Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции. Пять неожиданных признаков великого ума Различение ума, разума и рассудка

(51 голос : 4.7 из 5 )

протоиерей Вадим Леонов

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [ 3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель .

Различение ума, разума и рассудка

Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.

Преподобный : «Ум (νοῦς ) есть орган мудрости, а разум (lOgoj) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» .

Св. : «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» .

Преподобный : «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (qewrhtikOn) и деятельная (praktikOn). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (noan), деятельную же – разумом (lOgon); созерцательную способность называют также мудростью (sof…an), деятельную же – благоразумием (frOnhsin)» .

Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς ), «разум» (lOgoj) и «рассудок» (diOnoia). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (diOnoia) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς ) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (lOgoj) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς ), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.

Слово «рассудок» (diOnoia) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».

Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.

Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς ). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (, св. , св. О хранении чувств. М., 2000

Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же... что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед... Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:


Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.


Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

По тем отзывам и вопросам, которые приходят на рассылку я сделал вывод, что самым непонятным моментом оказалось, то, что интеллект человеку нужен для изменения мира. Почему-то у моих читателей сложилось впечатление, что интеллект нужен для бесплодного философствования о мире.

Сколько ног у осьминога?

Повторюсь еще раз. Человек отличается от животных тем, что не приспосабливается к миру, а меняет его. Поэтому проверить, работает ли у вас интеллект очень легко.

Если интеллект работает, то в результате его работы происходит изменение материального мира.

Если интеллект вроде бы работает, но это никак не проявляется, то, следовательно, где-то сбой. Конечно, получить материальный результат не так просто. Для этого интеллект использует . Поэтому умный человек – это тот, кто умеет получать материальные результаты.

Вроде бы очевидно. Оказалось, совсем нет.

В одном письме мне написали, что интеллект-символом нашего времени является Анатолий Вассерман. Я даже растерялся, потому что никогда не слышал про этого человека. И стал тут же искать, кто он: гениальный писатель, композитор, ученый, изобретатель или бизнесмен.

Оказалось, что этот человек – активный участник телепередач-викторин. В этих передачах задают вопросы что-то типа: «Сколько ног у осьминога?» и дают за это баллы. Анатолий Вассерман набрал баллов больше всех.

Поймите меня правильно. Я совсем не против всяческих игр, в том числе и викторин. И, уж конечно, ничего не имею против Анатолия Вассермана, наверное, он очень хороший человек, раз получил такую популярность, и я могу только поздравить его с победой в телевикторине.

Вопрос в том, какое отношение викторины имеют к уму?

Набивать свою память тоннами ненужных знаний и превратить ее в некоторое подобие энциклопедии, конечно, можно, но в Интернете информации все равно больше.

И назвать человека умным за то, что он много прочитал – это все равно что назвать человека сильным, за то, что он больше всех съел сосисок.

Известный физик Петр Лебедев, имя которого носит Физический институт Российской академии наук, говорил: «Книжный шкаф знает о физике больше меня, но он не физик, а я – физик».

Ум состоит в том, чтобы создать что-то новое. Открыть, изобрести, сочинить, написать. Даже приготовление ужина – это более умное дело, чем его поедание.

А уж простое чтение книг, просмотр сериалов и перескакивание с сайта на сайт человека умным не делают.

Ой, мороз, мороз, не морозь меня…

Чтобы окончательно разобраться с этим вопросом, возьмем самый примитивный пример.

Для человека комфортная температура окружающей среды – около 24 градусов. Если температура начинает падать, то ему становится некомфортно.

Если же становится совсем холодно, то можно и замерзнуть.

Так вот задача ума состоит в том, что если температура стала уменьшаться, то нужно что-то сделать. Чтение книг и просмотр телевизора – это, может, и хорошо, но согреться они не помогут. И вот это самый простой критерий наличия ума. Причем в данной ситуации ум легко измерить в градусах. По Цельсию. Чем ниже температура, тем больший ум нужен, чтобы выжить.

Если он есть, то какой-то выход из положения будет найден: можно одеться, включить печку, затопить камин или развести костер. А уж если вы космонавт, то при выходе в открытый космос вашему уму придется справиться с нулем по Кельвину.

Вариантов много, но все они связаны с материальными действиями .

Например, надеть скафандр.

Можно, конечно, заорать из всех сил: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня…» и прыгнуть в открытый космос. Но просить мороз о чем бы то ни было признаком ума не является.

Для детей просьбы к Деду Морозу вполне естественны, а вот для взрослых и умных людей уже нет.

Поэтому умным человеком можно назвать только того, в результате действий которого появляется материальный результат. В противном случае ума нет.

Хотите привести свои финансы в порядок?

Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс

Из курса вы узнаете:

  • Как вы и другие люди принимают финансовые решения
  • Какой баланс нарушают бедные люди
  • Первый финансовый закон ваших личных финансов
  • Как ваши убеждения влияют на ваш доход
  • Как грамотно делать деньги
  • Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
  • 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
  • Как эффективно решать денежные проблемы

У вас бардак на столе и вы поздно ложитесь спать? Поздравляю - похоже, вы умник! А какие еще есть признаки высокого интеллекта?

Далеко не всегда о высоком интеллекте говорят какие-то положительные черты характера и правильные наклонности. Ученые уверяют: вредные привычки тоже могут свидетельствовать о присутствии у вас большего количества «серого вещества», чем у сверстников.

Итак, пять неожиданных признаков великого ума:

1. У вас вечный бардак на рабочем столе
Конечно, начальство любит тех, у кого стол сверкает чистотой. Компьютер, блокнот и ручка с телефоном - ничего лишнего! Но, оказывается, куда эффективнее на выхлопе работают сотрудники, у которых на столе бардак. Почему? Да потому что множество предметов вокруг приводят к ясности мышления - во всяком случае, в этом уверены исследователи из Университета Гронингена. Они провели целую серию исследований. И пришли к выводу, что люди на самом деле мыслят более ясно, когда вокруг них хаос.

Визуальная загроможденность заставляла участников эксперимента сосредоточиться, быстрее искать решения - причем, максимально оригинальные и эффективные.

Кстати, история подтверждает: и у Альберта Эйнштейна, и у писателя Роальда Даля (автор книги «Чарли и Шоколадная фабрика» и многих других) на рабочем столе всегда царил страшный бардак.

Захламленное рабочее место - это не так страшно и плохо, как может казаться, - заверяют исследователи. - Нет, бардак повышает потенциал работников при решении сложных проблем.

2. Вы ругаетесь и «подкалываете» окружающих
Ругаться не обязательно матом. Даже лучше без использования крепких слов. Выводить людей из себя можно вполне безобидными замечаниями. Безобидными, правда, только на первый взгляд. Исследователи выяснили: люди, которые часто ругаются или, как это еще называют, «троллят» коллег и знакомых, имеют больший словарный запас, чем их сверстники.

- «Острый язычок» несвойственен ленивым и малообразованным. Скорее, наоборот, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Language Sciences. А тот, кто виртуозно использует бранные слова, может давать четкие и емкие определениям в любых сферах жизни: то есть могут трезво мыслить.

Вот и психологи Кристин и Тимоти Джей из Массачусетского института подтвердили: умение ругаться говорит о быстроте реакции и развитой фантазии.

3. Вы поздно ложитесь спать
Полуночники умнее тех, кто отправляется в кровать рано, - и на эту тему тоже проводились исследования - еще в 2009 году. И в результате удалось доказать, что «совы» соображают быстрее, чем «жаворонки» (хотя, конечно, есть подозрение, что проводили данное исследование те, кто сам любит утром поваляться в постели: чтобы их не посчитали ленивцами).

Кроме того, им как-то удалось доказать, что полуночники не только умнее, но и богаче тех, кто рано встает.

Впрочем, с этим утверждением все-таки стоит поспорить. Например, Дональд Трамп, миллиардер, который стал президентом США, каждый день встает в 5 утра.

4. Вы часто тревожитесь
Люди, которые много беспокоятся, более интеллектуальны, чем те, что всегда «спокойны, как слоны», - данные исследования, опубликованного в прошлом году.

Наши эксперименты показали: люди, которые часто беспокоятся, размышляя о возможных сложностях в будущем, которые перебирают в памяти что-то негативное снова и снова, обладают более тонким умом, - уверен доктор Алекс Пенни из Университета Лейкхед в Онтарио. - Но при этом мудрые люди думают не о пережитых эмоциях, а именно о выводах, которые можно сделать из прошлого и использовать в будущем.

5. Вы не считаете себя чересчур умным
Это называется эффектом Даннинг-Крюгера - или почему дурак всегда умнее. Эффект Даннинга-Крюгера - когнитивное искажение, которое заключается в том, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». То есть дураком себя никогда не чувствует только дурак. Если вы хоть иногда сомневаетесь в своих интеллектуальных способностях, если не стесняетесь задавать глупые вопросы, чтобы понять суть вещей - значит, скорее всего, вы умный человек. А невежественные люди часто более уверены в себе, говорится в исследовании.

6.У вас хорошее чувство юмора
Умеете рассмешить? Это тоже признак ума. Научно доказано, что люди с хорошим чувством юмора более сексуально привлекательны, потому что юмор показывает интеллект, творческие способности и другие «хорошие гены».

Кажется, еще Жванецкий об этом говорил.

Невероятные факты

А вы бы назвали себя умным?

К вам когда-нибудь подходили другие люди и восхищались вашим умом, несмотря на то, что в школе вы не были отличником?

Многие путают интеллект с начитанностью или образованностью, и это связано с несовершенной системой образования. Часто мы можем не заметить индивидуальных талантов человека и концентрируемся на его достижениях.

Еще Альберт Эйнштейн говорил: "Все мы гении. Но, если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой ."

В обществе выработались ошибочные нормы, которые, на самом деле, не могут показать насколько вы умны.

Вот, настоящие признаки высокого интеллекта , которые вы не можете подделать .

Проверьте себя, а сколько из них присутствует у вас?

Признаки интеллекта

1. Вы осознаете, как много вы еще не знаете.



В свое время Сократ сказал: "Я знаю, что ничего не знаю ".

Это один из самых интересных парадоксов. По-настоящему умный человек понимает, что его знания ограничены, и он признает это. Именно это осознание движет его любопытством и желанием узнать то, чего он еще не знает.

2. Любознательность является движущей силой вашей жизни.



Любознательный ребенок скорее станет новатором в жизни, чем тот, кто просто пытается зазубрить какой-то материал.

Любопытство - двигатель эволюции. Чем больше мы хотим узнать, тем вероятнее мы будет искать и находить ответы.

3. Вы умеете сопереживать.



Умные люди также часто обладают высоким эмоциональным интеллектом. Они, как правило, чувствительны и проницательны в отношении окружающих людей и прекрасно понимают, что чувствуют другие.

4. У вас непредвзятое мнение о себе.



Умный человек знает, кто он и на каком свете находится. Мнение других людей не возмущает его, потому что он осознает свои способности и слабости. По этой причине его мнение о себе является наименее предвзятым.

Высокий интеллект

5. Вы любите время, проведенное наедине.



Каким образом человек может сделать себя лучше?

Все очень просто: подумав над своими ошибками и попытавшись их исправить.

Вот, почему умные люди очень часто являются одиночками и интровертами. Они постоянно пытаются пересмотреть свои ошибки и стараются их не повторять.

6. Вы постоянно что-то жуете.



Оказалось, что эта привычка свойственна очень многим умным людям. Возможно, это связано с тем, что, когда мы занимаем наше тело чем-то, например, жуем жвачку, наш мозг открыт для размышлений и самоанализа.

7. Вы наиболее продуктивны в разное время ночи.



Если вы сова – вполне вероятно, что уровень вашего интеллекта выше среднего. Это связано с тем, что у умных людей мозг в целом активнее, чем у остальных.

Его активность настолько высока, что он не поддается обычным суточным биоритмам.

8. Вы саркастичны и обладаете чувством юмора.



Многие исследования подтвердили, что сарказм является показателем высокого интеллекта, потому что демонстрирует вашу способность импровизировать в различных ситуациях.

9. Вы время от времени засыпаете в течение дня, иногда на несколько минут.



Известно, что великий художник и гений Леонардо да Винчи практиковал полифазный сон. Он спал по 20-30 минут каждые 4 часа. Это связано с тем, что мозг умных людей быстро утомляется, но быстро подзаряжается.