Близнец съел близнеца в утробе матери. Исчезающий близнец при многоплодной беременности. Признаки и симптомы

Беременность – ответственный и важный период в жизни женщины. Организм во время вынашивания плода претерпевает ряд трансформаций. Особую нагрузку на представительницу прекрасного пола оказывает формирование близнецов. При одноплодной беременности риск развития осложнений ниже, поскольку не существует вероятности возникновения конфликта между детьми. Одним из опасных заболеваний, формирующихся на различных сроках гестации, является фето-фетальный синдром. Он характеризуется возникновением аномалий сосудов плаценты и нарушениями роста плодов. Один из детей становится «донором», а другой – «реципиентом». Причем при формировании патологических соединений – анастомозов – страдают оба плода. Происходят аномалии развития жизненно важных систем, поскольку нарушается нормальное питание и кровоснабжение растущего организма. На начальных периодах формирования один из близнецов может исчезать, «уступая» место более сильному.

Единственным методом борьбы с синдромом плацентарной трансфузии является проведение специфического хирургического вмешательства, направленного на восстановление физиологической гемодинамики. Решающую роль в исходе недуга играет своевременность предпринятых мер, а также степень развития патологических изменений.

Причины

В период вынашивания ребенка происходит формирование специализированного органа – плаценты. Она обеспечивает питание и снабжение плодов кислородом. При развитии монохориальных или однояйцевых близнецов малыши имеют общий кровоток. Формируется одна плацента, от которой и отходят канатики к каждому ребенку. Если отсутствуют какие-либо патологии, то детское место разделяется на две своеобразные половины, каждая из которых обеспечивает питание одного из плодов. При фето-фетальном трансфузионном синдроме происходит формирование анастомозов – специфических кровеносных сосудов. Они соединяют части плаценты, что способствует нарушению нормального питания близнецов. Пуповины также подвергаются различным патологическим трансформациям.

Таким образом, фето-фетальный синдром представляет собой нарушение формирования детского места при многоплодной беременности. Гемодинамические расстройства являются результатом аномалии развития сосудов. Если подобные трансформации формируются на раннем сроке, происходит абортирование плодов либо их самопроизвольное исчезновение. Чем позже произошло развитие анастомозов, тем выше выживаемость близнецов. При этом в подавляющем большинстве случаев дети рождаются инвалидами или с уродствами.

Точная причина возникновения подобных аномалий неизвестна.

Классификация и характерные симптомы

Принято выделять несколько степеней тяжести фето-фетального синдрома при двойне. Они дифференцируются по выраженности гемодинамических нарушений и патологии развития внутренних органов. Классификация выглядит следующим образом:

  1. Первая стадия характеризуется изменением количества амниотической жидкости у плодов. «Донор» страдает от маловодия. Это опасно недоразвитием жизненно важных систем и дальнейшей мумификацией. У «реципиента» отмечаются обратные изменения. Этот плод страдает от многоводия, которое также негативно сказывается на процессе закладки и развития внутренних органов. При проведении УЗИ признаки подобных изменений регистрируются уже на 11-й – 15-й неделе.
  2. На второй стадии нарушения носят еще более выраженный характер. У плода-донора отмечается отсутствие наполненности мочевого пузыря. Сам по себе ребенок намного меньше по размерам и может иметь пороки развития. Реципиент значительно крупнее, разница составляет до 20% от массы тела. Его мочевой пузырь переполнен, могут выявляться отечность и уродства.
  3. На третьей стадии при помощи УЗИ диагностируются патологии развития сердечно-сосудистой системы обоих плодов. Это связано с серьезной нагрузкой и гемодинамическими нарушениями. Клапанный аппарат значительно деформирован, что обеспечивает дальнейшее усугубление клинических проявлений синдрома.
  4. Последняя стадия сопровождается гибелью одного из близнецов или сразу обоих. Завершается выкидышем или преждевременными родами.

Синдром плацентарной трансфузии в ряде случаев остается без внимания, поскольку на ранних стадиях никак не проявляет себя. Диагностировать недуг можно только при проведении УЗИ-скрининга, который позволяет сделать своеобразные фото плодов и оценить физиологию кровотока. У женщин также выявляется гипертонус матки. Основным признаком гибели плодов является прекращение их движений или замирание беременности.


Риск осложнений

Последствия аномалий кровоснабжения могут быть фатальными. При отсутствии лечения гибель малышей достигает 90% при позднем формировании патологий. Синдром исчезнувшего близнеца – вариант наиболее мягких проявлений недуга, когда продолжает развитие только один из детей. Существующие на сегодняшний день оперативные техники способствуют повышению выживаемости. Однако даже при наличии соответствующего оборудования и опытного хирурга велик риск рождения ребенка с психологическими отклонениями и аномалиями развития. Важное прогностическое значение имеет своевременное выявление проблемы и ее скорейшее устранение.

Диагностика

Основой подтверждения фето-фетального синдрома является проведение исследования при помощи ультразвука. Если во время скрининга у женщины выявляется монохориальная многоплодная беременность, она вносится в группу риска по развитию патологии. Требуется постоянный контроль состояния близнецов, поскольку анастомозы могут формироваться на любом сроке гестации. УЗИ наиболее информативно начиная со второго триместра. С его помощью проводится оценка строения плодов, а также замеры. Исследование с допплером регистрирует серьезные гемодинамические нарушения, однако выявить их удается не всегда. Эхокардиография информативна на поздних сроках беременности. Она позволяет подтвердить наличие кардиомегалии и сердечной недостаточности у реципиента.

Согласно статистическим данным, фето-фетальный синдром осложняет порядка 8-10% случаев многоплодных монохориальных беременностей. Инциденты развития заболевания остаются незарегистрированными из-за самопроизвольного абортирования. Для подтверждения диагноза важную роль играют два критерия: наличие у близнецов общего хориона, а также маловодие в одном мешке, при котором выявляется максимальный вертикальный карман размером менее 2 см, и полигидрамниоса, когда полость достигает 8 см, в другом. Разработана специальная система, представляющая собой специфическую шкалу для стандартизации изменений при развитии плацентарной трансфузии.

УЗИ-скрининг требуется всем женщинам, у которых выявлена монохориальная беременность. Посещать врача рекомендуется со срока 16 недель, проходя обследование каждые 14 дней. Такая тактика позволит своевременно выявить и начать лечение возможной патологии формирования плодов. Рекомендовано также проведение эхокардиографии для контроля развития сердечно-сосудистой системы детей. Выжидательная тактика без оперативного вмешательства оправдана лишь на первой стадии фето-фетального синдрома, когда выживаемость близнецов достигает 86%. В остальных случаях требуется проведение коагуляции патологических анастомозов.


Необходимое лечение

Консервативные методы при борьбе с фето-фетальным синдромом неэффективны. При наличии аномалии кровоснабжения плоды могут погибнуть или исчезнуть в любой момент беременности. При выявлении патологии требуется проведение операции. Эффективны несколько методик:

  1. Серийный амниодренаж предполагает откачивание вод из полости матки. Это обеспечивает снижение нагрузки на реципиента, однако никак не влияет на выживаемость плода-донора. При этом данная техника не является самой эффективной. При проведении вмешательства смертность близнецов достигает 60%, причем даже при физиологических родах ребенок подвержен риску развития ДЦП.
  2. Септостомия – устаревший метод, который заключается в повреждении внутренней перегородки между близнецами. Это выравнивает давление околоплодных вод, но затрудняет дальнейший мониторинг прогрессирования фето-фетального синдрома.
  3. Коагуляция пуповины предполагает прекращение питания одного плода в пользу более развитого. Подобная операция оправдана только на ранних сроках беременности, пока не успели сформироваться серьезные осложнения. Метод сопряжен с малым риском развития неврологических последствий в послеродовой период.
  4. Наиболее результативная техника хирургического лечения синдрома плацентарной трансфузии – фетоскопическая коагуляция анастомозов. Операция проводится при помощи эндоскопического оборудования. Способ предполагает введение в полость матки специального прибора, который позволяет малоинвазивно избавиться от патологических сосудистых соединений. Такая коагуляция сохраняет оба плода, связана с наименьшим риском развития осложнений и имеет хорошие отзывы, поскольку легко переносится беременными женщинами. Вмешательство требует современного оснащения клиники и опыта проведения операций у хирурга.

Препараты для коррекции микроциркуляции и антиагрегантные средства могут быть использованы в качестве дополнения к хирургическому лечению. При откладывании операции и самопроизвольном разрешении патологии вероятен синдром эмболизации близнецов.

Прогноз

Исход заболевания определяется своевременностью выявления проблемы. Рекомендуется прибегать к хирургическим техникам, поскольку они повышают выживаемость обоих плодов на различных сроках беременности. Фето-фетальный синдром связан с осторожным прогнозом, поскольку даже при борьбе с внутриутробными гемодинамическими расстройствами есть риск развития осложнений в послеродовом периоде. Профилактика заболевания не разработана, поскольку неизвестны точные причины формирования проблемы.

Иногда врачам приходится сталкиваться с тем, что диагностированная ранее многоплодная беременность превращается в одноплодную, так как один из эмбрионов исчезает из матки. О таком проявлении говорят, как о феномене исчезающего близнеца.

Что такое феномен исчезающего близнеца?

Это состояние представляет собой природный защитный механизм, при котором организм женщины не принимает многоплодную беременность и избавляется от одного из детей. В акушерстве и гинекологии этот феномен еще называют спонтанной редукцией плода, что представляет собой исчезновение признаков жизни, в частности сердцебиения у одного из эмбрионов ранее живой двойни.

Почему близнец «исчезает»?

Основными причинами исчезающего близнеца являются психологические и физические аспекты материнского организма:

  • депрессия матери и страх будущего (часто мысли о материальной стороне многоплодной беременности);
  • наличие хронических воспалительных заболеваний органов малого таза;
  • аномалии развития у одного из эмбрионов, в результате чего срабатывает естественный природный отбор;
  • недавняя беременность и роды , в результате которых организм еще не успел восстановиться;
  • слабый иммунитет женщины.

Исчезающий близнец: признаки и симптомы

Если замирание жизни одного из плодов происходит на 7-8 неделях беременности, то клинически в большинстве случаев это никак не проявляется, плодные оболочки замершего плода растворяются в оболочках другого ребенка, и тот продолжает развиваться в матке самостоятельно. Иногда женщина может жаловаться на ноющие спастические боли внизу живота и мажущие из влагалища. В некоторых случаях небольшие кровотечения у женщины могут продолжаться до конца первого триместра, что заставляет ее обратиться к врачу, где и выясняют, что беременность была многоплодной и один из близнецов «исчез».

Как диагностируют исчезнувшего близнеца?

Многие женщины, оказавшись впервые в «интересном» положении, скорее спешат на УЗИ, чтобы убедиться в беременности и своими глазами увидеть малыша. Благодаря современным аппаратам УЗИ наличие многоплодия можно обнаружить уже на 5 неделе беременности. Во время исследования врач четко видит наличие двух плодных яиц в полости матки, на 6-7 неделе на экране монитора хорошо видна пульсация сердечек малышей. Плановое УЗИ в обязательном порядке проводится всем беременным женщинам между 11 и 13 неделями, во время которого врач, как правило, и обнаруживает, что один из близнецов «исчез», и далее беременность будет развиваться как одноплодная.

Исчезающий близнец при ЭКО

Во время искусственного оплодотворения врачи подсаживают в матку женщине сразу несколько эмбрионов, что увеличивает шансы на наступление беременности и имплантацию, хотя бы одного из малышей. Через 2 недели после подсадки женщина должна явиться на контрольное УЗИ, где врач диагностирует успешное прикрепление эмбрионов в матке и показывает пациентке наличие 2 плодных яиц.

Примерно на 7-8 неделях беременности женщина может отмечать появление тянущих спастических болей внизу живота и наличие незначительных кровянистых выделений. При контрольном УЗИ обнаруживается, что в матке продолжает развиваться только один из подсаженных эмбрионов, что часто обусловлено естественной природной защитой материнского организма от чрезмерной нагрузки.

Ирина Левченко, врач акушер-гинеколог, специально для сайта сайт

Близнецы обычно как две капли воды похожи друг на друга. Правда, в случае английских братьев Крейвен это оказалось не так. Все потому, что один из них забирал все питательные вещества себе, пока они находились в утробе матери.

43-летняя Хелен Крейвен всю свою жизнь хотела детей. Правда, ей не удалось встретить достойного мужчину, поэтому она решила сделать ЭКО с использованием донорской спермы. Англичанка не ожидала, что ей удастся забеременеть сразу, да еще и мальчиками-близнецами!

Беременность проходила легко, но на двадцать восьмой неделе врачи заметили, что один из плодов перестал расти. Оказывается, его единоутробный брат стал перетягивать на себя одеяло, то есть попросту начал забирать все питательные вещества.

Медики непонимающе разводили руками, утверждая, что ни разу в своей практике такого не встречали.

Специалисты приняли решение стимулировать роды через три недели. В результате малыши родились на два месяца раньше положенного срока, но врачи просто не могли рисковать здоровьем обделенного пищей брата.

Харрисон родился весом в два килограмма, а Финли - всего лишь в девятьсот восемьдесят граммов! Неонатологам удалось выходить ребенка.

Сейчас, в три месяца, Харрисон выглядит на свой возраст, а вот Финли смотрится новорожденным. По словам Хелен, незнакомые люди считают их старшим и младшим братьями. Согласно заверениям медиков, здоровью Финли ничего не угрожает, и скоро он догонит по размерам своего близнеца.

В своей терапевтической практике я не один раз сталкивался с огромным чувством вины живого ребенка перед нерожденными братьями и сестрами. Причины могли быть самые разные: аборты, выкидыши, замершие беременности, внематочные беременности матери. Так, в ходе моей работы по теме «Личная эффективность и восстановление денежного потока» в 28 случаях из 113 было выявлено, что симптом «патологической скромности» (неразрешение себе права на успех и богатство) связан с нерожденными детьми родителей.

Иногда выяснялось, что в случаях особо сильного чувства вины, «заместитель причины симптома» уходит по линии времени в перинатальный период жизни клиента, а расстановочные тесты подтверждают наличие «исчезнувшего близнеца». Сроки травмы потери близнеца от нескольких часов до нескольких месяцев, но чаще всего 5-8 недель с момента зачатия.

Медикам этот феномен известен как «Феномен исчезнувшего близнеца ». Доктор Чарльз Бокладж в своем труде "Многоплодная беременность: эпидемиология, протекание беременности и дородовый период" проанализировал отчеты о 326 беременностях близнецами и выяснил, что 61 из них закончилась рождением здоровых близнецов, 125 рождением одиночных детей, а оставшиеся 186 были потеряны полностью. "Минимум 10-15% из нас живут, думая, что они одиночнорожденные, хотя на самом деле они только - половинки", - пишет Бокладж.

По сути, потеря близнеца в период внутриутробного развития – это самая первая и очень серьезная травма, которую переживает рожденный близнец. Проявляется эта травма в самых разных симптомах:

- Поиск «брата по разуму», «близкого человека», «воображаемого друга» как заменителя исчезнувшего близнеца. На мой взгляд, сказка «Малыш и Карлсон» - очень хорошая иллюстрация этого феномена. Игры детей с зеркалами – это тоже может быть проявлением поиска своей половинки.

- Периодическое ощущение тоски, пустоты, одиночества, потери (как будто что-то очень важное потеряно навсегда). Можно предположить, что многочисленные пылкие влюбленности, недосягаемость или трагические расставания с объектом своей влюбленности известных поэтов, запечатленные в нетленных стихотворениях – это вечное стремление найти брата или сестру и «материализовать» их хотя бы на бумаге.

- Беспричинное чувство ответственности за что-то, чувства вины , в том числе страстное желание помогать слабым и беззащитным. По моим наблюдениям особенно характерно для психологов, педагогов и представителей других «помогающих профессий». Просьбы детей купить щенка, хомячка или попугайчика и нежная к ним отношение – тоже своеобразная компенсация чувства вины перед братом или сестрой-близнецом.

- Внезапные приступы паники, бессилия, страха . Гранями данной ситуации могут быть восприятие матери как агрессивного и опасного существа, чрезмерная пассивность ребенка, трудности сепарации от родителей и самоидентификации. Например, в случае, если погибший близнец тоже мальчик, выживший может не принимать своей мужественности. Логика выжившего ребенка следующая: «Мама, ты убила одного мальчика. А я лучше не буду мальчиком, только меня не убивай». Таким образом, причины травмы прерванного движения любви к матери может лежать в перинатальном периоде.

- Трудности в сексуальной сфере . Случаи бисексуальности и гомосексуальности, с которыми мне приходилось работать, говорят о стремлении соединиться с близнецом, воспроизвести опыт «блаженства совместности», который был в период внутриутробного развития. Если партнерские взаимодействия носят характер братско-сестринских (когда «секс не имеет особого значения, а чувство счастья от того, что просто сидим рядом запредельно ») – это часто тоже означает поиск близнеца. В одном ряду с этими феноменами стоят «романтические отношения по переписке в интернете», периодические встречи и расставания (недоступность объекта любви) или случаи написания стихов от имени лица противоположного пола.

В книге Берта Хеллингера приведено пронзительное описание потери близнеца. Вот как это происходит.

«Младший из моих детей был однояйцовым близнецом, брат-близнец которого погиб во время шестого месяца бере­менности.

Мой муж и я, глядя на ультразвуковое изображение, виде­ли, как сердцебиение одного из близнецов становилось все слабее и слабее. Второй близнец (который родился и жив сейчас) об­нял брата и держал его до тех пор, пока тот не умер. Затем он отодвинулся в другую сторону. После этого долгое время было очень тихо, ребенок почти не шевелился. Мы видели, что он жив и здоров, но он не шевелился месяцами и не рос, так что мы не верили, что ребенок родится здоровым, потому что он очень мало весил. Беременность длилась на четыре недели дольше рассчитанного срока, в последние недели ребенок набирал вес, пока не достиг нормальной массы. Выживший ребенок никог­да не нарушал пространства, которое занимал до своей гибели его брат. Мой живот просто был сдвинут в одну сторону, потому, что ребенок не нарушал пространства, которое раньше занимал его брат».

Протестировать гипотезу о наличии травмы потери близнеца можно с помощью простой расстановочной техники. На линии времени ставятся два заместителя: «Заместитель клиента на момент зачатия» и «Заместитель близнеца клиента на момент зачатия». Если заместитель близнеца не уходит сразу в сторону из поля расстановки, значит, он был.

Описание сессии с Ванессой

Вот довольно характерный случай в работе с одной клиенткой. Назовем её Ванессой.

У женщины личная жизнь не складывается так, как ей бы хотелось. С последним партнером познакомилась в интернете и поддерживает с ним весьма «странные» отношения. Она время от времени - примерно 1 раз в 2 месяца - приезжает к нему в другой город. Это всегда происходит только по её инициативе. Как только она заходит в его квартиру, она впадает в измененное состояние сознания. Они могут просто разговаривать. Или просто лежать обнявшись. Или спать двое суток, не вылезая из постели. Очень нравится Ванессе то, что, когда она с любимым, она может полностью расслабиться, отключить мозг и ни о чем не думать. Иногда в этих отношениях доходит и до секса. И секс вполне устраивает. И ей, и ему в этом хорошо, пока они рядом.

Как только Ванесса оказывается на вокзале, к ней «возвращается мозг», который настойчиво требует посмотреть на ситуацию более рационально и принять решение: требовать от любимого создания семьи, или расходиться и искать другого человека.

Но как только через некоторое время она снова переступает порог его квартиры, опять сладкий транс расслабления и полное нежелание форсировать ситуацию. И так повторяется каждый раз.

Цель на расстановку клиентка сформулировала так: хочу создать такие условия для партнерских отношений, где присутствовали бы инициатива, забота и проявление знаков внимания со стороны мужчины, с перспективой создания семьи и рождения детей.

Первоначальная гипотеза терапевта была следующей. У обоих партнеров есть переплетения или биографические травмы, которые создают неповторимый узор. Это провоцирует и делает необходимыми именно такие отношения, которые у них сейчас. В случае успешной проработки переплетений и травм возможно изменение отношений партнеров в лучшую сторону или их завершение в пользу отношений с новым партнером.

Первый тест выявил то, что вместо цели Ванесса смотрит на нерожденных братьев и сестер. История её семьи гипотезу подтвердила: у её матери действительно было много выкидышей. И для проработки данной причины проблемы были применены методы классической семейной расстановки.

Второй тест показал значительное улучшение состояния заместителя Ванессы. Он стоял прямее и устойчивее, плечи развернул шире. Но он по-прежнему не смотрел на цель, по-прежнему разворачивался в сторону нерожденных братьев и сестер. Кроме того, добавилось новое и очень яркое телесное ощущение: как будто вся энергия тела прилила к коже, равномерно по всему телу, начиная от поясницы вверх. Но это было не распирание изнутри вовне. А как будто вся кожа пронизана иголками или жжением от горчичников.

Была сделана гипотеза , что это ситуация расставания с братом-близнецом, развитие которого угасло очень рано. Эта гипотеза подтвердилась в тестировании. Момент зачатия переживалось обоими заместителями как радостный праздник.

1 неделя развития: ключевое акцент в ощущениях и движениях заместителей – покачивание («как водоросль в волнах»).

2 неделя развития: ключевое акцент – внимание друг к другу, взаимная теплота и желание телесного контакта.

3 неделя развития: ключевой акцент – у заместителя Ванессы идут слезы, заместитель её брата равнодушно отходит в сторону.

4 неделя развития: ключевой акцент – много слез у заместителя Ванессы.

Последующий этап внутриутробного развития – это постепенно привыкание к ситуации. В момент родов и сразу после заместитель Ванессы чувствовал себя нормально, бодро.

Для проработки травмы перинатального периода проблемы использовались интегративные методы, сочетающие в себе приемы расстановочной, процессуальной, телесно-ориентированной работы и НЛП.

В заключении еще раз хочу подчеркнуть. Весьма вероятно, что тесная связь, возникающая между близнецами в короткий период их совместного существования, и травма в момент исчезновения одного из них, являются весьма распространенным феноменом и весьма серьезным испытанием для человека. Впоследствии это может оказывать влияние на все сферы жизни человека. Усугубляется это сложностью диагностики характера беременности на ранних сроках.

Проработка этой травмирующий ситуации в рамках любого метода психотерапии дает человеку огромный ресурс для счастливой, успешной, здоровой и богатой жизни.

Клиенты после таких расстановок говорят:

- «У меня как будто камень с души упал. Состояние совершенно новое! От того, что было раньше, отличается как небо и земля!»

- «Жить стало легче, жить стало веселей! В сердце больше не щемит. Нет вечного кома в горле».

- «Плечи расправил! Выпрямился! Груз не давит!»

- «Вышла из некого транса! Оглянулась вокруг: и жить хорошо, и жизнь хороша!»

- «Это что-то! Это просто море любви и неземного блаженства! Как я благодарна своему близнецу за такие яркие ощущения!»

Приходите к нам в Центр семейного консультирования «ОЛЬВИЯ». Участвуйте в системных расстановках, прорабатывайте свои травмы и системные переплетения. Берите из ситуации с исчезнувшим близнецом огромный ресурс! Завершайте траур и просто радуйтесь жизни.

Делайте свою жизнь здоровой, счастливой, успешной! А системные расстановки вам в помощь!

Полный текст

Интерес исследователей с каждым годом все чаще сосредотачивает­ся на проблемах раннего развития человека. При этом, говоря о личност­ных особенностях человека, важно понимать, чем они обусловлены. Зна­чительный вклад в понимание детерминации развития человека внесла Теория Вероятностного Эпигенеза Гильберта Готтлиба (2002), которая ут­верждает, что развитие (в том числе пренатальное) определяется «крити­ческим взаимодействием эндогенных и экзогенных факторов на четырех уровнях (генетическая деятельность, нейрональная деятельность, поведе­ние и окружающая среда). С этой точки зрения функция (опыт, или «функциональная деятельность», или «поведение») влияет на соответст­вующую структуру. Можно сказать, что там, где происходит развитие, фак­торы окружающей среды определенно играют свою роль: нет развития без опыта. Таким образом, факторы окружающей среды влияют на развитие еще нерожденного человека «с самого начала» и даже до того, например, через уникальные индивидуальные качества спермы и яйцеклетки, через качество физической и эмоциональной экологии женского тела и т. д. Эта перспектива также применима к анатомии и физиологии, как и к поведе­нию и эмоциональному опыту. Именно пренатальное развитие ясно пока­зывает, что тело и психика неразрывно связаны.

Окружающая среда, особенно в течение определенных чувствитель­ных фаз, может оказать влияние на еще нерожденного человека и, вероят­но, на всю его жизнь. Были сделаны удивительные находки в исследова­ниях «пренатального программирования» хронических заболеваний, та­ких как сердечно­сосудистые заболевания, повышенное давление, диабет и ожирение. Эксперименты на животных показывают, что плод адаптиру­ется к враждебным условиям окружающей среды, используя свою энер­гию, в первую очередь, для развития мозга и в гораздо меньшей степени для развития других телесных функций. В результате это приводит, кроме всего прочего, к меньшему весу при рождении, который рассматривается как симптом неоптимальной пренатальной окружающей среды .

На сегодняшний день проведен целый ряд исследований, посвя­щенных теме пренатальных и перинатальных влияний на личность и пси­хофизическое развитие человека. Например, исследования стресса и пси­хотравмирующих ситуаций представляют доказательства того, что не только физические, но также и психологические условия, будучи переда­ваемыми организмом беременной женщины, влияют на психофизическое развитие ребенка. Долгосрочные исследования показывают, что последст­вия пренатального стресса и психотравмирующих ситуаций могут быть самые различные. Приведем примеры только некоторых из них. В мла­денческом возрасте это невропатия, чрезмерная возбудимость и наруше­ние саморегуляции. В детском возрасте это более раннее появление стра­хов, снижение адаптивности, недостаточный контроль импульсов, повы­шенная агрессивность, эмоциональные расстройства, поведенческие на­рушения и высокий уровень социальных проблем. Во взрослом это могут быть специфичные страхи, склонность к асоциальному и суицидальному поведению, конфликтность и стремление самоутвердиться, нарушения по­ловой идентификации, поиск помощи извне в ситуации стресса и др. . Ряд этих последствий может оставлять заметный отпечаток на лич­ности человека и, возможно, на всю его последующую жизнь.

Одним из малоизученных, но очень важных пренатальных факто­ров, влияющих на личностные особенности человека, является «синдром исчезнувшего близнеца». Суть этого синдрома заключается в том, что во время беременности двойней на определенном сроке, как правило, в пер­вом триместре, один из близнецов по ряду причин погибает. В некоторых случаях зародыш вместе с зародышевым мешком абсорбируется в орга­низм матери или близнеца, в других случаях происходит выкидыш, но, так или иначе, теряется только один ребенок из пары .

Об этом феномене в психологическом аспекте зарубежные ученые впервые активно заговорили в 80­е – 90­е годы ХХ века. К этому периоду был накоплен значительный практический опыт «клиент­терапевтических» отношений по данной проблеме, и по мере совершенст­вования процедур УЗИ, все больше прояснялись и подтверждались под­линные психологические причины возникающих у ряда детей и взрослых психологических затруднений. Отметим, что мнения ученых расходятся в вопросе о том, с какого срока беременности потеря близнеца оказывает влияние на выжившего близнеца. Одни авторы считают, что о последстви­ях утраты можно говорить только в случае гибели эмбриона после 10–15 недели беременности , другие говорят о том, что психологические последствия утраты могут иметь место и до 10–12 недель . В на­стоящее время споры по этому вопросу продолжаются, и в данном направ­лении необходимы дальнейшие исследования.

Для того чтобы понять последствия потери близнеца, необходимо понять характер их взаимоотношений. Близнецы имеют сильную привя­занность друг к другу. Р. Сэндвисс говорит о том, что связь между ними может быть настолько глубокой и интимной, что она пересекает эмоцио­нальные, психологические, духовные и даже физические границы . Науке известно много фактов, когда близнецы разделены с рождения, но интуитивно знают о существовании брата или сестры. А в случае воссоеди­нения во взрослом возрасте между ними быстро устанавливается высокий уровень интимности, свойственный близнецам, растущим с рождения вме­сте . Потеря близнеца может вызвать глубокое потрясение. Это может привести к нарушениям идентичности, стратегий выживания, механизмов совладания со стрессом, а также может стать основой эмоциональных и психологических проблем у выжившего близнеца. Ряд психологов утвер­ждают, что выжившие близнецы могут настолько глубоко страдать от по­тери, что некоторые из них требуют поддержки на протяжении всей жизни .

Дж. Вудвард, психотерапевт из Великобритании, провела обширные исследования потери близнецов в своей клинической практике. Она при­шла к выводам, что такого рода потеря может повлиять в целом на лич­ность выжившего близнеца, его способность доверять окружающим, на его эмоциональное состояние, на желание жить .

Другой психотерапевт из Великобритании, О. Сэндбэнк, приводит доказательства влияния пренатальных и перинатальных потерь близнеца на личность выжившего. В частности, некоторые из них переживают глубо­кое чувство утраты без сознательного знания того, что они близнецы . В свою очередь, американская исследовательница К. Дэнис говорит о том, что страх спать в одиночестве, внезапный страх потеряться или быть брошен­ным, глубокое одиночество, беспокойство, возвращающиеся сны о близне­це, расстройство пищеварения, «голоса», критическая эмоциональная чув­ствительность, шизофрения и даже раздвоение личности – все это может быть следствием «синдрома исчезнувшего близнеца». Если выживший близнец не знает, что он «безблизнецовый близнец», он не может справить­ся с этими непонятными эмоциями. Если же он знает о том, что потерял близнеца, то возможности терапии такой травмы очень велики .

На основании анализа работ разных авторов можно выделить сле­дующие психологические проявления последствий утраты близнеца в утро­бе матери: склонность к депрессии, изоляции, одиночеству, чувству вины, чувству незащищенности, тревоге, горю, печали; триада чувств «вина, гнев, страх»; восприятие мира как небезопасного, страх смерти, агрессия по от­ношению к окружающим; дезориентация, диссоциация, нарушения струк­тур привязанности; сложности идентификации и выстраивания отношений; психосоматические расстройства и др. .

По результатам данных исследований мы видим, что выживший близнец может переживать патологическое горе, иметь разного рода эмо­ционально­личностные нарушения и психосоматические заболевания, что, несомненно, делает очень значимой проблему психологической помощи и поддержки людям, потерявших близнеца до рождения. Здесь важно при­нимать во внимание принятое в современной психологии и психотерапии многими авторами мнение о том, что чем раньше в онтогенетическом цикле произошла потеря или травма, тем более глубинные структуры психики она затрагивает. Также необходимо подчеркнуть значимость того, чтобы роди­тели знали об исчезновении одного из своих близнецов и говорили об этом с выжившим ребенком. Для этого необходима комплексная систематиче­ская работа по психологизации современного общества.

Дмитриева С.С., Панченко Л.Л. «Синдром исчезнувшего близнеца» как один из пренатальных факторов формирования личностных особенностей человека // Социосфера. 2010. № 4. С. 82-85. Скопировать

Литература

  1. За рубежом. – № 7. (1440). – 1988.
  2. Забозлаева И. В., Козлова М. А., Чернышева Л. В. Влияние психотравмирующих ситуаций во время беременности на дальнейшее развитие ребенка // Перина­тальная психология и нервно­психическое развитие детей; Сборник материалов межрегиональной конференции. – Спб., 1998.
  3. Захаров А. И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей // Пе­ринатальная психология и нервно­психическое развитие детей: сборник материа­лов межрегиональной конференции. – Спб., 1998.
  4. Кренц, И. Кренц Х. Пренатальные отношения: размышления об этиологии рас­стройств личности // Психотерапия: Ежемесячный рецензируемый научно­практический журнал. – 2003. – № 8. – С. 25–34.
  5. Лившиц В. М. Перинатальная психология // Научная и популярная психология: история, теория, практика URL: http://www.psychology­online.net/link.php. (дата обращения 20.12.2009).
  6. Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5–7 лет // Вопросы психологии. – № 4. – 1997.
  7. Babcock B. H. (2009). My twin vanished: did yours? USA, Tate Publishing&Enterprises, LLC.
  8. Boklage C. (1981). Twin Research 3: Twin Biology and Multiple Pregnancy, pp 155–165. On the Timing of Monzygotic Twinning Events.
  9. Brandt, W. (2001). Twin loss: a book for surviver twins. Leo, IN: Twinsworld.
  10. Case, B. (2001). Living without your twin. – Portland, OR: Tibbutt.
  11. Dennis Caryl, (1997), Whitman Parker. The Millennium Children:Tales of the Shift.
  12. Huizink A. (2000). Prenatal stress and its effect on infant development. Unpublished doctoral thesis: http://www.library.uu.nl/digiarchief/dip/diss/1933819/inhoud.htm .
  13. Nathanielsz PW. Life in the womb: The origin of health and disease. Ithaca, New York: Promethean Press, 1999.
  14. Piontelli, A. (2002). Twins: From fetus to child. – London: Routledge.
  15. Sandbank А. (1999). Twin and Triplet Psychology: Multi­Professional Guide to Working with Mulitples. – London: Routledge.
  16. Segal, N., & Blozis, S. (2002). Psychobiological and evolutionary perspective on coping and health characteristics following loss: A twin study. Twin Research, 5(3), 175­187.
  17. What Are the Rates and Mechanisms of First and Second Trimester Pregnancy Loss in Twins? // Clinical Obstetrics and Gynecology: March 1998. – Volume 41. – Issue 1. – pp 37–45.
  18. Woodward, J. (1999). The lone twin: Understanding twin bereavement and loss. – Lon­don: Free Association Books.