Функции одежды. Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека Социальное значение одежды

Одежда - изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенная для предохранения тела человека от внешних воздействий и несущая утилитарные и эстетические функции.

Понятие «костюм» более емкое и широкое. Исходя из анализа литературы, можно дать следующее обобщенное понятие костюму. Костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующих им дополнений (сумка, зонт и др.), а также прически, грим, формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое.

1.Структурная схема основных функций современной одежды

Современный костюм человека многофункционален. Его основные функции можно представить в виде иерархической структурной схемы (дерево целей, схема 1). Как видно из схемы, на первом уровне представлены две обобщенные функции утилитарная и информационно-эстетическая. Утилитарная функция на втором уровне подразделяется на защитные и физиолого - гигиенические функции;информационно-эстетическая функция - на информационные и собственно эстетические. Каждая из функций второго, уровня конкретизируется элементарными функциями на третьем уровне структурной схемы.

Так, защитные функции сводятся к защите организма человека от неблагоприятных воздействий климатическое среды (холода, ветра, дождя, солнечной радиации), механических повреждений (травм) и неблагоприятных воздействий производственной среды (загрязнений, агрессивных сред, излишков тепла, холод и т п).Физиолого-гигиенические функции определяют удобству одежды (степень приспособленности одежды к человеку) в покое (статике) и при движениях (динамике) и комфорт (комфортные условия микроклимата пододежного воздуха, состояние нервной системы и т.д).Информационные функции дают информациию о человеке (его профессии, вкусах, культуре и т. д.) и об одежде (назначении, своевременности, новизне). Собственноэстетические функции определяются соответствием одежды образу человека, совершенством композиции изделия, а также уровнем качества его изготовления и отделки (товарным видом).

Костюм не может быть подлинно красивым, если в нем нарушена внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единого целого по принципу функциональной и эстетической целесообразности.

Функции спортивного костюма значительно отличаются от функции всех остальных видов одежды. Выявлены следующие функции спортивной одежды: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая, эти функции в разных соотношениях представлены во всех видах спортивной одежды.

Например, в костюме для одних видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) ведущими являются защитная и обозначительная функции, для других (фигурное катание) - эстетическая и обозначительная, для третьих (плавание, прыжки в воду) - утилитарная, для четвертых (фехтование, конный спорт) - традиционная и т. д. Ведущие функции спортивного костюма в основном и должны определять его форму.

ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ

В основу классификации современной одежды положена в качестве основного и наиболее общего признака защитная функция, определяющая назначение изделия. По этому признаку одежду можно разделить на три класса (схема 2): 1 - бытовая; 2 - спортивная и 3 - производственная. Бытовая одежда предназначена для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий климатической среды; спортивная - для защиты тела, спортсмена от травм, она должна также способствовать достижению высоких спортивных результатов; производственная одежда обеспечивает защиту человека от неблагоприятных воздействий не только климатической, но и производственной среды.

Каждый класс одежды, исходя из практики специализации промышленности и торговли делят по условиям эксплуатации и по более узкому назначению на подклассы, виды, группы и подгруппы.

Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: 1.1 - бельевые изделия; 1.2- костюмно-платьевые; 1.3 - верхней одежды (пальтовые); 1.4 - корсетные изделия; 1.5 - головные уборы; 1.6 - перчатки и рукавицы. Каждый подкласс одежды делится на виды.

Например, подкласс костюмно-платьевых изделий (1.2) может быть подразделен на следующие виды: 1.2.1 - пиджаки; 1.2.2 - жакеты; 1.2.3 - куртки; 1.2.4 - жилеты; 1.2 5 - брюки; 1.2.8 --платья; 1.2.9 - платья-костюмы; 1.2 10 - юбки и т. д.

2. Классификация одежды по назначению

Под функциональностью костюма понимается максимальное соответствие его практическому назначению, конструктивное совершенство костюма.

По половозрастному признаку одежду делят на группу; М - мужская, Ж - женская и Д - детская. Детская одежда в свою очередь подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников старших школьников и одежду для подростков.

В зависимости от времени года и климатических зон группу одежды делят на подгруппы: В/О - весенне-осенняя; Л - летняя; 3 - зимняя, В/С - всесезонная. К вceceзoнной относится одежда, используемая в любое время года.

Классификация может быть дополнена дальнейшим подразделением бытовой одежды каждого вида в зависимости от использования ее в конкретной обстановке.

Например, мужской костюм может быть повседневным и торжественным, женское платье - повседневным, торжественным, домашним, рабочим и т. п.

Класс спортивней одежды подразделяют на подклассы По видам спорта, группы - по половозрастному признаку.

Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций подразделяют на три подкласса; 3.1 - специальная одежда; 3.2 - ведомственная; 3.3 - технологическая (санитарно-гигиеническая).

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность - соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости .

Основная функция одежды - это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция - это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования . Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Литература: ,.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную .

Бытовая одежда - это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

З) спецодежда;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно - конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно - платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100,..., 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Таблица 1

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Таблица 2

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

Понятия «костюм» и «одежда» следует рассматривать по отношению к человеку, его фигуре и образу.

Одежда возникла еще на ранних стадиях развития человеческого общества. Древний человек использовал одежду и как «маленькое жилище», то есть укрытие от непогоды, и как защиту от сил природы, причины возникновения которых он еще не знал. Для одежды обычно использовались те материалы, которые находились «под рукой». Первые одежды человека выполнялись из шкур животных, непромокаемые накидки делались из кишок рыб, первые «ткани», которыми обертывали тело, создавались из пеньки и трав.

Материалы и способ их производства диктовали формы одежды. Из грубых и жестких материалов создавались несложные по конструкции формы, а появившиеся более пластичные и тонкие ткани давали возможность создавать сложные силуэтные формы.

Одежда делилась но характеру кроя и способу ношения. Один из самых древних элементов одежды - это пояс, к нему прикреплялось оружие и необходимые в походе предметы. Впоследствии на его основе возникла идея кармана. Шкуры, листья, травы, закрепленные поясом, создали прообраз передника и юбки. У северных народов возникли первые штаны-чулки.

Все формы древней одежды можно подразделить на три основных типа:

1. Нешитая (некроеная) одежда, изготовленная из одного куска, обернутая вокруг тела или перекинутая и завязанная, сколотая булавкой или сдерживаемая поясом, драпированная (Египет, Греция, Рим).

2. Накладная (подкроенная) одежда, состоявшая из куска материала в форме прямоугольника с закругленными краями или круга с отверстием для головы в середине (типа пелерины, которую носили индейцы в Южной Америке и другие народы).

3. Шитая одежда (типа туники-рубашки и первые штаны). Ее изготовляли из ткани, кожи с отверстиями для головы, ног, рук, позже с пришитыми рукавами. Восточные народы такую одежду шили из легких тонких тканей. Рубашечный покрой одежды возник в далеком прошлом и существует до настоящего времени у многих народов (например, у эскимосов и пародов Средней Азин он сохранился в народных костюмах).

Функции одежды

Функция (от лат. functio - отправление, деятельность, назначение) означает обязанность, круг деятельности, назначение.

Основными функциями современной одежды являются следующие:

  • утилитарная - включает в себя функции практическую, защитную, эргономическую, гигиеническую;
  • социальная - включает в себя функции региональную, профессиональную, обрядовую, эротическую, символическую, знаковую;
  • эстетическая - включает в себя функции художественно-образную и собственно эстетическую.

Функции костюма складывались исторически. Способ жизни общества отражался на характере использования одежды. На ранних ступенях развития человеческого общества одежда выполняла, прежде всего, функции защиты от неблагоприятных воздействий природы, климата.

Образ жизни, основной вид деятельности (сбор плодов и кореньев, охота, земледелие) вызывали возникновение специфических элементов в одежде (плетеные заплечные и поясные мешки; пояса, за которые закладывали первые орудия и оружие - палку, лук и стрелы; широкополые плетеные шляпы). Постепенно одежда стала выполнять функции утилитарно-практические.

Выделение в обществе вождей, героев, старейшин внесло в одежду первые элементы символической функции (символические головные уборы, нагрудные знаки и украшения, предметы - оружие, жезлы).

Обожествление сил природы, поклонение первым богам потребовало специального оформления одежды: появляется культово-обрядовая функция.

Первые художественные образы красоты человек черпал из окружающей действительности. От подражания человек постепенно приходил к художественнообразному решению костюма и его эстетической функции.

Социология рассматривает костюм в качестве социального сигнала, проявления социальных ролей и принятых норм поведения, индикатора принадлежности человека к социальной группе. Исторически одежда как особый элемент повседневности рассматривалась учеными с четырех основных точек зрения: как показатель социального статуса, уровня богатства (Т. Веблен); как выражение индивидуальности (Р. Сеннет); как результат модных тенденций (В. Зомбарт, Г. Зиммель); как язык (М. Салинс).

Т. Веблен рассматривал одежду как средство демонстрации другим. Основным критерием демонстрации является именно благосостояние человека: «дешевое платье делает дешевого человека». Наиболее богатым и обладающим самым высоким статусом (начиная с эпохи Возрождения, XV в.) считался именно тот человек, чья одежда свидетельствовала о его неучастии в ручном труде 163 . Тем не менее Т. Веблен отмечал, что выше обозначенные черты демонстративного потребления достаточно неустойчивы – большая часть зависит от возраста. В качестве примера он привел часть своего интервью с 58-летней женщиной, проживающей в Дублине: «Считаете ли Вы, что люди в Ирландии обычно одеваются в соответствии со своим благосостоянием? – Я думаю, взрослые люди – да, но я не уверена, что молодые одеваются именно так, я думаю, они одеваются соответственно тому, куда собираются. Если они собираются на вечеринку или просто выходят куда-то вечером, то даже если на земле лежит снег, а у них милое розовое платье – они его наденут. Я видела людей, дрожащих на автобусных остановках. Но я думаю, взрослые люди все делают правильно. Они не обращают внимания на имидж» 164 . И погода, и социальная ситуация оказывают влияние на выбор одежды, но социальная ситуация является решающим фактором для молодых людей, а погода – для более старших поколений, что нашло подтверждение в интервью с молодыми людьми.

Концепция Т. Веблена объясняет, почему на определенном историческом этапе в одежде произошел сдвиг в сторону тонкости деталей и однообразности: в XIX в. начинается интенсивный рост числа богатых людей, их становится так много, что они перестают обращать внимание на мнение низших сословий – у людей появилось время для развития вкуса, проявлений любви к роскоши. «По мере того как растет благосостояние и культурный уровень общности, способность платить подтверждается средствами, требующими все большей дискриминации наблюдателей. Дискриминация между рекламными средствами – на самом деле, значительный элемент в высшей денежной культуре» 165 . В своих исследованиях Т. Веблен использовал историко-генетический и выборочный (интервью) методы, которые напоминают подход историков, чтобы показать следующие значимые социальные и психологические факторы, определяющие существование того или иного вида одежды:


  • желание демонстрировать свой статус – роскошные платья;

  • потребность в защите тела – теплая, удобная одежда;

  • желание быть «своим» (для молодежи) – модный костюм;

  • демонстрация неучастия в производительном труде – красивые, изящные, но неудобные платья;

  • возможность комфортно работать – одежда для рабочих;

  • увеличение количества богатых – усложнение и украшение платьев (появляется время на «размышления» о своем наряде).
Постепенно социологи начинают видеть в одежде не только функцию демонстрации статуса, но и выражения индивидуальности. Так, Р. Сеннет отмечает, что влияние капиталистической индустриализации привело к разрыву между домом и улицей 166: внешний мир оставался формальным, а дома тело стало восприниматься как нечто естественное, подлежащее самовыражению, в подтверждение чего можно привести цитату Д. Дидро о старом платье – «Оно было сделано для меня, и я был сделан для него. Оно плотно облегает все изгибы моих рук и ног, не стесняя меня. Новое – тугое и накрахмаленное, оно превращает меня в манекен... Я был абсолютным властелином своего старого платья, я стал рабом нового» 167 .

Домашнюю одежду Р. Сеннетт считал удобной и подходящей для тела и его потребностей, в то время как уличный костюм был создан, прежде всего, для демонстрации себя (своей роли). Р. Сеннет разделил одежду на два типа – для других и для себя, объяснив тем самым роль мнения «других» в выборе одежды: если в XVIII в. люди стремились продемонстрировать свое социальное положение, нося далеко не самую удобную одежду, то начиная с XIX в. стали предпочитать не выделяться из толпы (одежда стала однотонной, не броской) и носить комфортную одежду. Проявление индивидуальности и комфортное самочувствие стало преобладать в повседневной одежде.

Социологи часто рассматривают одежду в качестве предмета и результата модных тенденций 168: «модные объекты – это любые объекты, которые оказываются “в моде”». Любой предмет может стать модным, но существуют те, что наиболее подвержены изменениям, – одежда и музыка. Чем более жизненно необходима та или иная вещь, тем менее подвержена она модным тенденциям (жилье, еда): как говорил В. Зомбарт, «чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде» 169 . Он изучал моду с различных точек зрения: демографической (массовая потребность в одинаковых товарах); социальной (формирование новых классов); экономической (развитие массового производства); социально-психологической (изменение настроений в обществе) и др. В. Зомбарт выделил особую тенденцию в историческом развитии в связи с одеждой – «утончение потребностей» 170: «уменьшается склонность к плотному, крепкому, прочному; вместо нее появляется стремление к приятному, легкому, грациозному – к шику». Кроме того, он заметил разницу во вкусах городского и сельского населения, используя психологический подход: например, городские жители, в отличие от сельских, склонны к изменчивости и непостоянству, поскольку испытывают чувство беспокойства, а потому – острую необходимость в переменах. В. Зомбарт выделил четыре основных фактора в формировании вида одежды: 1) место проживания (город, деревня и т.д.), 2) существование разных классов, 3) одинаковые потребности людей и желание быть «как все», 4) настроения в обществе.

Подход Ф. Девиса схож с точкой зрения историков моды: мода на одежду возникает в случае наличия очевидных противопоставлений, двусмысленностей, например, мужское–женское, эротика–целомудренность и т.п. На примере джинсов он объясняет, почему они стали пользоваться особой популярностью – в связи с противопоставлением элитизма демократичности: «Новая одежда (джинсы) выражает мудрые демократические ценности. Нет различий благосостояния или статуса, нет элитизма, люди противостоят друг другу вне этих различий» 171 . По сути, Ф. Девис считает, что новый вид одежды создает желание примирить противоборствующие силы, т.е. говорит о способности одежды «смягчать» социальные конфликты: возникает вид одежды, который принимают все, независимо от статуса, положения, возможностей, внешности и т.д. В современном мире особенно много предметов костюма, которые выполняют одинаковые функции независимо от социального положения человека. Другой вопрос, что качество вещей всегда отличается, поэтому, взглянув, например, на джинсы двух людей с разным материальным положением, без труда можно определить их классовую принадлежность.

Впервые идея об изучении моды как борьбы противоречий была озвучена Г. Зиммелем, который в 1904 г. написал свое первое эссе о моде. В отличие от Ф. Девиса, помимо общих тенденций, он отмечает наличие двух противоположных типов индивидов: первый воплощает принцип генерализации, который находит выражение в имитации (например, бедняк подражает аристократу); второй соответствует идее специализации – это «теологический индивид», тот, «кто постоянно экспериментирует, безостановочно борется и опирается на свои личные убеждения» 172 . Таким образом, в обществе всегда существует две группы людей, определяющих принцип изменения моды: те, кто постоянно создает что-то новое, и те, кто им подражает.

Г. Зиммелю удалось проследить различия мод для разных классов, которые позволяют включать одних людей в свою группу и исключать других. Центральным понятием зиммелевской концепции, объясняющим изменение моды, является класс: даже если все будут удачно имитировать друг друга, никакой моды не возникнет; не будет ее, если принцип имитации и вовсе перестанет действовать; но если добавить в эту схему классовые различия, то получится имитация в группах – люди будут выглядеть одинаково в своей группе и отлично от других групп. Однако и это не всегда приводит к возникновению моды: «как только нижние классы начинают копировать их стиль, высшие классы отказываются от этого стиля и принимают новый, который, в свою очередь, отличает их от масс; таким образом, игра счастливо продолжается» 173 , т.е. для действия данной системы необходимо жестко иерархизированное общество. Классы всегда хотят отличаться друг от друга, но быть одинаковыми среди своих (быть чужими для других, но своими для своих), поэтому одежда в разных классах всегда будет различаться. Верность этой идеи можно оценить в современной жизни: если зайти в магазин одежды, где стоимость вещей начинается от 20 тысяч и выше, то среди моделей вряд ли найдешь что-то практичное – это скорее одежда, которая привлекает внимание (несколько эпатажна), выделяет человека среди низко-среднеклассовых людей. Высшему классу стремление отличаться свойственно больше, чем представителям среднего и низшего класса (это можно связать с узостью элитарного круга).

Г. Тард также рассматривал одежду в контексте моды, в процессе подражания. Он предположил, что скорость, с которой распространяется новая мода (подражание «новому и чужому»), пропорциональна количеству индивидов, которые ее приняли. Закон, по которому распространяется мода, Г. Тард назвал геометрическим, или «экспоненциональным»: подражание носит восходящий характер, т.е. от высших классов к низшим; низшие классы заимствуют у высших манеры , вид одежды и т.п., причем происходит заимствование, но не перенос смыслов 174 . Вновь обратимся к примеру с джинсами: они были изобретены как рабочая одежда, позднее стали символом молодежной моды и свободы, сегодня позволяют отличаться людям, которые не являются работниками офисов (владельцы предприятий, которые могут позволить себе выглядеть, как они хотят, творческая интеллигенция и т.д.). Если раньше владельцы ходили в костюмах, а их работники в удобных для работы джинсах, то теперь ситуация обратная – владелец приходит в офис в джинсах, а сотрудники обязаны поддерживать дресс-код и быть в костюмах. Таким образом, ощущение комфорта сегодня стало оцениваться гораздо выше, чем раньше, удобство стало тем, что может позволить себе не каждый.

Таким образом, одежда всегда маркировала гендерные, возрастные, социальные границы, существенные для того или иного общества. Но когда возникает новая социальная группа, образец одежды заимствуется, а смысл его изменяется. Это хорошо видно на примере детской одежды, которая вначале полностью подражала взрослой. Затем маленьких детей (в том числе мальчиков) одевали в женские наряды (одежда подчеркивала половозрастное различие между взрослыми мужчинами и всеми остальными); позже – в старомодную одежду; в XIX в. мальчиков из высших классов одевают так, как ходят взрослые из низших классов; в ХХ в. – в костюмчики матросов , рабочих. 175 Морской костюм во взрослой жизни является индикатором социальной и воинской иерархии, а в детской определяет пол и возраст. Тард показал, что факторами, определяющими создание и использование определенного вида одежды, являются половозрастные характеристики и доминирующие образы (царица, королева, женщина, мужчина и т.д.).

Новый взгляд на одежду как особый язык возник в начале XX в. благодаря фольклористу и этнографу П. Богатыреву, который изучал «общую структурную взаимозависимость функций, выполняемых индивидуальным костюмом» 176 . На примере Моравской Словакии он выявил четыре вида костюма – повседневный, праздничный, ритуальный и церемониальный – по их функциям: повседневный костюм в качестве основной функции имеет практичность, затем идет классовая или статусная идентификация (включает в себя вероисповедание, брачный статус, профессиональную занятость, возраст), региональная или национальная (принадлежность к определенному региону, народу, нации) и эстетическая функция – костюм выполняет все эти функции посредством комбинации различных элементов. Функции ритуального костюма, расположенные иерархически, таковы: ритуальная, праздничная, эстетическая, региональная или национальная идентификация, практическая. В церемониальном костюме (например, государево служивое платье) важны, прежде всего, ритуальная и эстетическая функции, затем следуют праздничная, идентификационная и практическая. Праздничный костюм выполняет, в первую очередь, праздничную, эстетическую, а затем практическую и идентификационную функции. Таким образом, П. Богатырев впервые предложил классификацию видов одежды, исходя из участия (функций) ее элементов в процессе социальной коммуникации.

Подхватив данную идею, М. Салинс разработал теорию, согласно которой «полный комплект одежды представляет собой утверждение, созданное определенным сочетанием его частей, контрастирующее с другими полными комплектами» 177 . Изучая сочетания элементов одежды, он пытался выяснить соотношение элементарных физических контрастов и социальных значений. Например, такая деталь одежды, как цвет воротничка, может многое сказать о виде труда , в котором занят человек: синий цвет – физический труд, белый – в управленческий. Гендерные различия в платье можно обнаружить даже с помощью рукавов: мужские всегда длинные и сделаны точно по размеру, женские бывают и в три четверти, они более свободные; пиджак демонстрирует половую принадлежность по пуговицам на левой и правой сторонах. М. Салинс стремится показать в своих работах основные социальные различия, рассматривая одежду как язык, состоящий из «элементарных конституентов и правил их комбинации» 178: каждый элемент гардероба способен дать объяснение как внешним социальным процессам, так и внутренним субъективным переживаниям человека.

Г. МакКракен критически относился к трактовке одежды как языка, полагая, что язык имеет большую «свободу комбинаторики и производит непрекращающиеся дискурсы» 179: несмотря на то, что существуют определенные правила грамматики для составления предложений, мы можем соединять их в произвольном порядке, а в одежде такой свободы нет. В ходе интервью Г. МакКракен выяснил, что когда люди проявляют свободу в комбинации предметов одежды, то производят не дискурс, а смущение: анализируя различные комплекты одежды , респонденты не смогли объяснить и понять новые сочетания, поскольку имели предустановленные стереотипы восприятия комплектов элементов костюма, и новые их вариации стали для них абсолютной загадкой. Г. МакКракен сделал вывод, что одежда почти всегда связана с относительно фиксированными значениями, в то время как язык может создавать новые: язык – открытая кодовая система, одежда – закрытая; одежда может участвовать в коммуникации, но делает это совсем не так, как язык.

П. Уиллис исследовал молодежную одежду с помощью метода интервью и обнаружил, что респонденты считают ее кодифицированной: «молодежь сильно вовлечена в символическую работу по развитию собственных стилей, а также по прочтению и декодированию стилей одежды других, соотнесению этих стилей с музыкальными, политическими и социальными ориентациями» 180 . То есть среди множества кодов существуют те, что считываются раньше остальных, поскольку наиболее внятны для распознавания (в рамках конкретной социальной группы).

Рассмотренные концепции позволяют назвать основные субъективные и социальные факторы, влияющие на формирование различных видов одежды, которые, в свою очередь, выполняют определенные функции: 1) желание продемонстрировать (высокий) социальный статус; 2) удовлетворение потребности в защите тела; 3) желание быть «своим» среди «своих»; 4) демонстрация неучастия в производительном труде; 5) удовлетворение потребности в комфортном состоянии при работе ; 6) стремление быть «самим собой» и «кем-то» в глазах других; 7) региональная идентификация (город, деревня); 8) стремление к унификации (одежда для всех); 9) половозрастная идентификация; 10) репрезентация доминирующих социальных ценностей (матриархат, патриархат и т.п.).

В качестве базовых социологических подходов к изучению одежды следует назвать:

1) историко-генетический подход – рассматривает одежду в историческом контексте (Ф. Девис, К. Фокс, Т. Веблен, и др.);

2) психологический – особое внимание уделяет внутренним переживаниям и мотивам использования человеком определенного вида одежды (Р. Сеннет, И. Кон и др.);

3) историко-модно-реконструирующий – трактует одежду как проявления модных тенденций (Н. Херпин, Г. Тард, В. Зомбарт, Г. Зиммель, П. Уиллис, П. Бурдье, Д. Констебл и др.);

4) семиотический – рассматривает костюм как особый язык, систему социальной коммуникации (М. Сахлинс, Г. МакКраген и др.). Использование данных подходов в чистом виде в эмпирических исследованиях возможно, но затруднительно и несколько бессмысленно, поскольку не позволяет увидеть объект изучения во всем многообразии его проявлений и аспектов функционирования.


media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
diploma ->
diploma -> Имени м. В. Ломоносова социологический факультет
diploma -> Дипломная работа «Объяснение иностранными и русскими студентами причин успехов и неудач во взаимодействии с однокурсниками»

Функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность – соответствие изделия, комплекса изделий назначений, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

Самые основные функции одежды: защита, информационная и эстетическая. Удобство пользования играет большую роль при эксплуатации изделия. Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки.

Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно–нарядной одежды главная функция –эстетическая, удобство в носке и прочность – для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования. Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застёгивать, утюжить, изменять размеры и т.п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность – способность одежды сохранять тепло. На наличие этого свойства влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начёсом, специальные прокладочные утепляющие материалы.



Гигроскопичность – способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей – пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость – чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшие показатели у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Стиль – исторически сложившаяся устойчивая система средств и приёмов художественной выразительности. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Эксплуатационные требования проявляются в процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации – важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия.

Надежность одежды – сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу.

Физический износ – это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т.д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошёл и моральный износ одежды.



На каждый определённый выход человека в свет ему необходима разная форма одежды. Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др. Классы одежды: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, лёгкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др. Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто – мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов. Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

· видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

· полом (мужская, женская одежда);

· возрастом;

· сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

· видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые др.);

· назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Для выбора модели необходимо определиться с типом фигуры.

Неидеальной фигуры не существует, бывает неудачно подобранный наряд. Чтобы образ был безупречным, а наряды умело скрывали недостатки и подчеркивали достоинства, нужно знать свой тип фигуры и что ему присуще.

Всего выделяют 5 основных типов женской фигуры.

Песочные часы (фигура Х)

Такая фигура считается классическим типом женской фигуры. Бедра по ширине равны плечам, из–за этого нижняя и верхняя часть тела смотрятся пропорционально. Талия ярко выражена, порой она даже излишне узка. Если женщина с таким типом фигуры набирает вес, то жир, как правило, откладывается на бедрах и груди. На бедрах образуются так называемые «ушки».

Какой бы вес ни был набран, талия остается ярко выраженной. И, напротив, если женщина с таким типом фигуры сильно худеет, бедра все равно остаются женственными и изогнутыми.

Груша (фигура А)

«Груша» – тип фигуры, которому присуща большая ширина бедер по сравнению с плечами. Если у «песочных часов» верх и низ уравновешены, то у «груши» низ всегда значительно шире. Верх, как правило, более изящный, чем низ. Талия узкая, ярко выраженная, иногда заниженная из-за того, что туловище у «груши» длиннее, чем ноги.

Если женщина – «груша» полнеет, то жир откладывается в основном на ягодицах, бедрах и боках. Чем больше вес, тем больше разница между бедрами и плечами. Если же, наоборот, женщина – «груша» худеет, ее фигура становится более пропорциональной. Огромную роль для женщин с таким типом фигуры играет осанка. Женщине необходимо постоянно держать спину прямо, иначе сутулость подчеркнет все недостатки фигуры.

Треугольник (фигура Y)

Представительницы Y – фигуры – спортивные женщины, имеющие широкие плечи и узкие бедра. Верхняя половина туловища обычно немного короче, чем нижняя. Верхняя довольно массивная часть тела сочетается со стройными и тонкими ногами. Талия немного широкая, но может быть невыраженной.

У полной женщины – «треугольник» лишний вес распределяется в основном в верхней части тела (грудь, живот, руки, спина), а ноги остаются стройными и худыми.

Прямоугольник (фигура Н)

Женщина – «прямоугольник» имеет одинаковые по ширине плечи и бедра. Из-за широкой талии фигура имеет вид прямоугольника. Такие женщины больше других склонны к полноте. Именно полнота делает фигуру еще больше похожей на прямоугольник (плюс начинает выступать живот). Потеря веса, напротив, изменяет фигуру в лучшую сторону, и она становится почти идеальной.

Если ваша фигура относится к типу «Яблоко» (фигура О)

О-образный тип фигуры по сравнению с другими является самым диспропорциональным. У женщин – «яблок» самой выдающейся является средняя часть туловища, а именно талия и живот. При этом у женщин с таким типом фигуры сравнительно тонкие ноги и худые бедра и ягодицы.

Если такая женщина полнеет, то вес распределяется в основном на животе и талии.

Моделей платьев очень много. Мода не стоит на месте, виды платьев постоянно пополняются новыми моделями и наименованиями.

Прямое платье классическое узкое платье прямого силуэта. Может быть с поясом.

Приталенное платье прилегающее по талии, а юбка прямая или расширенная.

Платье А силуэта в форме буквы А: облегающее вверху и в талии, расклешённое внизу, или с поясом. Акцент на талии и широком низе. У А платья юбка менее расклешённая, чем у платья принцесс.

Платье ампир с завышенной талией и свободно ниспадающими складками на подоле, из ткани, держащей форму.

Платье принцесс цельнокроеное платье, по талии и в верхней части бедер прилегающее, с подрезными бочками, обычно чуть с завышенной талией,низ расширенный с вертикальными швами.

Греческое платье свободного струящегося покроя из тонкой легкой ткани со множеством вертикальных складок, запоясанное под грудью, с завышенной талией и часто длиной в пол.

Платье Чарльстон (с заниженной талией) с прямым длинным верхом, отрезное ниже талии, с ярусами сборок внизу, модное в 20 х годах.

Платье нью-лук (платье-цветок) с очень узкой талией и широкой пышной юбкой (платье Кристиан Диор в форме цветка). Часто с рукавом, сужающимся книзу .

Платье-годе (платье-русалка, рыбка, трампет) – длинное платье, облегающее по всему телу до колен, с пышным низом.

Платье-футляр (чехол, фуро, тюбик, платье-карандаш) – узкое платье по фигуре длиной до колена, без воротника и рукавов и не отрезное по талии, с круглым вырезом.

Платье–труба – это трикотажное облегающее платье, прямое или полуприталенное.

Платье–комбинезон – платье силуэта X, заканчивается сборками на ногах, с акцентом на талии и бедрах.

Бандажное платье – узкое плотно утягивающее фигуру короткое платье из эластичных полос.

Романтическое платье платье с воланами, рюшами, сборками, часто с цветочным узором.

Платье диско авангардное молодёжное платье ярких или блестящих тонов, для дискотек.

Платье витер вязаное короткое платье, по форме как длинный свитер, с воротником хомутом.

Платье рубашка (платье шемизье) прямое свободное платье, как длинная рубашка.

Платье комбинация вечернее платье из тонкой ткани, в бельевом стиле, с бретельками или с большим вырезом.

Платье на бретельках облегающее вверху платье с тонкими лямками.

Платье юбка без рукавов и воротника, как очень высокая юбка, начинающаяся от линии проймы и расширяющаяся от груди книзу.

Платье пальто платье из плотной ткани с элементами пальто, со сквозной застежкой.

Платье костюм сочетание прямого классического платья с жакетом.

Платье блузон платье в форме блузона, вверху свободное и присборенное, внизу облегающее, с поясом ниже талии.

Платье туника струящееся платье свободного прямого или слегка расширенного силуэта, скрывающее фигуру, часто с разрезами по бокам. Очень похоже на него платье-кафтан, трапециевидного силуэта.

Маленькое черное платье (платье Шанель) самое распространённое платье. Раньше оно было узкое с узким рукавом и с полукруглой высокой горловиной, без воротника.

Платье халат свободного покроя, со сплошной застёжкой впереди и часто поясом.

Платье поло трикотажное платье с отложным воротником-поло и застежкой до середины груди.

Сарафан платье без рукавов и воротника, на бретельках.

Платье сари индийское платье из длинного отреза ткани, без швов, драпируется складками в виде подола и накидки на плечо.

Платье-трапеция платье силуэта трапеции, расширенное от горловины книзу, из плотной ткани.