Нравственные основы семейной жизни моисеев крыгина. Они написали «Нравственные основы». Кто научит школьников семейной жизни? «В семье не спастись — это неписаный догмат монахолюбивого православия

Учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» предназначен для широкого круга современной молодёжи. Он носит светский характер. Выбор старшего звена школы для преподавания нового семейного курса не случаен, поскольку выпускники стоят на пороге взрослой жизни,создания собственной семьи, рождения и воспитания детей.

Особенностью учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» является то, что в нём аккумулированы знания по семье из разных научных областей: культурологи, психологии, социологии, медицине и теологии.

В настоящее время учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» проходит апробацию на экспериментальных площадках страны. А именно: в Екатеринбурге и Свердловской области; в Калуге и Калужской области; в Калининграде и Калининградской области; в Костроме и Костромской области; в Курганской, Оренбургской и Челябинской областях; в Санкт-Петербурге и др.

Награды:

На I Международном фестивале социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ», проходившем в 2010 году в г. Москве, проект - учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» стал лауреатом номинации «Образовательные программы».Вручен диплом Международного фестиваля.

В 2012 году учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» стал победителем Всероссийского конкурсав области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

Его авторы на ХХI Международных Рождественских образовательных чтениях были награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации и Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца.

Иерей Дмитрий Моисеев, кандидат биологических наук, священник храма Рождества г. Екатеринбурга. В 2002 году в Екатеринбургской епархии был создан Центр защиты материнства «Колыбель», духовником которогоон стал. Понимая, что семейные ценности необходимо воспитывать со школьной скамьи, о. Дмитрий начал разрабатывать учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», предназначенный для старшеклассников средних общеобразовательных школ.

В 2005 году к этой работе Владыка Викентий благословил подключиться монахине Нине (Крыгиной) (в миру - Надежде Николаевне Крыгиной), которая ушла в монастырь с должности профессора кафедры психологии Магнитогорского государственного университета. В течение 18 лет своей профессиональной деятельности в вузе она вела авторский спецкурс по «Психологии семейной жизни» для студентов дневного и заочного отделений. Кроме того, имела опыт преподавания «Этики и психологии семейной жизни» в старших классах средних общеобразовательных школ. Кандидатская диссертация по теме воспитания семейных ценностей была защищена ею в 1993 году в г. Москве в Институте психологии развития личности РАО в диссертационном совете академика В.С. Мухиной, у которой она училась со студенческих лет.

Объединив усилия, о. Дмитрий и монахиня Нина разработали уникальный учебный курс для молодых людей «Нравственные основы семейной жизни» и написали первые в Россииучебные пособия для старшеклассников по семейной жизни. (Учителя,преподававшиев 80-х годах ХХ в. предмет«Этика и психология семейной жизни»,помнят, что по тому учебному курсу учебников для старшеклассников разработаноне было.В распоряжение учителя предлагались только Книга для учителя и Хрестоматия).

В УМК«Нравственные основы семейной жизни» входят:

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»;

2 учебных пособия для старшеклассников (по одному для 10 и 11 класса);

2 Методических пособия для учителя (по одному для 10 и 11 класса);

2 Хрестоматии для учителя (по одной для 10 и 11 класса);

Мультимедийное сопровождение учебного курса для 10 и 11 классов.

Логика изложения материалов курса «Нравственные основы семейной жизни»была выстроена с учетом возрастных особенностей старшеклассников. В психологии установлено, что в этом возрасте идет активное формирование мировоззрения. У старшеклассников перестраивается отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Молодой человек задает себе вопрос: «Кто я?», «Что собой представляютдругие люди и окружающий мир?», «Кто я в этом мире?», «В чем смысл жизни?». В этой логике и разрабатывался данный учебный курс и все его содержание.

Начинается данный учебный курс в 10 классе с постановки проблемы - «Что такое счастье и как его достичь?».Вопрос о достижения счастья актуален для людей всех возрастов, но особенно остро он встаёт у молодёжи перед выходом во взрослую жизнь. К ответу на этот вопрос старшеклассники вернуться ещё раз на последнем уроке в 11 классе,подводя итог всему изученномув течение 2-х лет по курсу «Нравственным основам семейной жизни».

Введение Что такое счастье и как его достичь?

Раздел I.ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава I.Кто я?

Тема 1.2.Понятие личности

Тема 1.3.Тайна возраста

Тема 1.4.Тайна пола

Глава II. Я и Другие

Тема 2.1. Быть или казаться

Тема 2.2. Стыд и совесть

Тема 2.3. Дружба и любовь в жизни человека

Тема 2.4. Мужественность

Тема 2.5. Женственность

Раздел II.ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава III. Добрачные отношения

Тема 3.1. Любовь и влюблённость

Тема 3.2. Испытание чувств

Тема 3.3. Предбрачный период

Тема 3.4. Союз двух родов

Глава IV. Свадьба. Началосовместной жизни

Тема 4.1. Самый важный день

Тема 4.2. Первый год совместнойжизни

Глава V. Молодые родители

Тема 5.1. Семья в ожидании ребёнка

Тема 5.2. Чудо жизни

Тема 5.3. «Не убий»

Тема 5.4. Молодая семьяс новорожденным

Раздел I. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

Глава 1. Особенности зрелой семьи

Тема 1.1. Родители и дети. Значениедетей в жизни семьи

Тема 1.2. Уроки семейного взросления

Тема 1.3. Семейные конфликты

Тема 1.4. Супружеское многолетие

РАЗДЕЛ II. Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО

Глава 2. Семья — основа всякого общества

Тема 2.1. Типы и функции семьи

Тема 2.2. Значение семьи для общества

Тема 2.3. Семья и государство. Вопросы демографии

Тема 2.4. История семейной политики в России

Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья

Тема 3.1. Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

Тема 3.2. Жена — хранительница домашнего очага

Тема 3.3. Положение детей в семье

Тема 3.4. Старшие члены семьи

Глава 4. Семейное воспитание

Тема 4.1. Традиции семьи, рода, народа

Тема 4.2. Воспитание чести и долга в семье

Тема 4.3. Патриотическое воспитание в семье

Тема 4.4. Трудовое воспитание в семье

Тема 4.5. Половое воспитание в семье

РАЗДЕЛ III.ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

Глава 5. Религиозные основы семьи

Тема 5.1. Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

Тема 5.2. Семья в религиозной традиции

Тема 5.3. Святые семейства. Святые покровители семьи

Глава 6. Семья в моей жизни

Тема 6.1. Радость семейной жизни

Тема 6.2. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

Тема 6.3. Семейное счастье — миф или реальность?

Важным моментом в создании УМК «Нравственные основы семейной жизни» является то, что экспертами этих методических разработок выступают такие известные ученые и постоянные члены Экспертного федерального совета, как

  • Слободчиков Виктор Иванович, руководитель отдела психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, член-корр. РАО, доктор психологических наук.
  • Филиппов Борис Алексеевич, профессор кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук.

Оба рецензента дали положительные оценки и отметили, что учебные пособия по данному курсу могут принести пользу не только старшеклассникам, но и взрослым людям.

Обращаем ваше внимание на то, что данный курс нацелен на воспитание семейных ценностей. Но для того, чтобы сформировать эти ценности, недостаточнодостичь только интеллектуального восприятия предложенного материала. Педагогу необходимо сформировать у учащихся определенный душевный настрой, способствовать тому, чтобы их сердца отозвались и души раскрылись к восприятию жизненно важных ценностей. Поэтому в помощь учителю авторы разработали большое количество аудио и видео материалов. Так, например, только по 10 классу разработано 76 аудио- и видеоматериалов. Преимущественное большинство из них предназначено для демонстрации на уроке. Другие (к ним относятся, прежде всего, аудиоматериалы) призваны оказать существенную помощь приподготовке учителя к урокам по данному курсу.

В ближайшее время в школьную программу может быть включен новый курс: «Нравственные основы семейной жизни». Принципиальное отличие новой дисциплины от ранее существовавших, таких, как появившаяся впервые еще в советские годы «Этика и психология семейной жизни», заключается в том, что ее разработкой занимались представители Русской православной церкви.

«Нравственные основы» ради «многодетной счастливой семьи»

Как сообщило издание «Коммерсант», решение рассмотреть возможность включить курс «Нравственные основы семейной жизни» в обязательную школьную программу в Минобрнауки приняли по итогам встречи замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной с главой Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольгой Летковой, которая передала соответствующее предложение родителей чиновникам.

По замыслу авторов, курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» должен помочь школьникам освоить систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре, и подготовить их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

Уроки семейных ценностей в рамках курса обществознания и факультативно были впервые введены в различных регионах в 2009 году. Сегодня подобные уроки проходят в школах 60 субъектов Российской Федерации.

Начиная с 2015 года Русская православная церковь выступает с инициативой о придании курсу семейных ценностей статуса обязательного предмета.

«Финальную версию этого курса пока не видели»

Сейчас предложения РПЦ встречены положительно, хотя пока речь не идет о моментальной их реализации.

Агентство «Интерфакс» приводит ответ пресс-службы Минобрнауки: «Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает все поступающие предложения. Вопрос внесения дополнительного курса в школьную программу требует широкого обсуждения с педагогическим и родительским сообществом».

Разработчиками школьного курса стали екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина) .

В то же время глава информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Геннадий Войтишко заявил ТАСС, что учебные пособия по курсу «Нравственные основы семейной жизни» проходили у них экспертизу несколько лет назад, но финальной версии пока не поступало.

«Учебники по этому курсу проходили экспертизу в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации около четырех лет назад, мы увидели их приемлемость, и они получили гриф нашего отдела. В рамках экспертизы мы проверяли их на соответствие православному вероучению и церковным взглядам на педагогику. Однако дальнейшую их судьбу мы не знаем, и финальную версию этого курса пока не видели. Хочу отметить, что на данный момент у меня нет информации о том, эти ли пособия предполагается использовать в новом курсе или речь идет о каких-то других», — приводит ТАСС слова Войтишко.

Протоиерей Дмитрий Моисеев является кандидатом биологических наук, монахиня Нина — кандидатом психологических наук. По словам разработчиков, курс сфокусирован на отношениях между членами семьи. Достоинством своего курса они считают то, что, в отличие от советских вариантов аналогичного предмета, в основу положен православный взгляд на семью. Курс рассчитан на два года с преподаванием один раз в неделю.

«Матушка Нина — большой профессионал»

«Могу сказать, что матушка Нина — большой профессионал в области педагогики и психологии, у нее есть замечательные видеолекции на тему психологии семейного воспитания», — сказал ТАСС Геннадий Войтишко.

Лекции монахини Нины можно найти как в интернете, так и на одном из православных телеканалов. Из ее выступлений известно, что она получила высшее образование в Москве, преподавала в Магнитогорском университете в звании профессора.

В миру будущая монахиня была замужем, родила сына. Семья распалась из-за того, что супруг не принял православие. Женщина ушла в монастырь, монахом стал и ее сын. Как считает сама матушка Нина, это был его личный выбор.

Известно также, что у Нины есть сестра-близнец Варвара, которая в свое время тяжело заболела и осталась жива, как утверждает монахиня, только благодаря молитвам матери. Сегодня Варвара является настоятельницей Среднеуральского женского монастыря, в котором живет и Нина.

Протоиерей Димитрий: из биолога — в миссионеры

Протоиерей Димитрий Моисеев является уроженцем Челябинска. В 1992 году он окончил биологический факультет Уральского государственного университета в Екатеринбурге. В девяностых годах Моисеев занимался созданием национальных парков на Урале, принимал участие в создании Музея садоводства Урала. Как биолог он специализировался на исследовании степной и высокогорной растительности Урала. Дмитрий Моисеев является автором аннотированного списка высших растений музея-заповедника «Аркаим» и его окрестностей.

Духовное образование он получил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, миссионерский факультет которого окончил в 1999 году. В марте 2001 года он был рукоположен в сан священника.

С 2002 по 2013 годы священник являлся руководителем Центра защиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии. Он является членом рабочей группы Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, Координационного центра по защите жизни и семейных ценностей при Синодальном отделе церковной благотворительности и социального служения Русской православной церкви.

Совместно с монахиней Ниной (Крыгиной) отец Димитрий является победителем Всероссийского конкурса педагогики воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2012 г.) (в номинации «Лучшее педагогическое исследование года»). Имеет грамоты от Министерства образования и науки Российской Федерации, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви.

«С февральско-октябрьской революции началось разрушение духовных традиций, а вместе с ними — и института семьи»

Помимо курса «Нравственные основы семейной жизни», отец Димитрий вместе с монахиней Ниной и другими авторами занимался созданием программ и учебно-методических комплексов по предмету «Основы православной культуры» для учащихся и учителей 10 и 11 классов общеобразовательных школ.

В статье «Семейный курс в школе как основа построения диалога в событийном сообществе педагогов, учащихся и родителей» протоиерей пишет: «Одну из главных функций передачи традиций в истории нашего Отечества выполнял такой образовательный институт, как семья... Кризис современной семьи в значительной степени связан с утратой семейного взаимодействия, атомизацией, индивидуализацией, обособлением жизни каждого члена семьи.

Этот процесс начался не в настоящее время. Он имеет свою достаточно продолжительную историю. Значимым рубежом процесса разрушения традиционного семейного уклада и духовно-нравственных традиций в нашей стране явился 1917 год. С февральско-октябрьской революции началось активное и целенаправленное разрушение духовных традиций, а вместе с ними — и одного из главных условий их сохранения: института семьи...

Работая над созданием курса „Нравственные основы семейной жизни“, мы пришли к выводу, что для решения этой задачи необходимо ориентироваться прежде всего на ценности...

Предлагаем вернуть в содержание отечественного образования курс семейного содержания. В советское время это был курс „Этика и психология семейной жизни“. Однако в самом названии курса половина слов иностранного происхождения и недоступны для непосредственного осознания русскоязычного населения. Поэтому, на наш взгляд, более подходящая версия названия — „Нравственные основы семейной жизни“. Это название, которое предполагает ведение диалога не только в дискурсе чисто научного знания, но и в дискурсе отечественной духовно-нравственной традиции...

Одной из задач курса является помощь старшеклассникам не только в создании ими в будущем собственной семьи, но и в налаживании правильных взаимоотношений их с близкими людьми в родительской семье. Предполагаемым результатом является улучшение духовно-нравственной и психологической атмосферы в родительских семьях старшеклассников».

«Учебник Кураева»: кто написал «Основы православной культуры»

С 2012 года в школьную программу в качестве обязательного включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могли сделать выбор из тематических модулей, которые предлагались их детям. По состоянию на 2014-2015 годы 45 процентов учащихся выбирали курс светской этики, 33 процента изучали основы православной культуры, 18 процентов — мировые религиозные культуры, 4 процента — ислам, по 0,5 процента — буддизм и иудаизм.

В январе 2017 года Госдума рекомендовала Минобрнауки формировать духовно-нравственную личность школьников на всех ступенях образования. Данное предложение стало реакцией на инициативу РПЦ расширить курс «Основы религиозных культур и светской этики» практически на весь период обучения в средней школе: со второго по десятый класс.

Учебник «Основы православной культуры», официально рекомендованный Министерством образования и науки России для преподавания курса в средних школах, был создан под руководством протодиакона Андрея Кураева , который на тот момент занимал пост профессора Московской духовной академии. Среди учителей и учеников данное пособие известно как «учебник Кураева».

«Я вижу, что люди с отчетливым „голубым“ шлейфом косяком взлетают ввысь»

Отец Андрей — человек, мягко говоря, непростой, со своей позицией и с собственным видением того, что происходит в РПЦ. Его резкие выступления против «гомосексуального лобби» в церкви были подвергнуты критике. Вряд ли этому стоит удивляться, если в мае 2017 года в интервью «Московскому комсомольцу» Кураев говорил следующее: «У нас в церкви только один человек решает, кто станет епископом, а кто нет. И при этом я вижу, что люди с отчетливым „голубым“ шлейфом косяком взлетают ввысь. Даже те, кто был подстрелен при Алексии, вновь встают на крыло.....»

«В семье не спастись — это неписаный догмат монахолюбивого православия

21 октября 2017 года в блоге Кураева появился пост под названием «Основа православной культуры».

«Основа православной культуры — замонашить все, что можно и чего нельзя. Только один пример праведности навязчиво и веками преподносит „Матерь-Церковь“ — пример бездетных одиночек, — пишет отец Андрей, — Монашество дало прекрасные судьбы и примеры. Оно влюбило в себя церковь. И тем самым вытеснило саму возможность иных влюбленностей, иных путей, иных образцов.

Оно на корню убило иные возможности мирянской праведности. Не сложились в церковном сознании иконостасы из святых чиновников-не-берущих-взяток, или честных купцов, или крестьян, „скоты милующих“, или женщин, которые, вопреки дивной и жалостливой украинской народной песне, все же дали положительный ответ на вопрос „Хiба ж хто кохає нерiдних дiтей?“»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил , что Русская православная церковь порекомендует включить в школьную программу новый учебный курс - «Нравственные основы семейной жизни». Два года назад по инициативе РПЦ в российских школах появился еще один обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который уже изучают 1,5 млн учащихся четвертых классов.

Дмитрий Смирнов. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

РПЦ рекомендует изучать основы нравственности по одноименному пособию «Нравственные основы семейной жизни», разработанному екатеринбургским священником Димитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной (Крыгиной). «Русская планета» узнала у одного из авторов, в чем суть нового учебного предмета, насколько он необходим современным школьникам и чему он их научит.

- Отец Димитрий, какой круг тем охватывает учебный курс «Нравственные основы семейной жизни»?

Объединив знания, накопленные такими науками, как психология, социология, биология, богословие, мы создали системный курс о семье, отразив в нем основные аспекты семейной жизни. В учебнике рассматривается целый спектр вопросов. Как рождается и развивается семья. Какие возникают на этом пути кризисные моменты и как их преодолевать. Какова роль семьи в обществе. Какой должна быть иерархия семейных отношений. Каково значение семьи в плане осознания смысла жизни. И, разумеется, какие духовные традиции в вопросах семьи накоплены такими авраамическими религиями, как христианство, иудаизм и ислам.

- На какой возраст учащихся рассчитан учебник?

Это не один учебник, а целый набор материалов, который включает два учебных пособия для учащихся 10-х и 11-х классов, две методических рекомендации и две хрестоматии для учителя, несколько мультимедийных дисков.

Курс адресован старшеклассникам, поскольку они скоро покинут стены школы и нужно подготовить их к созданию семьи. Это не просто предмет, а образовательный проект, который направлен на изменение отношения к семье во всем обществе. Ведь сейчас у нас, к сожалению, к созданию семьи относятся менее серьезно, чем к покупке дорогого автомобиля.

- Какой образ идеальной семьи должен сложиться у школьников, если они успешно усвоят новый предмет?

Образ традиционной семьи. Ее глава - мужчина, который является защитником и добытчиком. Женщина, жена - помощница и хозяйка, она рожает и воспитывает детей. Представители старшего поколения воспринимаются как носители мудрости, о которых следует заботиться. Детей воспитывают как восприемников положительных семейных традиций. Примером для них являются взаимоотношения между родителями. Когда в семье есть послушание жены мужу, то есть и послушание родителям, а соответственно, и в обществе есть послушание младших старшим. Это залог прочности как семейных, так и общественных отношений.

Еще одна значимая характеристика образа традиционного брака в том, что он должен быть крепким, пожизненным, чтобы дети не оставались в неполных семьях или не росли с отчимом. И, конечно, важна многодетность. Когда в семье несколько детей, им легче расти и адаптироваться потом к взрослой жизни, чем единственному ребенку. Они с детства приучаются к ответственности, к тому, что есть другие люди, интересы которых нужно учитывать - их братья, сестры. Забота взрослых не сконцентрирована на них одних. Многодетность важна и для самих родителей, поскольку если возникают трагические ситуации, связанные с утратой детей, то они легче их переживают.

Не возникнет ли у учеников противоречия между двумя образами семьи - о том, о котором они услышат на уроках, и реальным? Ведь традиционных семей, соответствующих вашему описанию, почти не осталось…

Действительно, благополучных семей сейчас очень мало. Но именно поэтому и нужен учебный курс, который познакомит детей с представлением о прочной, счастливой, многодетной семье.

Во многих современных семьях главой семьи является не муж, а жена, которая вполне успешно решает все семейные проблемы. Это не повод для когнитивного диссонанса?

То, о чем вы говорите, это кризис женственности, который наблюдается не только в России, но и во всем мире. Карьерные мотивы у женщин возобладали над естественными материнскими чувствами. Поэтому они часто стали отказываться быть матерями и воспитывать детей. Отсюда и аборты, предохранение от зачатия, чтобы дети не препятствовали карьерному росту. И в результате в большинстве современных семей утрачен один из главных смыслов их создания - рождение и воспитание детей.

У мужчин кризис мужественности проявляется в том, что они до 30 лет живут под опекой родителей и не готовы взять ответственность за жену и детей. Идет инфантилизация мужского населения, собственно мужские качества не развиваются. Поэтому и возникают такие явления, как пробные браки. Вы правы в том, что в современных семьях мужчина чаще прилагательное к жене, он не может быть ее главой, защитником и добытчиком.

Разумно ли ограничивать область сферу применения женских сил и способностей исключительно домом? Образование, карьера, может, и не должны занимать в жизни современной женщины первое место, но все же они играют важную роль

Здесь есть момент недопонимания: в традиционной семье женщина вовсе не должна быть необразованной и забитой. Современная женщина может иметь высшее образование, хорошо, если у нее есть профессиональные навыки в педагогике, воспитании детей. Тогда она сможет дать своей семье, детям очень многое помимо того, что они получат в образовательных учреждениях. Она сумеет проявить себя в творческой деятельности. Дети, видя ее творчество, смогут сами приобщиться к творческому процессу.

Высокий образовательный уровень жены становится препятствием для семейного счастья лишь тогда, когда его нет у мужа. Но и в этом случае умная женщина найдет выход - понимая, что мужчина должен быть главой семьи, она преподнесет ему любую проблему так, что ее решение станет очевидно. Но обязательно скажет: «Вот так, мол, и так, а решение принимай сам». Оно само собой и родится.

- Преподаватели каких специализаций будут учить «Нравственным основам семейной жизни»?

Взяться за преподавание нашего курса могут учителя любых предметных линий. Главный критерий - желание сделать добро своим воспитанникам. Эти учителя должны понимать, что без серьезного разговора о семье, их воспитанники могут потерпеть неудачу в будущей семейной жизни.

- Важно ли, чтобы его преподавали учителя православного вероисповедания?

Хочу подчеркнуть принципиальный момент: наш курс изначально разрабатывался как светский. Не конфессиональный, а светский курс в полном смысле этого слова.

Конфессиональный курс - это когда приходят в школу и говорят: «Мы люди православные, в православной традиции надо поступать так и так, и не иначе». Такой подход уместен в православных гимназиях, в воскресных школах. А в обычных школах мы должны учитывать, что преподавание ведется для широкой аудитории - и для иудеев, и для мусульман. Поэтому в курсе «Нравственные основы семейной жизни» духовные вопросы рассматриваются не только с точки зрения христианства, но и с позиций мусульманской и иудейской религий. Мы представляем все три позиции.

Означает ли это, что, к примеру, школьник из мусульманской семьи сможет прослушать этот учебный курс без внутреннего дискомфорта?

Разумеется. Тем более что в вопросах семейного образа жизни у нас с этими религиями есть редкая точка пересечения интересов. Они тоже заинтересованы в многодетности, крепкой семье. Кризис семьи, который сейчас наблюдается, волнует их не меньше, чем православную церковь.

«Секрет семейного счастья»

Курс «Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге - более чем в 30 регионах России. «Русская планета» собрала отзывы о нем преподавателей, школьников и их родителей.

Татьяна Спиридонова , учитель литературы, преподаватель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

Если честно, я взялась вести этот факультатив по личным причинам. Я выросла в традиционной семье, где отец добывал деньги, а на маме был весь дом. Она всех нас кормила, обстирывала, убирала за нами. Работа ее не интересовала, она там только отбывала положенное время, и сразу домой. Еще в детстве я решила, что для себя хочу большего. Что не стану бесплатной обслугой для мужа и детей, заставлю, чтобы моя семья со мной считалась. И у меня все получилось. Причем два раза - оба моих брака распались. И знаете, что я сейчас думаю? А может, моя мама была умнее, когда готова была лишний раз уступить, уйти на второй план? Да, ей приходилось идти на компромиссы, зато мы с братом выросли в полной семье, с отцом. А мой сын хорошо помнит только отчима, да и того сейчас рядом нет. Не хочу, чтобы он тоже был несчастлив в семейной жизни, и своим ученикам этого не желаю. Поэтому сейчас мы вместе с ними пытаемся разобраться, где спрятан секрет семейного счастья. Далеко не со всеми постулатами из учебника я согласна, но обсуждать заявленные в них темы можно и нужно. Я сужу об этом по тому, насколько живой интерес они вызывают у учеников, какие жаркие дискуссии у нас развертываются на факультативе.

Семен Ткачук , ученик 10-го класса, слушатель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

Забавный факультатив. Но я считаю, что все эти рассуждения о традиционной семье - полная чушь. Вот нам объясняют, что мужчина должен быть главой семьи, и тогда все будет хорошо. Да если бы мама позволила отцу решать, как нам всем жить, мы бы жили в хрущевке, ходили в одежде с китайского рынка, а питались «Дошираком». Зарплаты отца как раз только на это и хватило бы. Хотя, нет, не хватило бы: он бы ее на пиво спустил. Наша семья целиком держится на маме. Она для меня образец и пример. Мне, конечно, приятно слушать, что моя будущая жена должна мне во всем подчиняться, но так не бывает. Я таких семей не видел, и не зря. У нас хорошая школа в хорошем районе, у детей из традиционных семей на нее денег нет.

Наталья Михалева , мама ученицы 10-го класса Полины Михалевой, которая изучает «Нравственные основы семейной жизни»:

Это я настояла, чтобы дочка посещала этот факультатив. Я поднимаю ее одна, мужчины в доме нет. Она не знает, какую роль в семье он должен играть, какие обязанности брать на себя. У нее нет перед глазами наглядного примера, как муж с женой должны договариваться, идти на компромиссы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Я очень боюсь, что когда дочка выйдет замуж, то будет обречена на развод. Я ей такой судьбы, как у меня, не пожелаю. А научить, как сохранить семью, не могу - у самой не получилось. Может, в школе ее этому научат. Хотя, надо признаться, пока что она ко всему, что им там рассказывают, относится с большим скепсисом. Говорит, что все это работало в XIX веке, а сейчас совсем другая жизнь. Но хорошо хотя бы то, что она над такими вопросами задумалась. Может, у нее получится найти свой рецепт семейного счастья.

Клерикальную экспансию в современной России можно уподобить газу, который, распространяясь в пространстве, занимает все свободные ниши. Речь тут не идет о духовном возрождении, проповеди веры и прочих религиозных категориях.

Программа застройки парков и скверов храмами, передача РПЦ движимого и недвижимого имущества, «воцерковление» школы и армии — все это происходит в рамках корпоративной логики, когда клерикальная корпорация тупо занимает пространства, не защищенные институтами гражданского общества. А поскольку с гражданским обществом в России сейчас тяжело, то и таких «зачищенных» пространств появляется все больше и больше.

Пять лет назад во всех школах России, несмотря на отсутствие подготовленных учителей и очевидного социального запроса, был в обязательном порядке внедрен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этого предмета большинство российских школьников изучают «Основы православной культуры» (ОПК — отсюда термин «ОПКизация»). Предмет преподается пока только в 4-м и 5-м классах, но в течение всех последних лет патриархия не ослабевает в своей борьбе за его расширение. Причем чаще всего звучит предложение охватить предметом весь учебный процесс — с первого до последнего класса. И звучит оно из уст даже самых просвещенных представителей духовенства — например, митрополита Илариона (Алфеева).

Он как бы призван реставрировать уже забытый советский курс «Этика и психология семейной жизни», позже частично влившийся в «Основы безопасности жизнедеятельности». Лоббистом нового курса, методические пособия по которому составлены в Екатеринбургской епархии РПЦ, выступила Ассоциация родительских комитетов и сообществ России. Именно встреча главы этой ассоциации с замминистра образования и науки в конце прошлой недели привлекла внимание общества к новому проекту. Сейчас, когда во главе Министерства образования утвердился близкий РПЦ человек — специалист по истории этой церкви — Ольга Васильева, наступил благоприятный момент для клерикальной экспансии в школу. Судьбу «Нравственных основ семейной жизни» предполагается решить быстро — на заседании учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования через две-три недели. Однако из-за утечки в СМИ министерство немного отыграло назад и выпустило заявление о готовности допустить к обсуждению педагогов и родителей.

Монахиня Нина

Авторами курса являются два кандидата: биологических наук — священник Дмитрий Моисеев и психологических наук — монахиня Нина (Крыгина). Ныне под именем Варвары она является игуменьей того самого Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», духовником которого состоит старец-схиархимандрит Сергий (Романов), известный также как духовник депутата Натальи Поклонской и покровитель «секты царебожников», проповедующей особое почитание царя-мученика Николая II. Сам монастырь является общепризнанным в РПЦ центром этого движения, и учебный курс, составленный его игуменьей, не может не содержать соответствующих коннотаций. В интернете нетрудно найти видеолекции матушки Нины (она же — Варвара) на темы семьи и брака, в том числе довольно деликатные для монахини.

Красной нитью через все лекции проходит указание на семью Николая II как на идеальный образец православной семьи. Много говорится и о «ритуальном убийстве» этой семьи (сами-знаете-кем) ради разрушения государства Российского. Проповедь «царебожия»? Пожалуй, хотя и в осторожной форме. Но не всем же шашкой с думской трибуны махать!

На популярном педагогическом сайте «Открытый урок» можно найти осторожную критику курса, причем от имени православного педагога. Эта критика сводится к двум позициям: во-первых, курс слишком «тяжеловесен» для обычной школы и адресован скорее педагогам и родителям, во-вторых — «школа не призывает к воцерковлению — это дело семьи и лично каждого человека».

И еще два вопроса вызывает новый курс, в порядке эксперимента уже преподающийся в школах 60 «православных» регионов России. Считается, что РПЦ выступает категорически против полового просвещения школьников, чтобы «не подталкивать» их к добрачным половым связям (как известно, благодаря спорам вокруг «Матильды», глава идеальной семьи Николай II таких связей не имел и иметь не мог). Однако новый курс содержит «биологические» компоненты, а один из его авторов — профессиональный биолог. Получается, что РПЦ вслед за католической церковью признает-таки необходимость полового просвещения, но хочет аккуратно взять его под контроль.

Другой вопрос — а столь ли однозначно вообще православное учение о семье, как полагают в Ассоциации родительских комитетов? Вот недавно упоминавшийся выше митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что человек, который не родил детей, не может рассчитывать на счастье (по-церковнославянски оно называется «блаженством»). Постойте: а что, у самого митрополита Илариона есть дети? Его официальная биография гласит, что в возрасте 20 лет, в 1987 году, он был пострижен в монашество, а до этого служил в армии и ни в каком браке не состоял. Патриарх Кирилл (Гундяев), также постоянно призывающий людей вступать в брак и рожать как можно больше детей, принял монашество в 22-летнем возрасте и тоже (официально) в браке не состоял. А между прочим, святые отцы православной церкви постоянно призывают пастырей не учить других тому, чего они не исполняют сами, и признают лучшим наставлением пример собственной жизни.

Экспериментальный учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов.

В настоящее время данный предмет введен на 20 базовых площадках Свердловской области - идет его апробация.

Этот курс разработан для учащихся 10-11 классов, - поясняет монахиня Нина. - Особенность курса - он светский, подходит для любых конфессий, а также для людей как верующих, так и неверующих. Курс призван помочь найти основы, ценности, на которых можно построить счастливую семью, и больше рассчитан не на интеллект, а на то, чтобы отозвалось сердце.

В программе применяется системный подход, объединяя знания по психологии, культурологии, философии, религии, медицине и социологии. В 10 классе школьникам предлагается осмыслить себя, как личность, изучить этапы добрачных отношений, вступление в брак и рождение ребенка, а в 11 классе - разобрать понятие «зрелости семьи» и подвести итоги. К учебнику прилагаются дополнительные материалы - учительская хрестоматия для правильной подачи материала и различные мультимедийные файлы, как то фрагменты их художественных фильмов, теле- и радиопередач.

Всем школам новый курс предлагается в качестве эксперимента с одобрения родителей. Обучение добровольное, факультативное. По словам монахини Нины Крыгиной, когда она провела первые три урока в классе одной из екатеринбургских школ, юные слушатели сошлись во мнении - такой курс им нужен.

Так ответило 95% учеников, - говорит монахиня. - А самым приятным и ценным для меня было то, что в анонимных анкетах прозвучала такая фраза: «Наконец-то с нами начали говорить о жизни».

Нина Крыгина в прошлом - кандидат психологических наук, профессор Магнитогорского Государственного Университета, ныне - монахиня Среднеуральского женского монастыря.