такие вопросы: какие взаимоотношения в вашей семье; считаете вы свою семью дружной; какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи; бывают ли в вашей семье конфликты; а на такой вопрос анкетирования «Ваши дети бывают свидетелями семейных конфликтов?» родители зачастую отвечают «Да». Каждый ребенок по своему реагирует на семейные конфликты; переживают, пытаются померить, становятся озлобленными и неуправляемыми. Учитывая эти индивидуальные особенности детей, нужно строит работу школы с родителями.

Особое внимание следует уделить индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся у нас таких неблагополучных семьей нет.

Особое место в воспитательном процессе играет организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа классных руководителей по взаимодействию с различными общественными организациями родителей - родительский комитет.

Родительский комитет класса избирается на родительском собрании класса в начале учебного года на один год. На общешкольном родительском собрании избирается родительский комитет школы, который работает по определенному плану. Заседания комитета проводятся раз в четверть.

У нас в школе практикуется такая работа классных руководителей, как посещение на дому. Все классные руководители ведут журнал посещения на дому, где фиксируют цель и причину посещения.

Я думаю, посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей. Но у нас такая форма работы практикуется. педагогический семья воспитание

Эффективна и такая форма, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и решению проблем воспитания детей:

Создание благополучной семейной атмосферы;

Воспитание трудолюбия у детей в семье;

О воспитании доброты.

Социальный педагог провел с учащимся 5-7 классов анкетирование «Моя семья». Дети на листочках рисуют свою семью. Такое анкетирование детям было очень интересно. Целью данной методики является - выявить представление ребенка о семье, о своем положении в ней.

Сегодня стало сложнее воспитывать ребенка в школе. Это зависит о ряда причин: цели воспитания, противоречивость материальной обеспеченности, неодинаковый подход школы и семьи к оценке ребенка, авторитет родителей.

Кого мы воспитываем? С этой целью психологом школы был проведен цикл бесед с учащимся 5-11 классов на тему «Преступниками рождаются или становятся?» дети слушали внимательно, активно участвовали в обсуждении, долго спорили, но в основном все пришли к выводу, что преступниками не рождаются, а становятся. Следовательно, становление личности зависит от воспитания.

Успешность или неуспешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позиции педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение процесса деятельности классного руководителя. Формирование индивидуальности ребенка в семье и формы работы классного руководителя с родителями учащегося. Стратегия и тактика взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2009

    Особенности и перспективы развития современной семьи. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся. Педагогическое образование родителей, их привлечение к воспитательной работе. Влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2014

    Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи. Способы педагогического просвещения родителей.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

    Формы и методы работы с родителями. Взаимодействие школы и семьи в воспитании. Основы юридических отношений между родителями и детьми. Деятельность социального педагога по защите прав ребенка в школе и семье.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2002

    Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. Методы изучения семьи ученика. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка. Оказание помощи детям из неблагополучных семей.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2008

    Теоретические основы работы классного руководителя. Роль учителя в привлечении родителей детей в воспитательную деятельность школы. Рассмотрение особенностей взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2013

    Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Формы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников. Совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.